прот. Николай Куломзин

Источник

Глава первая. Жизнь апостола Павла до миссионерских путешествий

Происхождение Савла

Хронология событий первого века (жизнь Иисуса Христа, апостола Павла) может быть установлена лишь с известной долей приблизительности. Савл родился предположительно около V года н.э. Однако место его рождения известно точно. «Я Иудеянин, Тарсянин, ― говорит апостол в Деяниях, гражданин небезызвестного Киликийского города (Деян.21:39). Благодаря своему расположению на границе Малой Азии и Сирии, Тарс издавна привлекал внимание завоевателей, в том числе и Римлян: одно время в этом городе находилась резиденция Антония. Греческий историк и географ Страбон (60г. до РХ ― 25г. по РХ) утверждает, не без преувеличения, что «жители Тарса так увлеклись философией,…что их город, в конце концов, затмил Афины, Александрию и все остальные города».2 Блаженный Иероним (известный переводчик Библии на латинский язык IV века) сообщает, что семья Савла жила в Тарсе недавно, но у его отца уже было римское гражданство. Савл получил его с рождения (Деян.22:28) и неоднократно им пользовался (Деян.16:37; 25:11, право обращения к Кесарю).

В Тарсе, где апостол останавливался несколько раз (Деян.9:30; 11:25), он контактировал благодаря положению своей семьи, с образованными кругами; ему была знакома эллинистическая культура и религия, которая в то время представляла собой конгломерат различных философских течений и отовсюду заимствованных верований. Это объясняет тот факт, что позже апостол Павел, всегда оставаясь глубинно причастным иудейской традиции, вместе с тем стал поборником проповеди благой вести язычникам, которых он хорошо знал.

Уже упоминавшийся нами Страбон пишет, что в отличие от других интеллектуальных центров того времени в Тарсе могли получить образование только представители коренного населения. Это сведение позволяет предположить, что Савл учился не в Тарсе. О том же свидетельствует и сам апостол: схваченный в Иерусалиме по возвращении из своего третьего миссионерского путешествия, он заявляет собравшемуся на паперти храма народу: я воспитывался « в сем городе (т.е. в Иерусалиме) при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян.22:3). Несмотря на то, что апостол Павел родился вдали от границ Палестины, в диаспоре, он был привязан к своему народу и его традициям: «…обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев…(Флп.3:5). Еще в молодости он примкнул к партии фарисеев (Флп.3:5), отличавшейся большей строгостью в соблюдении традиций, чем саддукеи, но носившей менее сектантский характер, чем ессеи (известные в основном по документам Мертвого моря). Происхождение и образование Савла приготовили его к той роли, которую ему суждено было сыграть в истории нарождавшейся Церкви: сам Христос призвал его мужественно и решительно раскрыть врата Церкви язычникам.

Обращение Савла. Годы, проведенные до первого миссионерского путешествия

Незадолго до своего обращения, которые относят примерно к 35 году, Савл, согласно некоторым письменным упоминаниям, поощрял убийство Стефана (Деян.6:8–7:60, особенно 7:58). Позже, вспоминая о тех днях, апостол Павел и сам подтверждал это: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин…» (Деян.22:4; 26:9–11; Гал.1:13–14; 1Кор.15:9 и др.). Он шел в Дамаск (на этом пути ему и явился Христос) с поручением, данным ему первосвященниками, схватить и привести в Иерусалим христиан. В конце жизни апостол Павел засвидетельствовал, что «так поступал по неведению, в неверии» (1Тим.1:13).

В то время, на которое приходится обращение Савла, перед Церковью постепенно открывались новые перспективы. До тех пор, после Воскресения и Вознесения Христа и сошествия Святого Духа во время Пятидесятницы (Деян.2), первохристианская иерусалимская община (Деян.1–5) продолжала существовать в пределах иудейской среды, соблюдая предписания закона Моисеева и, в частности, сохраняя верность храмовому богослужению (Деян.2:46; 3:1; 5:20 и др.) По прошествии двух или трех лет, к 33 годам, избрание семи дьяконов), призванных помогать двенадцати апостолам (Деян.6), ознаменовало появление в Церкви «эллинистов» (Деян.6:1), т.е. как принято считать, иудеев диаспоры, принадлежавших греческой культуре и говоривших по-гречески. Отношение этой группы христиан к закону Моисееву и к храмовому богослужению было, судя по всему, более сдержанным: как известно, Стефан, один из семи, был обвинен в том, что говорил «хульные слова на святое место сие и на закон» (Деян.6:12; ср.6:11). В своей длинной речи Стефан оправдывается (Деян.7:1–53), решительно утверждая вместе с тем, что Бог «не в рукотворных храмах живет…» (Деян.7:48). Эта речь могла оставить след в душе Савла.

Однако, не будем забывать о том, что обращение Савла произошло не вследствие идеологической обработки или влияния какого-то человека: это было мгновенное, яркое откровение… Оно трижды описано в Деяниях (Деян.9:3–19; 22: 6–11; 26:12–18) и многажды упоминается в Посланиях (Гал.1:15–16; 1Кор.9:1, 15; 8–10 и др.), как и явление воскресшего Христа. «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит ― он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5).

Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе ― Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой ― Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь. Оттуда Варнава отправился за Павлом в Тарс; именно в Антиохии апостол Павел стал членом христианской церковной общины (Деян.11:25–27), и отсюда же он отправлялся в миссионерские путешествия.

За те примерно десять лет, которые прошли с момента обращения апостола Павла (ок.36г.) до его обоснования в Антиохии (ок.45г.), Церковь выросла. После убийства первого мученика Стефана, христиане-эллинисты, собравшиеся вокруг семи (дьяконов) вынуждены были бежать из Иерусалима, в то время как двенадцать (апостолы) смогли там остаться (Деян.8:1). Покинувшие город христиане проповедовали Благую Весть за пределами Иудеи, им удалось основать новые общины, в первую очередь, в Самарии (Деян.8:4 и сл.). Проповедовавший там Филипп был одним из семи дьяконов-эллинистов (Деян.6:5). Затем та же группа христиан основала общины в Финикии, на Кипре и наконец, в Антиохии, куда пришел апостол Павел. Проповедовали они только иудеям (Деян.11:19).

Пока происходила постепенная евангелизация иудейской диаспоры, двенадцать апостолов также не бездействовали. Петр и Иоанн были посланы в Самарию, чтобы возложением рук сообщить Духа Святого тем, кого крестил Филипп (Деян.8:14 и сл.). Петр навестил другие Церкви, основанные в Лидде, Иоппии (Деян.9:32–43). Во время своего путешествия апостол Петр, получив откровение, решил крестить язычника Корнилия, получившего Духа еще даже до своего крещения, и затем объяснялся с апостолами по этому поводу в Иерусалиме (Деян.10:1–11:18). Обстоятельства первого крещения язычника излагаются в Деяниях очень подробно (Деян.10:1–11:18).

За эти десять лет апостол Павел стал духовно более зрелым и готовым понести тяжелый крест апостольского служения. Его физические данные не внушали уважения: в Коринфе говорили, что «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2Кор.10:10). В одном древнем апокрифе, содержание которого, впрочем, весьма неправдоподобно, но в котором могли сохраниться подлинные свидетельства об апостоле, он предстает как «человек маленького роста, лысый, с кривыми ногами, крепкий, со сросшимися бровями, слегка искривленным носом, исполненный благодати».3 Это описание, верность которого невозможно гарантировать в полной мере, совпадает с изображениями на некоторых бронзовых медалях II века и привлекло внимание выдающихся экзегетов (в частности, протестантского ученого Зана и православного епископа Кассиана). Немало было написано о так называемой болезни апостола: вероятно, он был действительно болен во время путешествия к галатам (Гал.4:13–14), но нам неизвестно, что он имел в виду, когда говорил: «…и чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (2Кор.12:7). Не следует думать, что в словах «язвы Господа Иисуса» (Гал.6:17) речь идет о стигматах, подобных тем, что имел Франциск Ассизский; скорее всего, «язвы Господа Иисуса» ― это шрамы от полученных ударов.

В 45 году в Антиохии апостол Павел перенес немало страданий: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорок ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл на глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:24–27). В том же послании читаем: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены, низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:8–11; ср. 2Кор.6:4–10).

Перечисляя испытания, апостол Павел не вменяет их себе в заслугу ― напротив: успех своей проповеди он приписывает исключительно благодати Божьей: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:7). «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2Кор.11:30; ср. Рим.5:3; 1Кор.1:28 и пр.).

Апостол Павел пережил также некий мистический опыт, о котором он написал смиренно и прикровенно: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (т.е. ок. 40г.), ― в теле ли ― не знаю, вне ли тела ― не знаю, Бог знает, ― восхищен был до третьего неба…, он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться… (2Кор.12: 2–5).

Обретя подобный опыт, он написал позже в Послании к Римлянам: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (а не нашими собственными заслугами). Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8: 37–3

* * *

2

Страбон. География. XIV. 3. Цитата переведена с французского языка.– Прим. переводчика

3

Vouaux L. Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes.Р. 1913


Источник: Послания апостола Павла: лекции по Новому Завету / прот. Николай Куломзин; [перевод с фр. К. А. Алексан­дровой]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014 - 128 с. ISBN 978-5-742 9-0398-7

Комментарии для сайта Cackle