Азбука веры Православная библиотека архиепископ Евсевий (Орлинский) О воспитании детей в духе христианского благочестия
Распечатать

архиепископ Евсевий (Орлинский)

О воспитании детей в духе христианского благочестия

Содержание

Преуведомление

Введение §1. Назначение человека §2. Продолжение §3. Образ совершенного человека §4. Настоящее состояние человека §5. Понятие о воспитании §6. Как должно воспитывать §7. Кто может воспитывать §8. Наука воспитания §9. Польза и необходимость воспитания §10. Разделение Часть первая. Наука воспитания §11. Важность науки воспитания Отделение первое. Общие правила Глава первая. Возбуждение и руководство способностей §12. I. Образование должно быть полное §13. II. Образование должно быть стройное §14. III. Образование должно быть сообразно с природою §15. IV. Образование должно быть сообразно с личными свойствами воспитанника §16. V. Образование надобно начинать рано и сообразовать с возрастом §17. VI. Образование должно совершаться постепенно и основательно §18. VII. Образованию должно помогать а) посредством руководства и упражнения детских сил §19. Образованию детей должно помогать б) посредством поддержания их веселости и приличных занятий §20. Всегда главное при воспитании сыновей – сыновний страх к Богу Глава вторая. Предохранение от повреждения §21. Удаление от опасных предметов §22. Предостережения §23. Угрозы и наказания Глава третья. Исправление недостатков §24. Открытие недостатков §25. Общий способ исправления Глава четвертая. Руководство к дальнейшему образованию самого себя §26. Необходимость его §27. Способ руководства Отделение второе. Частное учение о воспитании Глава первая. Образование тела §28. Важность §29. Основание §30. Охранение от опасностей §31. Продолжение §32. Средства к предохранению детей от баловства и изнеженности §33. Благоразумное укрепление тела §34. Чистый воздух §35. Здоровая пища §36. Одежда §37. Жилище §38. Чистота §39. Движение и покой §40. Гимнастика §41. Употребление рук §42. Училища рукоделия §43. Употребление ног §44. Образование чувственных органов §45. Образование органа слова §46. О внешней форме тела §47. Исправление физических недостатков §48. Руководство к попечению о самом себе §49. Продолжение Глава вторая. Образование душевных способностей §50. Разделение душевных способностей §51. Объем и важность умственного образования §52. Общие правила предосторожности §53. Об умственном образовании §54. Продолжение §55. Постепенное раскрытие ума §56. Продолжение §57. Образование способности внешнего воззрения §58. Образование внутреннего воззрения §59. Образование разума §60. Продолжение §61. Правила предосторожности §62. Образование ума §63. Образование остроумия §64. Образование предусмотрительности §65. Образование памяти §66. Продолжение §67. Продолжение §68. Образование воображения §69. Продолжение §70. Образование слова и способности слововыражения §71. Образование способности живого изображения §72. Исправление умственных недостатков §73. Руководство к дальнейшему образованию самого себя. Глава третья. Образование способности чувствования §74. Предварительные понятия §75. Предохранение способности чувствования от ослабления §76. Предостережение от неумеренности §77. Общие средства к образованию способности чувствований §78. Продолжение §79. Как управлять низшими чувствованиями §80. Образование сочувствий §81. Продолжение §82. О чувстве красоты §83. Продолжение §84. Продолжение §85. О чувстве истины §86. О нравственном чувстве §87. Продолжение §88. О чувстве веры §89. Продолжение §90. Продолжение §91. Продолжение Глава четвертая. Образование желательной способности §92. Важность §93. Когда надобно начинать нравственное образование детей §94. Одно истинное основание нравственного образования §95. Как должно преподавать детям учение о св. вере §96. Как должно упражнять детей в делах благочестия §97. Разделение учения о нравственном образовании А. Средства к сохранению благонравия в детях §98. Общие предохранительные меры §99. Продолжение §100. Послушание §101. Продолжение §102. Употребление чувственных побуждений §103. Продолжение §104. Наказания §105. Продолжение §106. Награды §107. Продолжение §108. Упражнение в христианском самоотвержении §109. Продолжение Б. Средства к усовершению благонравия в детях §110. Образование деятельного ума §111. Раскрытие прекрасных свойств невинного детства §112. Продолжение §113. Дальнейшее образование прекрасных свойств невинного детства §114. Продолжение §115. Продолжение §116. О внешней образованности §117. Продолжение §118. Продолжение В. Как исправлять нравственные недостатки воспитанника §119. Предмет нравственного исправления §120. Приготовление к принятию таинства покаяния §121. Приготовление к принятию таинства Евхаристии, или причащения. §122. Продолжение §123. Содействие к прочному исправлению §124. Предотвращение и врачевание тайных грехов §125. Продолжение §126. Продолжение Г. Как достигнуть того, чтобы воспитанник по выходе из-под воспитания сам старался продолжать свое образование §127. Условия собственного дальнейшего образования §128. Особенные напоминания Часть вторая Наука обучения §129. Введение Глава первая. О выборе предметов учения §130. Отрицательные правила §131. Продолжение §132. Чему преимущественно надобно обучать §133. В каком объеме? §134. Время и порядок преподавания предметов Глава вторая. О форме обучения §135. Обучение должно быть основательно §136. При обучении всегда надобно возбуждать собственную деятельность учеников §137. Продолжение §138. Обучение надобно делать приятным и завлекательным §139. Продолжение §140. Обучение должно быть приспособляемо к личному состоянию учеников §141. Обучение должно быть сообразно с частными целями воспитания §142. При обучении надобно сообщать детям понятия ясные и раздельные §143. Продолжение §144. Продолжение §145. При обучении надобно предлагать убеждения основательные §146. Продолжение §147. При обучении надобно действовать на сердце учеников §148. Посредством обучения надобно приучать детей к известным действиям §149. Общественное ли или частное обучение имеет преимущество Глава 3. О наилучших средствах к собственному дальнейшему оразованию учеников §150. Предварительные понятия §151. Опыт как средство к приобретению познаний §152. Об обращении с людьми §133. О чтении §154. Заключение  

 
Преуведомление

Название книги дает уже читателям некоторое понятие о ее содержании и направлении.

Дух христианского благочестия требует, чтобы христианин, соединяясь со Христом живою верою и общением в спасительных таинствах православной Христовой Церкви, во всех делах своих выражал любовь к Богу и ближним, по учению Господа Спасителя: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Мк. 12:30, 31).

Сей дух благочестия составляет необходимое условие нашего истинного счастия во времени и блаженства в вечности. Только чрез веру в Иисуса Христа мы познаем спасительное учение и истинный путь к блаженной вечности, ибо Он есть Путь, Истина и Живот. Только в единении с Господом Иисусом человек приобретает истинный мир, радость и утешительную надежду на жизнь вечную. А в удалении от Христа Спасителя человек слеп, немощен, лишен истинного мира и утешения, и стремится к вечной погибели.

Посему главная наша обязанность в продолжение всей настоящей жизни, в каких бы кто обстоятельствах ни находился, состоит в том, чтобы, последуя Евангельскому учению, верою и любовию, стремиться к Богу, питать сыновний страх к Нему, более и более утверждаться в союзе с Ним, дабы наконец навсегда соединиться с Ним блаженным единением в жизни нескончаемой.

В этом духе христианского благочестия написана предлагаемая книга. Вот главные истины, к которым в ней возводится все прочее:

«С самого начала бытия своего дети должны быть посвящаемы Богу чрез Иисуса Христа. Потом, во все время воспитания и образования детей, главною обязанностию родителей и воспитателей должно быть попечение о возбуждении и утверждении в них сыновнего страха и деятельной любви к Богу Отцу, Господу Иисусу Христу и Всесвятому Духу Божию».

«Ни одна способность человеческой природы при воспитании не должна быть пренебрегаема, но все надобно пробуждать, руководствовать и усовершать, притом так, чтобы они в стройном согласии содействовали достижению главного назначения человека, то есть вечного блаженного общения с Богом в жизни будущей или, по крайней мере, чтобы ни одна из них не препятствовала достижению сей цели. Тело и душа христианина должны быть орудием и храмом Святого Духа и членом таинственного тела Христова. Ум, сердце и воля, как силы богоподобного духа человеческого, среди всех разнородных познаний, чувствований и желаний должны всегда стремиться к первому Началу и последнему Концу всякой истины, всякого блага и совершенства, – к Единому, в Троице славимому Господу Богу, ибо начало премудрости страх Господень (Пс. 110:10), и конец слова: Бога бойся и заповеди Его храни (Еккл. 12:13)».

«Родители и воспитатели, как в обыкновенном обхождении с детьми, так и при обучении их необходимым и полезным знаниям и искусствам, никогда не должны упускать из виду главного – образовать воспитанника так, чтобы он мог быть полезным членом земного общества и истинно благочестивым христианином, всегда твердо сохранял веру и любовь к Богу и среди всех обстоятельств жизни носил в сердце своем утешительное чаяние блаженной вечности».

«Для этого родители, учителя и все имеющие отношение к детям при всяком удобном случае должны и словом, и примером способствовать утверждению и усовершению в детях истинного христианского благочестия как первого и необходимого условия истинного счастия человека в настоящей жизни и блаженства в жизни будущей».

«Много погрешают те родители и воспитатели, которые не заботятся о насаждении и воспитании в сердцах детей искренней любви к Богу и ревности к исполнению Его святых заповедей; много погрешают все, которые небрежно обходятся с детьми и не заботятся о сохранении детской их невинности; а еще более погрешают соблазняющие детей своим примером или наставлениями. Горе вам, по слову Господа Спасителя: иже аще соблазнит единаго малих сих верующих в Мя, уне есть ему да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18:6)».

Кто хочет воспитывать детей только для земных целей, тот, читая сию книгу, увидит, что он забывает главное, т. е. назначение человека к жизни вечной и приготовление к ней. Господь говорит: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16:26)?

Кто думает, что нельзя воспитывать вместе для отечества земного и для отечества небесного, тот узнает, что он не имеет правильного понятия ни о земле, ни о небе. Земля есть временное жилище наше, а небо – вечное. Бог поставляет нас на земле для того, чтобы мы здесь приготовились как должно к жизни небесной.

Кто думает, что он довольно сделал для детей, когда образовал их смысл и сообщил им немало сведений, хотя и не научил их истинно любить Бога Отца и Господа Иисуса Христа, тот увидит, что детей, вверенных ему Промыслом, он поставил слишком далеко от цели истинного воспитания. Он не указал им истинного пути к счастию и блаженству, не привел их к Господу Спасителю, и не исполнил Его Божественного наставления: оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне; таковых бо есть Царство Небесное (Мф. 19:14).


Источник: О воспитании детей в духе христианского благочестия. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1877. - [2], VIII, VIII, 543 с. Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Межов В.И. Систематический каталог рус. книгам. Спб., 1869. № 2252.

Комментарии для сайта Cackle