Игорь Кукля

Источник

Гранат

Гранат, на библейском иврите римон (רימון) – это куст или небольшое листопадное дерево, достигающее высоты около трех метров. Листья расположены попеременно, удлиненные и блестящие, а концы ветвей жесткие и заостренные, поэтому они колючие. Родина граната – Персия, и он распространен во всех странах Средиземноморья.

Плоды гранатового дерева употреблялись в пищу и использовались в торговле с древних времен благодаря своей длительной сохранности, вкусовым качествам и лечебным свойствам ввиду того, что плоды граната созревают осенью и способствуют укреплению организма перед зимой. Евреи называют гранат царем плодов из-за частицы кожуры, которая напоминает царскую корону.

В библейском рассказе о соглядатаях, отправленных исследовать землю Израиля, говорится, что кроме других плодов они принесли с собой плоды граната, чтобы продемонстрировать плодородие земли, текущей молоком и медом. Процесс отделения семян граната от кожуры называется на иврите «притат римон».

В различных культурах гранат символизирует изобилие, плодородие, красоту и мудрость. Его форма используется для украшения зданий, монет и одежды. В Первом Иерусалимском Храме колонны здания были украшены гранатами из меди. Серебряные и медные гранаты также используются сегодня для украшения свитков Торы в синагогах. Во время еврейской новогодней трапезы на праздник Рош ха-Шана принято есть гранат и желать: «Пусть наши заслуги перед Всевышним будут многочисленны, как семена граната».

В иудаизме верят, что гранат содержит шестьсот тринадцать семян, потому что в еврейской традиции гранат сравнивают с мудрым человеком, строго соблюдающим шестьсот тринадцать заповедей данных Богом народу израильскому. Однако это лишь убеждение, количество семян в гранате не фиксировано и варьируется от нескольких сотен до более чем тысячи семян, в зависимости от размера и сорта плода.

Черный сорт граната

Как уже говорилось плодами граната был украшен Иерусалимский Храм Соломона, который украшал медник Хирам:

«Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца» (3Цар.7:18). В следующем стихе читаем уточнение данной конструкции: «И сделал цепочки, как во святилище, и положил наверху столбов, и сделал сто гранатовых яблок и положил на цепочки» (2Пар.3:16).

Святой Беда Достопочтенный толкует эти стихи как древнее пророчество о Христе, и говорит, что гранатовые яблоки символизируют Церковь или каждого верующего, а число сто, связанное с правой рукой, стало символом вечного блаженства. Вокруг второго венца было в два раза больше гранатовых яблок, указывая на объединение народов обоих Заветов во Христе и их приведение к вечной жизни. Ученики, тащившие сеть с рыбами (Ин.21:8), символизируют проповедников, которые приводят избранных из обоих народов к славе и бессмертию.

Таким образом, второй венец с двумя рядами гранатовых яблок символизирует объединение избранных в Небесном Царстве. В согласии с этим образом апостолы, ловившие рыбу после Воскресения Христа, тащили сеть на двести локтей к берегу, где стоял Господь, указывая на осуществление Его Воскресения.

В Библии плод граната меняет свое название в зависимости от контекста и книги. И это можно заметить в церковнославянском переводе, где гранат упоминается как гранатовое яблоко, медийное яблоко, просто яблоко и оброщение шипка, где шипок – это внутренность гранатового плода, а оброщение (от слова обрастать) – его кожура. На современном русском языке это звучит, как кожура от граната.

Выглядит странно, но давайте посмотрим, как святитель Григорий Нисский толкует этот момент, а именно стих из Песни Песней Соломона, где жених восхищается красотой невесты, и который мы прочитаем на церковнославянском: «яко оброщение шипка ланиты твоя» (Песн.4:3). Или, другими словами, жених говорит, что щеки невесты, как кожура от граната (обращение шипка). Если мы посмотрим на это восхищение поверхностно, то здесь все понятно, ведь в те времена девушки накладывали красный румянец на щеки, который был похож на цвет гранатовой кожуры. Скорее всего тогда это было модно, и жениха поражает эта красота.

Но мы знаем, что книга Песнь Песней – это не просто красивый текст, а образ Церкви, которую представляет возлюбленная невеста, и образ Христа, которого представляет жених. Святитель Григорий Нисский говорит, что вяжущий вкус кожуры от граната питает и сберегает сладкую сочность плода, как и воздержанная, суровая жизнь бывает стражем доброты и целомудрия, которые видит только Бог, так же, как и жених видит сладость под этой гранатовой кожурой.

Вот еще один стих из Песни Песней, где невеста кроме всего предлагает напоить жениха гранатовым соком: «Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих» (Песн.8:2). Если взять во внимание вышеупомянутое толкование «оброщение шипка», то здесь под гранатовых соком имеется в виду плоды любви, которые жаждет Христос от верующих, когда говорит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13).

Гранатовый сок имеет цвет крови, и блаженный Феодорит Кирский говорит в одном из толкований на Песнь Песней, что красные щеки невесты как «половинки гранатового яблока» или «оброщение шипка» – это символ крови Христовой, которой украшена Церковь.

Вот что мы узнали о плодах граната, и поняли смысл, заложенный в его образе. Давайте сейчас посмотрим, как вырастить это библейское растение у себя дома или в саду.

Для выращивания граната из черенков нужно использовать «поросль» – тонкие ветви, растущие от основания дерева вверх. При выборе ветви нужно искать молодую ветвь с последнего года, которая еще достаточно крепкая (не менее толщины мизинца). Разрезаем ее на относительно длинные части по 60–80 см, из которых сделаете черенки. В случае с гранатом, как и с виноградом, лучше использовать средние части ветви, а не концы. У гранатовой ветви трудно определить верхнюю часть, поэтому рекомендуется отметить, чтобы быть уверенным, что сажаете нижнюю часть в землю.

Есть фермеры, которые высаживают черенки граната глубоко в землю не путем копания ямы (как в случае со смоковницей или виноградом), а вдавливая его в землю и прибивая камнем для уплотнения. Другие же копают яму, но после посадки утрамбовывают землю вокруг черенка.

Гранат важно сажать во время зимней спячки, незадолго до начала распускания почек, чтобы дерево было в самом расцвете сил. Как и смоковница и виноград, гранат можно посадить в горшок в феврале, а после того, как он разовьет обширную корневую систему, пересадить в землю в сентябре. Важно не заливать растение водой сохраняя умеренный полив, и поместить его в место с прямыми солнечными лучами. Гранат начнет плодоносить через три года.


Источник: Семь Библейских Растений : Библейская этноботаника / Игорь Кукля. - ХАЙФА, 2024. - 65 с. (Публикуется с разрешения автора).

Комментарии для сайта Cackle