протоиерей Димитрий Смирнов

Психологические и пастырские аспекты раскола

Ваши Преосвященства и все досточтимое собрание!

Я буду говорить сначала о вещах довольно известных, все мы их проходили, но мне нужно это сказать, потому что из этого буду делать некоторые выводы.

Итак, тема доклада заявлена: «Психологические и пастырские аспекты раскола». Видите, опять о расколе. Действительно, раскол – страшное дело. Грех этот не смывается даже кровью мученической. Церковь всегда очень болезненно и остро расколы переживала и переживает. Поэтому и отец Иоанн Свиридов, видимо, беспокоится, ибо это всех нас глубоко затрагивает.

Вспомним раскол XI века Западной Церкви и Восточной. Что было вначале? Наблюдается, как предпосылка, разница традиций. Далее возникновение и рост папских амбиций при Николае I, Адриане II, Иоанне VIII, потом были проклятия по адресу Патриарха Фотия – обличителя неправд. Появились лжеисидоровские декреталии, которые послужили, в какой-то части, идеологической основой будущего раскола. Возникла определенная политическая ситуация при Льве IX и его секретаре монахе Гильдебранте, который потом стал папой. Предпосылки слились в тенденцию, результатом которой и явился этот ужасный раскол Запада и Востока, все последствия которого мы ощущаем до сих пор и, наверное, будем ощущать до конца веков. В результате этого раскола возникла новая духовность, а из нее новая культура. Новая духовность, которая жадно впитывала дух времени, вылилась в совершенно новых формах церковного искусства. Западная Церковь, отколовшись от Востока, утратила древнюю духовность.

Взглянем на раскол в начале XVI века. Лютер, Цвингли начали борьбу со справедливым лозунгом: «Долой индульгенции!» Да, индульгенции – это ужасно, но кончили они отвержением церковного предания, новыми молитвами, песнопениями, новыми правилами жизни, новым церковным устройством – новой догматикой. Возникла опять новая, иная духовность. Утраты в предании были огромны. Достаточно упомянуть 11 книг Священного Писания. «Новая церковь» потеряла церковное пение, икону, обряд, архитектуру и стала постоянным источником рождения все новых конфессий, т.е. большего разделения.

Теперь вспомним раскол, который произошел в Русской Церкви при патриархе Никоне. Им руководили благие намерения. Я могу допустить, хотя с известной натяжкой, что такие благие намерения руководили и протопопом Аввакумом Петровичем и его сторонниками. В неопубликованных трудах патриарха Никона, о которых поведал их исследователь профессор Зызыкин, содержится много явных доказательств исторического чутья Патриарха. Но и он не сумел предвидеть того, что с одной стороны, справедливо отстаивая церковную свободу от государства, с другой, сам вызывает оползень, который позже станет лавиной, и в дальнейшем, психологически облегчит царю Петру проводить свои реформы, которые углубят и закрепят раскол. Упрямая твердость, проявленная с обеих сторон, недооценка возможных последствий имели фундаментом серьезнейшие аргументы. Патриарх Никон устранял ошибки и несуразности в текстах. Выравнивал обряд по греческому образцу (чисто интеллигентская идея!), а его противники бешено сопротивлялись духу времени. Как мы знаем из старой пословицы: «Благими намерениями дорога в ад вымощена». В итоге Русская Церковь утратила древнюю икону и древнее пение. Традиция едва сохранилась в глухих углах. А огромная часть русского народа была отторгнута от Церкви в старообрядчество и лишилась благодатной церковной жизни.

