КАФИСМА ЧЕТВЕРТАЯ

Псалом Давиду, 24

Псалом этот написан Давидом, когда окружало его множество врагов. Поэтому приводит на память он свои прежние грехи и умоляет об избавлении от них. Преподает же и полезный для людей совет (Феодорит).

Пс.24:1. К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои:

Тот искренне свою душу «воздвигает» к Богу, кто не отягощается на молитве житейскими заботами, но ищет благ духовных в надежде на милость Божию (Феодорит).

Пс.24:2. Ибо вси терпящии Тя не постыдятся.

Пс.24:3. Да постыдятся беззаконнующии вотще.

«Вси», возложившие упование на Бога, «не постыдятся». «Да постыдятся» же живущие беззаконно, а не просто согрешающие по какому-либо обстоятельству или естественной немощи (Афанасий, Феодорит).

Пс.24:4. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.

«Пути и стези» есть заповеди Господни, которыми мы восходим к Богу. «Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17) – сказал Христос (Афанасий, Кирилл).

Пс.24:5. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

Не все могут благоразумно постигать благую волю Божию. Смотри, даже богоносный Пророк, который имел в себе Духа Святаго (глаголавшего его устами), часто молился об этом даровании: «настави мя на истину твою и научи мя» (Лествичник).

Пс.24:6. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.

Пс.24:7. Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

Во всю настоящую жизнь должно подвизаться, начиная с самого раннего возраста. Ибо с этого возраста непременно потребуется ответ во грехах. Истину этого показывает пожрание медведицами отроков за ругательства их над Елисеем. Грехи, совершенные в «юности» и «неведении», прощаются и за одну молитву, а по злости творимые грехи требуют не только молитвы, но и глубокого покаяния, и немалого утруждения тела (Златоуст).

Пс.24:8. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

Испытующий «сердца и утробы праведно» (Пс. 7, 10) наказывает за всякое злое стремление сердца и награждает миром и радостью сердечною всякое благое произволение. О, сколь «благ и прав Господь»! (Иоанн Кронштадтский).

Пс.24:9. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

«Наставит кроткия на суд» – на рассуждение – и «научит их» тайнам Своего домостроительства. Ни одной почти добродетели так не боятся бесы, как «кротости». Ибо кто победил гнев – тот победил и бесов. Показывай всякую кротость ко всем людям и низлагай злые помыслы (Феодорит, Евагрий).

Пс.24:10. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.

Непрестанно поучающиеся в божественных Писаниях познают, что все домостроительство Спасителя растворено «милостию и истиною» (Афанасий, Феодорит).

Пс.24:11. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой: мног бо есть.

Пс.24:12. Кто есть человек бояйся Господа; законоположит ему на пути, егоже изволи.

Пс.24:13. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.

Во всяком роде жизни благочестивой, какой бы кто себе не избрал, можно угодить Богу. «Любящим Бога вся поспешествует во благое» (Рим. 8, 28) (Феодорит).

Пс.24:14. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

«Держава» есть тайна, которую открывает Господь «боящимся Его» (как перевел это и Симмах). Тот никого не боится, кто не сознает в себе никакого зла, а порочно живущий смотрит на всех подозрительно, потому что не сносит суда своей совести. Не только внешние, но и внутренние помыслы тревожат его, и не позволяют ему быть спокойным (Златоуст).

Пс.24:15. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

«Очами» Пророк называет «очи» ума. «Очи мои выну ко Господу» – и приводит причину этого, – «яко той исторгнет от сети нозе мои». Взирание ко Господу приносит глубокий мир и спокойствие сердцу, святое рвение «воле» и избавление от «сетей» вражиих. Душе никогда не должно давать времени быть праздною от размышления о Боге. Этим достигается нерассеянность во всем и во всякое время (Василий В., Иоанн Кронштадтский, Феодорит).

Пс.24:16. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.

Весьма трогательно выразился: «призри на мя яко единород»; по другим переводам: «воззри на мое одиночество» и на множество осаждающих меня врагов и «сжалься, помилуй мя» (Феодорит).

Пс.24:17. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.

Заметь, что «скорби» называет сердечными: ибо всякая скорбь, приключающаяся человеку через злых людей или через злые помыслы, устремляется к сердцу, которое страдает более других частей тела, как самое чувствительное (по Зигабену).

Пс.24:18. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя.

Кто постарается по силе своей понести терпеливо досады, поношения, безчестия и лишения за сделанные им грехи, – тот получает навык ко смирению и труду, ради которых Бог милует душу. Истинный «труд» не может быть без смирения; ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Но кто соединяет «труд» со «смирением», тот получает прощение грехов (Варсонофий В., Дорофей).

Пс.24:19. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.

Пс.24:20. Сохрани душу мою, и избави мя: да не постыжуся, яко уповах на Тя.

Достоверно действительно, что в страданиях нет обиды страждущему. Бог знает твои страдания и может отвратить их, однако ж не отвращает, потому что промышляет и печется о тебе. Когда мы терпим оскорбления от людей, Бог вменяет нам терпение скорбей в уплату долга по Своему милосердию. Хотя бы терпящий (неправду) и недостоин был помощи Божией, но если он чрезмерно страдает – то это одно преклоняет Бога к прощению Его и к наказанию обидевшего. Терпение обид имеет такую силу, что часто оно одно умилостивляло Бога (Златоуст).

Пс.24:21. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи.

Общением с простыми людьми Давид угождал Владыке. Добродетели свойственно также ненавидеть общение с людьми порочными. И этим Пророк чествовал Бога (Афанасий, Феодорит).

Пс.24:22. Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Прилична Царю – Пророку эта молитва. Ибо тому, кто поставлен правителем, надлежит прилагать всякое попечение о подданных. «Израилем» правильно могут быть названы и видящие верою Христа христиане, так как «Израиль» означает «ум», видящий Бога (Феодорит).

Псалом Давиду, 25

Оклеветанный пророк Давид предъявляет свое незлобие пред Богом и просит Его об избавлении от предстоящих бед. Содержится в псалме и молитва Сына Божьего к Богу Отцу, оклеветанного иудеями перед Пилатом, говорившими: «Сего обретохом развращающа язык наш, ...и глаголюща Себе Христа Царя быти» (Лк. 23, 2). Пророк также напоминает в псалме о необходимости нравственной чистоты для достойного приношения Богу молитвы и, тем самым, объясняет внутренний смысл омовения (Псалтирь с толкованием).

Пс.25:1. Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу.

Никто так не приятен Богу, как человек «незлобив». Он совершен и богоподобен. Отличительные черты его: простота, благородство, безыскусность нрава. Он исполнен радости и есть покоище Святаго Духа (Василий В., Антоний В., Руфин, Палладий).

Пс.25:2. Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое.

Сказать эти слова может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, исходящее по попущению Божьему, дано было ему испытать себя: сохранит ли он терпение в тесноте искушения. Сильнейшим холодом греха умертвил диавол сердца людей. Поэтому, всякому христианину не должно предаваться безпечности, но всегда ожидать искушения и быть готову принять его: не почитать его странным и не смущаться им, но благодарно претерпевать тяготу скорби; «утробами» и «сердцем» называет помыслы и желания (Златоуст, Варсонофий).

Пс.25:3. Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей.

«Милость» Божия воистину несказанная «пред очима» как праведного, так и грешного человека. «Яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5, 45).

Пс.25:4. Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду.

Пс.25:5. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.

Описывает Пророк виды своего «благоугождения» Богу: избегал злочестивых собраний и вредных бесед с ними («сонмом суетным»). «Возненавидел» всякое сборище злых людей («церковь лукавнующих») (Феодорит).

Пс.25:6. Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи:

Пс.25:7. Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя.

Древние, когда хотели засвидетельствовать свою невинность, умывали пред народом свои руки водою – показывая этим омовением чистоту рук и совести своей. В подобном смысле поступил и Пилат касательно Господа нашего Иисуса Христа.

Для чего, не иначе, как умыв руки, начинают молитву? – во свидетельство неделания никакого зла. Приступающим к священнейшему священнодействию нужно очищать самые последние помыслы души, ибо в таком только случае они озаряются яснейшими богоявлениями. Омовения рук совершаются пред святейшими символами, как бы перед Самим Христом, видящим все сокровеннейшие помыслы наши (Феодорит, Астерий, Дионисий).

Пс.25:8. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея.

Душа, воспламененная сильною любовию к Богу, ничего прекраснее не обретает на земле, как только место явственного присутствия Божия – храм Господень (Афанасий).

Пс.25:9. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой.

Пс.25:10. Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды.

«Мужи кровей» – убийцы и богоубийцы, возопившие на Христа Бога: «кровь Его на нас и на чадех наших» (Мф. 27, 25). «В руку их беззаконие», когда они дали Иуде сребренники на неповинную кровь и смерть Христову. «Десница их исполнися мзды», когда воинам дали много сребренников, чтобы оклеветать Христово воскресение (Афанасий).

Пс.25:11. Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя.

Незлобивый Христос Спаситель пришел в мир грешников призвать к покаянию. Хулителям и распинателям Своим не воздал Он злом за зло, но, вися на кресте, молился за неблагодарных, прося: «Отче, отпусти им» (Лк. 23, 34).

Пс.25:12. Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи.

Молящийся в «Церкви» лучше бывает выслушиваем, чем в дому: ибо так молиться в доме невозможно, как в «Церкви». Здесь такое множество отцов. Здесь совокупно воссылается вопль к Богу. Здесь – единодушие, согласие, союз любви и молитва священников. Ибо для того-то и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединялись с их молитвами, сильнейшими, вместе с ними восходили на небо (Златоуст).

Псалом Давиду, прежде помазания, 26

Псалом содержит в себе предсказание о борьбе с врагами. Слова же: «прежде помазания» означают то, что Давид, хотя и будет помазан в Царя, однако же не избежит и искушения, ибо «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22) (Афанасий).

Пс.26:1. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся;

«Господь» есть «Свет, просвещающий всякого человека» (Ин. 1, 9) и «Спаситель»«Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21). Ангели являются зрителями твоей жизни. Если увидят, что ты побеждаешь – радуются твоему успеху; если увидят твою неудачу – отступают опечаленные, зато демоны смеются над тобой. Поэтому вместо меча вооружись страхом Божиим, который есть меч обоюдоострый, поражающий всякую дурную похоть (Златоуст).

Пс.26:2. Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.

Не убойтеся («злобующих») убивающих тело, души же не могущих убити: «убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне» (Мф. 10, 28). Находящиеся (бьющиеся) в борьбе наносят удары и взаимно принимают их; и демоны, состоящие с нами в борьбе, конечно и сами принимают их от нас (Евагрий).

Пс.26:3. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.

Кто не обучен еще брани со врагом, тому приходят помыслы боязни, уныния и блуда. Противостать им надо твердым сердцем: ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны; и воины, если не покажут своего искусства в брани, не удостаиваются почестей. Смотри, какой был Давид! Не поешь ли ты его псалмы? (Дорофей).

Пс.26:4. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его.

Вот наше сокровище, наша радость! Нужно «посещать святый храм» Господень с усердием и думать о том, чтобы устроить достойный Владыке и душевный храм. В Церкви со страхом и трепетом должно предстоять: Сам Бог присутствует в ней (Феодор).

Пс.26:5. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя:

«Селения» есть Церкви Божии, а «Камень» – есть Христос (1Кор. 10, 4) (Афанасий, Феодорит).

Пс.26:6. И ныне, се вознесе главу мою, на враги моя. Обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви.

Давид пророчествует здесь о будущем, как о прошедшем. За то, что Бог покроет меня от врагов, я принесу Ему жертву благодарную и хвалебную. «Восклицания» – это голоса более смелых против робких во время сражения, так и песнопения есть голоса благодушествующих, как сказано: «благодушен ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5, 13). «Пою» (голосом) и «воспою» (с помощью псалтирного инструмента) «Господеви» (Феодорит).

Пс.26:7. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя, и услыши мя.

Благоприемная молитва – не от «гласа» только устного, но наиболее от вопля сердечного; уста с сердцем должны быть согласованы: «сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10, 10) (Афанасий).

Пс.26:8. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.

Кто истинным сердцем молится Богу, тот истинно ищет Бога и обретает Его в этой жизни, а в будущей жизни удостоится видения и лица Его Божественного, по слову апостола: «видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу» (1Кор. 13, 12) (Афанасий).

Пс.26:9. Не отврати лица Твоего от Мене, и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой.

«Лице» милости Своей Бог отвращает от человека за грехи его. «Уклоняется гневом» – когда не наказывает за грехи здесь и не обращает в покаяние. «Помощник» Бог человеку, когда он творит добро; если же в праздности проводит жизнь, то как Бог помогать ему будет? «И не остави мене» пребывать во грехах, но «имиже веси судьбами спаси мя, Господи» (Афанасий, Августин).

Пс.26:10. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.

Давид употребляет такое выражение для изображения совершенной своей безпомощности – именно то, что он покинут самыми близкими людьми, к которым он относился с такой любовью и доверчивостью, как к своему «отцу» и «матери». Одна остается надежда на Господа, что Он не покинет его в несчастии, но как брошенное родителями или подкинутое дитя «восприемлет» его (по Зигабену).

Пс.26:11. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради.

Просит дарования божественной благодати, чтобы исполнить заповеди Божии. «Законоположи» («просвети») или «покажи мне Путь Твой» (Афанасий).

Пс.26:12. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.

Так говорит Дух Святый от лица души человеческой, описывая ее невидимую борьбу с невидимыми врагами спасения. «Солга неправда себе» означает, что клевета, возводимая на праведника от злых людей, обращается в собственную их погибель. Подобно как Даниил пророк сказал одному из неправедных старцев, обвинявших Сусанну: «право солгал еси на свою главу» (Дан. 13, 55) (Игнатий).

Пс.26:13. Верую видети благая Господня на земли живых.

Как телесные очи видят все ясно, так и душам святых явственны и видимы те лепоты божества, о которых помышляют христиане. Но от очей телесных сокрыта такая слава, ясно же открывается она душе верующей, которая была умерщвлена грехом и которую Господь воскрешает, – уготовляя ей новое небо, новую землю, и Солнце правды, подавая ей все от божества Своего. Ибо есть истинный мир, и «земля живых», и хлеб жизни, и вода живая (Макарий В.).

Пс.26:14. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Это увещание Пророка всем людям. Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги – там награды, где брани – там и почести, где борьба – там и венцы. Взирая на это, укрепляй себя уроками терпения, взывай себя непрестанно; «мужайся», да укрепится «сердце твое» (Ефрем).

Псалом Давиду, 27

Псалом, от Духа Святаго Давиду вдохновенный, в котором Пророк приносит свою молитву Богу при нашедшей скорби, когда отступили от него верные друзья во время гонения Саула. Приличествует же этот псалом и всякому впадшему в подобные обстоятельства. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления (Феодорит).

Пс.27:1. К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от Мене: да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящым в ров.

Бог дает благодать Свою просящим у Него. Взывайте к Нему день и ночь, чтобы Он вам явил Свою благость, чтобы открыл, что благоугодно Его святой воле. «Воззванием» здесь называет не высокий или громкий голос, ибо так молиться не прилично святым, но усилие и усердие, и непрестанное углубление ума к Богу. «Рвом» священное Писание обычно именует ад (Антоний В., Афанасий, Кирилл).

Пс.27:2. Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему.

