протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Глава 6

Дальнейшие главы книги – с 6-й по 20-ю – содержат таинственное описание изволений, определений и судов Божиих, а также их раскрытия в нашем мире, преимущественно касающихся завершения земной истории, суда над мировым злом и приближения Будущего века. Это раскрытие седмерично – трижды мы видим число «семь»: сначала снимаются семь печатей, затем звучат семь труб и, наконец, изливаются семь чаш48. Каждое из этих действий определенным образом отражается на том, что происходит на земле.

Суды Божии, описанные в Апокалипсисе через печати, трубы и чаши, осуществляет Христос (Агнец)49. Почему? Во-первых, потому, что приближение, раскрытие, явление Будущего века есть главное в домостроительстве Христа, Который пришел в наш мир именно для того, чтобы положить начало и основание другому миру – вечному Царству святых50. И для этого Христос имеет всякую власть и силу, ибо Ему дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28,18).

Царство Христа – не от мира сего, оно выходит за пределы земного мира и земной истории. Наш падший и поврежденный мир не может его вместить, и потому он должен будет в свое время упраздниться и уступить место Новому миру – Будущему веку, в который войдут верные последователи Христа. Это явление Будущего века есть не только главная цель и смысл мировой истории, но также цель и смысл воплощения Бога и всего Божественного домостроительства. Это – конечная цель мироздания, которое, для того чтобы породить Новый век, непременно должно будет умереть, упраздниться, окончиться51. Умирание и агония нашего мира неразрывно связаны с родовыми схватками и рождением мира Нового. О событиях, связанных с этой агонией и с этим рождением, как раз и повествуют нам печати, трубы и чаши, а также вообще все последующее содержание книги.

Кончина мира неотделима от суда над миром и мировым злом. И в этом заключается вторая причина, по которой суды Божии являет именно Христос: ведь только Ему дана власть суда над миром. Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, говорит Христос апостолам (Ин. 5, 22). Согласно Символу веры мы ожидаем Христа, грядущего судить живых и мертвых. Однако Христос являет Свои суды в мире еще и прежде Страшного суда. Именно к таким судам следует отнести действия печатей, труб и чаш.

При попытках осмыслить представленное в книге раскрытие Божественных судеб неизбежно встает вопрос, как соотносятся между собой печати, трубы и чаши и к каким периодам истории их следует отнести. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, можно лишь высказывать предположения.

Согласно одному из них, печати открывают некоторый от вечности предустановленный Богом план эсхатологических (то есть связанных с переходом от настоящего века к Будущему) событий, через которые должно пройти все человечество, – все народы и государства, а также Вселенская церковь. Этот план начинает раскрываться снятием первой печати, под которой следует понимать выход святых апостолов на проповедь Евангелия. Почему именно с апостольской проповеди берет начало эсхатологический архетип? Потому что, как уже говорилось, миссия Христа заключается в становлении Нового века и с этим становлением неразрывно связана кончина века настоящего. Следовательно, с пришествием Христа для нашего мира уже начались последние времена. Сам Спаситель, начиная Свою проповедь, сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17) 52 . Именно проповедь Христа и Его апостолов положила начало эсхатологическому ожиданию в нашем мире, ожиданию перехода от настоящего века к Будущему.

Следует, однако, сказать, что образ перехода к Будущему веку мог быть различным. Этот переход и предваряющие его последние времена не обязательно должны быть связаны с бедствиями Апокалипсиса, как многие привыкли думать. Вторая и последующие печати, несущие в мир апокалиптические бедствия, не были предустановлены Богом как безусловные: их реализация или нереализация зависят от свободного выбора людей. Всадник первой печати, несущий в мир Евангельскую проповедь, выходит как победоносный и чтобы победить (Апок. 6, 2). Эта победа совершилась бы, если бы человечество быстро и во всей требуемой полноте приняло проповедь Христа и апостолов. Если бы это произошло, то дальнейшего исполнения эсхатологического сценария, то есть снятия второй и последующих печатей (а также труб, чаш и т. д.) не потребовалось бы. Бог изменил бы этот план и совершил бы победоносный, быстрый и легкий переход от нашего мира к Будущему веку, а всей последующей мировой истории в этом случае просто бы не было.

Однако люди по причине своего маловерия, косности и греха не усвоили Евангельскую истину с достаточной степенью глубины и самоотвержения, почему и данный план не был реализован.

Исходя из этого, премудрый и всеблагий Господь начинает осуществлять другой план53, уже не быстрый и не легкий, но рассчитанный на многие века человеческой истории. Шествие первого всадника, то есть распространение христианства в нашем мире, продолжилось, и оно продолжается до настоящего времени. Действия же второй и последующих печатей были удержаны и продолжают до срока пребывать таковыми54. Господь по-прежнему ожидал и ожидает от людей, что они усвоят Евангелие во всей полноте и, минуя таким образом апокалиптическую агонию, безболезненно перейдут в Будущий век. Думается, что и до настоящего времени эта возможность у нас не отнята, так что если бы и сегодня требуемая полнота была достигнута, то Бог положил бы конец многомятежной земной истории и осуществил бы быстрый переход к Царству Божию – без второй и последующих печатей, без труб, чаш, антихриста и прочих бедствий Апокалипсиса.

Однако очень вероятно, что человеческие беззакония и закоснение во зле приведут в конце концов к результату прямо противоположному: к тому, что принятие Евангелия до крайности умалится, тогда как отвержение или же ложное усвоение его, напротив, станет массовым. Евангелие перестанет заквашивать тесто человечества, и шествие первого всадника потеряет свой смысл. Число рождаемых миром святых и праведников опустится ниже некоторого критического минимума55. Все это сделает дальнейшее существование мира бессмысленным, ибо в этом случае оно послужило бы только для умножения зла. Исходя из этого, Бог начнет осуществлять план упразднения обессмысленного мира через реализацию полного и катастрофичного эсхатологического сценария. Вслед за первым всадником, миссию которого люди сделали бесплодной, выходит второй, и начинает таким образом исполняться уже не простой и легкий, но трудный и исполненный бедствий эсхатологический план, смысл которого состоит в наказании мирового зла, спасении малого остатка праведников и осуществлении перехода к Будущему веку. Один из событийных рядов этого плана как раз и открывается печатями. Два других открываются трубами и чашами.

Кому-то может показаться странной несоразмерность продолжительности действия первой печати – на протяжении всей новозаветной истории, – по сравнению с шестью последующими, умещающимися в относительно короткую эсхатологическую эпоху. Однако ничего странного в этом нет, просто нужно вспомнить, что Бог гораздо более долготерпелив, чем правосуден. В Десятословии Бог говорит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5–6). Проповедь Евангелия и ожидание обращения людей есть проявление Божией любви и долготерпения, и потому они продолжаются долго, до конца времен. Последующие же печати являют собой Божественное правосудие и потому простирают свое действие лишь на краткий исторический период56.

Итак, в некоторую позднейшую эпоху мировой истории выходом второго всадника начинает исполняться бедственный и катастрофичный эсхатологический план. Следует подчеркнуть, что план этот по-прежнему складывается из семи, а не из шести печатей, ибо хотя первая из них уже открыта со времен апостолов, однако она сохраняет свое действие и в конце истории. Можно даже предположить, что ее действие в те времена будет выражаться в некотором последнем подъеме христианской проповеди. Вслед за этой проповедью выходит второй всадник, раскрываются последующие печати и реализуется таким образом все дальнейшее содержание книги Откровения.

Следует обратить внимание, что план и последовательность судов, открываемых печатями, хорошо согласуется с планом и последовательностью эсхатологических событий, описываемых Христом в Евангелии (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21)57. Вот Евангельский текст:

«И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, – но [это] еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие… Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мк. 13, 3–14).

Из этого текста можно установить следующий порядок событий:

1. проповедь лжемессий и лжепророков;

2. войны;

3. землетрясения, голод, смуты;

4. болезни (приводящие к смерти);

5. гонения на христиан;

6. разрушение Иерусалима (в эсхатологической перспективе соответствует кончине мира).

Данный порядок хорошо согласуется с событиями печатей (см. их толкование). Единственной трудностью является проповедь лжемессий и лжепророков, которая, согласно словам Христа, открывает ряд эсхатологических событий, тогда как при снятии печатей этот ряд открывает проповедь Евангелия. Чем объяснить такое расхождение? Может быть, тем, что архетип печатей дает широкую эсхатологическую перспективу и, следовательно, первый его всадник, несущий апостольскую проповедь и всеисторическое распространение христианства, предваряет собой эсхатологическую эпоху в узком значении этого слова, тем более что, как уже говорилось, Евангельская проповедь может претерпевать в конце времен некоторый подъем. Христос же говорит апостолам собственно о последних временах и потому эсхатологический ряд в Его словах начинается с проповеди лжемессий и лжепророков. Впрочем, о предваряющей кончину мира христианской проповеди Спаситель тоже говорит: «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13, 10). Таким образом, можно предположить, что в финальную эпоху будет иметь место то и другое: с одной стороны, будут проповедоваться лжеучения, а с другой, будет происходить проповедь Евангелия.

Далее, следует сказать, что открываемый семью печатями эсхатологический архетип может проявляться не исключительно лишь в конце времен, но частично и в некоторые другие исторические эпохи. Как у антихриста имеются в истории предтечи, которым присущи многие черты зверя из моря (например, Нерон, Наполеон и др.), однако во всей полноте они будут присущи только самому зверю, – так и действия печатей: хотя они относятся по преимуществу ко временам последним, однако частное и ограниченное их действие может проявляться и в другие исторические эпохи. В качестве примера можно привести последовательность событий катастрофы Израиля I века, идентичную открываемой печатями58. Это: 1. проповедь и распространение Евангелия; 2. Иудейская война; 3. голод в Иерусалиме; 4. смерть значительной части населения; 5. мученики; 6. разрушение Иерусалима.

Также очень вероятно, что и в христианской истории еще прежде конца времен может частично проявляться этот архетип. Совершая свое всемирное и всеисторическое шествие, всадник первой печати является причиной возникновения многих христианских народов и государств, некоторые из которых переживают свой частный конец прежде конца общего. И можно думать, что события таких частных апокалипсисов до известной степени развиваются согласно тому же общему сценарию, который был показан апостолу Иоанну через снятие печатей. В качестве примера можно указать на последовательность событий революционной катастрофы Российской империи. Это: 1. христианская проповедь59; 2. Мировая, а затем Гражданская война; 3. массовый голод; 4. смерть большой части населения (от всех причин); 5. христианские мученики; 6. окончательная гибель империи с завершением Гражданской войны в 1922 году60.

Итак, семь печатей являют собой некоторый от вечности предустановленный план эсхатологических (то есть связанных с переходом от настоящего века к Будущему) событий. Безусловной в этом плане является только первая печать – Евангельская проповедь. Последующие же печати начинают открываться только под условием окончательного отвержения (или же ложного усвоения) человечеством в его подавляющем большинстве Евангелия, что и действительно произойдет в конце времен. Кроме того, как только что было сказано, вторая и последующие печати могут частично проявляться еще и прежде конца времен – в частных апокалипсисах христианских народов и государств, возникавших в истории как результат Евангельской проповеди первого всадника.

Что же касается труб и чаш, то они относятся исключительно к последним временам и вступают в действие позже, чем печати в их собственно эсхатологическом аспекте, являя собой Божественные суды и наказания, совершающиеся над отступившим от Бога и погрязшим во зле человечеством последних времен. При этом бедствия труб носят частичный (явленный на одну треть) характер, тогда как чаши открывают уже всю полноту гнева Божия61.

Целиком эту схему можно изобразить следующим образом: печати, трубы и чаши есть связанные с приближением кончины мира ряды исходящих от Бога определений и судов, раскрывающихся в земной реальности. Эти три ряда имеют один и тот же общий хронологический предел – окончание земной истории и наступление Будущего века: и последняя, седьмая, печать, и последняя труба, и последняя чаша одинаково повествуют о переходе от земной реальности к тайне Будущего века. А вот начинаются ряды печатей, труб и чаш различно.

Действия печатей, если говорить об их главном эсхатологическом аспекте (не принимая во внимание всеисторическое действие первой печати и частичные проявления последующих печатей в частных апокалипсисах), берут свое начало в некоторую позднейшую эпоху мировой истории, как можно думать, близкую по времени к созданию глобального государства, всемирного аналога Римской империи. Период существования этого государства – от его возникновения и до воцарения лжемессии – можно условно назвать предантихристовым62.

Трубы с их последним предупреждающим наказанием вступают в действие по прошествии уже некоторой части этого периода – во времена более поздние.

Действия же чаш, являющих окончательное и полное наказание мирового зла, простираются на самые последние годы мировой истории – на царство лжемессии63.

Подводя итог сказанному, следует повторить, что по вопросу о хронологическом соотношении печатей, труб и чаш нет единого мнения, – вопрос остается открытым. Решать его нужно, опираясь на толкования святых отцов и прочих ученых исследователей Писания.

Откр.6:1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.:

Печати снимает Агнец, и это есть свидетельство, что Богочеловек является центром и средоточием мировой истории, ее разумом, ее Логосом, как сказал апостол Иоанн в Евангелии: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Раскрываются же судьбы Божии в истории через проводников и исполнителей Божественной воли – через Ангельские силы (см. комм. на 4, 6).

«одно из четырех животных» по-видимому, первое, подобное льву.

«иди и смотри» – толкование этих слов зависит от двух предпосылок: 1) В большинстве древних рукописей отсутствуют слова «и смотри», но сказано только «иди». 2) Слово έρχου можно перевести и как «иди, подойди сюда», и как «иди, отправляйся в путь».

Таким образом, если считать аутентичным текст Синодального перевода, то слова «иди и смотри» обращены к Иоанну и означают «подойди и смотри». Если же принять чтение большинства рукописей, то слово «иди» обращено к всаднику, через которого должны осуществляться те или иные действия в мире. Последнее толкование представляется более правдоподобным.

Являемые печатями всадники есть посланники для исполнения в нашем мире определенной миссии. О том, какого рода эта миссия, свидетельствуют характерные черты каждого из них.

Трое из четырех всадников несут в мир бедствия, смысл которых заключается в наказании врагов Бога, отступников и беззаконников, в исправлении тех, кто еще может быть исправлен, и доставлении через апокалиптические бедствия победных венцов верным Богу праведникам. «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении», – читаем о последних временах в Книге Даниила.

У пророка Захарии имеется описание сходного видения проходящих по земле четырех колесниц, запряженных конями рыжими, вороными, белыми и пегими. Эти колесницы означают у Захарии суды и наказания, посланные от Бога язычникам, враждебным народу Божию64. Смысл миссии колесниц, вероятно, отчасти идентичен с миссией второго, третьего и четвертого всадников Апокалипсиса и состоит в наказании греха и зла, в ограничении извращенного мирового порядка, в сохранении и спасении народа Божия.

Откр.6:2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить.:

Принимая во внимание, что последние времена начались с пришествием Христа (о чем говорилось выше), и применительно к мировой истории в целом, можно думать, что шествие первого всадника означает всемирно-историческую проповедь Евангелия, начало которой было положено победоносной проповедью апостолов. Стрелы в руках всадника означают или самих апостолов, или же слово их проповеди65. О новозаветной апостольской проповеди говорил Давид: «Остры стрелы Твои; – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя» (Пс. 44, 6) 66 .

Применительно же собственно к эсхатологии, всадник первой печати может означать совершающийся в конце времен некоторый последний подъем в нашем мире Евангельской проповеди67.

Следует также помнить, что апостольскую проповедь первой печати можно понимать не только в смысле рождения в I веке Вселенской церкви, но и как каждый отдельный случай возникновения на протяжении истории христианских народов и государств.

Таким образом, всадник первой печати имеет сложное толкование и означает, с одной стороны, тот процесс распространения Евангельской проповеди, с которого, как для всего мира в целом, так и (в случае частных апокалипсисов – см. выше) для отдельных христианских народов и государств началась их (всего мира в целом, или же отдельных народов и государств) христианская история. С другой стороны, этот же всадник означает и тот некоторый последний подъем христианской проповеди, с которой начинается в конце их истории (общемировой или частной соответственно) раскрытие эсхатологического архетипа семи печатей.

Откр.6:3. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

«второе животное» – то есть подобное тельцу. Телец – жертвенное животное, символ священной жертвы.

Откр.6:4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.:

«рыжий» – точнее, огненный, огненно-рыжий. Слово «πυρρός» означает «огненный», «красный», «рыжий», «красно-желтый».

Рыжий конь – это войны, конфликты, пролитие крови. Применительно к эсхатологии он означает большую – может быть, глобальную – войну (или же комплекс войн и конфликтов), имеющих совершиться в некоторую позднейшую эпоху мировой истории.

(О возможности применения печатей к другим эпохам см. выше.)

Откр.6:5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Откр.6:6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

«третье животное» – подобное человеку.

«конь вороной» – точнее, черный (μέλας). Черный конь может означать голод, лишения, нужду. От голода лицо человека темнеет и может становиться почти черным (ср. Плач 5, 10).

«имеющий меру в руке своей» – то есть хлеб будет выдаваться мерой, в ограниченном количестве.

Слово "ζυγός« дословно означает не меру, а коромысловые весы. Следовательно, речь идет о взвешивании в условиях острого недостатка. О подобном бедствии Господь говорил пророку Иезекиилю: «Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали» (Иез. 4, 16). См. также Лев. 26, 26.

«хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий» – слова напоминают возглас торговца, объявляющего цену на рынке. Греческое слово «χοῖνιξ», «хиникс», происходит от глагола «χέω», «сыпать», и в античности означало меру зерна, необходимую для дневного пропитания, буквально дневной рацион. Объем хиникса составлял около одного литра. Динарий – римская монета, по своему достоинству приблизительно равная дневному заработку наемного работника. Обычно за динарий можно было купить 12 мер пшеницы или 40 мер ячменя. Здесь же сказано соответственно об одной и трех мерах, что свидетельствует о повышении цен на хлеб, а значит и на прочие продукты и товары, в 10 – 15 раз. Это, конечно, есть признак нужды, скудости и голодной жизни.

«елея же и вина не повреждай» некоторые под этим разумели таинства Церкви, указывая, что елей и вино есть вещества, используемые для церковных таинств. Если это так, то смысл слов следующий: в любой скудости и испытаниях таинства Церкви остаются неповрежденными, и источники Благодати от людей не закрываются.

Откр.6:7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

«четвертого животного» – подобного орлу.

Откр.6:8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя 'смерть'; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

"бледный» главными значениями слова «χλωρός» являются «зеленый» или «зеленовато-желтый». Это цвет лица покойника.

«которому имя смерть» смерть является итогом действия четвертого всадника и, может быть, также двух предыдущих.

«и ад следовал за ним» для не усвоенных Христу людей за смертью неизбежно следует ад.

«власть над четвертою частью земли» – вероятно, это следует понимать не буквально, но символически: как власть над некоторой, довольно значительной, частью земли.

"мечом» – в результате войн, социальных конфликтов и проч.

"мором» – смертью от болезней.

«зверями земными» – может быть, имеется в виду пожирание человеческих трупов собаками, крысами, хищными птицами и т. п.

Или же можно понимать и в прямом смысле: как умерщвление людей животными (ср. 4Цар. 17, 25; Числ. 21, 6).

Откр.6:9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

«под жертвенником» в Библии многократно говорится, что храм Божий на земле, то есть скиния, а затем Соломонов храм, был устроен по образу, данному Самим Богом, и соответствует некоей небесной реальности: небесной скинии, небесному храму (Исх. 25, 9; Евр. 8, 5; 9, 23 и др.). Многие черты этого небесного храма мы видим и в Апокалипсисе. Также эти черты легко узнаваемы в нашем православном богослужении, о чем говорилось выше.

«под жертвенником души» в ветхозаветном богослужении кровь жертвы, приносимой Богу, выливалась к подножию жертвенника. Подобно и мученики, пролившие свою кровь за свидетельство Христовой истины, являются священной жертвой Богу и пребывают под небесным жертвенником (или у его подножия).

«убиенных за слово Божие» – применительно к эсхатологии речь идет о гонениях на христиан, имеющих произойти в ту же самую позднюю эпоху, к которой относятся предыдущие печати.

(О возможности применения печатей к другим эпохам было сказано выше.)

Откр.6:10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

В этом стихе выражена важная и многократно повторенная в книге мысль, что духовный мир – Ангелы и души человеческие, а также демоны – принимает участие в земной истории и оказывает на нее огромное влияние.

Просьба святых проистекает не из желания мести, но из желания восстановления поруганной правды68. Они как бы говорят: «Доколе будут торжествовать зло и неправда, доколе не воцарятся святость и истина, доколе грешники и беззаконники будут говорить праведникам: где Бог ваш?» Такой вопрос многократно задавали священные писатели Библии, например, царь и псалмопевец Давид: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» И еще: «Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» (Пс. 78, 10) Ср. также Пс. 12, 3.

Откр.6:11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

«одежды белые» см. комм. к 3, 5 и 2, 17.

«братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» – за свидетельство Христовой истины должны пострадать все, кому предопределил от века Бог. Только после этого наступит кончина мира и совершится Божественное правосудие. «Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3Езд. 4, 36–37).

Откр.6:12. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

Здесь и далее (стт. 12–17) говорится о вселенских катаклизмах, имеющих произойти при кончине мира. В предыдущих стихах задавался вопрос: когда совершится правосудие и восстановится справедливость? И вот на это дается ответ: оно совершится при кончине мира, во время Второго пришествия Господа.

Господь долготерпелив и многомилостив, Он терпит очень долго – пока есть надежда на исправление грешника. Когда же такой надежды больше нет, тогда Божественное долготерпение уступает место Божественному правосудию. О действии Божественного гнева и правосудия, от которого потрясаются сами основы мироздания, как раз и говорится в этом и последующих стихах.

«произошло великое землетрясение» – слова можно понимать не только в смысле обычного землетрясения, но более широко: как потрясение самих оснований вселенной – вплоть до изменения физических законов. Об этом было предсказано у пророков, которые обычно связывали такое потрясение с явлением Господа и наступлением Его Суда (ср. Иоиль 3, 12–15). Также и у апостола Павла находим следующие слова Бога: «Еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: 'еще раз' означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое» (Евр. 12, 26–27).

«солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» – буквально в тех же словах о помрачении светил говорит пророк Иоиль (2, 31). Слова эти могут означать, что солнце или совершенно перестанет светить, или же свет его станет очень-очень слабым. Таковым же станет, конечно, и свет луны.

«стало мрачно» – дословно «стало черное» (εγένετο μέλας).

«власяница» – слова "σάκκος τρίχινος« имеют значение «волосяная мешковина», «волосяной мешок». Словом «σάκκος» в Библии называется вретище, траурная одежда черного цвета из грубой материи, которую одевали в горе и сетовании, или же во время покаяния (ср. Быт. 37, 34; 2Цар. 3, 31; Мф. 11, 21 и др.)

Сказанное о солнце и луне можно понимать и в смысле символическом: потемнение солнца означает нарушение фундаментального порядка вещей в мире: солнце – символ света, разума, разумного мироустройства, правильной организации вселенной. Луна же есть символ нашего земного мира (см. комм. на 12, 1). Превращение луны в кровь может поэтому означать погружение мира в беззакония, войны, хаос. Такое понимание данного стиха не противоречит предыдущему, но дополняет его.

Кончину мира можно уподобить смерти человека: смерть всегда наступает в результате поражения органов и систем жизнеобеспечения организма. То же самое происходит с мирозданием: солнце, луна, планеты и стихии – это как бы мозг, сердце, органы и системы жизнеобеспечения вселенского организма. Эти органы начинают отказывать, наступает агония, и приходит конец.

Откр.6:13. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

Откр.6:14. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Здесь продолжается описание происходящего во вселенной переворота. Вероятно, именно о нем говорил Христос апостолам: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24, 29).

«и звезды небесные пали на землю… и небо скрылось, свившись как свиток» при сотворении мира небом была названа твердь (Быт. 1, 8). По-еврейски твердь « רקיע» – «ракиа», означает дословно «пространство» и в Быт. 1, 6 и 1, 14 употребляется именно в этом смысле. То есть при сотворении мира Господь сотворил и пространство – как бы развернул его: «Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис. 40, 22). Здесь же происходит обратное – Господь сворачивает пространство, как книжный свиток, и это может означать, что наступает конец привычному для нас пространственно-временному миру, что категория пространства, явленная при сотворении материального космоса, или совершенно упраздняется, или же радикально изменяется, уступая место какому-то совершенно другому образу бытия.

Выше уже приводилось мнение, в том числе людей науки (комм. на 1, 1), о том, что представляющиеся нам столь незыблемыми категории пространства и времени являются не более чем иллюзиями. Такой же иллюзией может оказаться и категория материи, о чем также свидетельствуют научные данные. Самое элементарное знакомство со строением атомов, этих кирпичиков мироздания, позволяет в этом убедиться. Действительно, из школьного учебника известно, что каждый атом состоит из ядра и электронов. При этом изображение модели атома в масштабе выглядит следующим образом: если ядром будет футбольный мяч, то электронами будут шарики величиной с бусину, вращающиеся вокруг мяча по окружности диаметром два километра. То есть атом – это почти сплошная пустота. При этом еще следует иметь в виду, что ядро и электроны, из которых состоит атом, отнюдь не являются какими-то шариками из привычной нам твердой материи, но они есть результат взаимодействия волн и полей. Возникает вопрос: где же здесь материя? И если из таких атомов состоит весь материальный мир, то как тут не вспомнить Библейское учение о сотворении Богом мира «из ничего»? Господь вначале «развернул» материальный мир и опять свернет его в конце времен, чтобы воздвигнуть новую вселенную, Новый век, как и говорит о том Писание: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101, 26–28).

«и звезды небесные пали на землю» согласно Быт. 1, 14, звезды были расположены Богом на «тверди небесной», то есть в пространстве. При упразднении же категории пространства расстояние между всем, что есть во вселенной, уничтожается, и человеку, наблюдающему это, вероятно, показалось бы, что звезды падают на землю.

«и всякая гора и остров двинулись с мест своих» сказано о потрясении основ земного мира.

Откр.6:15. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

Откр.6:16. и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

Откр.6:17. ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?:

После того как небо свернулось и пространство упразднилось (или же изменилось – см. выше), люди начинают видеть небесную реальность и Первопричину всего – Бога. Один христианский писатель говорил, что, когда анестезирующий туман, называемый нами реальным миром, рассеется, тогда мы окажемся с Создателем лицом к Лицу.

О том, что день пришествия Господа будет страшным для всех людей, многократно возвещали пророки. «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!» (Соф. 1, 14)

Особенно страшен будет этот день для тех, кто жил бесчестно и попирал заповеди Божии. Перед явлением Бога окажутся равными абсолютно все: бедные и богатые, малые и великие. Сильные мира сего, властители, правители и вельможи, то есть те из них, кто жил скверно и безбожно, увидят, что мир, который они считали единственно реальным, в котором они победили, в котором они царствовали, разрушается и исчезает и что почва, на которой они столь незыблемо утверждались, уходит у них из-под ног. Также они увидят грядущего в мир грозного Судию и поймут, что всей своей жизнью они отреклись от Него, отверглись Его воли, попрали Его заповеди, явились Его врагами, ненавистниками и оскорбителями. Осознав все это с последней степенью полноты и очевидности, они в ужасе и отчаянии будут пытаться скрыться от Бога где угодно, хотя бы под обломками сдвинутых гор, и готовы будут даже на уничтожение и небытие, лишь бы только избежать встречи с Ним, избежать Его взора, Его Лица, Его гнева. Но как можно избежать и куда можно скрыться от Того, Кто наполняет Собой все? От Того, Кто содержит в Своей руке все мироздание – от звездных миров до каждого малейшего атома – вплоть до тех атомов, из которых состоит сама наша плоть? Кто содержит самую сущность, самую «материю» нашей души?