Делаем огромный шаг через весь синодальный период. Первая мировая война. Революция. Собор 17 года. Восстановление патриаршества. Началась новая эпоха расколов о которой много, но еще не все известно. Одним из крупнейших деятелей той эпохи явился известный богослов митрополит Сергий Страгородский. Его вполне естественное желание любой ценой сохранить легальную церковную организацию привело к ошибкам, которые сказываются до сих пор. Он не мог предположить, к каким последствиям приведет его уход в обновленчество всего лишь на несколько месяцев. Он не сумел предвидеть какой шлейф церковных раздоров последует за опубликованием его Декларации. Поэтому в тех нестроениях церковных есть и его доля вины, как впрочем, и в том расколе с Русской Зарубежной Церковью, который мы переживаем в настоящее время. Почему? Не потому, что он был человеком злонамеренным, о нет! А потому, что не просчитал последствий свих шагов. Какая возникла «духовность» у обновленцев – прекрасно продемонстрировали похороны Александра Введенского, на которых присутствовала целая «обойма» печальных вдов.

Краткий наш обзор приблизился к нашему времени. Не так давно, вскоре после получения Русской Церковью свободы от государства, возник, но, слава Богу, уже начал угасать раскол, учиненный на нашей канонической территории иерархией Русской Зарубежной Церкви. Кажется, Зарубежный Синод начинает отходить от этих позиций, т.к. большое количество верующих, принадлежащих Зарубежной Церкви, против такого раскола. По прошествии некоторого времени из-за океана тоже стало видно какого рода церковные «деятели» устремились в раскол. Прислать же хороших из Америки и Европы нет никакой возможности по двум причинам: первая – в России жизнь трудна даже для россиян, что же говорить об американцах и европейцах?, вторая – для русского Зарубежья проблема прихода без священника тоже существует, так что «миссионеров» взять просто негде.

Несколько слов о нынешнем болезненном украинском расколе. Мы там, в первую очередь, видим полную моральную несостоятельность организаторов и деятелей этого движения – Иоанна Боднарчука и бывшего митрополита Филарета Денисенко. Поэтому эти расколы – чисто дисциплинарные, а не «идеологические». Страдает же от них, прежде всего, простой церковный народ, не всегда умеющий разобраться в том, что стоит за демагогическими речами раскольников. Все же глубоко церковные люди в ужасе от того, что происходит в их Матери-Церкви. Внешние для Церкви соблазняются. Теперь, представим на миг, что этот раскол укрепится и возникнет новая «церковь», имеющая в своей основе не апостолов и мучеников, но таких филаретов и иоаннов (который, кстати, «посвятил» во епископа Иоанна Береславского, основателя «Богородичного центра»). Какова будет эта новейшая «духовность» с националистическим оттенком? Какие кошмарные «центры» она породит?

От матери городов русских перенесемся в нынешнюю столицу. Здесь наблюдаются некоторые тенденции, которые при развитии могут привести к расколу. Я хочу поделиться своими соображениями по поводу процессов, которые происходят в общине отца Георгия Кочеткова, а лучше сказать в церкви о. Георгия, ибо у него имеется уже целая сеть общин, о которой и не подозревает церковная иерархия. И еще хочу кратко остановиться на том, что происходит в приходе храма Косьмы и Дамиана, где настоятелем отец Александр Борисов. Причем, хочу особенно подчеркнуть, что я знаю о. Георгия почти двадцать пять лет и его ближайшего соратника Александра Михайловича Копировского столько же, и, надеюсь, что несмотря на то, что наши воззрения теперь во многом не совпадают, мы все-таки сохраним те теплые чувства, которые многие годы связывали нас, и останемся друзьями. Хотя, может быть, меня уже зачислили в разряд ренегатов?

И с о. Александром Борисовым меня связывает давнее знакомство, почти уже пятнадцать лет, и у нас никогда не возникало никакой проблемы во взаимоотношениях, но всегда любовь и полное уважение. Я вовсе не хочу бросить камень в сторону этих тружеников на ниве церковной, но просто хочу сказать о том, что у меня болит. И не только у меня. Дерзаю думать, что я представляю приход числом около полутора тысяч человек, который хотя и размещается не в одном храме, но является одной большой общиной. Пусть простит меня о. Георгий, что я слово «община» употребляю в общецерковном понимании, а не в его знаковой системе.

К сожалению, по недостатку времени мне невозможно сейчас провести полный анализ того, что происходит в церкви о. Георгия, но это не значит, что такой анализ не был сделан ранее. Чтобы не было соблазна обвинить меня в голословности буду опираться на печатные издания. Передо мной сборник материалов изданный Сретенским братством о. Георгия «Община в Православии». Я отметил там многие места, которые явно свидетельствуют об очень тяжелой тенденции. Кратко ее можно выразить словами самого духовного руководителя братства: «Мы с вами свято уверены, что приходская система в старом смысле себя исчерпала». Я, конечно, и раньше знал о подобных идеях о. Георгия, но не думал, что новая модель уже создана и продолжает расти, причем очень быстро. Уже создано множество общин на огромной территории. Они есть в Москве, Петербурге, Мурманске, Екатеринбурге. Как правило, будущие члены общины проходят тотальную подготовку через систему «оглашения» и «катехизации» и, когда они «дозреют», создается новая община во главе с «пресвитером», который в знак своего пресвитерского достоинства носит наперсный крест установленного образца. Все «пресвитеры» духовно подчинены о. Георгию, и только он имеет право сказа"ть решающее слово о том стал ли некий «неполный» член церкви «полным», наконец. Для желающих повысить свой духовный и интеллектуальный уровень существует высшая школа, созданная также на базе новой концепции Церкви. Проходящий ее полный курс становится апологетом идей о. Георгия и может уже и сам начать деятельность по «оглашению» и «катехизации», правда, под неусыпным контролем главы «церкви».

На правах друга я много раз пытался повлиять на о. Георгия, но он полностью уверен в правильности выбранного пути и не намерен отступать, поэтому я решил обратиться к нему с трибуны этой конференции для того, чтобы он увидел сколь серьезны аргументы противников его деятельности. Причем, я прекрасно осознаю всю бесполезность таких попыток повлиять на о. Георгия «идеологически», ибо он не способен слушать не только своих старых друзей, но и признанных церковных авторитетов. От о. Георгия часто можно слышать, что на свою деятельность он благословлен о. Всеволодом Шпиллером, что он «ученик» о. Николая Афанасьева. На знамени о. Георгия можно прочесть имена и архимандрита Тавриона Батозского, и протоиерея Иоанна Мейендорфа, и протопресвитера Александра Шмемана, и протопресвитера Виталия Борового, слава Богу, ныне здравствующего.

Простите, но я должен все-таки привести две цитаты, которые отчетливо демонстрируют отношение только двух из этого блистательного ряда. Покойные пастыри сумели бы дать лучшую отповедь спекуляциям на их именах, но и двух свидетельств, я думаю достаточно. Итак, прот. Иоанн Мейендорф, «Заметка о Церкви», Вестник РХД № 141, с. 78–82, посвящена статье о. Георгия Кочеткова, напечатанной под псевдонимом С.Т.Богданов. «...Мне кажется необходимым выразить не только некое удивление, но и решительное несогласие с основным выводом статьи. Я не буду останавливаться на неясных выражениях, объясняемых, вероятно, богословской неопытностью автора, а ограничусь главным... я так решительно не согласен с выводами статьи С.Т.Богданова: принципиальное принятие двух параллельных форм церковного устройства: «синагогально-синаксарную» и «экклисическую» (зачем такие чудовищные неологизмы?) Деление это неприемлемо принципиально, т.к. Церковь – одна, а выделение «синагогально-синаксарного» устройства для особой группы «уже усовершившихся и освятившихся» было бы своеобразным гностическим элитизмом. Формы такого элитизма известны с древности, и всегда отвергались «кафолическим» христианством... Но говорить, что «экклисическое» устройство с его догматами, канонами, чинными уставами, апостольской преемственностью иерархии, и т. д. есть как таковое всего лишь «ветхозаветная реальность» (Вестник РХД №140, с. 58), неверно и опасно, и даже, с православной точки зрения ЧУДОВИЩНО. Именно евхаристическая экклезиология, соответствующая новозаветному и древне-христианскому пониманию Церкви, должна дать «тон» правильному отношению к этой церковной эмпирии и научить путям ее преображения изнутри».

Теперь послушаем, что говорит о. Георгию протопресвитер Виталий Боровой (Выступление на Втором Преображенском Соборе Преображенского братства 17–18-го августа 1991 г.): «Имейте в виду, что очень многие положения, которые здесь были высказаны, вызовут несогласие и возражения и даже в некотором смысле обоснованные сомнения и возражения. Я, например, тоже могу разложить по полочкам все ваши предложения, хотя они мне идейно близки, как вы знаете. Но если разложить их по порядку, возникнет целый ряд и сомнений, и возражений, и советов... Я скажу так: хотите вы или не хотите, но основой жизни будущей Церкви у нас в силу необходимости, и просто экзистенциально, будет и должен быть приход... Храм должен быть открыт, чтобы туда люди могли приходить и уходить. Это и есть приход... Но имейте в виду, что если хотя бы десятую часть из того, о чем мы говорили, вы попробуете осуществить в приходах, то тут же вам всем будет и конец. Потому что в приходах это, к сожалению, НЕПРИЕМЛЕМО, т.к. люди там не подготовлены. Это, может быть, в вашей общине сейчас собрались единомышленники, а если открыть ВАШУ ЦЕРКОВЬ всем и в нее придут люди с разных сторон и увидят то, о чем вы говорили, о. Георгий, то..., меня, например, это не будет шокировать, т.к. я понимаю и знаю историю и все прочее, но другие сразу же подадут жалобу Святейшему Патриарху».

Отец Георгий не внял ни одному из ученейших богословов ХХ столетия протоиерею Иоанну Мейендорфу, ни «идеологически близкому» протопресвитеру Виталию Боровому. Теперь, я думаю, пришло время и от общецерковной конференции заявить о том, как воспринимается его деятельность церковным народом. Послушай, и не обижайся, дорогой о. Георгий. Твои титанические по масштабу и затраченной энергии труды видятся всем, кого я об этом спрашивал, как зловредная деятельность направленная на подрыв Церковных устоев. Воспринимаются, как намеренное создание параллельной церковной структуры для дальнейшего революционного переворота с целью поменять полуторатысячелетнее приходское церковное устройство на какое-то таинственное «синагогально-синаксарное». Выработанная тобою система оглашения приводит неофита не к современной церковной традиции, но к вымышленной тобой «псевдоапостольской», которая так же похожа на первохристианство, как недружеский шарж на самого человека. Твой эксперимент над очень дорогим, что сохранилось в церковном предании – имеется в виду богослужение – воспринимается только как кощунство. Неужели ты думаешь, что то, что Церковь отстояла от большевиков ценой жизни сотен тысяч и миллионов мучеников Русской Церкви она отдаст тебе для революционных вивисекций? Богослужение, на которое ты посягнул, подгоняя его на свой маленький рост не твое, а НАШЕ, и нам больно, когда режут по живому. Я знаю и свидетельствую, что ты не злонамеренный человек, но как ты по-детски наивен. Невольно начинаешь думать, что прав был Бернард Шоу, когда говорил, что если человек не революционер в 20 лет – у него нет сердца, если же он революционер в 40 – у него нет ума. Ты, не имеющий музыкального слуха, не можешь оценить всю бездарность твоего заплетающегося «внемлем» вместо «вонмем», так поверь на слово. Среди внешних, неофитов и даже заклятых врагов Церкви Русской ты уже имеешь много сторонников, а авторитета внутри Матери-Церкви для тебя не существует. Даже всеми любимый и благоговейно чтимый старец-исповедник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) для тебя всего лишь «айболит». Попробуй, одумайся, покайся. Бог милостив! И не изображай, пожалуйста, из себя непонятого страдальца за истину, эдакого Галилео Галилея. Все давно проанализировано и понято. Твое пастырство, которое можно условно назвать интеллектуально-душевной прелестью, уже создало внутри Церкви оппозицию, которая жаждет революционных изменений и судит обо всем и обо всех в Церкви, хотя принадлежат ей всего год-два. Весь вред твоей деятельности не только в упрямой революционности, не только в опасности появления новой мистической секты из твоих раскачивающихся на богослужении «кайфующих космонавтах», но в раболепстве перед духом времени, который есть дух князя века сего. Именно поэтому тебя до последнего патрона будут защищать и внешние, и враги Христа. Мне хотелось бы довести до твоего сведения вот что: новая духовность, рождающаяся в твоих общинах воспринимается всей остальной Церковью, как чуждая и враждебная ей по ДУХУ.

Теперь совсем кратко об экуменических воззрениях о. Александра Борисова, которые он изложил в своей книге «Побелевшие нивы». Она читается с интересом, и в ней содержится много правильных наблюдений, под которыми я бы тоже вполне мог подписаться. Но в целом, конечно. она пропитана идеями реформации в самом что ни на есть протестантском духе. Для того, чтобы защитить себя от будущей критики о. Александр почему-то выбирает примитивный прием, известный нам из тяжелого российского коммунистического вчера. Вот, что он пишет: « Духовенство, принадлежащее к другой группе (я тоже себя отношу к этой группе. – Д.С.), которую можно условно назвать «правые» (приятно быть правым! – Д.С.) характеризуется, прежде всего, крайне консервативными ОРТОДОКСАЛЬНЫМИ (!!?? – Д.С.) взглядами, в большинстве своем – это люди со средним образованием, хотя в последнее время, некоторые и с высшим (ну точно про меня! – Д.С.). В количественном отношении они составляют что-нибудь около пятой части (как % КГБешников, что-ли? – Д.С.). Эта группа особенно активных ОРТОДОКСОВ (ну хоть бы постеснялся! – Д.С.) особенно интересна для нас (интересно, для кого «для нас»? – Д.С.), поскольку именно она, в основном, делает погоду в нашей Церкви (о, если бы так! – Д.С.), удерживая ее в состоянии крайнего консерватизма. К ним принадлежит большинство монашествующих, и это естественно, т.к. стремятся к монашеству, и тем более удерживаются в нем в наших условиях, как правило, все люди крайне консервативной ориентации». И вот одним из самых главных признаков тех, «кто делает погоду» в Русской Церкви о. Александр видит... антисемитизм. Все мы прекрасно знаем, что значит в конце ХХ века кого-то обвинить в антисемитизме. Знает это и о. Александр и сознательно идет на эту клевету. По-моему, это политический донос, который, как наверное думает о. Александр, защитит его от консерваторов. Но консерваторы не нападают на вас, отец Александр, а только спрашивают: «Что вы делаете? Какие ваши цели?»

Ваша пастырская деятельность вызывает множество вопросов у ортодоксальных христиан. Почему у вас в храме распространяется инославная литература? Почему совершаются пятидесятнические радения? Почему детский журнал, выпускаемый вами, содержит кощунственные картинки и кроссворды? Почему в вашем храме продают пластинку с записями т.н. «христианского рока»? Этот вопрос можно адресовать и к священнику Всеволоду Чаплину, который на конверте этого диска выступает с апологией оного и к его отцу, протоиерею Валентину Чаплину, который является духовником православного молодежного движения, под грифом которого выпущена эта пластинка. Почему в вашем храме работает группа NFP, обучающая вашу паству «безопасному» от рождения детей сексу? Почему, в конце-то концов, вы пишете, издаете и распространяете в ортодоксальном храме католические и протестантские книжки? И почему вы думаете, дорогой отец Александр, что ортодоксальные христиане совершенно равнодушны к тому, что творится в ортодоксальных храмах?

Да, видимо, не случайно на обложке книги о. Александра Борисова фотография о. Георгия Кочеткова. Хотя масштаб их деятельности разный и направление разное, но перед нами один и тот же психологический тип личности. Тип самочинного революционера-реформатора, имеющего только один авторитет – самого себя. Не случайно они как бы не замечают того, КТО для них сохранил и отстоял Святое Православие – святых мучеников российских. Один смотрит в апостольский век, другой на протестантский и католический Запад. Почему эти молодые священники, по времени хиротонии они едва достигают пятилетнего возрата, ринулись от православной духовности на сторону далече? Почему не замечают своего, близкого, родного? В силу того, что дух времени для них является СВОИМ, а дух Церкви Православной таковым пока не стал. Вот для таковых, молодых (не по возрасту, а по духовному развитию) и существует ТРАДИЦИЯ, ЦЕРКОВНОЕ ПРЕДАНИЕ, впитав которое, можно воспринять подлинно церковную духовную жизнь. А им не терпится, они уже не юноши, они светски образованы, им некогда. По гордости, они считают себя много умнее других, отсталых консерваторов. Они не хотят приобщиться к духу Предания, им лучше Предание перекроить по своей мерке, согласно духу времени. Им времени не хватает задуматься над тем, что, может быть, в этих консерваторах не одна только косность и тупость? Может быть, они тоже живые добрые интеллигентные люди? Среди ортодоксов есть не только кандидаты биологии, но и доктора разных замечательных наук. И эти «консерваторы», помимо всего прочего, заботятся и том, как выглядят в глазах простого верующего народа, который и составляет основу Тела Церкви, священники Кочетков и Борисов. И просят их не возмущать церковную жизнь. Пожалеть Матерь-Церковь и народ, составляющий ее. Отказаться от реформ во что бы то ни стало.

В заключение скажу, что идеи, с которыми мы все столкнулись при изучении деятельности этих двух священников, носятся в воздухе и внушаются князем воздушным. Причем смешно думать, что только эти два пастыря являются носителями новой духовности. Я думаю все обратили внимание на то, что говорил и как себя вел себя о. Иоанн Свиридов. Эти идеи уже достаточно распространены в нашей родной Церкви и представляют собой серьезнейшую проблему, с которой еще столкнемся не раз. Если эта тенденция возобладает, то раскол Русской Православной Церкви неизбежен, возможно уже через 10–15 лет. Если же Русская Церковь не сможет сопротивляться в силу утраты к тому времени духовной силы и раскола не произойдет, то утраты будут гораздо ужаснее, чем те, о которых я говорил в начале своего выступления. Утратив свое духовное богатство, которое мы унаследовали от наших добропобедных мучеников, Русское Православие разделит участь тех церквей, которые одолел дух века сего. Оскудеет святостью Церковь Русская, перестанет рождать в недрах своих людей Божиих, а будут возникать только «деятели». И поглотит и растворит в себе дух времени дух Христов, а захватит всех дух антихриста. Это, конечно, не значит, что «врата ада одолеют» Церковь, просто виноград перейдет «другим делателям». Да не будет! Постоим за веру православную!


Вам может быть интересно:

1. Проповеди, статьи, выступления – Достоинство Церкви протоиерей Димитрий Смирнов

2. Проповеди архиепископ Варфоломей (Ремов)

3. Мои дневники. Выпуск 5 архимандрит Никон (Рождественский)

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Полное собрание сочинений. Том IV священномученик Иоанн Восторгов

6. Яков Александрович Чмелев протодиакон Сергий Голубцов

7. Курс основного богословия или апологетики Иван Петрович Николин

8. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия архимандрит Григорий (Борисоглебский)

9. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

10. Изложение хроники Евсевия Памфила Евсевий Кесарийский (Памфил)

Комментарии для сайта Cackle