протоиерей Николай Зефиров

Источник

Соборное послание святого апостола Иакова

Писатель послания

Писателем 1-го соборного послания был ап. Иаков брат Господень по плоти, от первой жены Иосифа Обручника. Ап. Иаков писатель послания не был из числа 12-ти Апостолов. Это тот самый Иаков, который по вознесении Господа был епископом церкви Иерусалимской был председателем на апостольском соборе в Иерусалиме (51 г. Деян. 15:13) отличался праведностью и святостью жизни, за что даже неверующие евреи его почитали и уважали, а христиане почитали его столпом церкви (Гал.2:9). Он скончался мученической смертью в 62–63 г. по Р. Хр. Первосвященник Анан, сын того самого Анны, на суде которого был Господь, потребовал от ап. Иакова, чтобы он публично, при народе с крыла церковного отрекся от Господа Иисуса Христа и назвал Его обманщиком. Св. Иаков мужественно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, Господом. За это его сбросили с отвесной горы, на которой стоял храм Иерусалимский. По преданию церковному, последний смертельный удар ему нанес белильным вальком какой то суконщик.

Читатели послания и побуждения к написанию послания. Место и время написания послания

Как мы видим из первого стиха 1-й главы послания, читателями, которым предназначалось послание, были 12 колен евреев, находящихся в рассеянии. Другими словами говоря, читатели послания были христиане из евреев, рассеянные по городам и селениям Малой Азии. Многие евреи, уверовавшие во Христа, сразу не могли отстать от различного рода еврейских предрассудков и неправильных мнений о Мессии – Христе и эти неправильные мнения и заблуждения внесли и в христианскую общину. Так, например многие евреи-христиане думали о царстве Мессии, что оно будет царством земным, что в этом царстве первые места даны будут евреям и что они будут в этом земном царстве Мессии наслаждаться всеми благами земными. Ставши христианами, они никак не могли примириться с теми бедствиями, гонениями, преследованиями, какие им приходилось переживать как со стороны не уверовавших иудеев, так и со стороны язычников. Этот неправильный взгляд христиане из евреев на Мессию и на постигающие их бедствия, первее всего, и обличаете ап. Иаков в своем послании и говорит, что искушениями, т. е. различного рода бедами и напастями, которые переживают христиане из иудеев со стороны неверующих, смущаться не должно и не нужно приходить в отчаяние и падать духом. Напротив, все беды и напасти христиане должны переносить с радостью, воодушевленно, не падая духом. Беды жизни нас закаляют, укрепляют в нас веру, воспитывают терпение, а терпение ведет к нравственному совершенству. Другое заблуждение христиан из иудеев было то, что многие из них никак не могли примириться с мыслию, что в христианстве происхождение от семени Авраама не имеет никакого значения в деле спасения, что даже самое обрезание не играет никакой роли в достижении спасения. Напротив, они по-прежнему думали и были убеждены, что только происхождение от Авраама и обрезание могут дать им вечное спасение. Ап. Иаков и пишет им, что так заблуждаться нельзя, что в деле спасения в нов. завете главное значение имеют не плотское происхождение от Авраама, и не обрезание, а вера во Христа, вера при том обязательно сопровождаемая добрыми делами, что просто вера, вера без дел мертва есть. Так как ап. Иаков был епископом Иерусалимской церкви и постоянно жил в Иерусалиме, то можно думать, что и послание его написано в Иерусалиме. Время написания послания падает на 44–52 г.г. по Р. Хр. (Учебн. рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова).

Глава 1-я

Имея в виду заблуждения христиан из евреев, ап. Иаков пишет в 1-й главе своего послания, после приветствия, (1 ст.) о том, как должно переносить разного рода искушения, т. е. беды и несчастия, постигающие нас в этой жизни.

2 ст. С великою      радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения. Братия мои, говорит апостол, не смущайтесь, не падайте духом, когда вас постигают различного рода бедствия, а напротив радуйтесь.

3 ст. Зная, что испытание вашей веры производит терпение. Радуйтесь, потому что бедствиями испытывается и укрепляется наша вера, вырабатывается в нас и воспитывается терпение.

4 ст. Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Терпение делает нас лучшими, ведет нас к нравственному совершенству и к наследию всей полноты благ вечных, царства небесного.

5 ст. Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у      Бога, дающего всем просто без упреков, – и дастся ему. Если же у кого из вас, говорить апостол, не достает мудрости, т. е. уменья, опытности разумно относиться к постигающим вас бедствиям, так чтобы они вели вас действительно к нравственному совершенству и давали вам возможность достигать высших христианских целей жизни, тот пусть просит этой мудрости у Бога. И Бог даст вам эту мудрость и, хотя бы вы были грешниками, не помянет ваших грехов, не поставит вам их на вид и в укоризну, даст вам без всякого лицеприятия.

6 ст. Но да просит с, верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развиваемой. Только просите с верою, нисколько не колеблясь, не сомневаясь. В противном случае, если вы будете сомневаться, колебаться, то вы уподобитесь морской волне, которая то поднимается, то опускается, то совсем пропадает, и не будете услышаны Богом.

7 ст. Да не думает такой человек      получить что-нибудь от Господа.

8 ст. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. И не только в молитве у Бога такой колеблющийся человек не имеет успеха; он и в житейских-то делах, среди других людей, также не имеет успеха. Итак не падать духом должен христианин среди постигающих его разного рода бедствий, а напротив хвалиться ими, как говорит апостол.

9 ст.      Да хвалится брат униженный высотою своею. Христианин должен видеть в бедствиях средство к нравственному возвышению, улучшение, средство к получению благ небесных: человек среди бедствий становится лучше, чище других, выше других. Если христианин чрез бедствия и напасти впадет в бедность, нищету, он не должен стыдиться своей бедности, а напротив должен хвалиться (своею бедностью) в высоте своей, быть в высоком сознании того, что сам Христос освятил бедность и облагородил ее. (Толк, на соб. посл. св. ап. Иакова. Н. Н. Теодоровича ст. 29).

10 ст. А богатый унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. А богатый,      пользующийся всеми благами земными, наоборот пусть обратит внимание на ничтожество этих благ земных, пусть смирит себя, пусть сознает, что эти тленные блага земные не дают ему никакого преимущества пред другими людьми, ни сколько не делают его лучшим других, ни сколько его нравственно не возвышают пред другими людьми, и потому пусть не превозносится над другими людьми.

11 ст. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее, так увядает и богатый в путях своих. Да и что такое богатство, что такое эти блага земные? Это все равно, что цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, трава сохнет, цвет опадает и не остается от цветка ни вида, ни доброты. Так мимолетно и богатство.

12 ст. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Вот, если вы будете переносить несчастия и скорби с твердою верою, с молитвою на устах с надеждою на милость и помощь Божию, то вы получите венец жизни, т. е. будете награждены от Господа вечною, блаженною жизнью, которую Он обещал всем любящим Его.

13 ст. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает ни кого. В бедах и напастях и в разного рода несчастиях не думайте, что виновник их Бог, что Бог меня искушает, что Он виновник того, что я часто среди бед и искушений падаю и согрешаю. Бог, как сама чистота и святость, не искушается злом и Сам не искушает ни кого злом, т. е. не наталкивает на грех. Причина наших падений среди бед и напастей и самой беды зависят от нас самих.

14 ст. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью: т. е. источник искушений наших ко злу кроется в нашей похоти.

15 ст. Похоть же зачавши      рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Похоть это – наша склонность ко греху. Если мы боремся с этою склонностью ко греху, то мы выходим победителями из искушения, а если мы не боремся со склонностью ко греху, поддаемся той или другой похоти, сродняемся с нею в мыслях своих. Это в нас как бы является зачатие греха, зародыш греха, а за тем в дальнейшем несопротивление похоти рождается, совершается самый грех, т. е. то или другое греховное действие, поступок. Совершивши грех, человек нравственно падает, духовно умирает, удаляется от Бога.

16 ст. Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные. Итак, братия мои возлюбленные, не обманывайтесь. Не думайте, что Бог искушает ко греху.

17 ст. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18 ст. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Бог, как Отец светов, существо всесовершеннейшее посылает людям только одно доброе и благое. И если Он нас возродил, просветил словом истины, т. е. светом Евангельского учения, и чрез то предназначил нас ко спасению и сделал нас как бы неким начатком среди всех людей, призываемых ко спасению, то верьте, что Бог своего решения никогда не изменит и вместо добра не будет посылать нам зло и искушать нас ко греху.

19 ст. Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова и медлен на гнев,

20 ст. ибо гнев человека не творит правды Божией. И так, братия мои, в бедах и напастях и постигающих вас искушениях не вините ни кого и не гневайтесь на ваших ближних, даже если бы они, по вашему мнению, были врагами вашими. Когда человек находится в гневном состоянии, то знайте, что он не творит правды Божией, поступает не как христианин.

21 ст. Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22 ст. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Истинный христианин должен быть чистым по сердцу, незлобивым, кротким и это не на словах только, но должен быть таковым и на деле. Будьте же исполнителями слова, т. е. Евангельского учения, а не слышателями только, обманывающими самих себя.

23 ст. Ибо кто слушает слово, и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24 ст. он посмотрел на себя, отошел – и тотчас забыл, каков он.

25 ст. Но кто вникает в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот будучи      не слушателем забывчивым, но исполнителем      дела блажен будет в своем действовании. Кто только слушает слово Божие, а не исполняет его, не прилагает его к своей жизни, тот уподобляется человеку, рассматривающему черты лица своего в зеркале: подошел человек к зеркалу, посмотрел на себя и тотчас, отошедши, забыл черты лица своего, забыл, каков он есть. Напротив, кто внимательно вникает в закон нравственного Евангельского учения, тщательно его изучает, но нему проверяет свое нравственное состояние, старается исправить свои нравственные недостатки, старается достигнуть чрез борьбу с собою истинной христианской свободы, по этому закону христианской свободы устрояет свою жизнь, тот становится не слушателем забывчивым, но исполнителем закона и удостаивается вечного блаженства.

26 ст. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27 ст. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы, призирать сирот и вдов в их      скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира. Тот не исполняет Евангельского закона, кто не обуздывает своего языка, кто хвалится своими благочестием, делает все напоказ. Такое благочестие пустое, суетное, греховное. Истинно благочестивым бывает тот, кто имеет чистое сердце, нравственно чист и непорочен и доказывает это делами милосердия и любви: призирает сирот и вдов в их скорбях и хранит себя от грехов.

Глава 2-я

Во второй главе своего послания ап. Иаков научает своих читателей относиться к ближним своим без всякого лицеприятия.

1 ст. Братья мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Будь то богатые или бедные, мы ко всем должны относиться одинаково, в Церкви христовой все равны, все братья и все дети одного Отца небесного.

2 ст. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

3 ст. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: „тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: „ты стань       там, или садись здесь у ног моих“. У вас же, говорит апостол, не так. Когда в ваше молитвенное собрание войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, то вы сейчас же ему говорите:       „тебе хорошо здесь сесть“, сажаете его впереди других, оказываете ему особенное внимание. Случится, что войдет в ваше собрание бедный в ветхой одежде, вы ему сейчас же говорите: „ты стань там, или садись здесь, у ног моих не ходи вперед. Так делая, вы поступаете не хорошо, не но христиански. Таким своим не одинаковым отношением к богатому и бедному вы показываете, что не понимаете духа учения Христова, плохо понимаете веру христианскую; вы не понимаете того, что внешние преимущества людей не имеют цены в очах Божиих.

4. ст. То не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Судя о людях с этой точки зрения (с точки зрения богатства и бедности), вы являетесь судьями с худыми мыслями, т. е. судите о достоинстве или недостоинстве людей неправильно.

5 ст. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6 ст. а вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли вас в суды?

7 ст.      не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Бог судит о достоинстве людей иначе: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою, не их ли сделал наследниками своего царствия, которое обещал любящим Его, а вы отдаете предпочтение тем, которые притесняют бедных, ради корысти привлекают их к суду; вы отдаете предпочтение тем, которые своими поступками и действиями только бесславят самое имя христиан.

8 ст. Если вы исполняете закон царский по Писанию: „возлюби ближнего своего, как себя самого хорошо делаете. Впрочем вы, быть может, скажете, говорит апостол, что относясь так к богатым, мы вовсе не хотим чем либо их отличить пред другими, отдать им предпочтение пред другими, ради их богатства, а действуем так; руководясь законом любви, тем более, что и в Писании сказано: „возлюби ближнего твоего, как себя самого“. Разумеется, если вы так действуете, то хорошо делаете.

9 ст. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками. Но помните, если вы так действуете по другим побуждениям, ради лицеприятия, то знайте, что вы делаете великий грех, оказываетесь пред законом преступниками, ибо вы уничтожаете самую идею христианского братства.

10 ст. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Относясь к другим с лицеприятием, вы разрушаете весь закон Евангельский, ибо кто согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11 ст. Ибо Тот же, Кто сказал: „не прелюбодействуй“, сказал и: „не убей“; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12 ст. Так говорите, и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Так вот так поступайте и знайте, что за лицеприятие, как нарушение заповеди о любви, вы будете наказаны, как нарушители и всего Евангельского закона. Оценка ваших действий ведь будет производиться по закону свободы, т. е. по Евангельскому закону, а не по какому-либо иному.

13 ст. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.      Кто из вас в отношении к ближнему руководится не Евангельским законом любви, а расчетом и лицеприятием и в этом смысле не оказывает бедному милости, т. е. относится к нему свысока, презрительно, того и самого постигнет суд без милости. Милость превозносится над судом, т. е. человек милующий других, любящий их, встанет выше суда пред правдой Божией; он не будет осужден.

С 14–26. Ап. раскрывает пред читателями ту мысль, что вера только на словах, вера без оправдания ее делами, вера пустая не приведет нас ко спасению.

14 ст. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15 ст. Если брат или сестра наги, и не имеют дневного пропитания,

16 ст. а кто-нибудь из вас скажешь им:идите с миром, грейтесь и питайтесь"», но не даст им потребного для тела: что пользы?

17 ст. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18. ст. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Да такую веру, веру без дел, трудно и доказать, наоборот добрыми делами можно доказать веру свою.

19 ст. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Вера без дел не спасает человека. Ты говоришь, что ты веруешь в Бога, что Бог един. Хорошо, но ведь такую веру имеют и падшие ангелы, и они веруют, что Бог есть, но лучше не делаются от этой веры: веруют и трепещут, т. е. страшатся суда Божия.

20 ст. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21 ст. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака сына своего?

22 ст. Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства. Быть может вам нужны доказательства того, что вера без дел мертва есть? Так вот вам почитаемый вами Авраам: силу веры своей он доказал тем, что вознес сына своего на жертвенник, т, е. доказал делом веру свою. Другими словами говоря, Авраам верил в силу и могущество Божие, верил в то, что он не останется без потомства, верил, что Бог воскресит его сына, если бы он даже заколол его. Такими образом, вера Авраама подвязала его на дела и делами сама достигала совершенства.

23 ст.       И исполнилось слово Писания: „веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим“. И такая вера вменилась ему в праведность, т. е. он стал еще ближе к Господу, наречен быть другом Божиим.

24 ст. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25 ст. Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем?

26 ст. Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Итак понятно, что человек оправдывается делами, а не верою только? Или вот вам еще другой пример: Раав блудница, не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? Она верила в силу и могущество Иеговы – Бога Еврейского, верила в то, что пред Ним не устоять никакие земные царства, верила, а потому и спасла соглядатаев. И так, как тело без духа мертво есть, так и вера без дел мертва есть, т. е. для оправдания пред Богом необходима вера живая, деятельная, обнаруживающаяся в делах милосердия и любви.

Глава 3-я

Одним из недостатков читателей послания было еще стремление к учительству, стремление по чисто честолюбивым побуждениям и корыстным расчетам. Эта страсть к учительству, заметим, была господствующею у иудейских книжников и фарисеев и вместе с ними перешла и в христианскую церковь. Ознакомившись с христианскими истинами, уверовавшие иудеи стремились научить этим истинам и других и при этом нередко вступали в пререкания и на этом иногда успокаивались. Апостол сильно вооружается против этого недостатка своих читателей и в 3-й главе своего послания обличает их за это.

1 ст. Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Братия мои, говорит Апостол, не стремитесь к учительскому званию, помните, что всякий, берущий на себя эту святую, и великую обязанность самозвано, может подвергнуться большему осуждению, чем кто либо из просто христиан.

2 ст. Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. И без того все мы грешны, а еще больше того грешим языком нашим, т. е. словом нашим. Так что того человека, который обуздывает свой язык, умеет управлять своим словом, можно назвать совершеннейшим человеком, умеющим и могущим обуздать все свое тело, т. е. обуздать все свои страсти и похоти, встать выше их, господствовать над ними. Кто хорошо умеет управлять своим языком, т.е. осмотрительно, с благоразумием пользуется данным ему от Бога даром слова, тот этим самым показывает, что он может управлять всем своим существом, т. е. своей и духовной и телесной природой и является человеком совершенным, т. е. совершенным в нравственном смысле (Толк, на соб. посл. ап. Иакова К. Теодоровича 79 стр.).

3 ст. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их;

4 ст. вот, и корабли, как ни велики       они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Небольшою уздою мы подчиняем коней себе и управляем ими, небольшим рулем мы управляем на море большими кораблями и управляем ходом их во время бури и шторма и направляем их, куда хочет кормчий.

5 ст. Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает:

6 ст. и язык – огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и восполяет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Язык наш мал уд есть, и вельми хвалится, т. е. имеет огромное значение в нашей жизни, силен и могуч в своих действиях. Здесь разумеется губительное действие языка. Подобно тому, как от небольшой искры часто происходить большой пожар, который уничтожает и разрушает все на пути своем, так и лживый язык наш, подобно огню, будучи лепотою неправды, или иначе говоря, будучи в устах лживого человека собранием неправды, лжи и обмана и завладевши всеми нашими мыслями, чувствами и желаниями, оскверняет все наше тело, т. е. всю как телесную, так и духовно-нравственную природу нашу, сквернит страстями, пороками, грехами; в этом смысле разрушает и уничтожает весь строй нашей нравственной и телесной жизни. И пожирая и попаляя, как огонь, все вокруг себя, паля коло рождения нашего, т. е. разрушает всю нашу жизнь и попаляет вокруг себя все, что с ним соприкасается, подобно тому как от загоревшейся оси загорается колесо и все соприкасающееся с ним. Свою разрушительную силу лживый язык в устах лукавого человека получает от геенны, т. е. возбуждается и насыщается духом лжи, адскою ненавистью и злобою демонов. Язык прикраса неправды, т. е. он прикрашивает, прикрывает неправду ораторским красноречием, коим отличаются непризнанные учители и всякого рода обольстители. (Толк, на соб. посл. Ап. Иакова. Теодоровича).

7 ст. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8 ст. а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 ст. Им благословляем Бога и Отца – и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию,

10 ст. из тех же уст исходит благословение и проклятье. Не должно, братья мои, сему так быть.

11 ст. Течет ли из одного отверстья источника сладкая и горькая вода?

12 ст. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Вот почему мы умеем укрощать зверей, птиц, умеем приручать и укрощать разных пресмыкающихся и морских животных, но оказываемся не способны, бессильны укротить, обуздать лживый язык. И это потому, что он неудержим во зле и исполнен смертоносного адского яда. Языком мы благословляем Бога и Отца и тем же самыми языком проклинаем человека, а ведь он создан по образу Божию и по подобию Его. Одними и теми же устами мы благословляем и проклинаем. Но естественно ли это? Должно ли так быть? Может ли течь из одного и того же источника сладкая и горькая вода? Может ли смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы? равно один и тот же источник источать соленую и сладкую воду? Все это невозможно, все это неестественно. Поэтому невозможно и неестественно и то, чтобы уста клянущие в то же время благословляли или славословили Бога.

13 ст. Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. В 13 ст. возвращаясь к своей главной мысли, которую он высказал в первом стихе, апостол говорит: не в стремлении к учительству, не в спорах и не во многоглаголании проявляется истинная мудрость, а в добром поведении и кротости, т. е. в истинно христианском поведении.

14 ст. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Если же вы своим поведением доказываете противное, вместо смирения и кротости таите в сердце своем горькую зависть, сварливость, которая ведет к нестроениям в обществе, то не хвалитесь своею мудростью, у вас ее нет, не лгите на истину, вы ею не владеете.

15 ст. Это не есть мудрость, нисходящая свыше но земная, душевная, бесовская. Ваша мудрость не есть мудрость сходящая свыше, т. е. от Бога, напротив, она у вас земная, потому что направлена к земле, к миру, к земным выгодам и благам; она душевна, т. е. не духовная, иначе: она проистекает из чувственной природы человека, она по своему происхождению бесовская, ибо происходит не от Бога, а от дьявола.

16 ст. Ибо где зависть и сварливость, там не устройство и все худое. Покоясь на зависти и сварливости, будучи не от Бога, ваша мудрость вносит в жизнь людей только одно расстройство и разложение

17 ст. Но мудрость, сходящая свыше, во–первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Напротив, мудрость свыше, мудрость истинная проявляется в нравственной чистоте, в духе мира и любви с ближними, в скромности, послушании воле Божией, исполнена милосердия и всяких добрых дел, беспристрастна при совершении дел милосердия и любви, нелицемерна, совершает все от чистого сердца, не скрывает и своих собственных недостатков.

18 ст. Плод же правды в мире сеется у тех которые хранят мир. Имея в виду тех, которые стремились к учительству других, которые своею завистью сеяли в обществе споры и всякого рода нестроения, апостол в последнем стихе этой главы противополагает им истинных учителей,, которые обладают мудростью от самого Бога, и говорит, что эти последние сеют свое учение, т. е. учат других в мире, т. е. не вносят в общество ни нестроения, ни раздоров и их учение принимается, с радостью только теми, которые сами хранят мир.

Глава 4-я

В 4-й главе апостол Иаков научает и вразумляет читателей своего послания жить в мире и согласии. С этою целью он с 1–12 стих выясняет читателям вопрос, откуда у нас являются вражды и распри? Вражда и распри в обществе христиан, отвечает апостол на поставленный вопрос, происходят от наших страстей, воюющих в членах наших.

1 ст. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? т. е. которым мы предаемся часто неумеренно, без удержу.

2 ст.      Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Эти страсти усиливаются – воюют в нас еще потому, что на пути своем часто встречают препятствия. Желаете и не имеете; т. е. всеми мерами, страстно желаете обладать наслаждениями и однако, никак не можете получить желаемого. Отсюда: убиваете и завидуете – и не можете достигнуть, т. е. питаете ненависть и зависть к тем, которые достигли земных благ, довольства, возможности удовлетворять свои желания. Эта зависть и ненависть ведет к тому, что вы, говорит апостол, препираетесь и враждуете, т. е. начинаете между собою ссориться, браниться; в обществе начинаются несогласия, раздоры, которые ведут к нестроениям и разложению общества. Все же это происходит от того, что вы забываете Бога и не обращаетесь к Нему с молитвой. Или: если и случается, что обращаетесь к Богу с молитвой, то все равно:

3 ст. Просите – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Бог принимает только чистую молитву, без всяких греховных примесей, пожеланий.

4 ст.      Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Называет апостол своих читателей прелюбодеями и прелюбодейцами не в буквальном смысле. Эти слова должно понимать несколько иначе, именно: в ветхом завете на языке книг св. Писания союз Бога с человеком часто изображается как брачный союз. Так что нарушение этого союза, в смысле потери веры в Бога, является изменой Богу, считается прелюбодеянием со стороны человека. Так как читатели послания не отличались, по-видимому, чистотою веры и отсюда чистотою нравственности и встали на путь порока и увлечения миром, то апостол и называет их изменниками Богу и в этом смысле прелюбодеями и прелюбодейцами. Под миром, которым увлеклись читатели послания, разумеется не этот прекрасный Божий мир, который мы видим, а все то, что есть греховного в мире, все то, что возбуждает наши страсти, наши похоти, все то, что разжигает наши греховные вожделения. Разумеется, говорит апостол, кто хочет в этом смысле быть другом миру, то, само собою понятно, тот становится врагом Богу. Кто хочет, апостол даже оттеняет как бы такую мысль, что не только самое увлечение (факт) греховным миром делает нас врагами Богу, а даже пожелание, хотение. Очевидно пред апостолом предносились слова Самого Христа, когда Он сказал, что не только грешно само прелюбодеяние, а даже воззрение на женщину ко еже вожделети ея. (Мф.5:28).

5 ст. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „до ревности любит дух, живущий в нас“? Буквально этих слов мы собственно в Писании не найдем, но смысл этих слов нам будет понятен, если мы примем во внимание и припомним акт сотворения человека (Быт.2:7), где говорится, что Бог вдунул в лице его (человека) дыхание жизни. Таким образом человеческий дух является созданием Божиим и принадлежит . Ему только Одному, в этом смысле Екклезиаст говорит: дух возвратится к Богу, который и дал его (Еккл.12:7). С другой стороны, так как в ветхом завете союз Бога с человеком изображается под видом брачного союза, то и имея все это в виду, апостол Иаков, выражается в том смысле, что Бог, создавший дух человека, заключивший союз с человеком, чтобы он был верен ему, до ревности любит этот дух человека, а посему человек с своей стороны должен всецело отдать себя Богу, любить его, и не изменять любви к Богу, заменяя ее любовью к миру.

6 ст. Но тем большую дает благодать; посему и сказано: „Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.“ (Притч.3:34). И чем более любит Бог дух человека, тем большую дает благодать, т. е. силы, крепость устоять пред соблазнами мира. И первее всего эту благодать, т. е. благодатную помощь дает смиренным, т. е. тем, которые всецело, безраздельно отдают себя в волю Божию, напротив, которые отдаются миру и всему греховному в мире и гордятся своими земными чувственными благими, таким      гордым Бог противится, т. е. отворачивается от них, не подает им своей благодатной помощи, предоставляет таких людей самим себе.

7 ст. Итак покоритесь Богу, противостаньте диаволу, и убежит от вас. Итак, говорить апостол, если хотите быть друзьями Божиими, покоритесь Богу, оставьте все греховное в этом мире, противостаньте диаволу, т. е. боритесь с ним, и он убежит от вас, т. е. с помощью Божьею вы победите его.

8 ст. Приблизьтесь к Богу, приблизится к вам, очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Но для этого приблизьтесь к Богу, т. е. будьте ближе к Богу, идите к Нему с молитвой на устах, с сердечным раскаянием в своих грехах, и Он приблизится к вам. Для этого очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные, т. е. злые, греховные дела замените добрыми, удалите из сердца вашего все дурные помыслы, не будьте грешниками, не будьте двоедушными, лицемерными, т. е. не колеблитесь между привязанностями к Богу и к миру.

9 ст. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость в печаль, т. е. покайтесь, смиритесь, познайте, почувствуйте свое горькое, в нравственном смысле, состояние.

10 ст. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас, т. е. раскайтесь, нравственно переродитесь, и Господь вознесет вас, т. е. вы достигнете нравственной высоты.

11 ст. Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата, или судит брата своего, тот      злословит закон, и судит закон; а если ты судишь то ты не исполнитель закона, но судья. Докажите ваше смирение на деле, а посему не злословьте друга, ибо кто злословит брата своего, т. е. ближних своих, или осуждает брата своего, тот злословит, т. е. оскорбляет, самый закон божественный, ибо в божественном законе дана заповедь о любви к ближнему. При осуждении ближнего осуждающий является уже не творцом закона, не исполнителем его, а судьею уже над самим законом.

12 ст. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? Чѳловек, осуждающий другого, является уже оскорбителем Бога, ибо Он у нас только один Законодатель и Судия, в Его только власти – спасти или погубить нас. А ты кто, который судишь другого?      А ты кто такой? И какое имеешь ты право судить других и в этом смысле стать выше других, выше даже самого закона, данного Богом?

С 13–17 ст. Апостол говорит своим читателям о том, что в жизни не должно быть самонадеянным.

13 ст. Теперь послушайте вы, говорящие: „сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”. Люди самонадеянные и, как видно из конца стиха, по преимуществу люди торговые, не видящие в жизни высших интересов, только и бывают, что заняты расчетами и тем, где и что они сделают и какой получат прибыток, а потому часто и рассуждают так: сегодня или завтра отправимся в такой то город, проживем там год, будем торговать, получим такую-то прибыль.

14 ст. Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Так самонадеянно рассуждают те, которые даже не знают, что с ними случится завтра, так рассуждают люди, которые забывают про ограниченность человеческой природы. Ибо что такое даже самая жизнь наша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

15 ст.       Вместо того, чтобы вам      говорить: „если угодно будет Господу и живы будем,      то сделаем то или другое”,

16 ст. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Человек существо ограниченное, слабое, ничтожное, и вместо того, чтобы полагаться на свои силы и на все, что им приобретается, т. е. на блага земные, не лучше ли говорить так: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое.

Вы же, по своей надменности, тщеславитесь, т. е. люди самонадеянные, вместо того, чтобы всецело положиться на волю Божию, полагаются на свое богатство, кичатся, превозносятся им. Всякое такое тщеславие, превозношение, хвальба богатством, говорит апостол, есть зло, грех.

17 ст. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех, т. е., кто знает, в чем состоит воля Божия и знает, что нужно делать, как поступать, чтобы исполнить волю Божию и не делает, тот является грешником, такому нет извинения.

Глава 5-я

В пятой главе своего послания апостол Иаков обращает речь свою к богатым и обличает их за жестокосердие, предсказывая им грядущий суд и беды.

1 ст. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Здесь, под богатыми, апостол разумеет тех христиан – из евреев, которые настолько увлеклись своими торговыми оборотами и делами, что забыли про свои христианские обязанности, забыли про дела милосердия и любви, притесняли бедных, удерживали плату у жнецов и жили в роскоши. Имея в виду этих богатых, их жестокосердие к ближним, бедным, апостол и обращается к ним и говорить: плачьте и рыдайте, т. е. раскайтесь, измените свой образ жизни, в противном случае вас постигнут великие бедствия, и они уже грядут на вас.

2 ст. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

3 ст. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как      огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.      Во втором и третьем стихах эти бедствия апостол изображает как 6ы уже совершившимися, постигшими богатых: Богатство ваше уже сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото и серебро изоржавело; эта же ржавчина, гниль съест, разрушит и тела ваши. Итак, говорит апостол, от ваших роскошных одежд, которыми вы хвалились и рисовались, не осталось ничего, они изъедены молью. Ваш идол – деньги, которые вы скопили в сундуках ваших, изоржавели. И ржавчина их будет свидетельствовать против вас, т. е. будет говорить о вашей жадности, о вашей скупости, о том, что вы народ жестокосердный, ибо отказывали в помощи бедному, нуждающемуся.

Эта ржавчина съест плоть вашу, как огонь. И все эти сокровища вы собрали себе на последние дни, т.      е. все эти ваши сокровища, которые вы собирали якобы „про черный день“, будут свидетельствовать против вас в последние дни, т. е. при кончине мира и всеобщем суде. „С первым пришествием Христовым начался и последний период в истории царства Божия на земле, который завершится кончиной мира и страшным судом Божиим. Новозаветные времена у пророков и апостолов часто называются и последними днями (Ис.2:2; 2Пет.3:3; 1Ин.2:18: 1Кор.10:11)“, (Послания свят, апостолов. В. Лебедев. Учсбн. рук. Иванова).

4 ст. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа, т. е. вопль жестокосердно обираемых вами работников и жнецов, с которых вы удерживали следуемую им плату, дошел до слуха Господа, т. е. Господ услышал их.

5 ст. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. И в то время, как обижаемые и обираемые вами вопияли к Господу, вы роскошествовали здесь на земле и наслаждались, т. е. жили в свое удовольствие; напитали сердца ваши, т. е. имели в вашем распоряжении все, чего желала душа ваша, так что пресытились удовольствиями, напитали сердца ваши, как бы на день заклания, т.е., наслаждаясь роскошною жизнью до пресыщения, вы упитывали себя, откармливали, на подобие того, как откармливают тельцов для заклания.

6 ст. Вы осудили, убили праведника; он не противился вам, т. е., когда ваше жестокосердие к бедным, обогащение за счет их труда доходило до суда, то вы подкупали суд, и дело решалось в вашу пользу; убили, т. е. дело не только решалось в вашу пользу, но вы еще лишали человека свободы, сажали его в тюрьму, в которой бы сидеть вам, а не тем, которых вы обижали. Убили праведника, т. е. таким образом вместо вас лишался свободы человек невинный. Он не противился вам, т. е. будучи вами забитым, загнанным, преследуемым, не видя ниоткуда ни помощи, ни поддержки, он не противился вам, не оказывал вам никакого сопротивления... Под праведником разумеются и вообще христиане, которые вели святую, праведную жизнь и которые часто за это были преследуемы и гонимы.

7 ст.       Итак,      братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. В утешение христианам, подвергавшимся разнообразным притеснениям со стороны богатых людей, апостол говорит: братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня, т. е. переносите безропотно эти притеснения, не воздавайте злом за зло, пока Господь не придет вторично на землю, пока не придет для суда и не воздаст каждому, но делам его. В пример долготерпения апостол приводить земледельца, который ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний, т. е. земледелец терпеливо ждет от Господа Бога дождя осенью, когда он посеет хлеб, и по весне, когда он терпеливо ждет дождя, чтобы посееянное осенью лучше поднялось и выросло и полнее налило зерно.

8 ст. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Так и вы, говорит апостол своим читателям, терпеливо переносите с надеждой на помощь Божию постигающие вас несчастия и притеснения. Укрепите сердца      ваши, т. е. не падайте духом, потому что пришествие Господне приближается, и Господь воздаст вам по правде.

9 ст. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей, т. е. не обвиняйте, не осуждайте, не оговаривайте тех других, которые вас притесняют, чтобы не быть осужденными; вот, Судия стоит у дверей. Обвиняя, осуждая, оговаривая других, легко погрешить, впасть в ошибку и за это самому подвергнуться нелицеприятному суду Божию, а ведь к каждому из нас этот суд уже близок и Судия как бы стоит уже у дверей.

10 ст. В пример злострадания и долготерпения      возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот вам еще примеры злострадания и долготерпения – это ветхозаветные пророки, которые страдали за истину, ибо говорили именем Господним, т. е. говорили только то, что возвещал им Господь.

11 ст. Вот,      мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Мы их ублажаем за то, что они терпели; их и возьмем себе в пример подражания. Наконец, примером терпеливого перенесения злостраданий возьмем праведного Иова, научимся из его примера тому, что Господь не оставляет своим попечением людей праведных и награждает их щедрою рукою за терпение. Вы видели конец оного от Бога (и кончину Господню видите), т. е. вы видели из истории Иова, чем кончились его страдания, и как за свое страдание он был награжден от Господа. Так и вы, подражая Иову, терпеливо переносите все притеснения, все обиды, все злоключения в вашей жизни, Господь и вас наградит, ибо Он весьма милосерд и сострадателен. Но научаясь терпению, говорит апостол, бросьте вашу дурную привычку клясться и божиться.

12 ст. Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будешь у вас „да, да”, и      „нет, нет” дабы вам не подпасть осуждению.

13 ст. Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы. Т. е., в постигающих вас скорбях, утешения, поддержки ищите в молитве. Если в жизни своей вы спокойны, радостны, то возблагодарите за это Господа и радость, восторги вашей души излейте, воспойте, пред Господом Богом в благодарственной молитве.

14 ст. Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним помазавши его елеем во имя Господне. В страданиях и болезнях телесных приглашайте священников, а не старших возрастом. Священники помолятся над больным, помажут его елеем во имя Господне,      т. е. как лица, имеющие на то особенную власть, по преемству oт апостолов, от самого Господа.

15 ст. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Если больной с верою и усердием при этом и сам будет молиться Господу, то Господь не только исцелит болящего от болезни телесной и воздвигнет его с одра болезни, но он получит прощение грехов, если по своей забывчивости нс сказал их на исповеди священнику. Из этого повествования апостола о помазании елеем видно, что это не было простое помазание елеем, а таинство елеосвящения. Что это так, ясно из следующего. Больной, говорит апостол, пусть призовет пресвитеров и тут же прибавляет церковных, т. е. не просто старших или старейших возрастом, как думают лютеране, а именно лиц занимающих особое положение в церкви – старейшее, высшее простых мирян, т. е. священников; пусть они помолятся над ним и помажут елеем. Если бы это было простое помазание елеем, каковое употреблялось в древности на востоке, как болеутоляющее средство, то какая бы была нужда больному призывать пресвитеров церковных, когда бы это простое помазание мог сделать всякий, начиная с домашних больного, кончая его близкими и знакомыми. Если бы это было простое помазание, не, было бы нужды и в особых молитвах. Если бы это было простое помазание елеем, то была ли бы нужда апостолу подчеркивать, что это помазание совершается во имя Господне, т. е. совершается не всеми людьми, а лицами особо на то поставленными, получившими на то особое повеление, право, власть? Наконец, что это не простое помазание, а именно таинство елеосвящения, это весьма ясно видно из того, что последствием таинства по апостолу является не только исцеление телесных немощей и недугов больного, но и прощение грехов, чего во всякому случае не может быть при простом помазании маслом. Здесь, хотя кратко, необходимо сказать и о различии взглядов на это таинство церкви восточно-православной и церкви западной – католической. Церковь католическая учит, что таинство елеосвящения совершается над безнадежно больными и есть extremo unetio, т. е. последнее помазание, напутствие в загробную жизнь. Но подобного рода утверждение католической церкви опровергается ясными и точными словами апостола Иакова: и воздвигнет его Господь, следовательно сего таинства ни в каком случае нельзя назвать напутствием в загробную жизнь и делать вывода, что оно должно быть совершаемо только над трудно больными или умирающими (Таинства и обр. прав. цер. Еп. Стефан. Уч. рук. Иванова).

16 ст. Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много (бо) может молитва праведного поспешествуема. Причина наших болезней грехи, а посему апостол в 16 стихе говорит: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. По связи с предшествующими стихами, где апостол говорит, что больной должен призвать пресвитеров церковных и молитву сотворят над ним... и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему, этот стих нужно понимать так: так как причиной наших болезней являются грехи наши, то мы и должны эти грехи наши исповедать „не только пред Богом, но и пред другими, под которыми, по ходу речи, должно разуметь тех же пресвитеров, которым одним дана власть отпущать исповеданные грехи (Учебн. рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова). Так что совершенно правильно свят. Златоуст перефразирует это выражение апостола так: „вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши; а вы, пресвитеры, молитесь за болящих» (Златоуст о священстве I, III, уч. рук. Иванова). Но можно слова этого стиха понимать и несколько распространеннее, шире, именно: так как причина наших болезней грехи, грехи не только по отношению к Богу, но и по отношению к самим себе, к ближним, окружающими нас, то мы, христиане, должны открывать эти грехи наши друг другу, и в соучастий и соболезновании нашем друг другу находить нравственную поддержку, ободрение, просить их молитв за нас, и молитва лиц нас окружающих, особенно когда она будет сопровождаться верою, принесет нам большую пользу, т. е. для тела и души больного. Что действительно молитва человека верующего, праведного сильна пред Богом, апостол указывает на пророка Илию.

17 ст. Илия быль человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев,

18 ст. и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. (3Цар.18:42–45). Пророки Илия и другие пророки, св. апостолы, святые угодники Божии и все святые были люди нам подобные и совершали, как мы знаем, чудеса. И усиленная молитва всякого человека верующего, праведного может совершать то же.

19 ст. Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,

20 ст. пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. В заключение апостол просит христиан заботиться об обращении на путь правый уклонившихся от истины, ставя на вид то, что кто обратит грешника на путь истины, тот этим спасет душу его от смерти, примирит его с Богом и покроет множество грехов своих, т. е. обратившему грешника на путь правый, истинный и спасительный будут прощены и его многие грехи.


Источник: Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания. / Составил протоир. Николай Зефиров. Могилев губ. Тип. И.Б. Клаза. 1911. - 136 с.

Комментарии для сайта Cackle