И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 9. Христос – Пастырь добрый (продолжение). Воскрешение Лазаря. Заседание синедриона

Хочу сказать, что вам всё-таки вам нравится встречаться друг с другом и общаться. Потому что евхаристическая община – это самая совершенная община. Нас объединяет не только вера. У нас ведь столько общих тем, как ни у кого в міре. Потому что предмет нашего обсуждения – Бог, Его Промысл, Его Церковь, этим темам нет предела и нет конца. И, встречаясь, вы и смотрите друг на друга, и рассматриваете, и в то же время и беседуете.

Ну кое-что можно и послушать. А так в «Слове», в этом магазине «Слово», – столько богословской литературы! В частности, пособий по Библии, разных атласов – такого словарного материала, который помогает нам текст знать, – то ведь можно всё это покупать и заниматься бы дома, чтобы себя не утомлять.

Но во всяком случае, если вы приходите, значит, какую-то пользу вы получаете от общения. Ну и слава Богу. А всё остальное – для домашнего развития и совершенствования дома. Здесь можно дать только основные тезисы, а доходить до тонкостей нужно уже самостоятельным трудом. Чтение – вот лучшее учение. Надо рыться в картотеках, рыться в книгах – моё любимое занятие, допустим.

Я и семинаристам говорю, и девочкам из регентского класса: вы здесь живете, как у Христа за пазухой. Потому что всё – хорошо ли, плохо – подаётся к самому носу: и еда, и чистота кругом, и всё – и только занимайся, только три дороги: в храм, в класс и в библиотеку. Подходишь к этим картотекам – открывай ящики по всем темам. Есть картотека по каждому предмету, есть общие, только смотри и читай. Вот будете перебирать карточки <библиотечного каталога> – по одним названиям и авторам вы можете многое для себя получить. Вот возьмите «Сын Человеческий» о. Александра Меня – если мы проходим Евангелие.

Там собрана в конце такая литература, какая вмещается не в каждой библиотеке – только в крупнейших библиотеках. Вот вы знаете некоторые аббревиатуры, которые вам нужно знать относительно некоторых духовных журналов? Или не все знают? Если будет время, мы потом запишем названия этих журналов.

Теперь, мы идём по Иоанну, в прошлый раз смотрели 9-ю главу, притчу о Пастыре добром. И кажется, что же такое? Смотрите, Он говорит им притчу, взятую из быта – пастыри, пастухи всё время, и, смотрите, он говорит – 6-й стих: Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Вот закрыто понимание, как заслон какой. И только тогда, когда Господь им отверз ум к уразумению Писаний (см. Лк. 24:45), когда в день Пятидесятницы сошёл на них Дух Святый, – они стали иными людьми.

Вот ключик нашёлся, и все недоумения как бы отошли в сторону. И Пётр – уже другой человек. В «Книге Деяний» это не Пётр из Евангелия, а Пётр после Пятидесятницы. Откуда у него такое красноречие? Откуда такое знание Писаний? Он приводит столько в первой же своей речи пророчеств, а результат? Все слушатели, сказано, умилились сердцем (см. Деян. 2:37). Вот какой был результат его первого выступления.

И вопрос-то какой? – Что нам делать? – Что нам теперь делать-то? И ответ: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, и получите дар Святаго Духа (см. Деян. 2:38). А вот здесь говорит им притчу – кажется, ясную, взятую из действительности, которая им знакома: Сию притчу сказал (...) они не разумели, что такое Он говорил им (см. Ин. 10:6).

Опять Иисус говорит: «Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» (Ин. 10:7–8).

Лжемессии – их было столько, что и не перечесть, – и они, пользуясь таким напряжённым ожиданием Мессии, какое было в то время, использовали это настроение народа и находили тысячи последователей: Баркохба, Иуда Галилеянин, Февда, ещё какие-то! Вот они «мессии», и народ доверял им, шёл, жертвуя всем. Вплоть до того, что Баркохба требовал от своих последователей, чтобы отрубили себе третий палец – знак Завета. И давали рубить себе эти пальцы.

А потом оказалось, что и этот – не Баркохба, не сын звезды, а как переименовали его, Баркасима – сын лжи. А он взял этот образ: восходит звезда от Иакова – из пророчества Валаама. Пророк, ложный пророк Валаам, произносит знаменитое пророчество: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова (см. Числ. 24:17). Вот восходит звезда..., он и взял этот образ. Баркохба – сын звезды. Оказался – сыном лжи.

Но вот здесь, у Иоанна, есть то, что вменили Христу в преступление, и по существу на этом Его и осудят, и вынесут Ему смертный приговор.

30-й стих: «Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Вот это и есть преступление. – Да не делает Он Себя Богом, Он воистину Бог – Истинный Бог и истинный Человек. Но вот также лежит на сердце их печать – на сердце их лежит какой-то плат.

Вот Моисей покрывал своё лицо этим платом и показывал, что есть предел для человека и его мыслей, за который и проникнуть невозможно (см. Исх. 34:33). Но есть покрывало, которое лежит на сердце, на уме. И это покрывало может быть снято только Христом, при одном условии: если к Нему обратятся (см. 2Кор. 3:14–18). Здесь обращения и быть не может. Поэтому покрывало на сердце их лежит до сих пор. Так что они, видя, не видят и, слыша, не слышат.

Если бы спросить современного иудея в Израиле, ну он бы сказал: за то, что Он, будучи человеком, сделал Себя Богом. Вот за это мы Его и распяли. И поделом, добавили бы. Потому что это воистину недопустимое дело. Никакого Сына, никакого Духа Святаго нет. Это всё выдумки, или эти наименования нужно понимать не в собственном смысле, а в таком смысле, как это в 81-м псалме: Я сказал: вы – боги. Богами там названы люди, облечённые властью, – все люди: судьи, цари, которые влиятельны в обществе, – вот они называются богами. Но ведь мы-то не представляем их божествами!

Вот так и можно говорить о сынах Божиих. Мы также сыны с вами Божии – но по благодати, а не по природе. А Он говорил, что нет, Он единосущный Отцу: Я и Отец – одно. Вот это не могли никак воспринять. Потому что название у людей уверовавших – прекрасное название: люди, взятые в удел; царственное священство (см. 1Пет. 2:9); сыны Божии (см. Гал. 3:26); сыны благодати (см. Рим. 12:6; 1Кор. 1:4); чада света (см. 1Фес. 5:5) – а до этого мы были чадами тьмы и гнева Божия (см. 1Фес. 5:5; Еф. 2:3).

И посмотрите, христиане – прозвище, данное было в насмешку, а вот это слово привилось и стало обозначать последователей Христа. Но ведь не дерзает никто из нас говорить, что наша природа идентична природе божественной Христа. По благодати – да, по вере – да, – мы дети Божии. Дети Божии и дети диавола: чью волю человек творит, того он и сын (см. 1Ин. 3:7–9). Но ведь нельзя сказать так, что в прямом смысле, как талмудисты понимают 6-ю главу книгу Бытия: и увидели сыны Божии дочерей человеческих и вступали с ними в интимные связи. Сыны Божии – это ангелы, которые воспылали похотью к дочерям человеческим. Никакие это не ангелы, а это люди, которым их название сынов Божиих уже служит в осуждение. Это бывшие сыны Божии, которые не устояли в своём чине, а смешались с дочерьми человеческими – и грех ещё более усилился.

Сыны Божии, не устоявшие в своём достоинстве, – это потомки Сифа. Потомки Сифа. А дочери человеческие – потомки Каина. Вот смешалось семя – то и другое, и в результате не освятилось, а осквернилось. Потому что грех, как правило, сильнее становится. Благодать начинает затухать, и человек со всеми своими рвениями, со всеми стараниями всё-таки сдаётся и в конце концов скатывается на тот же уровень.

Теперь, смотрите, вот Он и приводит этот текст глубокий из 81-го псалма. «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мір, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я – Сын Божий?

Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» (Ин. 10:35–39).

Никак не доходило до сознания. Никак. Вот уж и слова Самого Христа – уж, кажется, они должны бы иметь непререкаемую силу и непререкаемый авторитет. Нет. Воспитание, духовное воспитание руководителей просто их сформировало так, что Неспособными они оказались вместить сию истину>.

Читаю я сейчас двухтомник Солженицына: «Вместе 200 лет». Он берёт с 1700 какого-то года по наше время пребывание жизни с евреями на территории России. Откуда они здесь появились? Так вот там прослеживается послушание их раввинам. <Послушание> народа – безусловное, безусловное послушание. Вот если бы такое послушание было у нас священникам! Но ведь нет такого послушания. У них слово их раввина – закон. Они скорее Моисея преступят, а раввина послушают!

Вот воспитаны так, они никак не могут изменить себя. Никодим всё-таки, смотрите, на первых порах пришёл ночью, тайный ученик. Он и никак не решился сразу исповедовать Его открыто. А вот побеседовал с Ним сначала ночью. Опять искали схватить Его, но Он уклонился от них.

11 глава – это воскрешение Лазаря. Самое поразительное чудо и окончательное решение Синедриона о Его смерти. Лазарь, Марфа, Мария – семейство из Вифании, которое любил Иисус. И находился у них, и последняя седмица, очевидно, проходила вот так – между Иерусалимом и семейством Лазаря. Вот он умер. Он умер, и Христос говорит ученикам Своим аллегорически, что Он идёт разбудить его.

Они поняли эти слова иносказательно: он заболел. И если заснул, то поправится. Тогда Он говорит им прямым текстом, что Лазарь умер. Смотрите, 11-й стих: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном [и болезни]. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер [а сон – это рецидив. Значит, болезнь организм поборол, и человек впал в глубокий сон. Вот выздоровеет, если уснул. Вот первый показатель. Он прямо им говорит: Лазарь умер]; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним. [Разные даются толкования этим словам. Поскольку иудеи искали убить Его, а Он опять туда идёт. Так ведь Он идёт на верную смерть. Зачем туда идти? Вот Фома и говорит: пойдём и мы умрём с Ним. Выражая этим преданность свою Иисусу. Действительно, вот у него какие были качества, а мы указываем на его неверие – нам бы сомнение Фомы.

Почитайте беседу о Фоме Иоанна Златоуста, как он раскрывает это сомнение – нам бы их сомнения. Теперь четыре дня прошло. А ведь хоронят там в тот же день. По восточному обычаю в той температуре покойников не держат: это сейчас холодильники и прочее – тогда ничего этого не было и хоронили через несколько часов. В зависимости от того, кому какие средства позволяли, были мавзолеи, пирамиды всякие. Вон в каких хоронили себя пирамидах Фараоны, какие мавзолеи строились в честь Императоров, Царей! Ну а здесь также хоронили в пещерах, в склепах.

Фамильные склепы – углубление в пещере, вход, и в стене отвесной делалась ниша. Вот это и было ложе для покойника. Оно замуровывалось, а когда нужно было хоронить другого, открывалась эта доска, собирались кости в плат, на то место клали покойника, на него – эти кости, и снова закрывалось. Вы были в Псково-Печерском монастыре? Были в пещерах? Вот там так хоронят монахов. Гробы на гробы, и они постепенно истлевают за столетие. Никакого не чувствуется ни запаха, ничего.

Вот это поразительное дело такое. Никто в этом чуда видеть не хочет. По крайней мере из людей таких <, образованных>, и считают, что это объяснить можно всё климатом, температурой какой-то. Во всяком случае, за четыре дня можно представить, что там было: «Уже смердит».

Что же это Он надумал сделать?

– Где положили его? – Спрашивает, как человек: «Где положили его?»

– Лазарь, гряди вон, – действует, как Бог.

Смотрите, с 17-го стиха:] Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой [Марфа как эти поняла слова? Не так, что сейчас воскреснет, ибо:] <...> знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день [Не допускала и мысли, что воскреснет сейчас]. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь <...>» (Ин. 11:17–25).

Саддукеи напрочь отрицали учение о воскресении, о душе, о духовном міре: человек умирал, и о нём оставалась, в лучшем случае, историческая память. Больше никакого воскресения.

Вот поразительно, священники, на каком они основании утверждали такое? Да вот на том, что об этом нет в Пятикнижии. Прямого в Пятикнижии указания нет, что человек воскреснет. Уходили все в Шеол (см. Иов. 3), и на этом заканчивалось земное человеческое бытие. Поэтому смерти боялись, и говорили, что и псу живому лучше, чем умирающему льву (см. Еккл. 9:4).

Вообще, отношение к смерти у народов разное. Всё заканчивается смертью. Отсюда пессимизм может быть такой, такое міровоззрение. Если всё заканчивается смертью, то что <ожидать> тут? какие могут быть тут радости? Отдалить? Ну отдалим на какое-то время свою смерть. Но полностью её мы ликвидировать не можем. Всем придётся пройти через этот опыт. Опыт смерти. И вот в книге Екклесиаст этот вопрос обсуждается, что смерть кладёт предел всем желаниям человека. Со смертью кончается всё.

Так ли это? Христианство вносит луч света в это царство тьмы. Если по книге Иова посмотреть, то ведь там они ведут такое состояние дремотное, как в Елисейских полях, и никакой надежды нет на приход на эту Землю снова. Но там есть какое пророчество? В книге Иова есть мессианское пророчество, в 19-й главе есть пророчество: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (см. Иов. 19:25–27).

Вот опять критика наводит тень на плетень: здесь речь не о всеобщем воскресении, а о его выздоровлении. Вот он выздоровел же? Выздоровел. И жил ещё какое-то время после своей смерти. Было мало сказано об этом. Ясность вносит только Евангелие. А там все стояли перед такой проблемой: а что же там? что же за чертой смерти? Умирают и животные; и участь человека, и участь животных – одна.

А вот что мы находим с вами в Новом Завете. Откройте 1е Послание к Фессалоникийцам, 4-я глава, с 13-го стиха: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес [вот основание для такого учения: воскресение Христа из мертвых], то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие [на тот день], оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с Неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами». Утешайте друг друга сими словами.

Безбожникам, конечно, не хочется иметь никакого воскресения. Не хочется. Совесть их свидетельствует, что лучше бы его не было. Потому что вся жизнь прожита во зле. Никакого, кроме исторического, безсмертия быть не может.

Но вот Господь опровергает эти все теории и властно призывает Лазаря к жизни: Лазарь, гряди вон! Смотрите-ка 35-й стих: «Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. [Вспомните, как воскрешал мертвеца, отрока, Илия пророк: он распростирался над ним, молился, какое-то искусственное дыхание делал, уста к устам прилагал, и делал это несколько раз (см. 3Цар. 17:19–24; 4Цар. 4:32–37). А здесь одно властное слово: Лазарь! иди вон]. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами [вот это иудеев также не меньше удивило. Ведь пропитанные мастикой, они стягивают тело как стальные обручи, и человек не мог бы и шагу сделать. Вот говорили о воскресении Христа, что он воскрес-то. Да как Он мог бы уйти? как Он мог бы уйти, обвёрнутый такими пеленами? А здесь он свободно идёт. Вот это их также поразило] и лицо его было обвязано платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. [Вот кажется, от такого чуда вся Вселенная должна бы прийти к вере! Вся Вселенная. Ничего подобного! Ничего подобного не происходит. Смотрите:] Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? [А насколько поразились бы <, глядя> на этого Лазаря, – подошли бы, да осязали бы его. А когда увидели, что впоследствии в дом к нему идёт без конца народ, чтобы посмотреть, они постановили убить и Лазаря – не только Иисуса, но и Лазаря убить! И когда <такая кровожадная агрессия> исходит от людей, облечённых саном, от людей-руководителей – поражаешься такому.

Да. Не сметь без разрешения церковных властей! Вспоминается Великий Инквизитор. Он говорил Иисусу: довольно! Ты приходил уже однажды? И довольно для Тебя. Зачем Ты пришёл мешать нам? Вот гениальное у него прозрение. Вот Христос всем мешает. А ведь он, <Достоевский,> дал такой образ, <потому> что в ХV-м столетии в Севилью сошёл Иисус и тоже воскресил там умершего – и как весь народ был готов признать Его и пасть на колени! И вдруг через площадь в этот самый момент проходит этот самый Великий Инквизитор. Инквизиция – это орден бенедиктинцев, который следил за чистотой веры, – и их боялись больше, чем Самого Бога.

И он приказывает – и самое-то главное, весь народ в страхе расступается, – он приказывает арестовать Христа. Никто не выступает против. Разрешают свободно Его взять и увести. Вот вам цена человеческого порыва! Людского порыва. Не нужно на сей счёт обольщаться.

И – в темницу Его. И ночью приходит с Ним беседовать. От Христа не слышно ни одного слова. Но его речь – инквизитора – замечательная речь. Я думаю, что в этот момент это не только гений Достоевского, но в какой-то мере, возможно, и причастие к откровению он имел в тот момент, когда писал этого Великого Инквизитора. Действительно: Ты пришёл нам мешать. Народ никогда не сумеет воспользоваться свободой. Это примитивная масса, её нужно держать в узде и в страхе. Помани его хлебом, и он предпочтёт хлебу всякую свободу. Поэтому Ты идеализируешь народ, Ты не за тот народ умер, он не достоин такой Жертвы. Вообще-то, это страшные слова. Страшные слова: он не достоин такой Жертвы!

Посмотрите, какое безразличие у нас ко Христу, к Его Церкви, к Его учению – полное безразличие. Людям это не интересно. Или интересно только ненадолго. А чтобы этим жить – нету такого. Теплохладность.

Теплохладность. Что эту теплохладность порождает? Что? Собирается Синедрион. И я вам <уже> говорил, что здесь важно свидетельство о том, что Иисус творил чудеса, – свидетельство со стороны врагов, которых никак не заподозришь в симпатии. И если уж Каиафа говорит, что Сей Человек много чудес творит, значит, так и было. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет. Полный совет, Синедрион – это 70†1 – семьдесят человек. Откуда эти 70 человек взято? А вот когда Моисей роптал, что ему одному тяжело: Выбери себе мужей достойных, 70 человек (см. Числ. 11:16). – И у Христа было 70 Апостолов (см. Лк. 10:1). Вот смотрите:] Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом. [Как будто они уже не пришли. Как будто они уже не владели этим местом. Это он <, Каиафа,> обыгрывает. Ему не позволяет признать очевидность его ненависть к римлянам и к игу римскому – никак. С 64-го года оказались под властью римлян и Сирия, и Палестина:] Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ <...> [Вот ради его сана Господь через него произносит пророчество. 53-й стих:] С этого дня положили убить Его [Вот это уже было окончательное и безповоротное решение: С этого дня положили убить Его]. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская [вот для Него это и будет Пасха страданий], и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его» (Ин. 11:35–57).

Ну остальные события по нарастающей идут таким образом: Вечеря в Вифании, помазание ног Иисусом мѵром. Дальше, торжественный вход Его в Иерусалим на осле – вот не на боевом коне, не на боевом арабском скакуне въезжает Иисус в Иерусалим! Царство Его не от міра сего – это Александр Македонский, другие въезжали на коне. А Иисус – на мирном животном.

А потом это вот какая параллель. Параллель с воцарением Соломона. Соломон, сын Давидов, также на царском муле был ввезён туда, где его воцарили. Вот Господь показывает, что Он – сын Давидов по плоти и въезжает в Иерусалим на этом мирном животном.

Смотрите. Ведь как бы Он мог использовать настроение народа в этот самый момент! Достаточно было бросить клич против ненавистных римлян во имя Бога и Его закона, как весь этот народ в восторге пошёл бы за Ним – Христос не играет на эмоциях: Он не политический деятель и не использует ничего <из орудий политиков>.

А вот смотрите. Допускает относительно Себя такое торжество. Почему? Да потому, что Он есть подлинный Мессия (см. Ин. 1:41), Он есть подлинный Царь Израилев (см. Ин. 1:49). И уж если Его встречать – то нужно встречать торжественно: Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев (см. Ин. 12:13). С пальмовыми ветвями шли Ему навстречу!

С 12-го стиха 12-я глава: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. [Это сказано у пророка Захарии. В 9-й главе у пророка Захарии – о книге которого блаженный Иероним сказал, что это океан тайн Божиих – вот этот Захария как будто чувствовал, что после него будет последний пророк Малахия и пророчество прекратится. Господь столько через этого Захарию сказал, что это не только книга пророческая, но и апокалиптическая. Откройте у Захарии 9-ю главу, 9-й стих: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима [народ Сиона, народ Иерусалима], се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной”. Вот это пророчество Иоанн и приводит]. Ученики Его сперва не поняли этого; но, когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мір идет за Ним. [Дальше ещё радостная весть для Иисуса. В 20-м стихе пишется:] Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. [В их лице говорит весь языческий мір. Эти слова актуальны на сей день: нам хочется видеть Иисуса. И когда донесли об этом Христу, посмотрите, что Он сказал, Господь-то:] <...> пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою [здесь, вот конкретно в этом месте, слово «душа» означает «жизнь»], погубит ее; а ненавидящий душу свою в міре сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой [вот видите: того почтит Отец Мой]. Душа Моя теперь возмутилась» (Ин. 12:12–27), – и что Мне теперь сказать? приближается последняя Тайная Вечеря. Это Пасха Страданий уже.

Должны исполниться все пророчества: это финал Его общественной деятельности – жизни, которая длилась с небольшим три года. И вот чем она заканчивается – Крестными страданиями.

Вот почему Искупление идёт через страдание и через смерть Богочеловека? и кому нужны эти страдания? удовлетворение правде Божией? Вот придумали такое выражение: «Для удовлетворения правде Божией потребовалась смерть Богочеловека». Какое удовлетворение получил Отец, увидев Его на кресте – «теперь Я удовлетворён»?

Трудно ответить на этот вопрос. Почему страдание? почему Искупление идёт через страдание? Ведь человеку неестественно испытывать любовь к страданиям! К боли, к страданиям, к переживаниям.

Как он может этого в Писании искать? Мы, очевидно, не можем никак проникнуть в эти тайны. Почему через страдания и без пролития крови не бывает ничего? кому эта кровь нужна? Вот сколько пролили крови животных, сколько их приносили в жертву? и они, вневинные, страдали за грехи человека! Но вот потребовалась Жертва ещё более Высшая – Жертва Самого Богочеловека!

Вот поэтому Апостол-то и скажет: дорогой ценой куплены (см. 1Кор. 6:20)! Посмотрите, какая цена Искупления: смерть Богочеловека, закланного как непорочного и чистого Агнца прежде сложения міра.

Вот по замыслу Божию было определено тогда ещё пострадать и Христу. Всё это относится к теме Креста – крестоношение, которое у каждого из здесь сидящих своё.

Мне пришлось несколько дней назад столкнуться с человеком силы веры очень большой. И когда я говорю:

– Как это всё можно вынести?

– Вы так не говорите. Бог не даёт человеку креста выше его возможностей. Если у меня так сложилась жизнь с моим мужем и так она идёт, а он богохульник такой, значит, я должна этот крест нести безропотно. И я его несу.

Вот вы знаете, вот в женщинах что творится – какая сила веры, что никаких сомнений, никакого нытья, никакого ропота: раз Господь такое попускает – я должна этот крест свой нести!

Вот и не ответим, но всё совершается через страдания. Где? для чего? кто отвечает за эти страдания? – вот этот вопрос и Достоевского мучил:

– Ну почему во имя благоденствия людей, – Иван спрашивает Алексея, – благоденствия всех поколений ты согласился бы, чтобы в основу этого благоденствия положили смерть одного невинного ребёнка? Сколько их гибнет! Ну что по сравнению с благоденствием всего Человечества один ребёнок? Да какое там смерть! Вот слезинка одна – одна слезинка невинного ребёнка. Ты согласился бы такой ценой купить гармонию для всего Рода Человеческого?

– Вот, – Алексей говорит, – на таких условиях входить в Царство Божие я не хочу и этот билет вам возвращаю. На таких условиях нельзя – да – основывать благоденствие людей. А здесь страдания – вообще Личности безгрешной. Кому <нужны> эти страдания? где они хранятся и кто их оценивает? И можно ли оценить во всей глубине?

Да и представить это невозможно. Мы и в опыте не имеем, что значит страдать человеку абсолютно безгрешному – чего Ему стоило пребывание вот в этом роде человеческом? Это соприкосновение с такой злобой, ненавистью, завистью? С этой подозрительностью и постоянными гонениями? С этими вопросами лукавыми, чтобы уловить Его в слове! С этим непониманием сплошным со стороны ближайших учеников? С примитивизмом!

Смотрите – мы религию преломили до своего уровня и что из неё сотворили. Как это было Христу всё переносить? Невозможно это и представить, и на эти темы нужно сдержанно очень говорить. Нужно говорить словами, вот, трёх статий, которые совершаются при погребении Христа.

Вот на 17-ю кафизму положено три статии. Там раскрывается также и смысл, но во всяком случае – во всяком случае – такой ценой многие отказываются приобретать себе <спасение>: я не хочу ни вечной жизни, ни цены такой за эти страдания.

Не знаю, как! Вот этот вопрос также от нас сокрыт.

<Но завершаем сегодняшнее занятие>.

«Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес [37-й стих], сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?” Потому не могли они веровать, что, как сказал еще Исаия: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”» (Ин. 12:36–40).

Вот на этом мы закончим, потому что дальше уже последняя Вечеря, омовение и Прощальная беседа – начинать её сейчас не имеет уже смысла.

Удовлетворение правде Божией. Да-а. Что это за удовлетворение? и кто это удовлетворяется?

– А где об этом говорится? < вопрос из аудитории>.

– В догматическом богословии.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle