И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 5. Соотношение Заветов и главный предмет Священного Писания

Итак, мы продолжаем с вами <рассматривать> вводные предварительные свѣдѣнія к изучению Священного Писания, и <в> прошлый раз мы с вами закончили сложную тему: Богодухновенность Священного Писания. Мы увидели, что, не имея этого в личном религиозном опыте, говорить о состоянии человека, когда в нём начинает действовать Божественный Дух и ставит его на пророческое служение – очень трудно. Только исходя из опыта тех, кто этот опыт пережил и кто о нём записал, засвидетельствовал, можно делать какие-то выводы.

И мы сказали, что эпиграфом к этой теме может быть выражение, что никогда по воле человеческой не произносилось пророчество, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (см. 2Пет. 1:21) – вот они, органы Святаго Духа.

В Писаниях их то, что они говорят от Бога, все их речи предваряются одним предложением: так говорит Господь! (см. Исх. 32:27), или: была на мне рука Господня! (см. Иез. 33:22), или: я был в Духе в день воскресный и услышал голос (см. Откр. 1:10). Вот эти состояния, конечно, великие состояния, но они даются не всем, а по особому промыслу Божию. Хотя у Апостола Павла есть желание, чтобы все пророчествовали (см. 1Кор. 14:1–5).

Откройте, пожалуйста, книгу Числ. И найдём с вами, вот какую главу найти – вот это вопрос, какую главу-то? Пока не могу сказать, пока не придёт на память – не могу. Вот иногда бывает так – захлестнёт, и смотришь, и не видишь.

Апостол Павел выражает желание, чтобы все обладали пророческим даром. Но и пророки должны вести себя согласно действию в них Духа Святаго. Если в общине снизойдёт Дух Божий на несколько человек разом – а такое было в первых христианских общинах, – то они должны пророчествовать, соблюдая, образно говоря, очередь, а не говорить всем вместе; иначе, перебивая друг друга, они приходящих приведут в смущение. И духи пророческие повинуются Духу Божию (см. 1Кор 14:32). Вот это нужно иметь в виду, потому что много лжепророков было, которые действовали параллельно с ними и низводили, образно говоря, на нет их деятельность. Почему? Потому что они льстили народу, князьям, царям, первосвященникам, и, конечно, их слушали с удовольствием, а <вѣдь> никому не нравится, когда его обличают, да ещё при людях.

Следующая тема за этим должна быть вот такая:

Соотношение Заветов и главный предмет Священного Писания

Ну, давайте определимся со второй половиной этой темы. В слове Божием тысячи тем, но все они подчиняются одной, главной, которая красной нитью проходит через всё Священное Писание. Какая же это главная тема? Этой главной темой является домостроительство, или история нашего спасения. Как Бог строил спасение людей после их грехопадения и изгнания из Рая? Какие меры Он предпринимал, какой народ избрал, с какой целью светом во откровение языков (см. Лк. 2:32) должен быть этот народ и дать из своей среды Мессию? Вот это и есть главный предмет. Вы можете спросить: а с какого момента началась эта история домостроительства нашего спасения? И вот ответ-то будет самый неожиданный.

Откройте все 1-е Соборное Послание Петра, 1-я глава. В этой 1-й главе я читаю вам текст с 17-го стиха:

«И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего [наша жизнь называется временем странствования. Действительно, мы живём не на родине, а в эмиграции, мы – странники. Наше отечество на Небесах], зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания міра, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога».

Вот, исходя из этого текста, в Промысле Божием наше спасение началось с момента, когда ещё и міра не было, прежде мір не бысть, прежде создания міра в Совете Святой Троицы было определено, Кто будет спасать этот падший мір. Вот Им и является Вторая Ипостась, Господь наш Иисус Христос, поэтому дорога цена искупления. Драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного ещё прежде создания міра. И вот этого непорочного и чистого Агнца, предназначенного для искупления міра, в VІІІ-м столетии в пророческом видении, которое является апогеем пророческого прозрения, увидел пророк Исаия.

Открываем 53-ю главу пророка Исаии. Прочитав эту главу, вы увидите, что он стоял на Голгофе и как будто с натуры списывал всё, что там происходит. Но читать 53-ю главу нужно с конца 52-й. Читаю вам 52-ю главу, 13-й стих, и сразу же перехожу к 53-й. Смотрим.

Ис. 52:13–15; 53:1–8

«Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится [Но это будет после страданий. «Возвысится и вознесётся и возвеличится», потому что одержит победу над смертью, “смертию смерть поправ”. А что будет прежде этого величия?]. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! [Вѣдь Пилат, чтобы вызвать у народа, вероятно, жалость, вывел к ним вот такого Христа, думая, что они содрогнутся, пожалеют Его, но вместо этого ещё большее озлобление и требование, чтобы распять. Как будто народ упивается испарениями крови. Он жаждет смерти. – “Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих!”] Так многие народы приведет Он в изумление; Цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят То, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали».

А вот дальше 53-я глава – апогей пророческого прозрения.

«Господи [это спрашивает пророк, обращаясь к современникам]! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он [Христос] взошел пред Ним [Богом Отцом], как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его [это говорит Исаия о себе, а Исайе это всё уже было открыто], и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему [Вот Христос в полном уничижении]. Он был презрен и умален пред людьми, Муж скорбей [вот одно из имён Божиих – Муж скорбей], и извѣдавшій болезни, и мы отвращали отъ Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. [Потому что духовные руководители народа так настроили народ. А народ что стадо. Вот все показывали руками, куда идти, в какую сторону нужно идти. Это стаду можно показывать] Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание міра нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих» [не отверзал ни перед Пилатом, ни перед Иродом Антипой, ни перед судьями – а что отверзать? О чём говорить, когда уже всё было сказано, и когда любое слово обращалось против него, и всё уже заранее было решено].

А вот дальше идут стихи, которые употребляются каждый день, когда священник готовится служить Литургию. Как вы знаете, её предваряет Проскомидия, когда заготавливается Агнец – это будет будущее тело Христа во время эпиклезиса на Литургии во время «Тебе поем», когда призывается Дух Святый на хлеб и вино и они претворяются в Тело и Кровь. Так вот это сначала нужно приготовить. Большая агничная просфора. Вот священник берёт эту большую просфору, ставит на жертвеннике на дощечке; в правой руке у него копие, и отрезая правый бок, он произносит слова: Яко овца веденъ былъ От на закланіе, – поворачивает другой стороной и отрезает следующий бок, – и какъ агнецъ предъ стригущимъ Его безгласенъ, такъ Онъ не отверзалъ устъ Своихь. – Поворачивает третью сторону и отрезает копием, – Отъ узъ и суда Онъ быль взятъ; – и четвёртую сторону, – но родъ Его кто изповѣсть? – Кто определит, откуда Он произошёл? Забыли все, что Он из Вифлеема, думали, что из Назарета, и вообще думали, что это обычный человек. Вот эти обрезки и будут составлять антидор, но нужно подрезать ещё низ, чтобы вынуть часть эту. Следующие слова – Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступленія народа Моего претерпел казнь. – Поддел низ, вынул и ставит на дискос. Затем этим же копием вонзает в левый бок и произносит уже слова из Евангелия (см. Ин. 19:34–35): Единъ отъ воинъ копіемъ ребра Его прободе и абіе изыде кровь и вода и видевый свидѣтельствова и истинно есть свидѣтельство его.

Вот этот будущий Агнец, Который во время канона Евхаристического <как безкровная Жертва приносится в воспоминание крестной смерти Спасителях <Канон> начинается <пением>: Милость міра Жертва хваления. И когда хор поёт Тебе поем, священник, указывая рукой на этого Агнца, произносит слова: И сотвори убо хлѣбъ сей Честное Тѣло Христа Твоего, – указывает на чашу, – а еже въ чашѣ сей, Честную Кровь Христа Твоего.

И вот дальше идут самые важные слова: Преложив Духом Твоим Святым. – Троекратное Аминь. Благословляется всё вместе, и с этого момента происходит таинство Пресуществления. И когда священник выносит чашу причащать к народу, он говорит: Сіе есть Тѣло и Сія есть истинная Кровь, – это уже не вино и хлеб, а Тѣло и Кровь Христовы. Откуда берётся это всё? Это берётся из Ветхого Завета. Поэтому надо этот Завет Ветхий и Новый рассматривать в их онтологическом природном единстве. Да, продолжаю дальше:

Ис. 53:9–12

«Ему назначали гроб со злодеями [тела распятых сбрасывали в ров], но Он погребен у богатого [Иосиф Аримафейский уступил Ему свою гробницу], потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления [а вот Он и был Сам Этой Жертвой умилостивления], Он узрит потомство долговечное [в лице христиан, в лице последователей, верующих людей], и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Правѣдник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими [как победителю], и с сильными будет делить добычу [это сравнение. Господь опять войдёт в ту славу, какую имел у Отца прежде бытия міра], за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Ну вот, как можно было всё это считать, что это постфактум, после совершившихся событий? Когда это за семь с половиной столетий было открыто пророку Исайе. И вот 53-я глава. Ему по этому прозрению равен только 21-й псалом. Потом дома вы посмотрите 21-й псалом. Элои! Элои! ламма савахфани? – Боже Мой, Боже Мой, почто Ты Меня оставил (см. Мк. 15:34) – вот Давид написал и также изобразил страдания Христа на Голгофе.

Теперь что же нам сказать с вами на предмет соотношения? Вы должны записать, что Ветхий Завет в Новом раскрывается, а Новый Завет в Ветхом скрывается. Вот они природное единство и составляют, и, по существу, нужно говорить не о книгах Священного писания, а о Книге, единой Книге с большой буквы. И мы сейчас это посмотрим с вами на некоторых текстах.

Откройте Евангелие от Матфея. Евангелист Матфей писал для уверовавших иудеев. И для них было очень важно представить Его генеалогию и доказать, что Мессия Христос есть Тот Самый, Который обѣщан пророками. Поэтому Матфей начинает своё Евангелие с родословной Христа и ведёт её от Авраама.

Действительно, с Авраама начинается история праотцев. Бог из всех племён в семействе Фарры усмотрел Себе человека веры (см. Быт. 12:1–3). И вот говорится: «Родословная Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова. Авраам родил Исаака [Но вѣдь у него был и Измаил, у него были дети и от Хеттуры. Почему не все входят в родословную Христа? Потому что не с ними линия Завета. Линия Завета идёт чрез Исаака, поэтому так и говорится: «Авраам родил Исаака]; Исаак родил Иакова [Позвольте, он родил близнецов: Исава, или Едома, и Иакова. Первенец был Исав, но он продал за чечевичную похлёбку своё первородство и, вообще, был человек необузданных страстей, и Бог его отверг. Линия пошла через Иакова]; Иаков родил Иуду и братьев его [Позвольте, у Иакова было двенадцать сыновей от четырёх жён, а вот почему-то сразу говорится об Иуде. Потому что из 12-ти сыновей линия Завета пошла через Иуду, и он получит мессианское пророчество. Перед смертью Иаков, умирая, скажет Иуде: “Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов ” (Быт. 49:10), – вот, я чувствую, что эти слова совершенно вам трудно и понимать, и <плохо > вмещаются.

Да, мы вне библейского контекста живём, мы не знаем Священного Писания Ветхого Завета, да и Нового. Вот, следовательно, когда нужно ждать Мессию, приход Его: когда отойдёт скипетр от Иуды, а скипетр – символ Царской власти, то есть переводи: когда Иудея лишится политической самостоятельности и когда на престоле Давидовом сядет ставленник Римлян. А это был Ирод Великий.

И когда он с 37-го года стал Царём в Иудее, <тогда> вплотную приблизились мессианские времена, отошёл скипетр от Иуды – жди со дня на день прихода Мессии. Поэтому и было такое напряжённое ожидание. Дальше:]; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари [от своей невестки, и вот близнецы, <а> линия пошла через Фареса, а не через Зару. Иоанн Златоуст говорит: да как помещать в родословную Христа таких людей, которые запятнали себя такими пороками? Во-первых, нет человека, который жив был бы и не согрешил, и, во-вторых, Христос берёт на Себя позор всех Своих предков – все их негативные поступки Он берёт на Себя]; Фарес родил Есрома [О нём ничего неизвестно]; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы [вот Салмон родил Вооза, а Вооз]; Вооз родил Овида от Руфи [книжечку Руфь знаете? Маленькая книжечка Руфь, четыре главы из эпохи Судей – моавитянка, язычница, и, тем не менее, она стала женой вот того Вооза, богатого землевладельца из Вифлеема. От них родился Овид, от Овида родился Иессей, а от Иессея родился Давид – вот первая часть родословной. От Давида через Соломона династия и родословная доводится до Иосифа, мужа Марии, сказано] (Мф. 1:1–5).

Посмотрите 16 стих: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии<...>». Дальше не сказано, что Иосиф родил Иисуса. Потому что Иосиф никакого отношения к рождению Христа не имеет. Поэтому текст звучит так: «Иаков родил Иосифа мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос». – Вот, для них это было очень важно.

Дальше, вот Иосиф смущается видением непразднства Марии и думает тайно отпустить Её, но что говорит он – 22-й стих: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил».

Через пророка всё сие произошло, потому что об этом было сказано уже. Посмотрите дальше – 5-й стих 2-й главы: «ибо так написано у пророка, в Вифлееме Иудейском: И ты, Вифлеем [6-й стих], земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

Михей за несколько столетий предсказал место, где родится Христос. На требование Ирода: где должно родиться Христу, члены синедриона отвечают: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано. А где это написано? В книгах Ветхого Завета.

Дальше. Вот избиение младенцев, 17-й стих: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: ʽʽглас в Раме слышен” <...>» – и так далее. Вот эти бесконечные ссылки на Ветхий Завет и были теми аргументами для них, для иудеев, уверовавших во Христа, против которых они ничего не могли и возразить. Значит, Новый Завет скрывается в Ветхом. И если бы мы с вами по какому-то случаю утратили весь Новый Завет, мы могли бы его полностью реконструировать по одной только книге – по Псалтири. Псалтирь, считайте, это ветхозаветное Евангелие. Столько Давид сказал там пророчеств о Церкви, о Христе, о спасении, о воскресении, о распространении Церкви и Её славе, что диву даёшься, когда читаешь. Как заслужил Давид от Господа такой уровень? И сравнить-то его не с чем! Следовательно, понятны будут выражения, что Ветхий Завет раскрывается в Новом, а Новый скрывается в Ветхом.

Откройте Евангелие от Луки, последнюю главу, 24-я глава. В этой главе речь идёт о явлениях воскресшего Христа. Вот Он воскрес на третий день после погребения, и идут первые Его явления. И вот <, услышав> об этом самом, о явлениях, – а поскольку первые явления были жёнам-мѵроносицам, а не богословам-Апостолам, разбежавшимся от страха, – <они и не поняли сначала, о чём вообще идёт речь>, вот они слышали что-то об этих явлениях и недоумевают, как к этим слухам относиться. И вот два из них – Лука и Клеопа – идут в Эммаус, и к ним приближается Иисус, но глаза их, сказано, были удержаны, и они не узнали Его. Думали, что это какой-то путник.

Лк. 24:15–27, 44–48

«И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны [И вот посмотрите, какой уровень был. Даже после всех этих событий] ? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк [вот для них Он всё ещё пророк], сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: [а вот то, что Он сказал им, относится полностью и ко всем нам, здесь сидящим] о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея [а под Моисеем нужно разуметь первые 5 книг – Тору], из всех пророков [а это второй объём Писаний, Набиим], изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» [а это третий объём Писаний, Кетубим].

У евреев, я вам говорил, Библия не издаётся в одном томе, а в трёх: Тора, Набиим и Кетубим. Следовательно, исходя из этих слов, весь Ветхий Завет говорит о Христе. Нужно только усмотреть, как же он говорит о Христе: в пророчествах, в знамениях, в событиях, в каких-то действиях – и вот весь он звучит и ведёт нас к Евангелию, к порогу этому Новозаветному – и когда он приведёт и исполнит свою роль детоводителя-педагога, он отходит в сторону, потому что наступает Новый Завет.

Смотрим дальше, посмотрите 44-й стих:

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в пророках и Псалмах [то есть во всём Ветхом Завете. А вот дальше фраза]. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний [надо просить Господа, чтобы Он отверз наш ум к уразумению Слова Божия. Ум нуждается в просвещении. Наш ум не является умом Христовым – он часто во власти диавола, во власти страстей, он омрачён, глаза наши удержаны, мы не узнаём Христа в Его слове: «О несмысленные и медлительные сердцем» – это сказано о нас с вами. Поэтому надо просить Господа, с верой большой просить, чтобы Он отверз нам ум к уразумению слова Божия. Дальше Он им говорит:]. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповѣдану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидѣтели сему».

Следовательно, вся история – она предсказана и в Новом Завете исполняется; и вот смотри, как она была предсказана, и увязывай с этими событиями. Вот, если кратко сказать, по теме: «Главный предмет и соотношение Заветов». Они в природном онтологическом единстве находятся между собой, и нельзя рассматривать: Ветхий Завет – это первый том, Новый Завет – это второй. Ничего подобного. Это единая книга, которая благовествует нам о домостроительстве нашего спасения.

Теперь запишите следующий пункт:

Исторический и духовный смыслы Священного Писания

Здесь нужно сказать следующее. Что в Священном Писании наблюдаются два основных смысла. Запишите:

1 – буквальный, или исторический, когда текст надо понимать так, как он написан;

2  – духовный, или таинственный, когда смысл скрыт за словом.

Самый распространённый литературный жанр – это притчи; и вот Спаситель, говоря притчу, которую Он берёт из окружающей действительности, добавляет: имеющий уши слышать, да слышит (см. Мк. 4:9). То есть мы не должны останавливаться на тексте только, а посмотреть, что же Он хотел этим сказать? Какой таинственный смысл скрывается за Его словами? И вот этих ключевых слов в Писании очень много.

Вот я вам для примера буду говорить:

Камень – Палестина, каменистая страна; Камень – это строительный материал. А вот духовный смысл какой этому слову?

Камень, который отвергли строители, но который оказался главой угла (см. Лк. 20:17), Он-то и есть камень спасения – Христос: На камени мя вѣры утвердивъ, расширилъ ecu уста моя на враги моя, возвесели бо ся духъ мой (Ирмос 3-й песни 2-го гласа).

На чём нужно строить свой дом? – На камне. То есть на Христе, а не на песке (см. Мф. 7:26). Только на таком основании здание выдержит и ветры, и разливы рек, и бури, а на песке не устоит дом тот.

Камень, следовательно, вот вам – это Христос, камень драгоценный. Вот, Я полагаю на Сионе камень, верующий в него не постыдится (см. 1Пет. 2:6). Ну не в камень же мы с вами веруем?

Пожалуйста: Египет.

Да, это страна. Вот географическая её координация. Но в духовном плане Египет – страна духовного рабства. Поэтому и написано не возвращайся в Египет (см. Ис. 31:1), в страну духовного рабства.

Фараон – да, фараон, который угнетал их 400 лет. Но фараон – это и символ диавола: Во глубинѣ постла иногда фараонитское всевоинство, – Ветхий Завет. Воплощшееся же Слово всезлобный грѣхъ потребило есть, – Новый Завет. Заключительный аккорд: Препрославленный Господь славно бо прославися <образцом для этой песни канона является песнь Моисея после перехода через Чермное море (см. Исх. 15:1–19; 14:15–30)>.

Вот если бы мы всё это глубоко понимали – всё это гимнотворчество, гимнографию церковную – мы бы стояли за каноном тихо и вслушивались в каждое слово. Потому что каждый ирмос, каждый тропарь несёт такие смысловые нагрузки, где и раскрывается духовный смысл Священного Писания. У нас же всё это елеопомазание превращается в разговоры, в целование и в уход – как антракт наступает какой. Для кого читают чтецы? Для кого написаны все эти тропари? Никто не слушает, все жужжат между собой, и – пошли домой.

Смысл? Я бы, например, запретил елеопомазание во время <чтения> канона. Вот когда Воздвижение Креста – когда помазание происходит? В конце. И все стоят тихо. Как только пропели «Воскресение Христово», пошли к помазанию – считай, что служба перечёркнута, – никому и ничего <уже не нужно> и ни до кого смысл не доходит.

Дальше. Духовный смысл. Он скрыт за словом. И вот на Востоке этот род притчей, литературный жанр притчей, афоризмов, всяких намёков был очень распространён.

Откройте книгу Притч. Откройте все без всякого ропота книгу Притч. А вот в них и сокрыт таинственный-то смысл.

Притчи Соломоновы, 1-я глава.

Вот в 1-м стихе так и говорится: «Притчи Соломона, сына Давидова, Царя Израильского [он просил у Бога мудрости? Просил. И Бог дал ему такую мудрость, какой не обладал никто до него и после него. И вот посмотрите, что он здесь говорит, с какой целью эти притчи], чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрыйи умножит познания, и разумный найдет мудрые советы [в этих притчах], чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их [И дальше он говорит – ключ к такому пониманию:]. Начало мудростистрах Господень [слово «страх» вызывает негативное сразу у современного человека отношение: что это за рабский страх?], доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения [страх и благоговение – параллелизм мыслей. Восточный стих не знал рифмы – он знает параллелизм мысли. Начало мудрости – страх Господень – первая строка, а благоговение к Богу – начало разумения. Значит, страх <равно> благоговение; а благоговение – это совершенно уже другое слово. Все согласны, что перед Богом надо благоговеть], глупцы только презирают мудрость и наставление».

И вот вся книга построена на таком противопоставлении: глупых и мудрых.

Как относятся к словам притчи глупые и как мудрые. Конечно, они не видят, глупые, в этом ничего для себя и не находят. Вот, следовательно, ключ – благоговение, страх Божий, желание познать, что же скрыто за этим словом. А могут ли исторические события заключать в себе преобразовательный сокровенный <не только исторический, но и духовный смысл>? Конечно, могут. Вот смотрите: Иерусалим – столица Израиля. В духовном смысле Иерусалим – синоним Царства Небесного. Небесный Іерусалимъ (см. Евр. 12:22) – это и есть образ, взятый с Иерусалима.

Лоно Авраамово. Лазарь был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк. 16:23). Вот Авраам имеет потомство: лоно, живот, и вот на этом лоне упокоеваются все – входят в это лоно, если имеют такую же веру, как Авраам.

Виноградная лоза (см. Ин. 15:1), дверь (см. Ин. 10:1–2), огонь поядающий (см. Исх.24:17), камень (см. Лк. 20:17; Ин. 1:42; Ин. 11:39; Откр. 2:17), вода живая (см. Ин. 4:1–42): Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе, дай Мне пить, Он дал бы тебе воду живую – ищи духовный смысл.

Не понимает. Думает о проточной воде. Ну что с ней делать, если она не понимает? Надо перевести разговор в другое русло. И как сердцевѣдец, указывает на её жизнь: приведи Мне мужа, – почему разговор переходит так резко от воды к личной жизни? Нужно отдать ей должное. Она исповедует перед Ним свою личную жизнь: нет у меня мужа. – Верно ты сказала, ибо у тебя их было пять, да и сейчас, с кем живёшь, не муж тебе. – Вижу что Ты – Пророк.

И вот посмотрите, на самом-то дне у этой женщины, на которой мы с вами бы крест поставили, какие вопросы: как поклоняться Богу, где поклоняться Богу? И вот именно ей, самарянке, а не иудеянке, Господь открыл три великих истины: что поклонение Богу не связано с местом, поскольку Бог есть Дух, что нужно поклоняться в Духе и Истине и таких поклонников Бог ищет Себе.

Она говорит: об этом всём нам должен сказать Мессия. И, как гром: это Я, Который говорю с тобой.

Не анахорету, не богослову, не какому-нибудь многоучёному раввину открыл Господь эти великие истины, а простой женщине, за её вот такую веру. Хотя жизнью, как видите, въ безднѣ греховней валяяся <(Ирмос 6-й песни Канона: Въ безднѣ грѣховней валяяся,/ неизслѣдную милосердія Твоего призываю бездну:/ отъ тли, Боже, мя возведи>. И вот она стала иным человеком – и не только иным, а и первым миссионером, и привела к Нему весь город. И они упросили Его быть у них в городе, побыть с ними, и Он был у них два дня. Можно представить, как Он перевернул жителей этого города – всех, – пообщавшись с ними два дня.

Давайте откроем 1 Послание к Коринфянам и найдём 10-ю главу. Вот в этой 10-й главе исторические события описываются, но они имеют духовное значение: чистая история имеет духовный смысл:

1Кор. 10:1–12

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком [под каким облаком? А вот то облако, которое поднималось над станом, когда они вышли из Египта, и становилось столпом огненным ночью. Вот оно и двигалось впереди и подавало знак, что нужно двигаться стану или останавливаться], и все прошли сквозь море [правильно, Чермное, Красное море], и все крестились в Моисея в облаке и в море [следовательно, переход через Чермное море указывал таинственно на таинство Крещения. При таинстве Крещения материей для таинства является вода. Если вы прочтёте догматик пятого <гласа>: Море по прошествіи Израилевѣ пребысть непроходно, – опять сомкнулись воды, – Непорочная по рождествѣ Эммануилеве пребысть нетленна. – Дева, родив Христа, осталась нетленной. Следовательно, море сошедшееся символизирует приснодевство Божией Матери. Дальше], и все ели одну и ту же духовную пищу [намёк на манну, которой народ питался в течение 40 лет, – а здесь духовная пища. Значит, она была прообразом, во-первых, Евхаристии и, во-вторых, Евангельского учения. Целая шестая глава Евангелия от Иоанна посвящена этой теме. Речь там о Христе Евхаристическом. Господь говорит: да, отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, а вот хлеб, который Я дам – ядущий сей хлеб не умрет вовек – Подавай нам такой хлеб! А когда Он сказал, что таким хлебом является Его Плоть, а питием Кровь – кто может это слушать – какие странные слова! И с того момента многие перестали ходить за Иисусом, так что у Него был вопрос и к Апостолам: не хотите ли и вы отойти?

– Господи, к кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни.

Не зная истории, мы не поймём этого намёка. Дальше], и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. [Намёк на чудесное изведение воды из скалы:

– Что нам пить?

Господь говорит: Возьми жезл и ударь по скале (см. Исх. 17:1–6).

И на челе его угрюмом Надежды луч блеснул живой,

И тронул камень он немой,

И брызнул ключ с приветным шумом Животворящею

Новорожденною – у М.Ю. Лермонтова> струей! <см. стихотворение «Расписку просишь ты, гусар»>

Вот Лермонтов гениально изобразил поэтическим словом то, что написано в Библии. Вот если бы они немножко не были такими гордыми, и жизнь бы была у них другой. Сколько бы они ещё создали произведений прекрасных.

Ну, что ж говорить, сослагательного наклонения в истории нет – «если бы» нет! А вот есть то, что есть.

Дальше. Следовательно, вода из камня – вы поёте ирмос Пасхальный: “Пріидите пиво піемъ новое, не отъ камени неплодна чудодѣемое, – то есть не воду, которую из неплодного камня вывел чудесным образом Моисей, но нетления источник – для нас другой камень – что? – гробница Иосифа, в которую положен был Христос, – но нетленія источникъ, изъ гроба одождивша Христа, въ Немъ же утверждаемся ”. – Вот и должны утверждаться в Нём, как в Камне, и как в Источнике воды живой. А этой водой живой является Его учение, Его благодать. Дальше]. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас [прообразы], чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть [на что намёк? Не будьте идолопоклонниками, как из них многие. В отсутствие Моисея народ сразу развратился и потребовал от Аарона слить им тельца. Тому пришлось уступить. Вот Господь хотел за эту слабость поразить Аарона, – пишет Моисей, – но я молился и за Аарона, чтобы Господь его помиловал (см. Втор. 9:20).

Он не мог выдержать такого напора и требования от народа и проявил такую мягкость – слил тельца. Все стали вокруг него, принесли ему жертвы, а после жертвы началась оргия – это мягко сказано. Народ стал есть и пить, а потом играть (см. Исх. 32:6) – началась оргия: они привыкли к религиозной проституции, потому что при многих храмах языческих были вот такие <мистерии>. Дальше] Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи [А это нам намёк на что? Это последняя их стоянка, дальше уже Иордан. Аве-Ситтим, долина акаций в переводе, и вот на этой последней стоянке они совершили такое, что остаётся всегда в памяти теперь на веки веков. Валаам, который не мог проклясть народ, колдун, он дал Валаку от себя совет: да, я проклясть их не мог (ему не хочется расставаться с теми сокровищами, которые были ему обещаны), но ты их можешь совратить через женщин. Вот, будет местный праздник Ваал-Фегору, он будет сопровождаться такими же делами, пускай они участвуют в этом празднике и наведут на себя гнев Божий. Что и произошло. Моисей приказал пройтись по стану и поразить – 24 тысячи оказалось виновных людей в этом деле (см. Числ. 25:9)]. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей [Очередной ропот на недостаток воды, пищи. Господь насылает на них змей ядовитых. Долина Акраимская – это как раз долина – кто жалит хвостом себя, подскажите? Скорпион: Долина Скорпионов, долина Акраим и ядовитые змеи. Народ возопил, и Господь говорит: пусть вознесут медного змея на древо, и всякий, кто посмотрит с верой на него, исцелится от ядовитых укусов. Вот прообраз Жертвы Христовой, Крестной Жертвы, Которая исцеляет укусы диавола. Дальше смотрите]. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков [Всё это происходило с ними как прообразы, а написано нам, <достигшим> последних веков. И дальше что?]. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:1–12).

Вот это предостережение для всех нас. Вот, пожалуйста, это пример того, как чисто исторические события могут иметь духовное, таинственное значение. И вот нужно только ключик найти и открыть эту шкатулочку, где и хранится сокровище. Вот тогда эти слова будут звучать совершенно по-иному.

Откройте 2 Послание к Коринфянам, 3-ю главу. В этой 3-й главе он говорит об иудеях, которые читают Ветхий Завет. Почему они не видят Христа в этом Ветхом Завете? А причина вот в чём:

2Кор. 3:14–15.

«Но умы их ослеплены [умы ослеплены, умственная слепота – вот где заболевание духовное], ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета [вот словесная ткань, как покрывало, скрывает от них то, что за этим словом скрывается. Потому что оно снимается Христом. Доселе, когда не читают Евангелие, а при чтении Ветхого Завета – <остаются сокрытыми>: оно <, покрывало,> остаётся неснятым], потому что оно снимается Христом [то есть надо обратиться к Христу, уверовать]. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

А выше он говорит, что в Писании есть два <смысла>: буква, которая убивает, и дух, сокрытый в ней, который животворит. Посмотрите 6-й стих: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Мы исчерпали своё время. Я благодарю вас за внимание и хочу сказать, чтобы тексты, про которые я говорю: учить наизусть – это мессианские тексты, очень важные, вы должны учить наизусть.

53-ю главу пророка Исаии – близко к тексту – не наизусть, но близко к тексту!


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle