Летопись начала
Содержание
Часть первая. Летопись начала Глава первая. Богословское осмысление эволюции Глава вторая. Эволюционизм и происхождение смерти Глава третья. Сколько длится день творения? Глава четвертая. Эволюционизм и природа вещей Часть вторая. Откровение или эволюция Глава первая. Был ли Большой взрыв? Глава вторая. Антропный принцип Глава третья. Возраст Земли Глава четвертая. Появилась ли жизнь случайно? Глава пятая. Как возникли роды животных существ? Глава шестая. Человек: вид обезьяны или образ Бога? Глава седьмая. Некоторые итоги Часть третья. Творческая седмица Глава первая. День первый Глава вторая. День второй Глава третья. День третий Глава четвертая. День четвертый Глава пятая. День пятый Глава шестая. День шестой Глава седьмая. Сотворение человека Глава восьмая. Нетленный мир Глава девятая. День седьмой. Суббота Глава десятая. Рай Глава одиннадцатая. Сотворение жены Часть четвертая. Мир после грехопадения Глава первая. Последствия земного первогреха Глава вторая. Разделение у Райских врат Глава третья. Град земной Глава четвертая. Пути Града Небесного Глава пятая. Исполины Глава шестая. Предпотопная Церковь Часть пятая. Всемирный Потоп Глава первая. Потоп Глава вторая. Ковчег Глава третья. Конец наводнения Глава четвертая. Внебиблейские свидетельства о Всемирном Потопе Глава пятая. Геологические свидетельства Всемирного Потопа Глава шестая. Был ли Потоп всемирным? Часть шестая. Церковь от Ноя до Евера Глава первая. Библейская хронология. Грех Хама и судьбы рас Глава вторая. Изначальное единобожие Часть седьмая. Вавилонская башня Глава первая. Бунт Нимрода Глава вторая. Строительство башни Глава третья. Смешение языков Глава четвертая. Конец Вавилонской башни Глава пятая. Таблица народов Глава шестая. Распространение потомков Сима Глава седьмая. Распространение потомков Иафета Глава восьмая. Распространение потомков Хама Глава девятая. Несколько слов о Каменном веке Глава десятая. Возникновение язычества Глава одиннадцатая. Евер. Церковь до Авраама Часть восьмая. Церковь Патриархов Глава первая. Реальность Патриархов Глава вторая. Родина Авраама Глава третья. Призвание Авраама Глава четвертая. Авраам в Египте Глава пятая. Мелхиседек Глава шестая. Завет с Авраамом Глава седьмая. Явление Бога Аврааму в виде трех Странников Глава восьмая. Гибель Содома и Гоморры Глава девятая. Рождение Исаака Глава десятая. Жертвоприношение Исаака Глава одиннадцатая. Женитьба Исаака Глава двенадцатая. Иаков и Исав Глава тринадцатая. Иаков в Харране Глава четырнадцатая. Иосиф Пекрасный Глава пятнадцатая. История праведного Иова Глава шестнадцатая. Переселение евреев в Египет Глава семнадцатая. Последние дни Иакова и его благословение Глава восемнадцатая. Археологические подтверждения истории Иосифа Часть девятая. Рождение подзаконной Церкви Глава первая. Египетское рабство Глава вторая. Рождение Моисея Глава третья. Неопалимая Купина Глава четвертая. Богодухновенность Священного Писания Глава пятая. Писал ли Моисей Закон, или несколько слов о библейской критике Глава шестая. Библейский канон. Глава седьмая. Казни египетские Глава восьмая. Исход. Пасха Господня Глава девятая. Переход через Чермное море Глава Десятая. Синайское Богоявление Глава одиннадцатая. Значение Закона Глава двенадцатая. Золотой телец Глава тринадцатая. Строительство Скинии Глава четырнадцатая. Ветхозаветное Священство Глава пятнадцатая. Соглядатаи в Святой Земле Глава шестнадцатая. Восстание Корея, Дафана и Авирона Глава семнадцатая. Странствование по пустыне: Следы в истории Глава восемнадцатая. Провидец Валаам Глава девятнадцатая. Мятеж у горы Фегор Глава двадцатая. Смерть Боговидца Моисея Глава двадцать первая. Разведчики в Иерихоне Глава двадцать вторая. Штурм Иерихона Глава двадцать третья. Битва при Гаваоне и завоевание Святой Земли Глава двадцать четвертая. Кончина Иисуса Навина Заключение Литература
Во имя Святой, Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Троицы!
Существование Церкви является стержнем мировой истории. Об этом факте часто забывают ради верности «идеалу научного знания». Но, тем не менее, факт остается фактом, и без его учета сама история как дисциплина не имеет никакого ценностного значения.
В данной работе, которая является продолжением нашей книги «Летопись начала», мы рассмотрим с этой точки зрения и древнейшую историю послепотопного человечества, и историю Ветхозаветной Церкви в Ее взаимоотношениях с отступившим от Творца миром.
Работа эта является апологетической и посвящена опровержению распространенных заблуждений современной псевдонаучной мифологии, которую, к сожалению, поддерживают и некоторые христиане. Сразу необходимо определить наше отношение к «последним научным данным» при анализе Священной истории. В качестве мерила истины мы берем учение Слова Божия, понимаемого в согласии с толкованием большинства святых отцов. Все теории, противоречащие этому, рассматриваются исходя из принципа «презумпции виновности». В этой работе мы также рассмотрим ряд недавно выдуманных «теологуменов», искажающих православное учение о Священном Писании.
Мы не можем дать в этом исследовании последовательного истолкования библейского текста. Если будет угодно Творцу, мы сделаем это в другой работе. Здесь же речь наша будет касаться в основном тех мест Слова Господня, которые наиболее часто подвергаются сомнению неверами. И да поможет нам с тобой в этом, боголюбезнейший читатель, милосердие Господа Благоутробного!
«Если я сказал вам о земном, и вы не верите – как поверите, если буду говорить вам о небесном» (Ин.3:12)?
В наше время среди православных богословов популярна гипотеза, утверждающая «богочеловечность» Писания. Согласно этому мнению, как утверждают, основанному на Халкидонском догмате, в Библии необходимо различать Божественный и человеческий элемент. К первому относится догматическое и нравственное содержание откровения, все же остальное объясняется человеческим фактором. Из этого не бесспорного утверждения, по их мнению, следует, что Писание может заблуждаться в исторической и научной своей части, что и вовсе нелогично. Ведь согласно догмату IV Вселенского Собора человеческое естество соединено с Божеством не только неслиянно и неизменно, но и неразлучно и нераздельно, и посему во Христе не существует противоборства между природами, и человеческая воля в Нем непогрешима по причине ипостасного соединения двух природ. Значит, отталкиваясь от Халкидонского догмата, мы не можем признать возможность ошибочности Священного Писания ни в вопросах науки, ни в вопросах истории. Человек вовсе не является лжецом по природе, и невежество свойственно ему лишь по произволению, посему подлинное наличие в Библии человеческого элемента не означает наличия заблуждения. Здесь налицо логическая ошибка, подменяющая понятия греха и человека.
Гипотеза, делающая из Откровения сказку и пропагандируемая антихристианской наукой, не имеет смысла, ибо она не удовлетворяет требованиям ни богословия, ни богоборчества, стремящегося к уничтожению Церкви. Она не имеет обоснования ни в самом Писании, ни у Отцов и посему должна быть оставлена.
«Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16), – пишет святой апостол Павел, не давая нам власти препарировать живое слово Божие. «Никогда, – добавляет апостол Петр, – пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21). Посему все в Писании истинно, подлинно и несомненно, и нет ни тени лжи или ошибки, как это засвидетельствовал автор Библии, сказав: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» (Лк.16:17).
Нашей задачей при написании данного сочинения является попытка показать тот факт, что подлинная наука подтверждает Православное учение, и через это помочь христианам соединить в их сердцах воедино две разные сферы жизни, прежде разорванные современной псевдонаучной мифологией, отделяющей веру от знания, Бога от творения и загоняющей Церковь в дальний угол сознания.
При толковании мест Священного Писания мы будем стараться, во-первых, держаться учения и толкований святых Отцов, а затем уже привлекать естественнонаучные и исторические данные, в соответствии с требованиями 19-го правила Трулльского Собора (VI Вселенского – как он обычно, хотя и не точно, именуется):
«Всякое слово Бога чисто, Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притч.30:5–6).