Азбука веры Православная библиотека протоиерей Димитрий Полохов Взгляд Православной Церкви на патриотизм и патриотическое воспитание


протоиерей Димитрий Полохов

Взгляд Православной Церкви на патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание студенческой молодежи, может стать залогом успешного развития государства и сознательного отношения молодых людей к своим гражданским обязанностям в будущем. Это утверждение не плод теоретических умствований, а пример общемировой практики становления наиболее успешно развивающихся в политическом и экономическом аспекте государств. Как пример можно привести Германию, Японию и Китай, в которых экономический рост был не просто плодом успешной экономической политики, но и не в последнюю очередь обоснован опорой на национальный менталитет этих народов, на выявлении тех идеалов и ценностей в культуре и традициях, благодаря которым происходила консолидация усилий нации и обоснование идеологии «прорыва».

Отсюда мы можем сделать вывод о благотворном влиянии патриотизма на личность молодого человека и утверждать, что патриотизм по своей сути способен воспитывает не только нравственные, но и социальные чувства гражданина.

В настоящее время, когда в общественной и семейной жизни наблюда­ется охлаждение к патриотическому воспитанию молодежи, основная тяжесть этих трудов должна ложиться на образовательную систему государства. Со своей стороны Православная Церковь, имеющая богатый исторический опыт в этой области, может разделить часть работы по воспитанию молодежи.

Для христианина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним. (См.: Мф. 22, 37–38; Мк.12, 30; Лк. 10, 27.) Христианин-патриот любит свое Отечество как место где пребывает и сохраняется Православная Церковь, где осуществляется его духовное приго­товле­ние к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».1 Поэтому, для православного христианина, выполнение гражданских обязанностей представляются как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, пишет этот же святой, потому что: «Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах».2

В то же время любовь к своему Отечеству, в православном понимании, подразумевает собой любовь не только к своему народу, как хранителю ве­ковой православной культуры и благочестия, но любовь и уважение ко всем другим народам, населяющие наше государство, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви к ближнему. Ближний – это человек, который, вовсе не обязательно является тем, кто разделяет наши религиозные убеждения, хотя ближним от этого он не перестает быть, именно этому нас учит нас Евангельская притча Христа о добром Самарянине. (Лк. 10, 30). В то же время слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного"(1Тим. 5, 8), возводят заповедь о любви к своим согражданам, в степень обязательного нравственного долга православного христианина. Истолковывая данное выражение апостола, священник Григорий Дьяченко делает вывод: «Добрый христианин не может не быть вместе и верным сыном отечества своего, равно как и наоборот – недобрый сын своей отчизны не может быть вполне верен своей вере».3

Подобная точка зрения отражена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, где говориться: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этической общности и как общности граждан государства…. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».4

О том, что патриотизм и гражданский долг были в почете у христиан первых веков свидетельствует каноническое послание святителя Григория Чудотворца († ок.270 г.), которое он написал по поводу бывшего вторжения варваров в понтийскую область. Святитель настаивает на отлучении от цер­ковного общения тех христиан, которые во время данного бедствия перешли на сторону врага и «принимали участие в нападении, забывши что они были понтийцами и христианами».5 Данное правило вошло в Канонический Кодекс Православной Церкви.6

Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее опасной тенденцией в современной российской образовательной системе в области патриотического воспитания может стать ориентация на современные либеральные стандарты, характерные для такой достаточно нетерпимой к иным религиозным и национальным особенностям идеологии, как светский, или секулярный гуманизм. Главный тезис, из которой исходят в своих рассуждениях новые гуманисты, утверждает, что если человека избавить от религиозных убеждений, национального самосознания и старой идеологии, то их место в личной и общественной жизни неизбежно займут идеалы и ценности секулярного гуманизма.7 Основной ценностью в этом мировоззрении провозглашается практически ничем неограниченная свобода, которая понимается как «право каждой личности на собственный образ жизни, простирающееся настольно далеко, насколько это не наносит ущерба другим».8 Другими словами, этика гуманизма настаивает на практически безграничной свободе человека, единственным пределом которой является свобода другой личности. В таком случае понятие абсолютной нравственной нормы, а, следовательно, и понятие греха, характерные для христианского мировоззрения, отсутствуют, что чревато нравственной деградацией для человека и человечества в целом. Тем более что для достижения своих сугубо материалистических целей по созданию достойных условий жизни для человечества, секулярный гуманизм ставит перед своими сторонниками задачу распространения своих идей «во всем мировом сообществе»9 и в своих документах высказывает необходимость в создании новых планетарных институтов для решения нужд всего человечества.10

Для всякого любящего свою родину человека очевидна опасность такой идеологии, т.к. она предполагает не только упразднение неповторимых национальных и культурных особенностей народов нашей страны, но и несет в себе очевидную угрозу нового универсального тоталитаризма.11

По нашему убеждению единственным действенным средством в противостоянии этой угрозе может стать обращение к опыту и традициям патриотического воспитания, которые мы видим в истории нашей страны и истории нашей Церкви. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера.

Русский патриотизм как явление религиозного характера

Исторический период с IX по X вв. явился временем образования еди­ного русского государства, формированием единой нации. Само начало обра­зования единого государства по времени совпадает с первым, частичным крещением Руси в 860–861 гг. при князьях Аскольде и Дире. Другой правитель Руси, святой князь Владимир был, несомненно, государственно-мыслящим человеком. Понимая, что одной только силой княжеской дружины невозможно объединить множество подвластных ему племен, он в первый период своего правления пытался использовать религиозный фактор, опиравшийся на древние языческие культы. Но попытка ввести единую княжескую религию в рамках не склонного к единству язычества, не привела к возникновению прочных внутренних связей в государстве. Только принятие христианства, с его наднациональными идеалами и высшим нравственным законом, давало основу для государственного единства и единства на уровне отдельной личности, чего не могли дать никакие другие религии. Кроме этого христианство предоставляло возможность приобщиться к великой культуре соседней Восточно-Римской империи.12

Промыслительный и благодатный выбор Православия дал удивительный результат – через время двух-трех поколений из множества разных славянских племен: древлян, полян, родимичей, вятичей и словен, образовался единый русский народ13 со своею письменностью, культурой и высокой объ­единяющей идеей служения Богу в границах данной Им земли. Вот почему Ф.М. Достоевский с уверенностью утверждал: «Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию».14

Общей душой народа стала Православная Церковь, благодаря вдохнов­ляющим и объединительным усилиям которой, Киевская Русь не сгинула в огне междоусобиц, не растворилась под монголо-татарским нашествием и не исчезла под ударами крестоносцев. Благодаря деятельности святых митропо­литов Петра и Алексия, преподобного Сергия Радонежского образовалось могущественное Московское государство, которое освободилось от 300-лет­ней ордынской зависимости и смогло стать новым политическим и духовным центром Руси.

Поэтому, как итог рассуждения о значении Православия в процессе становления именно русского патриотизма, можно привести слова архиепи­скопа Димитрия (Муретова) (1806–1883 гг.), который говорил, что христиан­ская вера «соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера Пра­вославная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, со­общив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиевых и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову».15 О подобном же влиянии на русский народ Православной Церкви пишет епископ Вениамин (Милов), он демонстрирует это на примере Троице-Сергиевой Лавры, которая содействовала не только просветлению народного самосознания и религиозного чувствования, но и вдохновляла русский народ примером своего патриотического служения.16 По словам этого саратовского архипастыря (владыка Вениамин был епископом Саратовским и Балашовским в 1955 г.), благодаря подобной деятельности на протяжении шести веков Лавра «диктовала государственную линию поведения подведомственным обителям. Они, по примеру Лавры, берегли как святыню тяготение к Москве, увлекали за собой окружающее население, объединяли инородческие, языческие и полуязыческие массы северо-восточной Руси в единое государство, подчиненное влиянию православной веры».17

Поэтому религиозная сторона патриотизма, в русском его проявлении, должна считаться определяющей в процессе воспитания молодежи. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего народа. Понимая это, глава военного духовенства Российской империи, протопресвитер Георгий Шавельский, писал в своих воспоминаниях, что только Церковь выступала как единственный воспитатель народа и именно она своей постоянной проповедью о самоотверженности и любви (См. Мф. 5, 44; Ин. 15, 13) фактически заменяла патриотическое воспитание.18

Религиозные начала жизни сформировали особый менталитет русского народа. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе истори­ческого процесса в среде простого народа термин «»русский" приобрел характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова православный».19 Особенно сильно такого рода национальная самоидентификация проявлялась во время войн и вооруженных конфликтов. «Конфессионим «православные» выполнял функцию этнического определителя русских».20

Православная вера настолько вошла в сознание народа, что определяла как бы помимо воли мировоззрение и поведение каждого от рождения до смерти, даже вне видимой связи с Церковью.21 Вследствие этого, после от­вержения государством религии и провозглашением атеизма, как основы жизни общества, эти религиозные начала народной жизни продолжали осу­ществляться и проявляться во всей полноте. И, несмотря на все потрясения, произведенные в душе народа революцией, советский солдат всегда оставался по духу русским солдатом и преемственность сокровищ его души, полученных от Православия, проявлялась уже на полях сражений Великой Отечественной войны.22

Однако ситуация сегодняшнего дня говорит нам не только об отсутствии патриотического воспитания как такового, но и часто о программах совершенно иного характера, разрушительно влияющих на формировании мировоззрения подростков и молодежи. Речь идет о так называемых программах «Основы здорового образа жизни» и ему подобных, одна из которых была введена в качестве регионального компонента в систему образования Саратовской области.23

Это единственный предмет в школьных программах, который претендует на формирование у детей «определенного мировоззрения»,24 к сожалению, весьма далеко отстоящего по своим ценностям от традиций российской национальной культуры.

Мировоззренческие ценности программы «Основы здорового образа жизни» стояться на принципах уже упоминавшегося нами либерального стандарта, с его зацикленностью на достижение человеческого счастья «здесь и сейчас»,25 что предполагает обязательное половое просвещение уже с раннего возраста «касающегося вопросов ответственного сексуального поведения, планирования семьи и методов контрацепции».26

Собственно говоря, какой может получиться защитник Отечества из человека, которому уже с детства вдалбливается идея о том, что здоровье – главная цель в жизни и основа человеческого счастья?27 Разве такой гражданин будет рисковать в окопах своим здоровьем после подобного воспитания, или будет способен стать ликвидатором какой-нибудь техногенной катастрофы, если она, не дай Бог, случится?

Мы однозначно можем утверждать, что мировоззрение, которое формирует данная программа – это оккультное неоязыческое религиозное мировоззрение New age, крайне негативно относящееся к христианству.28 Целью программы является воспитание нового поколения, на принципах эгоизма, сексуальной и нравственной распущенности, оторванности от исконно российского понимания о патриотизме, долге, чести и нравственных основах жизни.

Единственным выходом в нашей современной ситуации может стать возвращение в воспитании будущих граждан России к исконным ценностям нашей культуры. Достаточно вспомнить слова нашего великого патриота и философа Ивана Александровича Ильина о связи российской культуры с глубинными основами жизни народа: «Православие положило в основу человеческого, и русского в том числе, существования жизнь сердца и исходящего из сердца миросозерцания. Весь дух и быт наших предков был оправославлен», сама форма национального русского бытия была «взращена Православием и закреплена славянством и природой России».29 В силу этого любовь к Отчизне у русского православного человека соизмерима лишь с любовью к своей вере, ради которой он готов претерпеть любые мучения и даже саму смерть. Отсюда можно заключить, что само чувство патриотизма необходимо признавать не только гражданской, но и христианской добродетелью.30 Поэтому в патриотическом воспитании необходимо использовать тот богатейший духовно-нравственный потенциал, которым обладает Русская Православная Церковь. В этом мы видим еще одну причину, почему необходимо вводить в учебные программы культурологический курс «Основ Православной Культуры».

* * *

1

Цит. по: Иоанн (Снычев), митр. Битва за Россию. СПб., 1994. С.5.

2

Св. прав. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. М.,1999. С.233.

3

Дьяченко Г., свящ. Самоиспытание христианина по плану обязанностей его к Богу, ближним и самому себе. М., 1897, С.71

4

См. II.3. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С.38.

5

Св. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский. Каноническое послание // Творения св. Григория Чудотворца. М.: Паломник, 1996. С.61.

6

7-е правило св. Григория, Архиепископа Неокесарийского.

7

См.: Малинин М.В. Еще один «Здравый смысл» с Запада // http://avn.thelook.ru/ARXIV/GAZETA/DUEL1996.HTM/1996/19/19_5_2.html

8

См. Гуманистический манифест 2000 // http://www.krotov.info/libr_min/k/kur/tz.htm

9

См.: Декларация секулярного гуманизма // http://hum.offlink.ru/docs-main/docs5/

10

Гуманистический манифест 2000.

11

Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (п. XVI.3). М., 2000. С.182.

12

Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С.32.

13

Иоанн (Экономцев), игум. Православие, Византия, Россия: Сб. статей. М., 1992. С.49.

14

Цит. по: Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи / Очерки по русской культуре 12–17 вв. М., 1995. С.5.

15

Димитрий (Муретов), архиеп. Слова, беседы и речи в 5 Т. М., 1898. Т.2. С.265–266.

16

Вениамин (Милов), еп. Крупицы слова Божия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С.204–205.

17

Там же. С.210–211.

18

См. Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота: В 2-х т. Т.1. С.163–164.

19

Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С.504.

20

Там же.

21

Дунаев М. Указ. соч. С.5. Подобную мысль мы встретим и у бывшего декабриста А.П. Беляева, по его наблюдениям: «православие глубоко проникло во весь наш народный организм … народ наш… как бы с молоком матери всосал веру, и веру правую и крепко держится её». (Цит. по: Громыко М.М., Буганов А.В. Указ. соч. С.105–106.).

22

Это предвидел и был уверен в этом последний Протопресвитер военного духовенства. (См. Шавельский Г., протопр. Воспоминания… Т.1. С.164.).

23

(Приказ № 684 от 03.08.01 «О введении региональной программы «Основы здорового образа жизни» во всех дошкольных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ с 2000–2001 учебного года». По решению коллегии Министерства образования области со второго полугодия 2001–2002 учебного года программа введена в 5–7-х классах общеобразовательных школ. По приказу Министерства образования Саратовской области № 54 от 24.08.2002 г. программа «Основы здорового образа жизни» вводится в 8–9-х классах общеобразовательных учреждений области с 2002–2003 учебного года. В 2003–2004 учебном году программа введена в 10–11-х классах. (Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Саратов, 2003. С. 7//http://ecohealth.by.ru/files/met_int.zip)).

24

Программа «Основы здорового образа жизни», ч. 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательной школы. Саратов, «Научная книга», 2000. С. 5.

25

См.: Декларация секулярного гуманизма.

26

Гуманистический манифест 2000.

27

См. Программа ОЗОЖ. ч. 4, С. 77.

28

См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Н. Новгород, 2002. С. 712, 713, 727–728.

29

Ильин А.И. Манифест русского движения // Слово. 1991. № 4. С.53.

30

См. Янышев И. Л., протопр. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906. С.78.


Источник: Труды Саратовской Православной Духовной семинарии: Сборник. Вып. 2. - Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2008. 240 с. / Димитрий Полохов. Взгляд Православной Церкви на патриотизм и патриотическое воспитание. 188-198 с. ISBN 978-5-98599-059-1

Вам может быть интересно:

1. Конспект по педагогике архиепископ Димитрий (Муретов)

2. Воспитательная проблема в школе протоиерей Василий Зеньковский

3. О православно-христианском воспитании детей до школы протоиерей Василий Михайловский

4. Наказания в системе христианского воспитания (опыт педагогического анализа) протоиерей Сергий Соллертинский

5. О значении впечатлений раннего детства в деле воспитания детей профессор Пётр Иванович Казанский

6. Вопрос о воинской службе в свете Священного Писания и сочинений церковных писателей I-III веков протоиерей Димитрий Полохов

7. О страстях Христовых. Слово, сказанное в Великую пятницу в воспоминание о снятии тела Христа со креста святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

8. Церковные дела в Германии профессор Константин Петрович Победоносцев

9. Дисциплина древней Церкви в отношении к свободе совести профессор Василий Фёдорович Кипарисов

10. Вифанская духовная семинария: собрание, XVI-XIX вв. протоиерей Сергей Муретов

Комментарии для сайта Cackle