К папе Сиксту II, 2-е*
Я действительно имею нужду в совете и прошу твоего мнения, брат, из боязни, чтобы при таком обстоятельстве, в каком я нахожусь, мне не сделать ошибки. В собрании братьев находился один такой, который считался издавна верным и сделался участником общества христиан еще до моего рукоположения, даже, кажется, до поставления блаженного папы Иракла. Недавно он присутствовал при крещении и, выслушав вопросы и ответы, пришел ко мне с плачем и самосокрушением и, упав мне в ноги, начал исповедоваться и клясться, что крещение, принятое им от еретиков, было не таково и не имеет ничего общего с нашим, ибо исполнено нечестия и богохульства. Говоря, что душа его ныне сильно страдает, и что от тех нечестивых слов и действий у него даже нет дерзновения возвести очи к Богу, он просил меня преподать ему истиннейшее очищение (κάθαρσις), усыновление (παραδοχή) и благодать (χάρις). Ηо я не решился сделать это, сказав, что для сего довольно долговременного общения его с церковью, что я не дерзаю снова приготовлять того, который внимал благословению даров (εὐχαριστίας) вместе с другими произносил: аминь1, приступал к трапезе, простирал руки для принятия святой пищи, принимал ее и долгое время приобщался тела и крови Господа нашего Иисуса Христа. Я повелевал ему дерзать и с твердою верою, с доброю совестью приступать к приобщению святых (даров). Но он не перестает скорбеть, страшится приступать к трапезе и только по приглашению едва позволяет себе присутствовать при молитвах».
* * *
Ο том, что в первые века христианской эры все присутствовавшие при совершении евхаристии христиане отвечали словом: аминь на молитвословия и возгласы предстоятеля, свидетельствует и Иустин Мученик (Apoiogia I, 65).
См. Ц. И. Евсевия VII, 9.