блаженный Аврелий Августин

Глава VII

Почему некоторые младенцы умирают еще до крещения

31. Однако те, кто полагают, будто у Бога есть лицеприятие, когда при равных обстоятельствах одним ниспосылается Его милосердие, а на других остается Его гнев, теряют, без всякого сомнения, всю силу своих доводов, как только речь заходит о младенцах. Я не буду говорить сейчас о том, что и младенцы, пусть даже только что вышедшие из материнской утробы, не исключаются из того наказания, рассуждая о котором, апостол говорит: Преступлением одного – всем человекам осуждение; и от этого осуждения не избавляет никто, кроме одного Того, о Ком тот же апостол говорит: Оправданием одного – всем человекам оправдание к жизни108. Итак, опущу я сейчас все это и скажу о младенцах лишь то, что и [пелагиане], устрашенные евангельским авторитетом, – а скорее сломленные полнейшим согласием веры христианского народа, признают без всякого возражения, – [а именно] что никакой младенец не войдет в Царство Небесное, если не будет он возрожден водою и Духом109. И я спрошу у них, какую причину они приведут, по которой устраивается так, что один младенец исходит отсюда крещенным, а другой бывает предан в руки неверующих, или же, [рождаясь] у верующих, умирает прежде, чем будет принесен ими для крещения? Неужто припишут они это року или судьбе? Не думаю, что низвергнутся они в такое безумие, если они хоть немного желают удержать за собой имя христиан.

Различная участь младенцев – это тайна благодати

32. Итак, почему ни один младенец не войдет в Царство Небесное, если не принял он омовения возрождения (lavacrum regenerationis)?110 Разве сам он выбрал себе неверующих или небрежных родителей, от которых родился? А что сказать мне о бесчисленном количестве неожиданных или внезапных смертей, которые часто упреждают детей даже верующих христиан и лишают их крещения; тогда как, с другой стороны, дети нечестивцев и врагов Христа, попадая неким образом в руки христиан, отходят из этой жизни не без таинства возрождения? Что скажут здесь те, кто полагают, будто для дарования благодати должны предшествовать некие человеческие заслуги, чтобы не оказался Бог лицеприятным?111 Какие же заслуги предшествовали здесь? Если ты задумаешься о самих этих младенцах, то нет у них личных [заслуг], и для обоих общей является упомянутая смесь [греха]; а если обратиться к родителям, то найдешь добрые [заслуги] у тех, чьи дети гибнут внезапной смертью без Христова крещения, а злые – у тех, чьи дети благодаря некой распорядительности христиан достигли церковных таинств. И однако Промысл Божий, для которого и волосы наши сосчитаны, без воли Которого малая птица не упадет на землю112, который роком не подавляется, которому никакие превратности судьбы не препятствуют, который не повреждается никакой несправедливостью, он не позаботился о том, чтобы все младенцы его сынов возрождены были для небесного наследия, но позаботился, чтобы некоторые младенцы нечестивых были возрождены. Один младенец, рожденный от верующих супругов, встреченный радостью родителей, бывает придавлен матерью или кормилицей во сне и таким образом оказывается изгнан и отлучен от веры своих [родителей]; другой младенец, рожденный от преступного разврата, выкидывается из-за жестокого страха матери, подбирается по милосердному благочестию чужих людей и ими крестится по христианскому обыкновению, так что становится наследником вечности и причастником Царства. Об этом пусть задумаются они, об этом порассуждают, здесь пусть дерзнут назвать Бога или лицеприятным в Своей благодати, или воздающим за предшествующие заслуги.

Непостижимы суды милосердия и справедливости Божией

33. Ведь даже если могут они попытаться разыскать у более старших по возрасту какие-нибудь добрые или злые заслуги, то что скажут они об этих младенцах, из которых первый не мог никакими личными злыми заслугами приобрести жестокость придавившей его, а второй не мог никакими добрыми заслугами стяжать усердие крестившей его? Слишком суетными и слепыми окажутся они, если, рассмотрев это, не сочтут достойным воскликнуть вместе с нами: О, бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его!113 Итак, пусть они не противятся безвозмездному милосердию Божию в своем чрезмерно упорном безумии. Пусть позволят Сыну Человеческому независимо от возраста человека находить и спасать погибшее114; пусть не дерзают судить о непостижимых судах Его, [и размышлять], почему в одном и том же случае на одного нисходит Его милосердие, а на другом пребывает Его гнев.

* * *

*

J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 874–891. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.

108

Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни

109

Ср.: Ин 3:5.

110

Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту. 96-128 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle