Игорь Кукля

Источник

Смоковница

Смоковница, на библейском иврите тээна (תאנה), научное название «Ficus carica», является листопадным деревом, которое достигает высоты от трех до десяти метров. Смоковница растет в Средиземноморском регионе, рядом с источниками и водоемами. Существуют археологические свидетельства из раскопок, проведенных на доисторических участках Святой Земли, указывающие на то, что смоковницы росли в этом регионе и в далеком прошлом. Сбор смокв на иврите называется «ария».

Дерево известно с древних времен своими сладкими плодами, которые едят свежими или сушеными (инжир). Листья смоковницы источают нежный аромат, который распространяется по всей окрестности. Израильские бедуины используют молочко, которое выделяется из сорванного неспелого плода для удаления бородавок.

Смоковница плодоносит дважды в год. Первые плоды, называются на иврите «бреба», созревают на прошлогодних ветвях весной. Эти плоды безвкусны, и их количество меньше по сравнению с основным урожаем, который созревает на новых побегах в конце лета или начале осени.

Смоковница имеет женские и мужские деревья. Женские деревья дают съедобные плоды, которые всем хорошо известны. Мужские деревья, называемые каприфигами, не дают съедобных плодов, но играют ключевую роль в опылении. Существуют также сорта, объединяющие мужские и женские цветы на одном дереве, что позволяет им самоопыляться, однако для лучшего урожая и качества плодов обычно требуется наличие обоих типов деревьев. Важную роль в жизни смоковницы играют мелкие осы-бластофаги. Эти крошечные насекомые являются обязательными опылителями. Осы проникают в плоды мужских деревьев (каприфиги), где размножаются и собирают пыльцу. Затем они переносят пыльцу на женские деревья, обеспечивая опыление и образование съедобных плодов. Без этих ос процесс опыления был бы невозможен, что демонстрирует удивительный пример симбиоза между растениями и насекомыми.

Плоды смоквы на самом деле являются цветками, которые развиваются внутри особой структуры, называемой соцветием. Внутри этого соцветия расположены мелкие цветки, которые и оплодотворяются осами. У смоковницы созревание плодов происходит одновременно и похоже на введение сахара, из-за которого плод за ночь превращается из несъедобного в сладкий и нежный сочный плод.

Спелые смоквы

Смоковница это третье растение, упоминаемое по имени в Библии после дерева жизни и дерева познания добра и зла (Быт.2:9), если не считать безымянные травы, кустарники и деревья, которые Бог произрастил и насадил в Едеме при сотворении мира (Быт.1:11).

Смоковница упоминается в одно время с первородным грехом Адама и Евы. После того как они съели плод с дерева познания добра и зла, Адам и Ева обнаружили, что они обнажены, и сшили себе пояса из листьев смоковницы, поэтому в литературном иврите выражение «смоковный лист» означает скрытие неблаговидного поступка.

Листья смоковницы

«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7).

И этот эпизод имеет связь с апостолом Нафанаилом, когда Христос говорит, что видел его под смоковницей (Ин.1:48). Если взять во внимание, что листья смоковницы скрывают грех, то само дерево и тень от его листьев – это символ греха. Нафанаил знал это, так как иудеи того времени частично знали аллегории и символы Святого Писания. Блаженный Августин Иппонский подтверждает это и говорит, что Нафанаил был под деревом смоковницы, как под сенью смерти, а мы знаем, что грех является духовной смертью, то есть, когда мертв для праведности.

Здесь стоит вспомнить, что Христос может воскресить грешника из греха в жизнь с Ним. Интересно, что так задело Нафанаила в словах Христа – «Я видел тебя под смоковницей»? Может быть, Нафанаил в этой дневной молитве просил Бога доказать ему, что Иисус есть тот самый обещанный Мессия, которого до сих пор ждут иудеи? И он просил конкретного знака, связанного с его пребыванием под смоковницей.

В другом месте Библии пророк Михей говорит о совсем противоположном значении смоковницы. Это пророчество о мирных временах, которые наступят после Вавилонского плена после возвращения народа израильского на Святую Землю: «Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их...» (Мих.4:4). Здесь так же заложено пророчество пророка Михея о мессианских временах. В главе посвященной виноградной лозе мы говорили о том, что Христос называет Себя лозой, а смоковница здесь имеет уже образ мира и любви, а не греха. Мы знаем, кто приносит мир и любовь, это Святой Дух. Священномученик Мефодий Патарский говорит, что связь между смоковницей и Духом Святым можно усмотреть в том, что Господь дарит спокойствие, и Дух исцеляет людские сердца. Неслучайно пророку Езекии было велено приложить к телу пластырь из смокв, чтобы обрести исцеление.

Это символизирует плод Духа, о котором говорит апостол Павел: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23). Из-за своей сладости эти качества пророк уподобил смоквам или в нашем случае «сидением под своей смоковницей».

Но зачем тогда Христос проклял бесплодную смоковницу, и она тотчас засохла (Мф.21:19)? В этой притче Иисус подходит к дереву, олицетворяющему синагогу и иудейское собрание. Синагога, обладая законом, находилась «у дороги», то есть была доступна для людей. Однако она не верила в учение Христа. Иисус не обнаруживает на ней плодов любви, только листья. Эти листья шелестят и символизируют пустые обещания, фарисейские предания, хвастовство законом и красивые слова, не подкрепленные делами. Евангелист Марк отмечает, что «еще не было время собирания смокв» (Мк.11:13).

Давайте остановимся на мгновение в этом стихе, встанем мысленно на этой дороге, где растет бесплодная смоковница и посмотрим на Иисуса. Увидев смоковницу, Он голодный сходит в сторону с дороги и ищет на ней смоквы, сперва снаружи дерева, затем отгибает ветви и ищет под листьями, заглядывает наверх, но там нет смокв, даже той самой невкусной бербы, которая появляется весной, как мы говорили в начале этой главы. Наверное, Он бы обрадовался любому найденному плоду. После тщательного поиска, Иисус проклинает смоковницу, говоря, да не будет на тебе плода...

Выглядит страшно, ведь мы привыкли, что Христос такой хорошенький, а здесь Он прямо проклинает, и смоковница засыхает. В этом евангельском эпизоде находится истинное отношение Христа к человеку. Он голодный ищет в человеке хоть самое невзрачное доброе дело, ведь Христос говорил, если накормили голодного, то Меня накормили (Мф.25:35–40). Есть даже рассказ, что один злой человек на Страшном Суде спасся хлебом, кинутым в лицо нищему.

А сейчас давайте вернемся к рассказу о бесплодной смоковнице, которую можно интерпретировать, что время спасения Израиля еще не пришло, потому что язычники еще не приняли веру. Либо время веры для иудеев уже прошло, они отвергли Христа, и теперь Он обратится к язычникам.

Притча о смоковнице показывает бесплодие иудейской веры того времени, а фарисеи, одержимые формальностями и лишенные духовности, не смогли распознать Мессию. Важно заметить, что эти слова Христа обращены к каждому человеку, в том числе и к христианам. Об этом напоминает Иоанн Богослов в книге Откровение описывая конец дней, когда «звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откр.6:13).

Под смоковницей здесь представляется Церковь, а под неспелыми смоквами – христиане. Сильный ветер – возбуждение гонений или мировые соблазны, при которых потрясенные люди отпадают от Церкви. Иоанн сравнивает их с незрелыми смоквами, из-за неверности, которую предпочитают возобновить. Этот момент находит отклик в словах апостола Петра (2Пет.3:10), когда он сравнивает второе пришествие Христа с вором, который незаметно приходит ночью, во время духовного сна людей, чтобы «украсть» их временную земную славу. Но Христос не оставляет людей одних перед таким ужасом и безысходностью, и дает рабочий инструмент против ночного вора – «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» (Мф.24:42–43).

Когда Иисус проходил через Иерихон, мытарь Закхей влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса (Лк.19:1–10). В Септуагинте и Вульгате Закхей влез именно на сикомору, а не на смоковницу. Здесь стоит заметить, что сикомора – это разновидность смоковницы, ее плоды похожи на смоквы, но безвкусные, и нужно их надрезать, тогда плод быстро наполняется соком и становится сладким. Святитель Василий Великий говорит: Сикомор – это дерево имеющее множество плодов, но с совершенно безвкусными, если только через тщательные надрезы из них не извлекут немного сока, который оказывает приятное воздействие на вкус. Поэтому дерево можно принять как символ языческого общества, которое растет числом, но, привыкнув к своим нравам, теряет умственную силу. Однако, если его затронет Божье Слово, произведя в нем надрезы, оно преобразится и обретет сладость, став полезным.

Плоды сикомора. Фото עוזי פז, מתוך אתר פיקיויקי

Все эти хорошие и худые толкования смоковницы показывают нам, что в Библии заложен определенный спасительный смысл, который знали апостолы, и узнали больше от Воскресшего Христа по дороге в Эммаус, когда Он, начав от Моисея, и из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк.24:13–35).

Этот смысл мы находим в Церковном Предании, которое хранит те самые изъяснения. Вот почему важно читать Святое Писание при помощи святых отцов Церкви, так как они передают апостольское понимание Библии. Протоиерей Олег Стеняев говорит, что после грехопадения Адама человеческое восприятие Истины искажено, и, если человек читает Библию вне традиции, он воспринимает не слово Божие, а свое субъективное понимание этого текста.

В библейские времена фермеры выращивали смоковницы из черенков, сейчас мы научимся как это делать. Для этого нужно выбрать дерево с вкусными плодами и отметить его. Ранней весной срезаем нижнюю ветку, желательно направленную вниз, поскольку такие ветви содержат больше стволовых клеток, что полезно для прививки.

Ветка не должна быть слишком старой или молодой, толщиной с палец и длиной 25–30 сантиметров. На ней должно быть не менее пяти почек. Можно разделить одну ветку на несколько черенков. Их высаживают в горшок с влажной, удобренной компостом почвой. Обычно сажают сразу три-четыре черенка, так как не все могут прижиться. Две трети ветки с тремя-четырьмя почками должны быть под землей, а треть с двумя почками – над землей.

Чтобы ускорить процесс укоренения, можно воткнуть каждый черенок в лист алоэ при посадке. Первые месяцы после посадки поливаем обильно и покрываем поверхность почвы корой и ветками. После посадки растению необходим дневной свет, но не прямые солнечные лучи. Когда растение окрепнет, обычно через полгода, его можно пересадить в землю или в больший горшок. Через четыре года мы получим молодую смоковницу, которая требует ухода и опыления для плодоношения.

Для посадки в землю лучше сажать рядом мужское и женское дерево, чтобы избежать процесса ручного опыления и доверить его осам-бластофагам.


Источник: Семь Библейских Растений : Библейская этноботаника / Игорь Кукля. - ХАЙФА, 2024. - 65 с. (Публикуется с разрешения автора).

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle