Источник

Великий первосвященник

(Лк. 22:31–34)

Когда престарелый Симеон Богоприимец по откровению Божию изрек Деве Марии, что настанет время, когда ее душу «оружие пройдет», он разъяснил и последствия этого: «Да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Предсказание его в точности исполнилось в истории страданий Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ясно обнаружилась пред всеми злоба фарисеев, книжников, первосвященников и старейшин иудейских, отвергших краеугольный камень, который полагал Господь в основание Сиону. В постыдной наготе открылось пред всеми ослепление самого народа, который предал язычникам и на смерть Царя своего, Которого он несколько дней тому назад встречал с таким восторгом. Обнаружилось тайное коварство Иуды Искариотского, за тридцать жалких сребреников предавшего своего Учителя и Господа, и вопиявшая к небу несправедливость Понтия Пилата, осудившего из позорного страха пред людьми невинного Праведника на смерть. Не без скорби читаем мы в этой истории о слабости апостола Петра, отрекшегося от своего Спасителя, и о малодушии остальных апостолов, в минуту опасности оставивших и бежавших от своего Учителя. Но, с другой стороны, видим мы здесь трогательный образец мужества, неописанной любви и непоколебимой верности благочестивых женщин, которые, несмотря на все препятствия и опасности, не отступили от креста Христова до тех пор, пока не испустил Он последнего вздоха и не предал духа Своего в руки Небесного Отца. Наконец, во всей полноте раскрылось любвеобильное, послушное, терпеливое, верное даже до смерти сердце Христово. Мы видим, как Он вкушал пасхального агнца с учениками Своими; как Он установил божественное Таинство Евхаристии; как молился и тосковал в саду Гефсиманском; как пошел навстречу стражам и воинам и добровольно предался в их руки; как стоял Он пред судилищем синедриона, претора и царя Ирода; как с тяжелою крестною ношею на плечах шествовал Он к Голгофе; как, наконец, был распят на древе проклятия и позора… И везде мы видим в Нем то же глубоко чувствующее сердце, ту же небесную красоту, наконец, ту же небесную славу Его, славу как Единородного от Отца, исполненного благодати и истины. Остановиться на каждом из этих моментов страстей Господних чрезвычайно поучительно, и мы рассмотрим теперь величавый образ Христа, каким Он был на тайной вечери в кругу Своих учеников.

Когда Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь» (Ин. 13, 33), – возгоралось сердце у ап. Петра искренней и горячей любовью к своему Учителю и Господу. По словам евангелиста Иоанна, он обратился к Нему с вопросом: «Господи, куда Ты идешь?» – и Иисус Христос отвечал ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». Тогда ученик в высоком одушевлении воскликнул: «Господи! я не могу идти за Тобою теперь. Я душу мою положу за Тебя!» И на эти слова Христос отвечает Петру дружеским предостережением: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшенииу» (Лк. 22, 31). Действительно, приближался час, когда «князь власти воздушной» снова приступил к «Святому Божию», чтобы в самый последний решительный момент склонить Его к падению и тем разрушить готовившееся дело искупления. Эта же сила мрака не оставила в покое и учеников Господа и всеми ужасами старалась отвратить их от Учителя. На ап. Петра в особенности направлены были и сила и коварство злого врага. Ученик этот прежде других высказал пылкое желание до самой смерти оставаться верным своему Учителю. Это пылкое желание подвергалось теперь со стороны князя тьмы сильному искушению. Страшная опасность предстояла, таким образом, ап. Петру. Искуситель отлично знал те слабые стороны в нем, на которые нужно было направить удары. Всеми возможными средствами решил «князь мира сего» искусить ученика Христова, поколебать в нем веру, удалить его от Спасителя, навлечь на него Его немилость. Все это знал Господь Иисус Христос. Потому Он и предостерегает Своего апостола, чтобы он был настороже и в час искушения мог выдержать победоносно тяжкую борьбу. Каким серьезным и вместе с тем дружеским было это предостережение! Он уже не называет его тем новым именем «Петр», которое Он Сам же дал ему при его призвании. В предстоявшем искушении ученик не мог оказаться «Петром», т. е. скалою, и потому Господь называет его прежним именем – Симон, чтобы напомнить ему этим всю слабость ветхого человека. Называет Он его этим именем дважды для того, чтобы апостол обратил сильнейшее внимание на предостережение Учителя. Он указывает ему при этом и на благую цель допущенного Богом искушения, состоявшую в том, чтобы утвердить его веру так, чтобы впоследствии сам он в состоянии был укреплять немощных. Так все средства употребил Спаситель к тому, чтобы дружески предостеречь ученика Своего от опасности.

То, что предстояло в те дни апостолу Петру и прочим ученикам Господа, случается с нами, православные, ежедневно и ежечасно. Сила мрака никогда не дремлет. «Противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8). К неверующим и нечестивым он не подходит: для таких людей искушение излишне, ибо они и так уже составляют его собственность и неотъемлемую добычу; как сам Господь сказал: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение» (Лк. 11, 21). Сила мрака устремляется преимущественно и почти исключительно на сынов Божиих, учеников и последователей Христовых. Всю свою силу и необычайную хитрость пускает диавол в ход для того, чтобы ослабить и разрушить веру их и отвлечь их от Спасителя. Кто из нас не испытывал и не переживал тяжелых часов искушения? Наверно, бывали не раз такие моменты в жизни каждого из нас, когда бедность и недостатки угнетали нас, когда скорбь и уныние наполняли душу нашу, когда скорби и неприятностям всякого рода и конца, казалось, не виделось, когда жизненный крест становился нам не под силу… Это приступал к нам диавол. Он пробуждал в нашем сердце злые и коварные мысли, нечистые пожелания и корыстные заботы для того, чтобы отнять от нас то дорогое, что храним мы в сердце нашем. Он заставлял нас заподозревать слова Господни в их непреложной истине. Он пробуждал в сердце нашем тяжкое сомнение в любви и верности Бога – Спасителя нашего. Злостно и насмешливо нашептывал он нам о том, что молитвы наши помочь нам не могут. Быть может, и теперь некоторые из нас переживают тяжелые минуты искушения и напасти. В такие минуты пусть представит каждый из нас, что к нему обращены слова предостережения Господа Иисуса: «Бдите и молитесь, да не впадете в искушение; дух – бодр, плотьнемощна». И, как Петру, говорит Он и нам: «Вот сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу!» Да поможет нам Бог всегда в такие минуты слышать слова Господня предостережения и, проникаясь ими, воспринимая их в сердце свое, угашать все стрелы лукавого!

Но обратимся к словам Господа. «Я молился о

тебе, – продолжает Иисус Христос, говоря о Петре, – чтобы не оскудела вера твоя!» (Лк. 22, 32). Этими словами Господь тоже хотел утешить и укрепить Своего ученика в искушении. Он молился о том, чтобы вера ученика Его не могла совершенно исчезнуть, «оскудеть» в трудные часы искушений и скорби. Молитва эта сделалась потом утешением и спасением бедного павшего ученика. Быть может, без этой молитвы апостол, выйдя с горькими слезами на глазах из двора первосвященника, впал бы в отчаяние и погиб бы безвозвратно для Царствия Небесного, как погиб Иуда-предатель. Эта же молитва возбуждала и укрепляла в нем уверенность, что его Господь и Учитель не отринет его и после отречения от Него простит ему тяжкий грех и снова примет его с любовью. Этою-то верою, согревавшею и ободрявшею его во все дни земной его жизни, и обязан был ап. Петр милосердному Первосвященнику и Спасителю грешного человечества. В обетовании Христовом заключается, действительно, нечто необычайное и великое. По благодати же Божией и мы, христиане, во всякое время и в каждом отдельном случае должны утешаться обетованием Христовым. Потому-то и ликует ап. Павел: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас!» (Рим. 8, 34). А святой евангелист Иоанн Богослов уверенно восклицает: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника!» (1Ин. 2, 1). В том и состоит «непреходящее священство» Спасителя нашего, как выражается апостол (Евр. 7, 24), что Он жив и вечно ходатайствует за нас. В этом должен заключаться неисчерпаемый источник нашего счастья и радости духовной! Если мы довольны и счастливы бываем, когда в трудные часы нашей жизни возносится за нас молитва нашими ближними, то что должны мы чувствовать, сознавая постоянно, что у нас есть непрестанный ходатай пред Отцом Небесным – Иисус Христос Праведник! Что значат все молитвы христиан в сравнении с ходатайством за нас Того, Кто сидит одесную Бога и царствует вечно? Конечно, не о том Он ходатайствует, чтобы избавить нас совсем от искушений: в искушениях укрепляется и очищается, как золото в огне, вера наша; не о том, чтобы охранить и спасти нас от бед и скорбей, чрез которые должны мы достигать Царствия Небесного (Деян. 14, 22); не о том, чтобы приумножились богатства и имения наши: к материальным потерям мы должны относиться по примеру многострадального Иова: Господь дал, Господь и взял: да будет благословенно имя Его! – не о том ходатайствует о нас Великий Первосвященник, чтобы никогда не колебалась вера наша: испытания веры нашей благотворны для нас, потому что чрез них теряется в нас доверие к собственным силам и способностям и заменяется надеждою на помощь и покровительство Божие. Великий Первосвященник о том молится за нас, чтобы никогда не оскудевала вера наша. «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Здесь наша сила непреодолимая, утешение вечное! Это горы, от которых приходит помощь нам, помощь от Господа, сотворившего небо и землю!

«И ты некогда обратившись, утверди братьев твоих!» (Лк. 22, 32). Из этих слов Господа видно, что ап. Петр не был еще способен «обращать» братьев своих: он полон был надежды и уверенности в собственных силах; на предостережение и увещание своего Учителя он ответил только: «Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти» (Лк. 22, 33). И на это Иисус Христос возвещает апостолу: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня».

В ту же ночь Петр, действительно, впал в свой тяжкий глубокий грех. И только тогда, когда он сознал всю глубину падения и оплакал Его горькими слезами, получил он снова поручение от Христа: «Паси агнцев Моих!» «Паси овец Моих!» С этого времени ученик Господень стал всю жизнь свою трудиться для утверждения Евангелия Христа. Везде, где мы впоследствии видим Петра, – в отчизне и на чужбине, пред иудеями и язычниками, на соборе апостолов и в собраниях верных, – везде словом и делом укреплял он братьев своих в вере и благочестии. Об этом свидетельствуют все речи, которые он говорил, чудеса, которые он совершил, послания, которые он написал, узы, которые он принял Христа ради, и, наконец, крест в Риме, на котором Он мученически окончил жизнь свою. За это все имя его написано на основании стен небесного Иерусалима, а сам он пребывает с Великим Наставником своим в царстве света невечернего.

«Ты некогда обратившись, утверди братьев твоих!» должно всегда слышаться и каждому из нас в жизни. В этих простых увещаниях заключается все христианство. Лучшая жертва Христу со стороны нашей – наше личное обращение, состоящее в умерщвлении ветхого нашего человека и возрождении нового чело века, созданного, по Богу, в правде и истине. Наш второй долг и угодная жертва Спасителю Богу – укреплять братий наших, т. е. указывать пути заблуждающимся, поддержать слабого и колеблющегося, восставить падшего, понести слабого, ободрить отчаявшегося, помочь нуждающемуся, утешить печального. В этом подвиге – истинное послушание воле нашего Великого Наставника, истинное следование по тому же пути, каким шествовал и Он! В этом действительное исполнение слов Его: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13, 34). Для приложения к жизни этой новой заповеди представляется бесчисленное количество случаев. Нужно только держать очи и сердце отверстыми и руки готовыми к служению Спасителю!


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle