Огонь

Так ли трудно разжечь костер без спичек? – Как зажигать? – Что жечь?

Мы сами сделали так, что без великого и многообразного умения ничего нельзя добыть. Не хватает только, чтобы сапожное мастерство объявили изобретением мудрецов

Сенека. Нравственные письма к Луцилию

Персонажи романа Жюля Верна «Таинственный остров», оказавшись вне привычных городских стен, сетовали; «Спички, которые в обитаемых краях так мало ценятся, которыми пользуются так равнодушно и жгут их так расточительно, тут были настоящим сокровищем…» Ради добычи огня они собирались тереть «друг о друга две сухие чурки». К счастью, до этого у них не дошло. Потерянные спички обнаружились. Но, судя по интонациям беседы героев, альтернативой для них была голодная и холодная смерть.

Принято считать, что пользоваться огнём человек начал ещё в раннем палеолите. Археологические свидетельства тому есть. Но добывать огонь археологи «разрешили» людям только на полмиллиона лет позже.

Здесь обнаруживается некоторая неувязка.

Самые древние орудия добычи огня датируются эпохой «нового каменного века» (неолитом). В позднем палеолите (хронологически предшествующем периоде) таких находок нет, но огнём человек в это время пользовался столь регулярно, что отказать нашим предкам в способности его добывать было бы как-то неловко…

В ещё более древние времена, в среднем палеолите, следы использования огня встречаются реже. В раннем палеолите ― ещё реже. Считается, что в это время огонь человек добыть не мог.

Но и археологических памятников того времени совсем немного. Вполне может быть, что из ограниченного числа известных нам мест пребывания древнейших людей до нас дошли, к сожалению, только те, где добывать огонь нашим предкам просто не требовалось. Человек зажигал огонь отнюдь не на каждом своём шагу64.

Схема «чем люди древнее ― тем они меньше имели возможность добывать огонь» не очень корректна. Так можно дойти до: «чем общество древнее ― тем глупее», беднее, грязнее, тупее и даже, страшно подумать, ― реже исповедует ценности американской демократии…

Но так нельзя.

Человек практически с первых «дней» своей истории совершил так много открытий, сделал такое количество изобретений, освоил столь сложные производственные технологии, что «дойти» до освоения способов добычи огня, думается, ему было совсем не сложно.

Тем более что добыть огонь ― это просто.

Для начала потребуется сухая дощечка из мягкого дерева.

На краю сделайте треугольный вырез и небольшое углубление для «сверла» (рис. 7).

Рис. 7. «Материнская плата» для добычи огня

«Сверлом» будет ровная сухая палка толщиной 3–4 см и длиной примерно 30 см. Концы её закруглите. Работа несложная.

Найдите плоский камень с углублением в центре. Им будете удерживать палку-зажигалку сверху.

Изготовьте верёвочку.

Соберите конструкцию как показано на рис. 8.

Рис. 8. «Зажигалка» для двоих

При возвратно-поступательном движении бечевы палка у Вас будет вращаться.

Можно использовать (дрель) более сложную в изготовлении (см. рис. 9), но более простую «в работе».

Густой дым из деревяшки пойдёт через 3–4 секунды.

Обычно это очень радует. Просыпаются надежды и чувство собственной значимости.

С огнём ― сложнее.

Для того, чтобы получить пламя, вам потребуется обеспечить подачу кислорода и горючего материала к «сверлу» через треугольный вырез в дощечке65.

Все премудрости получения огня из дыма немногочисленны. О них легко догадаться. Самым важным является даже не добыча огня, а что и как Вы будете жечь.

Хорошо помню свою первую ночёвку у костра.

Дров тогда я заготовил много, в костёр бросал их щедро. Но ночь в июле почему-то оказалась страшно холодная. Через каждый час приходилось вскакивать и поправлять костёр. Один бок у меня леденел, другой постоянно подгорал.

К утру я был в грязной одежде, с больной головой и насморком.

Этого эксперимента оказалось достаточно, чтобы понять ― в древности люди были мудрее…

Рис. 9. Огонь без помощников

Годы экспедиций и опыт сибирских охотников подсказали, что костёр ― дело непростое.

Но, с другой стороны, захочешь жить ― всему научишься быстро66.

Круглый костёр

Дрова подбираются сравнительно одинаковой величины. Костёр легко зажечь и поддерживать его горение. Способы первоначального укладывания топлива несущественны (рис. 10).

Рис. 10. Круглый костёр

Этот тип костра можно считать наиболее распространённым. В определённом смысле он универсален. Вокруг костра может расположиться большое число людей. Кроме тепла и света он даёт возможность с удобством готовить пищу. Но как и всякая универсальная вещь, круглый костёр обнаруживает ряд существенных недостатков в тех случаях, когда от него требуется выполнение каких-либо специальных функций.

Чтобы поддержать равномерное горение костра средней величины, необходима его подправка и добавка топлива через каждые 30–40 минут. Круглый костёр чувствителен к неблагоприятной погоде, опасен при порывах ветра. Для получения того же согревающего эффекта, что дают очаги специальных типов, круглый костёр требует в среднем в два-три раза больше дров.

Трудно поверить в то, что опытный человек решится оставить такой костёр без постоянного присмотра. Он пригоден только для бессонных ночей.

При ночёвке желательно, чтобы пламя горело ровно и давало устойчивую температуру без существенных колебаний. Необходимо, чтобы костёр «работал» относительно долго, безопасно, без участия и контроля человека.

Юрлык

Костёр этого, как иногда говорят, «сибирского» типа складывается несколько необычно (рис. 11). Его форма, составляющие элементы, особая ориентация в пространстве и многие другие черты позволяют говорить о его узкоспециальном назначении. Это именно отопительный очаг.

Бревно толщиной около 30 см должно быть «свежим», не слишком сухим и не очень горючим. Расположите его на горизонтальной ровной площадке. Сверху на это бревно веером складывайте сухие прямые палки. Например, сосновые. Именно они будут предназначены для горения. Под местом соединения палок (в основании «веера»), на земле, в непосредственной близости от лежащего бревна, разложите небольшой костерок из мелких веточек. Подожгите их. Понемногу пламя перейдёт на нависающее сверху соединение «веера».

Рис. 11. Отопительный костёр. Юрлык

Горение очага будет происходить как бы во взвешенном состоянии, в отрыве от почвы. По мере обгорания висячие головешки будут падать на место прежнего маленького костерка, будут тлеть и подпитывать своим жаром основной «верхний» очаг.

Уложенные в 3–5 слоёв верхние палки перегорают сравнительно медленно. Если их поправлять, т.е. периодически сдвигать к месту соединения, то очаг будет работать ровным, неопасным для окружающих людей пламенем.

Бревно, лежащее в основании конструкции, играет роль отражающего экрана. Тепло такого очага распространяется не равномерно по кругу, как от обычного костра, а направляется потоком, в виде длинного «языка», в сторону от лежащего бревна (рис. 15). Если пламя находится с подветренной стороны бревна, горение костра проходит оптимально. Охотники ориентируют очаг по направлению ко входу в палатку, шалаш, к навесу или под комель упавшего дерева. Тепло, отражаясь от стенки за спиной сидящих или спящих людей, создаёт весьма комфортную атмосферу.

Экранный очаг

Костёр, получивший условное наименование «экранный», во многом подобен юрлыку. Возможно, это его прототип.

Огонь очага разводится на почве, рядом с толстым в 30–50 см и более, бревном (рис. 12). «Веер» верхних палок отсутствует. Дрова используются такие же, как и для питания круглого очага. Пламя в этом костре обычно не столь интенсивно. Бревно служит таким же экраном-отражателем, как и у Юрлыка.

Рис. 12. Костёр с отражателем

За этим костром необходимо постоянно следить и подправлять его так же часто, как и «круглый». Используется «экранный» очаг для обогрева укрытий днём, когда за костром не скучно ухаживать. Тепловой поток можно сделать интенсивным за счёт увеличения пламени (что невозможно в юрлыке). Очаг удобен для просушки мокрой одежды, для приготовления пищи.

Нодья

Самым популярным ночным отопительным костром у современных охотников Сибири является нодья (или нодия). Множество их вариантов можно объединить в два, условно названные «горизонтальный» и «вертикальный» (рис. 13 и 14).

Рис. 13. «Горизонтальная» нодья

Горизонтальная нодья складывается из трёх сравнительно толстых и сухих брёвен. Все они должны быть ровными, плотно прижатыми друг к другу. Иногда «в головах» нодьи кладётся короткая поперечная жердь, которая несколько приподнимает конструкцию над почвой и помогает горению «затравочного» костерка. Нодья равномерно «работает» без подпитки и контроля человека от 4 до 12 часов и даже более.

Рис. 14. Вертикальная нодья

Тепло распространяется в две стороны, достаточно далеко, чтобы согреть сидящих на травке или укрытых под навесом людей. Костёр малочувствителен к погодным условиям, перемене ветра, практически совершенно безопасен.

Вертикальная нодья ― самая совершенная конструкция отопительного очага. Но она требует любви, опыта и внимания при подготовке.

Складывается костёр из двух брёвен, плотно уложенных друг на друга и укреплённых в таком положении несколькими вбитыми в землю колышками. Верхнее бревно должно быть свежим, ровным, без сучков. Нижнее предназначено для основного горения ― поэтому должно быть толстым и хорошо просушенным. Для уплотнения контакта в нижнем бревне иногда вырубается продольный жёлоб, который наполняется щепой, мелкими веточками и кусочками бересты.

«Затравочный костерок» запаливают на нижнем бревне по всей его длине. И как только он хорошо разгорится, сверху наваливают второе бревно нодьи.

Вертикальный вариант горит очень равномерно и очень долго67. Никакого контроля, подпитки или подправки не требуется вообще.

Основное преимущество вертикальной конструкции ― в направлении теплового потока (рис. 15).

Если ночёвка предполагается без укрытия или «отражателя» тепла за Вашей спиной, то вертикальная нодья предпочтительнее, ― её тепло стелется низко, ближе к земле и к спящим на ней людям.

Если ночь обещает быть холодной, то сделайте две нодьи и спать укладывайтесь между ними. Так Вы не пропадёте даже зимой под открытым небом.

Изготовление вертикального варианта, конечно, трудоёмко, требует тщательного подбора древесины, существенного опыта, но Ваши труды всегда окупаются комфортом, хорошим ночным отдыхом и благодарностью друзей.

Поработать стоит.

Рис. 15. Потоки тепла от костров различных типов

Эксперименты с кострами дали археологам интересные результаты. Оказалось, что очаги различных типов оставляют на почве характерные следы. Такие «отпечатки» можно классифицировать, сопоставить со следами костров, что горели многие тысячи лет назад, и произвести некоторые реконструкции68.

Недалеко от Парижа есть интереснейший археологический памятник ― Пенсеван. В период позднего палеолита сюда, на излучину реки, пришли люди и обустроили себе поселение из нескольких жилищ. Погодка была не летняя. Пожили на этом месте недолго. Намусорили немножко и перекочевали дальше.

Всё, что лежало тогда на поверхности земли, дошло до нас в отличном состоянии. Осталось, правда, немного ― только обглоданные кости, угольки очагов, ямки от различных сооружений и, конечно, камень. Но для археологов этого более чем достаточно. Самое главное ― всё, что соорудили, бросили или забыли здесь наши далёкие предки, покрылось слоем земли, но не передвинулось с места своего изначального расположения.

Как полицейские, прибыв на место происшествия археологи стали во всех возможных деталях восстанавливать события многотысячелетней давности.

Что только ни удалось выяснить… Определили места и тип жилищных конструкций, количество обитателей в каждой хижине, кто в них жил, что кушал, чем их меню отличалось от меню в соседнем «доме» и почему, какие были спальные места, как люди кололи камень и почему иногда это делали хорошо, а иногда ― плохо… Исследования организовал и вдохновил, похоже, непревзойдённый по таланту археолог ― А. Леруа-Гуран69.

Изучение местонахождения Пенсеван производились с фантастической детальностью. Методы исследований, комплексность и, главное, их отчётливая целенаправленность сделали археологию невероятно интересной.

На территории поселения были найдены следы очагов. Причём непростых. Люди располагали их на входе в свои жилища, на пороге своих конусообразных домов. На первый взгляд, это довольно странно (рис. 16).

Археологи нашли этому некоторое объяснение. Установлено, что древние обитатели посёлка жгли здесь высохшие плавни, т.е. выброшенные рекой на берег деревья. Такие дрова, как правило, великоваты, чтобы тащить их внутрь небольшого дома. Кроме того, костёр всегда дымит. Похоже, что «на пороге» ― место для очага оказалось полнее подходящим.

Всё хорошо, но только тепла от костра попадает в дом совсем немного.

Рис. 16. Костёр на пороге дома

Рис. 17. Палеолитический калорифер. Новая реконструкция костров Пенсевана

Сибирские экспериментальные исследования дают основания полагать, что обитатели Пенсевана жгли не простой «круглый» костёр, как думали французы. Скорее всего, здесь были очаги экранного типа.

Использование такого костра, как юрлык, было очень рационально в подобных условиях. Именно его разумно разжигать на некотором отдалении от входа в помещение, именно на такой дистанции, как это делалось на Пенсеване (рис. 17).

Такой очаг пожаробезопасен, сравнительно долго горит без подпитки, и его дым не проникает в жилище. Юрлык можно быстро переоформить в костёр, удобный для приготовления пищи, обычный экранный или даже круглый очаг.

Правильность высказанной гипотезы отчасти подтверждается и необычным расположением камней, которые обнаружены исследователями у очагов Пенсеванского поселения70.

Во всяких археологических реконструкциях важна «отправная точка». Лучше всего, если ей станет наиболее важное, центральное по значению место на изучаемой территории.

Костёр нам очень подходит в этом качестве. Посмотрите сверху, например, на тот же юрлык.

Всю площадь вокруг огня можно сразу разделить на две части: зону активной и зону пассивной жизнедеятельности.

Очевидно, что там, где «развалились» палки «веера», нормально двигаться и работать невозможно. Все археологические находки в этой зоне ― «случайность» для реконструкции.

Всё важное лежит со стороны огня.

Реально обитаемую территорию можно разделить здесь ещё и на традиционные «мужские» и «женские» зоны, определить места приготовления пищи, по её остаткам выяснить, что ели мужчины, и что ― женщины. Можно выделить «рабочие площадки». По удалению от костра определить «престижные» территории для отдыха и выяснить, кто именно их занимал. Все найденные археологами артефакты приобретут «персонифицированный» характер. Открывается простор для самых разнообразных археологических интерпретаций.

Подобные исследования могут стать одним из плодотворных шагов к пониманию особенностей организации жизни в прошлом, изучить особенности быта, помочь определению специфики уходящей от нас древней культуры.

Угольки на земле ― это не просто «часть» археологического комплекса. Огонь ― центр жизни. Вокруг него собирается семья. Именно здесь, у очага, происходит главное. Здесь работает отец, здесь готовит еду мать, здесь дети видят и слышат, наверное, самое важное, что пригодится им в жизни.

Казалось бы, мелочь. Подумаешь ― сделали новую реконструкцию… Но археология и есть изучение мелочей. Важно только не увлекаться и не сделать мелкими цели своих исследований.

Кусочки смальты тоже невелики. Но их них можно сделать мозаику для ванной комнаты, а можно ― и панорамную картину победы Русской Армии под Полтавой, как это сделал во славу Отечества державный гений Михаил Васильевич Ломоносов.

Важно не измельчиться самому.

* * *

Примечания

64

Если при нескольких случайных встречах со своими знакомыми Вы ни разу не видели их играющими на гармошке, то это совсем не значит, что они этого делать не умеют.

65

Только не дуйте. Используйте что-нибудь вроде веера.

66

Впрочем, лучше не рисковать. О кострах различных типов см.: Справочник путешественника и краеведа. Т.1. Под ред. С.В.Обручева. ― М., 1949.

67

Если хватит сил и Вы соедините особенно толстые брёвна, то гореть он будет несколько суток.

68

Волков П.В. Экспериментальные исследования отопительных костров древности // Методология и методика археологических реконструкций. ― Новосибирск, 1994. С.104–112.

69

Найдите его книги ― это лучшее из того, что вообще написано на французском языке. Например, монография об искусстве эпохи каменного века (Leroi-Gourhan A. La préhistoire d᾽art occidentale. ― Paris: Mazenod, 1965)

70

Вокруг огня люди выкладывали своеобразный каменный «заборчик». Он не давал ветру развеять горячие угли. Но у огня в Пенсеване обязательно располагались и один-два крупных валуна. Вполне вероятно, что они служили опорой «экранного» бревна очага. Для устойчивости.


Источник: Потомки Адама / Павел Волков. - Москва [и др.]: О-во свт. Василия Великого, 2003. - 206, [1] с.: ил. (Христианский взгляд на мироздание).

Комментарии для сайта Cackle