Так и Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенные к Иерусалиму, не в том предположении, что божество описуется там местом, но зная бывшее там божественное явление, устремлял туда ум. Или под «храмом» можно разуметь и небо, где пребывает «Живый на небесех» (Пс. 2, 4) (Феодорит).

Пс.27:3. Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.

Не от явных грехов, как-то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия и тому подобных надлежит быть чистой душе – деве, возжелавшей сочетаться с Богом; но гораздо более от грехов тайных: похоти, тщеславия, человекоугодия, ненависти, злонравия, зависти и т. п. Ибо Господь одинаково гнушается как тайными, так и явными грехами (Макарий В.).

Пс.27:4. Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им.

Тем, которые одно говорят, а иное думают, Пророк просит «воздать воздаяние», соответствующее злоумышлениям их, чтобы они чрез наказание изменились к лучшему. Этим сугубым прошением Давид выражает скорбь и болезнь души своей, воспламеняясь ревностью, которую питал против греха. Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам (это не зложелание, а справедливый приговор): пусть впадут в собственные козни те, которые устрояют их другим – «воздаждь воздаяние их им»! (Феодорит).

Пс.27:5. Яко не разумеша в дела Господня, и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я.

Некоторые люди, причиняя зло другим, не думают, что имеют дело с Богом, но считают, что Бог только к ним милостив, а о других не заботится. Но отвергая всеобщий Промысел Божий, они навлекают сами на себя наказание от Господа, обличающее их заблуждение. Ибо Пророк предсказывает, что Бог разрушит их и не созиждет («разориши я и не созиждеши я») (Феодорит).

Пс.27:6. Благословен Господь, яко услыша глас моления моего.

Пс.27:7. Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми: и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему.

Благодарит Пророк Господа и показывает причину скорой помощи – «упование сердца» его на Бога. Ибо когда «сердце» веселое, тогда и лицо цветет, а пребывающее в печали – помрачается. Ибо скорби сильно изнуряют лицо, а веселие – восстановляет (Кирилл, Лествичник).

Пс.27:8. Господь утверждение людей Своих, и Защититель Спасений христа Своего есть.

Хотя и получал Давид помощь от людей, но видел в этом божественное промышление. «Христос» означает «помазанник», которым является всякий верующий, помазующийся при святом крещении в христианина, который благодатью Божиею защищается от злобы демонов (Златоуст).

Пс.27:9. Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое: и упаси я, и возми я до века.

Достойно же удивления в великом Давиде и то, что он, будучи гоним народом (который против него воевал вместе с Саулом), приносил Богу молитву о нем. Ибо он предвидел будущую перемену в народе, и взирал не на обиду, но на будущую покорность его. Господь Бог «пасет» нас: вместо Себя и как Себя послал Он нам Утешителя – Духа Святаго Своего. «Возьми» – значит вознеси в безконечные веки (Афанасий, Феодорит).

Псалом Давиду, исхода скинии, 28

В духовном смысле под «исходом из скинии» подразумевается отшествие из этой жизни и разлучение души от тела. Тело является для нас скинией, как учит божественный Павел, говоря, что «сущии в теле сем (скинии) воздыхаем" (2Кор. 5, 4). Пророк наставляет нас добрыми делами приносить славу и честь Богу, чтобы собрать себе сокровище славы и чести ко времени праведного воздаяния божественного Судии (Василий В.).

Пс.28:1. Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь.

Прежде чем станешь совершать свое жертвоприношение пред Богом, прилежно испытай сам себя – принадлежишь ли ты к благодатным «сынам Божиим»? Ибо как добрыми делами прославляется Бог, так делами порочными славится враг. Не представляй, что враги далеко, но обрати взор на себя и увидишь, когда ум борется со страстью и своим усилием одерживает верх, то успехом своим как бы увенчивает самого Бога; а когда ум пленяется сластолюбием, тогда доставляет врагу случай к похвальбе и превозношению (Василий В.).

Пс.28:2. Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его.

«Славу» мы приносим «Господеви» чрез свои добрые дела. И когда на всякое начинаемое нами доброе дело призываем мы «имя Божие» – тогда также мы воздаем «славу» Богу. «Двор святый» – есть Церковь Божия. Многие по наружности хотя и стоят на молитве в храме, но не поклоняются «Господеви», потому что мыслями своими носятся туда и сюда и ум их развлекается суетными заботами (Василий В., Августин).

Пс.28:3. Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих.

И у нас есть голос, но «глас Господень» – это голос совершенно иного рода, и слышит его ум только того человека, которому Бог хочет явить Свой голос (подобно, как бывает во сне). «Глас Господень» – это благодать Святаго Духа. «Глас Господень» творит чудеса в стихиях чувственных: в морях и реках, в воздухе и в облаках... Все неодушевленные вещества имеют «глас» от Господа: по указанию Писания «всякая тварь едва не вопиет, возвещая о Своем Создателе». В пророческом смысле – это предсказание о гласе с Неба на «Иордане», который «возгремел над водами многими, Своему свидетельствуяй Сыну» (канон на Богоявление) (Василий В., Феодорит).

Пс.28:4. Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии.

«Глас Господень» не в немощной и расслабленной душе, но в той, которая с напряжением и крепостью творит добро. «Великолепие» есть доблесть особенно великая. Ведь великолепный презирает все телесное. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание его не возмутит, проступки негодных людей не приведут его в движение... по причине его мысли (Василий В.).

Пс.28:5. Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския.

«Глас Господень» сокрушает покаянием сердца гордых грешников и высокомерных, подобных безплодным «кедрам Ливанским». Вообще же и нравы животных и виды растений берутся к показанию различного произволения в людях. Здесь под «кедрами» подразумеваются жестокие и непреклонные нравы в людях (Василий В.).

Пс.28:6. И истнит я яко тельца Ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь.

Единородный «сын единорожь, возлюбленный» Богу Отцу «истнит» и низложит владычество ожесточенных и непокорных людей, подобно идоложертвенному «тельцу ливанскому», которого Моисей «истнил» и напоил народ (см. Исх. 32, 20) (Василий В.),

Пс.28:7. Глас Господа, пресецающаго пламень огня.

Лик святых апостолов получил дар Всесвятаго Духа в огненном виде, который светил для них, но не жег. И в будущей жизни сугубое действие огня будет разделено: он будет светить праведникам и жечь деятелей порока. Поэтому наказание беззаконных и огнем именуется и тьмою, так как действие света для них прекратится. Подобное случилось в купине. Отделив силу огня жгучую, Бог показал Моисею одну светящую (Феодорит).

Пс.28:8. Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Каддийскую.

Пустынею назвал Давид язычников, как лишенных Богопознания. Эту пустыню Христос, потрясши, пересоздал в «пустыню Каддийскую» – т.е. в Церковь Святую (ибо так переводится слово «кадис») (Афанасий, Феодорит).

Пс.28:9. Глас Господень свершающий елени, и открыет дубравы: и в храме Его всякий глаголет славу.

«Глас свершающий елени» – это тот глас, как говорит Святый Дух, который преподан «Господом» через Евангелие всему миру для попрания сопротивления диавольского. Ибо всем «земным» ненавистно небесное. Праведник именуется «еленем» за противодействие злу; и где есть святой «елень», оттуда прогоняется всякая пресмыкающаяся злоба, потому что ядовитые гады не терпят запаха животного, бегут даже оттуда, где есть запах оленьих рогов. Слово очищает и «дубравы», то есть души огрубелые, в которых, подобно диким животным, гнездятся различные страсти. Кто со страхом Божиим молится в храме – тот в «храме Его глаголет славу» (Василий В., Епифаний).

Пс.28:10. Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век.

«Потоп» – это разлитие воды, которая очищает прежде оскверненное. Пророк поэтому «потопом» называет благодать крещения, чтобы душа, омытая от грехов и очищенная от ветхого человека, соделалась способною стать обителью Духа Святаго. Бог, утвердившись в душе, просветленной потопом, делает ее как бы престолом Своим (Василий В.).

Пс.28:11. Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром.

От народа грешного отымет Господь «крепость» (Ис. 3, 11) и даст ее народу, творящему правду. И этот народ удостоится Божьего благословения «миром», как одним из совершеннейших благословений. Ибо одним из признаков мирного мужа является умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божьего (Василий В.).

Псалом песни, обновления дому Давидова, 29

Обновление дому бывает, когда чрез искреннее покаяние истлевает внешний наш человек и обновляется внутренний. В честь этого «обновления» великий Давид воспевает этот псалом, подразумевая под обновленным «домом» нас, христиан, удостоившихся именоваться и соделаться Храмом Божиим (см. 1Кор. 3, 16). Пророк, испытав на себе «обновление» ума Духом Святым, преподает нам свои наставления (Григорий Богослов, Афанасий).

Пс.29:2. Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.

Давид прославляет Господа за избавление его от скорбей. Но не скорби, посылаемые святым для испытания, доставляют веселие невидимым врагам, а наоборот, когда падаем мы под тяжестью скорбей, и когда от утомления многочисленными бедствиями наш рассудок приходит в недоумение, – они веселятся и радуются (Василий В.).

Пс.29:3. Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси.

Блажен, кто знает внутреннюю язву свою и может придти ко Врачу (Василий В.).

Пс.29:4. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.

Где добродетель – там восхождение, где порок – там снисхождение. «Ров» – есть место темное и холодное во аде (Златоуст, Василий В., Афанасий).

Пс.29:5. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его.

Не всякий, кто произносит устами псалмы, поет Господу. Некоторые люди хотя и поют чувственно, но не истинно. Ибо нечистое сердце не может износить из себя слов жизни и добродетели, как говорит Премудрый: «не красна похвала во устех грешника» (Сир. 15, 9) (Василий В.).

Пс.29:6. Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.

Бедствия не волею Божиею производятся, но навлекаются достоинством самих согрешающих. И кто с покорностью принимает ниспосылаемые скорби и оплакивает свои грехи, тот возрадуется при наступлении «утра» будущей жизни, ибо сказано: «блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф. 5, 4). Вспомни время страданий Господних и ты найдешь значение этих слов: «вечером» – плач учеников, видящих Его на кресте, «заутра» воскресение Его из мертвых (Василий В., Афанасий).

Пс.29:7. Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век.

Слова эти были причиною, по которой Бог попустил падение Давида. Ибо наслаждаясь благоденствием, он возмечтал о всегдашнем продолжении его, как будто бы сам был его виновником, – забыв при этом, что всякое благо ниспосылается от Бога. Поэтому здесь Давид объясняет причину своего падения (Афанасий).

Пс.29:8. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.

Чтобы в душе была красота и сила к совершению добродетелей, для этого имеем мы нужду в благодати Божией. Прекрасна душа всякого человека, живущего добродетельно; напротив, что неблагообразнее и отвратительнее души, преданной страстям. В ней душевное расположение выступает на самые оконечности тела, равно как и следы душевной красоты бывают видимы во внешности святого мужа. Ибо каким обычно видится тело, пространно питаемое, – цветущим и полным, таковою духовно делается душа через воздержание, так, что смирив тело, мы придаем красоту душе. Отвращает Бог «лице» Свое, когда благодать Свою отнимает за грехи от человека и тогда человек бывает «смущен». И если кто надеется на самого себя, а не на Бога, и от того Бог отнимает благодать Свою. Отвращение Божие бывает и тогда, когда ум занимается суетностями и предается греховным помыслам (Василий В., Афанасий, Студит).

Пс.29:9. К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся.

Справедливо песнословить и благодарить Творца этими словами. Верный человек, если и скорби претерпевает, то не унывает, вменяя их ни во что, но еще сильнее «взывает» в сердце сокрушенном к Богу о получении небесных благ: «взывать» свойственно только желающему великого и небесного. А кто просит у Бога малого и земного, тот употребляет слабый и низкий голос (Василий В., Димитрий).

Пс.29:10. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление; еда исповестся Тебе персть; или возвестит истину Твою;

Разве не знаешь, что чем более изнеженною сделаешь ты плоть свою, тем более тягостное узилище приготовишь душе? Поэтому «умерщвляю тело мое и порабощаю» (1Кор. 9, 27), чтобы хорошее состояние тела не послужило поводом ко греху, препятствием к «исповеданию» и уразумению «истины» (Василий В.).

Пс.29:11. Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой.

Пс.29:12. Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием.

Не всякой душе дается радость от Бога, но кто много плакал о грехе своем. Для нас пророки рыдают и призывают к плачу, чтобы мы пришли в сознание своих грехов и оплакивали свою погибель, смиряя свою плоть утомлением и трудами. Ибо кто из святых без борьбы и скорби прошел путь мира всего? Их стопам последуя, уразумеем, что спасение наше в претерпении скорбей. «Вретищем» наименовал плач, потому что во время плача обычно облекаются во вретище. Оно изготовлялось из волос «проклятых козлищ» и содействовало покаянию, как символ смирения (Василий В., Пахомий, Афанасий).

Пс.29:13. Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.

Под «славою» здесь разумеется душа человека, которая через покаяние получает прощение грехов и благодарственно прославляет своего Создателя «во веки. Не умилюся», значит не умолчу о том, что воспринял прежнюю славу свою (Афанасий, Феодорит).

В конец, псалом Давиду, изступления, 30

Давид воспевает этот псалом в состоянии «изступления» – «смятения», от величайшей скорби о собственном падении: «аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею» (т.е. думал я, что, согрешив, лишился Твоего промышления). Написан псалом Давидом в то время, когда преследовал его сын его Авессалом. Пророчески изображается в псалме и моление Христа Спасителя в предсмертной скорби Его к Богу Отцу, во время пречистых страстей. Приличествует псалом и всякому скорбящему и кающемуся о грехах своих (Феодорит).

Пс.30:2. На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя.

Блажен, кто удалил себя от всякой надежды на мир и имеет упование единственно на Бога. Ибо как «проклят человек иже надеется на человека» (Иер. 17, 5), так благословен утверждающийся в Господе, ибо надежда на Бога не колеблется. Господь не подает Своей помощи тому, кто иногда надеется на деньги, человеческую славу и силу мира, а иногда ограждается надеждою на Него (Кирилл).

Пс.30:3. Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя.

Поскольку вопль мой не достигает в высоту, то, по снисхождению ко мне, «приклони ухо Твое» (Афанасий).

Пс.30:4. Яко держава моя, и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя.

Заметь скромность мысли о себе Давида: ибо он просил божественной помощи не ради собственной своей добродетели, но ради «имени» Божьего и «правды» Его, и ради того, что на Бога надеялся (Феодорит).

Пс.30:5. Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси Защититель мой, Господи.

Под сетию подразумеваются тайные скрытые козни врагов.

Пс.30:6. В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи, Боже истины.

Эти слова произнес Господь на кресте, когда предавал Свою всесвятую душу Отцу (см. Лк. 23, 46). Мы также находимся в руках Божиих и Он властен исполнить над нами Свою волю. Когда мы в «руце» Божией, то зачем кого-то боимся? Покаемся Богу и Он умиротворит и ублагоустроит все. Да и разве есть кто сильнее Бога? (Варсонофий).

Пс.30:7. Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.

«Суетою» называет развлечения настоящей жизни, богатство и благоденствие, отводящие ум от памятования о Боге (Афанасий).

Пс.30:8. Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою.

«Смирением» называет Пророк здесь свое уничижение во время гонений; ибо иногда «смирением» называют неимение гордости, а иногда – злострадания и бедствия тела, как здесь (Феодорит).

Пс.30:9. И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.

Можно разуметь здесь и избавление Давида от опасностей во время гонений. «Поставил на пространне нозе мои» – то есть дал мне покой и простор (Афанасий).

Пс.30:10. Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.

«Око» – ум в душе; «утроба» – память в душе, которая сохраняет понятия, собираемые через чувства (Афанасий, Феодорит).

Пс.30:11. Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася.

«Костями» называет душевные силы (Афанасий).

Пс.30:12. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от Мене.

Все приводимые слова Давида и бедствия должны быть примером для тех, которые хотят истинно покаяться и получить прощения грехов. По другому толкованию эти слова могли быть произнесены и от лица Христа Спасителя, во время страдания Его, когда враги – иудеи поносили Его, а знакомые и ученики Его бежали от страха их, и, когда верховный Петр отрекся, а другой предал Его (Никита, Кирилл).

Пс.30:13. Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен.

«Сосуд погублен» – негодный разбитый сосуд.

Пс.30:14. Яко слышах гаждение многих, живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

«Гаждением» называет злоречие и укоризны. Как Давида поносил Семей во время бегства (см. 2Цар. 16), так нечестивые богоубийцы укоряли распятого Христа Господа, говоря: «уа, разоряй Церковь» (Мк. 15, 29); другие досаждали: «ины спасе, Себе ли не может спасти» (Мк. 15, 31); некоторые же говорили: «Илию глашает Сей... да видим, аще приидет Илия спасти Его» (Мф. 27:47, 49). Да и после распятия не умолкли от злобы своей, всячески стараясь утаить и очернить светлое Воскресение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа (Димитрий).

Пс.30:15. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой.

Пс.30:16. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя.

Ничего не бывает такого, на что бы не было воли божественной. Всемогущий Бог или Сам творит, или попускает все приключающееся. Ибо «жребий» каждого в руках Божиих: каждому Он определил меру жизни и назначил предел, которого никто не может нарушить, хотя бы и ухищрялся. Скорби и радости каждому Он уделяет и изменяет, как Ему угодно. Мы же, маловерные, часто обвиняем диавола, или иногда безрассудность, злоумышение или же зависть наших недругов – но сами не видим Божьего провидения, управляющего всеми большими и малыми делами. Поревнуй великому Давиду, который с полной верой предал свой жребий «жизни» в волю Божию (Афанасий, Никита, Августин, Иоанн Тобольск.).

Пс.30:17. Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею.

О даровании божественного света просит Пророк Спасителя не ради своих дел, но ради милости Божией. Ибо когда отвращается Бог от человека за его грехи – тотчас восстают душевные враги; а когда воссиявает Свет Божества – тогда посрамляются делатели тьмы (Неизвестный толковник).

Пс.30:18. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад.

Из этого видим, как велико различие греха и «нечестия». Ибо грех есть беззаконие, а «нечестие» – есть безбожие или многобожие. Поэтому Давид просит «Господа» освободить его от стыда, порожденного грехом, а «нечестивых» со стыдом предать смерти (Феодорит).

Пс.30:19. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.

«Да онемеют уста лживые, которые против Праведника говорят злое, с гордостью и презрением».

Пс.30:20. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими.

Господь «скрывает» многочисленные награды и воздаяния за подвиги и труды «боящимся» Его, поэтому и попускает им бороться с большими бедствиями и искушениями; однако, иногда Он обнаруживает эти воздаяния явно, для поощрения подвижников в подвиге (Феодорит).

Пс.30:21. Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.

Блаженна душа, которая чрез жаждание Бога истинно уготовила себя к принятию даров Его; потому и Он ни в чем не оставляет ее, но во всем «покровительствует» ей, даже и в том, о чем она по неведению и не просит. Хорошо сказал Премудрый: муж мудрый пребывает под кровом Бога. Сколько раз Саул покушался умертвить блаженного Давида? Что ни делал? Как ни ухищрялся? Но как Давида покрывал Господь, то всякий замысел Саула оставался тщетным; и не только это, но и сам он часто был предаваем в руки Святого, который, однако же, щадил его (авва Зосима).

Пс.30:22. Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения.

Под «градом ограждения» разумей Церковь Святую, которой Господь посылает особую Свою «милость» (Кирилл).

Пс.30:23. Аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе.

«Во изступлении» – в сильном смущении духа по причине соделанного греха. А при всяком искушении большую силу имеет сокрушенная «молитва» в надежде на милость Божию (Феодорит).

Пс.30:24. Возлюбите Господа, вси преподобнии Его: яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню.

Какой «истины взыскает Господь»? – Непорочной и неложной жизни; «истины» в словах, делах и исповедании помыслов (Кирилл, Каллист и Игнатий Ксанфопулы).

Пс.30:25. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.

«Мужество» верных состоит в отречении своей воли и покорении ее воле Божией; в противлении всякому злу, в непрестанной молитве и благодарности Богу за все неизъяснимые пути Его Божественного Промысла (Афанасий).

Псалом Давиду, разума, 31

Псалом этот научает читателя «разуму», когда говорит: «не будите яко конь и меск, имже несть разума» (ст. 9) и указывает согрешившим на необходимость скорейшего исповедания грехов и раскаяния пред Богом. Иудеи называют этот псалом «сердцем Давида» – за выраженные здесь чувства скорби и раскаяния о соделанном грехе. Церковные учители весьма прилично определили его в число седьми покаянных псалмов: ибо весь он состоит в оплакивании грехов и в увещании людей к покаянию. Второй покаянный (по Зигабену, Палладию и Толковой Псалтири).

Пс.31:1. Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси.

Под «беззаконием» Пророк разумеет грех первородный, которому все люди подвержены. От причастности к нему человек освобождается благодатью крещения. Повседневные же грехопадения омываются при милосердии Божием водою слез покаяния. «Покрываются» же грехи любовью к Богу и ближнему, «зане любовь покрывает множество грехов» (1Петр. 4, 8). Под «покровением» подразумевается такое истребление грехов, которое уже не вменится человеку на Страшном суде (Афанасий).

Пс.31:2. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть.

Не «вменяет Господь греха» тому, кто перестает более грешить, очистившись от грехов глубоким сердечным покаянием. «Несть лести во устех» того, кто не лицемерно исповедует грехи свои, но истинно, и с сокрушенным сердцем кается, принося достойные покаяния плоды (Псалтирь с толкованием).

Пс.31:3. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день.

Неисповеданные грехи производят ужасные нравственные мучения, поскольку собственную совесть невозможно ни обмануть, ни успокоить. Упреки совести и чувство естественного стыда терзают душу и не дают покоя. Одновременно чувствуется оскорбление такого милостивого Господа – и это увеличивает внутренние терзания. «Умолчах» от истощения духовных и телесных сил (Афанасий).

Пс.31:4. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн.

Угрызения совести «день» и «ночь» изнуряют «меня». «Тернием» Пророк называет грех, как пронзающий совесть грешника и причиняющий боль. «Возвратихся на страсть» – «вооружился против греховной страсти» постом, молитвою, слезами, бдением и частыми коленопреклонениями, удручая себя и изнуряя плоть свою (Августин, Максим Грек).

Пс.31:5. Беззаконие мое познах, и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего.

Что может сравниться с такою благостынею? Чему уподобим такое человеколюбие? – Бог, будучи человеколюбив, и великие прегрешения изглаждает. Для грешника нет большей пользы, как всегда иметь в уме и пред глазами свои грехи и как можно чаще сокрушаться. Ничто скорее этого не умилостивляет гнев Божий: ни посты, ни лежание на земле, ни бдение, ни иное прочее в этом роде. Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из предметов внешних не могло бы возбудить в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава; когда бы даже мы сидели на царском седалище, и тогда плакали бы горько. Смотри, Давид был царь и однако же говорил: «измыю на всяку нощь ложе мое» (Пс. 6, 7), ибо сознавал, что он есть человек, а потому имел сердце сокрушенное и... плакал. Если будешь «исповедывать» грехи как должно, то душа смирится, потому что совесть, терзая ее, делает смиренною. Врачевство покаяния состоит в сознании своих грехов и «исповедании» их чрез внешнее посрамление, чтобы избавиться от вечного суда и получить отраду измученной душе. Прежде всего молись о получении слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость (дикость), и исповедав «на себя» «беззаконие Господеви», получить от Него оставление грехов (Златоуст, Лествичник, Нил).

Пс.31:6. За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся.

«За то» – за оставление грехов своих должен человек просить помолиться святых к Богу: «много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5, 16) во благое, как сказали и все пресвитеры Иудифи: «молися за нас, ибо жена благочестива еси» (Иудиф. 8, 31). «Время благопотребно» всякое, в течение дня и ночи, по заповеди: «непрестанно молитеся» (1Сол. 5, 17). «Потоп вод многих» – есть множество искушений и напастей, которые не одолеют кающегося в сокрушении сердца за молитвы святых (Иероним, Афанасий).

Пс.31:7. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя.

Когда и нас со всех сторон окружают гнусные и враждебные помыслы, то и мы станем взывать ко Христу и скажем: «радосте моя, избави мя от обышедших мя». «Исповедав свое беззаконие», Давид умоляет освободить его от последствий греха и удостаивается ответа от Господа (Максим).

Пс.31:8. Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи мои.

Искренне кающегося Господь сподобляет услышать в своем сердце кроткий отеческий голос: «Тебя, совратившегося и познавшего заблуждения, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение истины; возвращу и прежнее к тебе благоволение» (Феодорит).

Пс.31:9. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе.

Пророк просит Господа обратить к покаянию нераскаянных грешников как бы некоторою «уздою». «Меск» (полуосел или мул) всегда в священном Писании принимается как предосудительное животное: ибо его не было в начале при творении мира, оно появилось впоследствии через вымысел и любопытство людей; поэтому и принимается для изображения зла (Афанасий, Григорий Нисский).

Пс.31:10. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет.

Господь правосудно воздает каждому по делам его. От Бога посылается людям наказание за грехи. «Раны грешнику» некающемуся – страдания временные и вечные. «Уповающего же на Господа» везде и отовсюду охраняет божественная благодать (Кассиан, Евагрий).

Пс.31:11. Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.

Никто да не радуется пусть собственным своим преспеянием, но да высокомудрствует о Боге, как Помощнике и Покровителе, и в этом обретает для себя услаждение. Ибо любые добродетели не могут быть тверды без Божьего охранения их. «Хваляйся же, о Господе да хвалится» (2Кор. 10, 17) (Феодорит).

Комментарии для сайта Cackle