«от гнева Агнца» – следует помнить, что Христос не только Агнец, но и Лев (комм. на 5, 6).

«пришел великий день гнева Его» – в большинстве древних рукописей сказано «гнева Их», то есть Сидящего на престоле и Агнца.

Заканчивая комментарий к 6-й главе, следует еще раз подчеркнуть, что события, описываемые в ней, а также и в других местах книги, относящиеся к последним временам, в главных своих чертах идентичны с так называемым «малым Евангельским Апокалипсисом», то есть с тем описанием событий конца, которое дал Христос по просьбе апостолов. Это описание изложено в Мф. 24, Мк. 13 и Лк. 21. Многое, о чем говорит там Господь69, присутствует и у святого Иоанна – в 6-й главе и в других местах книги. И потому эти более ясные Евангельские тексты следует считать ключом к таинственным и трудным для понимания образам Апокалипсиса.

Также нужно сказать, что не все комментаторы толковали события шестой печати столь радикально. Многие понимали их более сдержанно: просто как глобальные потрясения последних времен – без упразднения физических законов и фундаментальных категорий мироздания.

* * *

48

Становление Будущего века седмерично, как и века настоящего (семь дней творения). См. также объяснение числа «7» во Введении.

49

Хотя в книге Агнец снимает только печати, однако суды труб и чаш, как последующие снятию печатей, также следует мыслить исходящими от Него.

50

Книга Апокалипсис начинается словами: «Откровение Иисуса Христа…», и эти слова могут, помимо прочего, иметь и следующий смысл: откровение домостроительства Христа, откровение великого дела Христа, откровение и явление Царства Христа. Прошением о наступлении этого Царства заканчивается книга Откровения (и вся Библия): ей, гряди, Господи Иисусе. Об этом Царстве просит и данная Христом главная молитва: да приидет Царствие Твое.

51

Ср. притчу о пшеничном зерне, которое для того, чтобы принести плод, должно умереть.

52

Ср. Гал. 4, 4; Деян. 2, 17; 1Пет. 1, 20; 1Ин. 2, 18. Стоит также вспомнить, что первые христиане ожидали скорого наступления Царства Христова и считали свои времена последними.

53

Следует пояснить, что рассматриваемые здесь различные варианты развития событий могут быть допускаемы только в рамках нашей человеческой логики. Для Бога же все это – единый план Его премудрого и всесовершенного Промысла. Конечно, Бог от вечности знал, что люди не примут быстро и во всей полноте Евангелие и что потребуется долгая и трудная мировая история. Поэтому апостол Иоанн и говорит однозначно о семи печатях, без всяких вариантов. Тем не менее возможность сразу принять Евангелие была людям дана, и если она не была реализована, то только сами люди стали тому причиной. Как и Адаму была дана возможность пребыть в Раю, хотя Бог от вечности знал, что он не пребудет. Здесь мы сталкиваемся с антиномией Божественного Промысла и человеческой свободы.

54

Или же, возможно, они проявлялись лишь ограниченно, в частных апокалипсисах, см. ниже.

55

Ср. разговор с Богом праведного Авраама о Содоме и Гоморре (Быт. 18, 20–33), из которого видно, что если бы в этих городах нашлось хотя бы десять праведников, то Господь продлил бы их существование, имея, можно думать, на этот случай план их исправления. Однако, когда там не нашлось даже и десяти, а только семья праведного Лота, тогда Бог реализует уже другой план – подобный апокалиптическому: спасает этот малый остаток, а города предает огню и гибели.

56

Если сопоставить печати с днями творения, то можно увидеть некоторую зеркальную симметрию: там в первые шесть дней происходило становление мира, седьмой же день стал освящающим и доставляющим Божественное присутствие. Здесь же обратный порядок: освящение, то есть всеисторическое распространение христианства, доставляет миру первая печать, тогда как действием последующих шести мир упраздняется. Историю мироздания, таким образом, можно изобразить следующей схемой: шестеричное становление – первоначальное освящение – новозаветное освящение – шестеричное упразднение. При этом освящающий седьмой день, под которым понимается время истории, непропорционально продолжительнее шести предыдущих, как и первая печать, то есть время новозаветной истории, продолжительнее шести последующих.

57

Параллель между апокалиптическими печатями и Евангельским повествованием о событиях конца проводили и святые отцы. Например, Викторин Петавский при объяснении 2-й и 3-й печатей указывает на слова Господа, относящиеся к последним временам: «Также услышите о войнах и о военных слухах… и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф. 24, 6–8).

58

Характерно, что описание эсхатологических событий, которое дает Христос в Мф. 24, Мк. 13 и Лк. 21, относится как к кончине мира, так и к катастрофе Израиля I века.

59

Дела этой проповеди: широкомасштабное церковное строительство, происходившее в конце XIX – начале XX века. За годы царствования двух последних русских императоров (1881–1917) было построено около 15 тысяч храмов и более 350 монастырей. В результате число монастырей и монашествующих возросло в полтора и в три раза соответственно. И это на историческом фоне предшествующих двух столетий: резкого сокращения числа монастырей и монашествующих в течение XVIII века (в три и в четыре раза соответственно!) и медленного их роста в течение первых трех четвертей XIX века. Кроме того, в качестве дел христианской проповеди можно указать на православные миссии в Америке, Японии и среди нехристианских народов России. Также следует вспомнить канонизации святых – Серафима Саровского, Ермогена Московского, Иоасафа Белгородского и др. – и связанные с этим церковно-общественные мероприятия. Также можно указать на жизнь и труды таких великих светильников, как Филарет Московский, Игнатий Ставропольский, Феофан Вышенский, Иоанн Кронштадтский, оптинские, валаамские, глинские старцы и многие другие подвижники и духоносные люди.

60

Следует сказать, что возможны и альтернативные датировки окончания Гражданской войны. Некоторые, например, считали, что в 1922 году закончилась лишь явная фаза этой войны, прекратились только прямые боевые столкновения. Скрытое же антибольшевистское противостояние – как в самом СССР, так и среди российских беженцев за его пределами – продолжалось еще очень долго, так что надежда на восстановление империи сохранялась вплоть до Второй мировой войны. Следовательно, в этом частном эсхатологическом сценарии время действия шестой печати может быть отодвинуто и на более поздний срок – вплоть до 1940-х годов. Соответственно и предшествующие печати в этом случае могут действовать позже.

61

Трубы есть как бы последнее предупреждение, посылаемое людям от Бога. Однако человечество не внемлет ему (ср. 9, 20–21) , и тогда на землю изливаются чаши, после чего приходит конец.

62

Продолжительность его, вероятно, составит несколько десятилетий, в течение которых, согласно Апок. 17, 10–11, должно смениться семь правителей. Восьмым же будет антихрист (см. комм. на 17, 10–11).

63

В описании первой чаши упоминаются гнойные раны на людях, принявших начертание зверя. В описании же пятой чаши говорится о престоле зверя.

64

Так согласно переводу 70-ти и славянскому. Согласно же масоретскому тексту и русскому переводу, колесницы означают четырех предстоящих перед Богом небесных духов (с тем же, впрочем, действием наказания язычников). Текст 70-ти, по-видимому, следует признать более аутентичным. Впрочем, можно понимать оба текста как дополняющие друг друга: ведь колесницы судов Божиих посылаются в мир Ангельскими силами (как и всадники Апокалипсиса).

65

Хотя про стрелы в тексте прямо не сказано, однако наличие лука их предполагает.

66

Святой Ириней Лионский под первым всадником понимал даже не апостолов, а Самого Христа. Однако другие толкователи, вероятно, усомнившись, что Христос может стоять в одном ряду со столь зловещими последующими всадниками, высказывали иное мнение: первый всадник есть Евангельская проповедь апостолов. Сторонники точки зрения святого Иринея обычно указывали на Апок. 19, 11–12 , где в виде всадника на белом коне является Сам Христос. Однако их оппоненты возражали, что имеются отличия у того и другого всадника: в 19, 11–12 на главе у Христа «много диадим», тогда как о всаднике в 6, 2 сказано, что «дан был ему венец». В греческом языке слово «диадима» (διάδημα) означает «царская корона», тогда как «στέφανος» означает «венец победителя».

67

Ср. слова преподобного Паисия Святогорца: «Придет время, когда многие с нетерпением будут стремиться узнать что-то о Христе и о Православии. Так во всем мире будет проповедано Евангелие».

68

Слово εκδικέω, употребленное в греч. оригинале, означает «карать», «мстить», но также и «совершать правосудие», «воздавать». Происходит это слово от «δίκη», то есть «обычай», «законность», «справедливость».

69

Это: лжепророки, лжехристы, многие войны и конфликты, глады, моры, землетрясения, болезни, гонения на Церковь, умножение беззаконий, ненависти и предательства, мерзость запустения на святом месте, помрачение солнца и луны, потрясение небесных сил и др.


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle