иерей Даниил Сысоев

Воля Божия

Волю Творца должен знать каждый

Вопрос о том, как узнать волю Божию, – один из главнейших вопросов в жизни человека. Воля Божия является для нас наиболее верным и точным мерилом наших действий. Если человек поступает по своей воле, а не по Божией, он может ошибиться и стать обреченным на блуждания во тьме этого мира. Многие люди считают, что узнать волю Божию могут только высокие подвижники благочестия – старцы, а для обычного христианина она будто бы недоступна. Но если обратиться к Священному Писанию, то мы увидим, что это не так: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2); «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17). Так же есть множество других мест в Писании, где от всех без исключения христиан требуется знать волю Божию. Таким образом, Слово Божие утверждает, что христианин может и должен знать волю Божию.

Свойства воли Божией

Как узнать волю Божию? Для начала необходимо ответить на вопрос, что такое воля Бога. Бог есть Личность, Он обладает самосознанием и суверенной властью над всеми существами Вселенной, Он – Творец мира, обладающий абсолютной волей.

Свойства Божией воли:

1) воля Бога – источник праведности и источник блага: «Никто не благ, как только один Бог» (Мк.10:18); человек может быть благим только от благости Божией, но абсолютно благ только Господь;

2) воля Бога совершенна – что не является совершенным, воли Божией не соответствует;

3) воля Бога всемогуща – Бог может делать все, что захочет.

Зачем нужна Божия воля?

Познание Воли Божией служит исполнению глобального плана Творца. Воля Бога по отношению к отдельному человеку, конечно же, касается только его, но она в то же время связана с общим планом всего мироздания. Потому, что каждый человек был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной, и наша задача – раскрыть именно этот замысел. Глобальный замысел Бога в том, чтобы всех земных и небесных существ соединить под одной главой – Господом Иисусом Христом. Наша глобальная цель – соединиться со Христом и иметь Его своим главой, чтобы все было возглавлено Христом, и Он всегда действовал во всех нас. Это глобальная часть воли Божией, к которой сводятся все частные ее проявления. Многие люди смотрят на волю Божию дискретно, разделенно. Например, вопрос, есть ли воля Божия купить машину, не имеет смысла. И люди, которые задают такие вопросы, не совсем понимают свое место в общей структуре мироздания. Монах обязан спрашивать совета у своего духовника даже на количество выпитых капель воды, но это касается только образа жизни монахов.

В чем проявляется Божия воля?

Когда иудеи спросили Христа о воле Божией, Он ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:29). Все, что мешает верить в Иисуса Христа, есть нарушение воли Божией. Поэтому те люди, которые не веруют во Иисуса Христа, нарушают волю Господа. Также воля Божия в том, чтобы мы воздерживались от блуда и чтобы не злобились. Таким образом, Православие и все заповеди Христа есть постулаты воли Бога.

Чтобы узнать, противоречит ли какое-либо наше действие воле Бога, нужно задать себе два вопроса:

1) Противоречит ли задуманное мной действие вере во Христа или нет?

2) Противоречит ли оно Господним заповедям?

И если некое наше планируемое действие противоречит вере во Христа и заповедям, то оно заведомо против воли Божией.

Воля Божия узнаваема из Священного Писания

Как научиться понимать волю Божию? Святой Антоний Великий говорил: «Для того, чтобы не ошибиться, нужно никого никогда не осуждать и на все, что делаешь, иметь свидетельство Священного Писания». Чтобы правильно понимать Священное Писание, его нужно читать с молитвой, как говорит апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2). Не сообразовываться – значит не иметь с этим веком общей схемы действия, не думать так, как думают все, а мыслить библейскими, постоянными категориями. Чтобы знать волю Бога, мы должны проигнорировать мнение окружающих, отбросить «идола толпы», как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон. Мы должны обновлять интеллект, преобразовывать, изменять способ мышления – это сознательная работа, которую должен проводить каждый христианин с момента своего Крещения. Все наши мысли должны быть проверяемы и очищаемы Богом. Наша задача – начать мыслить по-библейски, по-святоотечески, поменять способ мышления.

Силы на этот процесс у каждого православного есть, они даются в момент крещения, миропомазания: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1Ин.2:20); «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин.2:27). У каждого православного христианина заложены в сердце дары Святого Духа, к Которому и нужно обращаться, чтобы Он преобразил наш разум. Слово Божие необходимо понимать так, как понимали его святые отцы, как понимает его Православная Церковь, а не так, как хочется нам. Необходимо исследовать Священное Писание, как поется в первом псалме: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод» (Пс.1:2–3). Необходимо вникать в закон Божий, размышлять, вчитываться, всегда опираясь на святых отцов.

Как узнать волю Бога, если Священное Писание об этом не говорит?

Если в Священном Писании нет очевидного ответа на наш вопрос, как в такой ситуации узнать волю Божию? Для этого есть святая Церковь Божия. Необходимо пойти в Церковь и спросить совета у священника. Необходимо, чтобы совет был дан с обоснованием из Священного Писания и святых отцов. Это нужно не потому, что мы не доверяем священнику, а для того, чтобы мы учились, и в другой раз нам легче было бы сделать выбор. Бывают ситуации, когда священник не может ответить на наш вопрос. Это может происходить от того, что у священников разный духовный уровень или вопрос очень сложный. В этом случае первый священник должен направить человека к более опытному священнику (старцу) или епископу. Есть постановление Русской Православной Церкви от 1998 года, подтвержденное Архиерейским Собором 2000 года, по которому никто, включая старцев, не имеет в принудительном порядке назначать женихов или невест или отправлять в монастырь. Принудительная женитьба или монашество Богу не угодны, и они раньше никогда не практиковались, это изобретение нашего времени.

Но бывают случаи, когда нет возможности пойти за советом к священнику или к старцу, а решить ситуацию нужно безотлагательно. В такой ситуации есть несколько способов узнать волю Божию.

Первый способ основан на Священном Писании. Это жребий. Как мы знаем из Писания, святые апостолы избрали на место Иуды апостола Матфея по жребию. Они сделали все в строгом соответствии с Книгой Притчей: «В полу бросается жребий, по все решение его – от Господа» (Притчи 16, 33). Как правильно бросать жребий? Чтобы бросать жребий, нужно знать, из чего ты выбираешь. Если, например, девушка бросает жребий «делать аборт или не делать»; «платить за квартиру или не платить», то Господь заранее такой жребий не благословляет. В таких ситуациях жребий бросать незачем. Его бросают в том случае, если есть несколько вариантов, каждый из которых не противоречит воле Божией, Священному Писанию, заповедям. Сначала молятся Господу: читают «Царю Небесный», Молитву Господню, – и затем или вытягивают из разных вариантов один (так выбирали патриарха Тихона), или бросают камешки. Таким образом мы узнаем волю Божию. Здесь есть важный момент: если мы сомневаемся, то должны трижды вытянуть жребий. Этот прямо библейский способ определения воли Божией основан на учении святых и ни в коем случае не является гаданием.

Есть второй способ узнавания воли Божией, связанный также со Священным Писанием. Помолившись и прося Бога явить Свою волю, нужно открыть Священное Писание и читать все подряд. Это также не является гаданием «открыл-закрыл» – читается все подряд. И если Господь являет свою волю, то в глаза бросается некий священный отрывок, так Господь говорит через Свое живое Слово.

Другие способы открытия воли Божией

Волю Божию можно определить, даже если Писания под рукой нет. Архимандрит Софроний (Сахаров), опираясь на авторитет Силуана Афонского, говорит, что нужно очистить свой разум от всех «за» и «против», и после этого, непосредственно обратившись к Господу Богу, попросить Его, чтобы Он открыл Свою волю. Первую мысль, которая придет, считать за волю Божию. Этим способом нельзя злоупотреблять, и к нему можно прибегать, если нет других возможностей узнать волю Божию. В Писании описываются случаи, когда воля Божия открывалась через сны или видения. Однако многие люди пали, доверившись сновидениям: «Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир.35:7). Нужно помнить, что только тот сон может быть от Бога, который не вызван предыдущей деятельностью. И важно уметь различать сны от Бога и сны, приходящие от бесов и диавола. Сны от нечистой силы приводят человека или в состояние гордыни, или в состояние отчаяния.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что нужно верить только тем снам, которые призывают нас к покаянию, если же они ввергают в уныние, то верить им нельзя. Богу не угодно уныние, не угодно отчаяние. Дух Святой – есть дух мира, и каждый раз, когда Бог говорит, Он говорит так, чтобы человек умиротворялся. Когда человек «слышит» Господа, то он обязательно испытывает чувство благоговения перед Богом и чувство недостоинства, страха Господня, но не раздражение или кипение разума. И когда Бог лично обращается к человеку, не понять этого уже невозможно. Мы можем рассчитывать на личное общение с Богом, потому что мы дети Божии, но, с другой стороны, мы не можем требовать, чтобы Господь общался с нами в принудительном порядке. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23). Когда Бог говорит в человеке, в душе возникают названные качества. Если же человек, поговорив с «богом», начинает себя хвалить или у него случается приступ истерии, то это значит, он говорил не с Богом, а с духами тьмы.

Практические советы

Злые мысли, которые помрачают человека, исходят из сердца, поэтому, чтобы узнать волю Божию, необходимо перекрестить сердце. Если мы хотим сказать слово, которое важно для другого человека, нужно поставить знак креста на сердце и на устах. Очень полезно использовать Честной и Животворящий Крест Господень, который висит на груди, его можно приложить к устам, чтобы Господь сам оградил ваши уста. Когда у человека сумбур, «каша» в голове, знак креста нужно поставить на лбу. Это вещи очень практические, и они очень помогают. Если важное дело предстоит делать, знак креста нужно ставить на руках. Задача любого человека заключается в том, чтобы всякий поступок соотносился с волей Божией. Для этого нужно просить Бога, чтобы Он раскрыл Свой замысел о конкретном просящем человеке. Задача духовника заключается в том, чтобы найти Божий замысел о духовном чаде. Важно читать, кроме Священного Писания, «Лествицу» Иоанна Лествичника, авву Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца, «Добротолюбие» (особенно первые три тома).

Что не совместимо с понятием воли Бога?

Воля Божия никогда не открывается:

1) пьяным, потому что у человека помрачен разум;

2) человеку в состоянии наркотического опьянения или экзальтации (когда человек себя «накрутил»);

3) человеку, который оправдывает зло.

Как в разных обстоятельствах выявлять волю Божию?

Для нас волей Божией являются все наши обстоятельства, в которых мы оказываемся. Вопрос, как мы их должны использовать? Например, человек погиб во время теракта, можно ли сказать, что он погиб без воли Бога? Нет, это является грехом для террориста, но смерть данного человека для самого умирающего не является случайностью, потому что происходит по воле Божией. Скорби людям посылаются или в наказание, или в качестве кары, или для того, чтобы они получили венцы. Если человек сделал какой-то грех, то Бог посылает ему наказание, чтобы человек больше его не повторял. Наказание в форме кары бывает двух видов: или смерть, или безумие. Кара отличается от наказания тем, что уже не дает человеку возможности исправиться. Когда Бог видит волю человека, что она неисправима, посылает ему кару, в том числе и для вразумления другим. Когда человек не заслужил наказания, а приходит скорбь, она является венцом.

Господь посылает скорбь для того, чтобы она стала полем сражения, и человек, победив, получил бы награду на Небесах. Если с вами скандалят, а вы умудрились промолчать и еще помолиться за обидчика, то вы победили, и это вам пойдет только на пользу.

Скорби нужно переносить во имя Христа. Был замечательный случай. Один монах жил в монастыре, и его любила вся братия, кроме одного. Монах не выдержал и ушел в другой монастырь. Там ему «повезло» больше: ровно половина монахов его любила, а другая половина ненавидела. Тогда он решил уйти в третий монастырь, в котором его любил один брат, а все другие ненавидели. Монах не выдержал и ушел в четвертый монастырь, и там его ненавидели все. Тогда этот монах написал на своем поясе: «Во имя Господа терплю!»

Нужно помнить, что страдания на земле – неизбежность, но их нужно правильно переносить – ради Господа, и тогда мы с Ним наследуем жизнь вечную. Христос говорил: «Где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин.12:26). Но страдание без Господа никого еще не спасло. Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Нужно оградить себя от уныния и отчаяния, и тогда воля Божия в нас совершится! Как использовать для познания воли Божией радость? Любая радость человека должна быть поводом для благодарения Бога. На Бога надейтесь, на Него полагайтесь, Его ищите и слушайте – и Господь поможет!

***

Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» создан в 2010 году супругой священника Даниила Сысоева – Юлией Сысоевой для помощи нуждающимся семьям и вдовам клириков. К сожалению, в России много священнических семей, не имеющих нормального достатка, но более других материально нуждаются вдовы убитых или погибших батюшек, и мы, христиане, обязаны позаботиться о них. За последнее время участились внезапные смерти наших ходатаев пред Богом – тех, кто чаще других молится за нас, через которых Господь прощает наши грехи, от кого мы получаем утешение.

На данный момент Фонд собрал информацию о сорока таких семьях и установил контакты с ними. Поиск нуждающихся семей священников для организации им регулярной безвозмездной помощи ведется постоянно. Мы призываем православных христиан внести свою лепту в поддержание деятельности Фонда. Все контакты и реквизиты представлены на сайте mission-center.com в разделе «Благотворительность». По Слову Божию, жертвователи, собирайте себе сокровища на Небесах и облачайте сердца в дела милосердия, а нуждающиеся – возносите за попечителей молитвы о спасении их душ!

Банковские реквизиты:

Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» ОАО «Промсвязьбанк» г. Москва,

ИНН/КПП 7725256926/772401001

к / с 30101810400000000555 в ОПЕРУ Московского

ГТУ Банка России БИК 044525555

р/с 40703810140390553501

Погибли священники

У них остались семьи...

Поможем им вместе!

Вечное упокоение в селениях праведных да воздаст Господь Своим верным служителям!

Благотворительный фонд

«Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева»

ОАО «Промсвязьбанк», г. Москва,

ИНН/КПП 7725256926/772401001

к/с 30101810400000000555 в ОПЕРУ Московского ГТУ

Банка России

БИК 044525555

р/с 40703810140390553501

Подробная информация по каждой семье на сайте

mission-center.com в разделе «Благотворительность».

Желающие помочь семье

убиенного отца Даниила

могут воспользоваться

одним из следующих способов:

Банковский перевод

Получатель: Сысоева Юлия Михайловна;

Счет получателя: 40817810 23825490 1389;

Банк получателя:

ОАО Сбербанк России, Люблинское отделение

9038/01315;

ИНН: 7707083893; к/с: 30101810400000000225;

БИК 044525225;

НОМЕР КАРТЫ: 4276838213826870

для перевода из любого отделения Сбербанка без

комиссии

Электронная система платежей Яндекс. Деньги

41001490442413 – перевод на счет.

ysysoeva@yandex.ru – перевод на e-mail

Электронная система платежей WebMoney

Номера кошельков:

R999920625415 – в рублях

Z439597687838 – в долларах США

Обязательно с пометкой:

«Пожертвование семье священника Даниила Сысоева»

На сайте mission-center.com

можно сделать пожертвование по кредитной карте,

заполнив соответствующие поля

Книги протоиерея Олега Стеняева

Школа выживания

Земная жизнь – это школа, в которой есть свой выпускной экзамен, обнаруживающий сокрытое в сердце.

Закон, грех и благодать

Беседы на Послание апостола Павла Римлянам

Истинное человечество Иисуса Христа освящает особенным образом нашу земную жизнь. Иногда мы слишком снисходительно относимся к этой временной жизни. Но ведь именно она определяет нашу вечную будущность.

Беседы на Евангелие от Матфея

Полный цикл бесед священника Олега Стеняева на радио «Радонеж», посвященный Евангелию от Матфея. Автор со свойственной ему проницательностью ведет разговор с современниками, желающими жить по Евангелию.

Мудрость Небесная и земная

Автор, исследуя Священное Писание и самые разные явления современной жизни, призывает нас только с Богом обретать для себя всё, в чем мы нуждаемся.

Миссионерские курсы

Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» проводит очное и заочное обучение на миссионерских курсах. Собеседования и занятия начинаются в сентябре после праздника церковного Но-волетия и заканчиваются ко дню святой Пятидесятницы.

Подробная информация на сайте mission-center.com.

Выпускник курсов будет знать догматы Православной веры, основы миссиологии, ориентироваться в Священном Писании, будет уметь вести диалог с заблудшими, неверующими и невоцерковленными людьми.

Цели и задачи:

• дать знания желающим заниматься миссией;

• воодушевить православных христиан на миссионерское дело через личный пример опытных миссионеров;

• создать плодотворную живую среду для общения и взаимной поддержки (учащиеся будут вести личные дневники, описывать свой опыт, победы и неудачи);

• организовывать миссионерские поездки в города России и страны мира.

Основные дисциплины:

Догматическое богословие, апологетика, сектоведение, миссиология.

Дополнительные дисциплины по выбору:

История Церкви, Ветхий Завет, религиоведение, углубленное изучение какого-либо лжеучения (специальность). Требования к уровню подготовки миссионера – знание Православного катехизиса святителя Филарета (Дроздова).



Источник: Священник Даниил Сысоев / Как узнать волю Божию? – М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2013. –96 с. ISBN 978–5-4279–0024–9

Вам может быть интересно:

1. Вопросы священнику иерей Даниил Сысоев

2. Море житейское. Ответы на вопросы читателей – Церковь и море житейское архимандрит Рафаил (Карелин)

3. Игра в богословие: game over священник Георгий Максимов

4. Дары Божии преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)

5. Письма о духовной жизни епископ Вениамин (Милов)

6. Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога»). Часть 1 святитель Николай Сербский

7. "Трудные" вопросы протоиерей Димитрий Смирнов

8. Простые истины сердца – Внутренняя жизнь святитель Феофан Затворник

9. Из того мира митрополит Вениамин (Федченков)

10. Мгновения святой тишины архиепископ Иоанн (Шаховской)

Комментарии для сайта Cackle