События в восьмом столетии второго тысячелетия
В сем восьмом столетии второго тысячелетия мы ничего не нашли такого, что можно было бы передать в историческом повествовании, ибо из многих дел человеческих, совершенных в древнейшие времена до потопа, не все они в памяти последующих родов хорошо сохранились и о немногих из них повествуется в Святом Писании. Тогда среди людей, живших по своей воле и не имевших такого закона, какой был дан впоследствии, мало делалось полезного, но более творилось в беззаконии скверных грехов. Поэтому, разве кое-что поговорим о том, сколь велико есть зло грех, дабы нам не оставить при сей таблице исчисления лет пустого места, а также и для того, чтобы мы, имея данный нам закон Божий, не последовали примеру тех древних беззаконников, прогневавших Бога. Итак, рассмотрим вкратце, что такое грех.
Грех есть преступление заповеди Божией, сопротивление воле Господней, непослушание Богу, заповедавшему не творить зла, а делать добро; он есть отвращение и удаление себя от Бога, презрение Бога и пренебрежение собственным спасением, самопроизвольное ввержение себя из жизни в смерть. Ибо человек, творящий грех, делает душу свою мертвою, чуждую вечной жизни, как свидетельствует Писание: «Душа, яже согрешает, та умрет» (Иез. 18, 4).
Что же следует за грехом? Вслед за ним наступает прогневание Бога, лишение благ и наказание. Как земной царь, если кто-либо из рабов сделается противником его повелениям, он тотчас вменяет это в досаждение себе, гневается на того, лишает его прежней своей милости и предает его казни, так подобно сему и Небесный Царь Бог гневается на того человека, которого Он создал, обогатил благодатию Своею, возлюбил как отец сына и которому на небе вечные блага уготовал, но который, презрев столь великую милость, любовь и благодеяние своего Создателя, начинает преступать заповеди Его и творить то, что Ему, нашему Владыке, неугодно и противно; и на такого Бог не только гневается, но и в досаждение Себе вменяет его бесчестие и злые дела, как противные Его Божественной воле. Прежде всего Он лишает такого человека Своей прежней благодати, а затем, если тот не покается, по Своему правосудию определяет его на смертную казнь, ждущую грешников в аду.
Из сего мы да разумеем, сколь велико зло – грех, так как он бывает причиною столь великих бедствий.
Грех – великое зло, так как прогневляет Бога; прогневляет, ибо согрешающий человек досаждает Богу и бесчестит Его, как и Апостол говорит одному: «Преступлением закона Бога безчествуеши» (Рим. 2, 23). Бесчестит грешник Господа своего, предпочитая тварь Творцу, временную сладость греха нескончаемому в Боге наслаждению, воздавая Богу за благое злом, за возлюбление ненавистью, отвращаясь от Того, от Кого получил бытие и дыхание, о Нем же живет и движется (Деян. 17, 28). Не досада ли и не бесчестие ли сие Богу от грешника?
Бесчестит и прогневляет грешник Отца Небесного, давшего нам «область чады Божиими быти» (Ин. 1,12). Бесчестит, ибо, тяжко согрешая и не желая покаяться, отвергается сыновства, которым усыновлен Ему, не хочет иметь Его своим Отцом, но усыновляется его супостату диаволу, которого и берет себе в отца. Ибо для нераскаянных грешников отцом служит диавол, а не Бог, что можно видеть из слов святого апостола Павла, сказанных к волхву Елиму: «О исполнение всякия лести и всякия злобы, сыне диаволь, враже всякия правды!» (Деян. 13, 10). Вот, для грешника отец не Бог, а диавол. Разве нет досады и бесчестия Небесному Отцу от таковых сынов, которые, оставляя Его, стремятся к диаволу и усыновляются ему? Поистине, «огнь возгорится от ярости Его, разжжется до ада преисподняго» (Втор. 32, 22).
Бесчестит и прогневляет грешник Бога Сына, вторично (как говорит Апостол) распиная Его в себе и надругаясь над Ним своими греховными, а более всего блудными делами, ибо оскверняющийся таковыми грехами оскверняет в себе уды Христовы, так как наше тело не принадлежит нам, но Христу Господу нашему, как говорит Апостол: «Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть?» (1Кор. 6, 15), – Христовы, ибо мы искуплены честною Его кровию, почему Апостол далее и говорит: «Несте свои, куплени бо есте ценою. Вземши ли убо удеса Христова, сотворю удеса блуднича? Да не будет» (1Кор. 6, 15, 19–20). Блудодействующий же не бесчестит ли Христа, Сына Божия, скверня в себе уды Его, и не прогневляет ли Его? Мы обручены Спасителю нашему Христу, как невеста жениху своему, по словам сосуда избранного говорящего: «Обручих вас единому мужу деву чисту, представити Христови» (2Кор. 11, 2), да будем с Ним едино не только духом, как пишется: «Прилепляйся Господеви един есть дух с Господем» (1Кор. 6, 17), но и плотию: «Уды бо есмы (по Апостолу) тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Как Сын Божий нашего существа причастен, так и мы Его существа причастны; и как Он нас имеет в Себе, так и мы Его имеем в нас» (На Послание к Ефесянам, гл. 5, беседа 20-я). Ибо мы сопряжены с Ним, как невеста с женихом, и не только в один дух, но и в одно тело. Поэтому-то святой Кирилл Иерусалимский и говорит: «Соплотними и сокровными (в Святом Причащении) Христу бываем». Итак, Христос не подвигнется ли на гнев, видя того, кого он соединил с Собою в один дух и в одну плоть, сквернящимся греховными нечистотами, как уклонившегося от него подобно жене прелюбодейце, и не восстанет ли на отмщение, по словам Псаломника: «Потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе» (Пс. 72, 27).
Бесчестит и прогневляет грешник Бога Духа Святого, отгоняя Его от себя скверными делами; ибо не может Дух Святой там пребывать, где совершается скверный грех. Святой Златоуст уподобляет Святой Дух пчеле, которая любит поселяться в чистых и благовонных пчельниках, а от злосмрадных мест отлетает (На Послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 31, беседа 15-я). Человек же христианский, принявший на себя в крещении Духа Святого, подобен вместилищу для пчел, в котором, как пчела в пчельнике своем, живет Дух Святой, как говорит Апостол: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3,16). И еще: «Не весте ли, яко телеса ваша храм живущему в вас Святому Духу суть, егоже имате от Бога?» (1Кор. 6, 19). И как смрадный дым отгоняет пчелу от ее помещения, так и смрадное греховное дело отгоняет Духа Святого от человека.
Дух Святой в человеке – как владыка дома. Не бесчестие ли и Досада владыке дома, если какой-либо странник придя начнет его из его же дома изгонять, насильно выталкивая вон? Такова же досада и бесчестие Духу Святому бывает от грешника человека, который изгоняет Его из дома Его.
Вот сколь велико зло грех, так как он прогневляет Бога в Троице единого, Отца, Сына и Святого Духа!
Велико зло грех еще и потому, что лишает грешника многих благ Духовных, которые он прежде собрал для себя и которые уготованы были ему Богом. Ибо когда Бог прогневан, тогда отнимаются от грешника и духовные Божии дарования. Во-первых, отнимаются прежние заслуги, которыми человек заслуживал себе спасение, делая доброе; ибо Бог говорит в Иезекиилевом пророчестве: «Аще совратится праведник от пути своего праваго и сотворит... беззаконие... вся правды его, яже сотворил есть, не помянутся ктому» (Иез. 18, 24). Да будет отсюда известно, что если кто и великие подвиги и добродетели прежде обнаружил, посты ли многие, или молитвы, или умерщвления тела соблюдения различные ради чистоты, или какие-либо изрядные труды, или милостыни, или немалые иждивения на построение и украшение Господних храмов, или иные какие богоугождения совершил, если такой потом впадет в какой-либо смертный грех и от него тотчас с покаянием не восстанет, но в нем замедлит, то все те прежние дела добрые рассыплются, умрут и будут забыты у Бога. «И вся правды его, – сказано, – не воспомянутся единаго ради греха», если не очистит он себя скоро покаянием. Как одна огненная искра, допущенная разгореться, воспламенившись, создает громадный пожар, в один час сжигает и превращает в пепел большие дома и все, что в них, вместе с собранными в течение многих лет богатствами; как незначительная и оставленная в пренебрежении скважина в дне корабля, дав доступ воде вовнутрь корабля, внезапно его вместе с драгоценными приобретениями погружает в воду и потопляет, – так и один грех, содеянный и оставленный в пренебрежении, в один час губит духовное богатство, собранное многими трудами и в течение долгого времени; разве только человек истинно покается, и тогда опять собирается то богатство, которое было погублено.
Когда кается грешник, то вспоминаются пред Богом его прежние заслуги и оживотворяются Божиим милосердием его прежние добрые дела, по учению богословов, основывающихся на следующих апостольских словах: «Не обидлив (Златоуст читает: несть неправеден) Бог забыти дела вашего и труда любве, яже показасте во имя Его» (Евр. 6, 10); не кающуся же человеку не оживотворяются (Еф. 2, 5). Когда же грешник не кается, то и от тех его добрых дел, которые он совершает, будучи в смертных грехах, отнимается та сила, благодаря которой обретается благодать пред Богом, когда делаются добрые дела. Доколе грешник пребывает в своем смертном грехе и не перестает тяжко прогневлять Бога, дотоле все его добрые дела бывают неблагоприятны Богу, и он не заслуживает ими себе спасения. Если бы какой-либо раб, враждовавший против господина своего, весьма опечаливший его, не примирившийся с ним, ни прощения не испросивши, но продолжая враждовать и опечаливать господина, если бы такой раб послал господину какой-либо дар, то принял ли бы тот дар этот от своего врага раба? Нет. Подобно сему и Господу Богу не приятны дела грешника, если и есть эти добрые дела у последнего, не приятны, пока грешник во вражде, пока он не примирится с Ним истинным покаянием: «Всяк бо грех смертный вражда есть на Бога» (Иак. 1,15; Рим. 8, 6–7).
Не доброе ли дело пост и воздержание? Но если кто постясь озлобляет ближнего, постится в тяжбе и сварах, такой пост не обретает у Бога благодати. Ибо пишется: «Аще слячеши яко серп выю твою и вретище и пепел постелеши, то ни тако наречетмися пост приятен: не таковаго бо поста Аз избрах, глаголет Господь» (Ис. 58, 5–6).
Не доброе ли дело молитва? Но если она совершается во вражде, то никак не может быть приятной Богу. Говорит Псаломник: «Молитва его буди в грех» (Пс. 108, 7).
Не доброе ли дело милостыня? Но если нет любви к ближнему, а более ненависть властвует, тогда милостыня немного значит пред Господом, как говорит Апостол: «Аще раздам вся имения моя,... любве же не имам, никаяже польза мя есть» (1Кор. 13, 3).
Пример сему тот фарисей, которого в Евангелии Господь привел в притчу; он имел многие добрые дела: не похищал, не прелюбодействовал, не мытарствовал, часто постился, десятину от всего имения своего давал в милостыню, но все это явилось небогоугодным пред Богом ради смертных грехов фарисейских, каковы: гордыня, нелюбовь к ближнему и осуждение других.
Что же мы скажем о тех, которые постоянно валяются, как свинья в нечистотах, в грехах скверных, блудных, богомерзких, в объядениях и пьянствах, и чревоугождении проводят дни свои, питаясь без воздержания, как бы на день заколения? Они преисполнены нелюбви, вражды, коварства и неправды, а хищения и грабительства ныне имеют как праведный прибыток и не только о покаянии не помышляют, но и едва ли себе в грех вменяют столь злые и столь многие дела свои. Таковые если когда-либо и со делают что-либо доброе (ибо иногда и грешники творят некие добрые дела), однако эти их дела, как совершаемые в великой вражде с Богом, являются небогоугодными пред Богом, Который гневается на них за другие их многочисленные злые дела, которыми они всегда Его опечаливают. К таковым Бог еще в Ветхом Завете в Исаиином пророчестве говорил (а ныне и к нам говорит): «Что Ми множество жертв ваших..? Аще принесете... кадило мерзость Ми есть... поста... и праздников ваших ненавидит душа Моя. Егда воздвигнете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас; и аще умножите мольбу, не услышу вас, руки бо ваши полны крове» (Ис. 1:11, 13–15).
Внемлем: разве в Ветхом Завете не доброе было дело – приносить Богу многие жертвы и кадило? Разве зло было – поститься, праздновать во славу Божию, воздевать руки к Богу и умножать молитву? Все сие не только неугодным, но мерзким являлось пред Богом, так как они Его раздражали другими великими грехами и беззакониями. Мы же отсюда видим, что когда человек углубляется в скверных и лютых грехах и не желает прийти в чувство, тогда отнимается от добрых его дел сила богоугождения. О сем свидетельствует святой Григорий, папа Римский, говоря следующее: «Человек развращенный по-видимому творит некие добрые дела, но они разрушаются его злыми делами; и так как попремногу неугодны Богу злые дела, то неугодны также Богу и добрые дела, которые совершают злые люди. Тот, кто в своем зле мерзостен Богу, тот непотребен и в своем добром». Отнимаются у грешника, не приходящего в покаяние, также и вечные на небе неизреченные блага, которые мог и он получить и которые уготованы любящим Бога.
Так греховное зло лишает человека всех благ духовных и вечных! Но грех погубляет многократно и блага временные, необходимые телу, ибо ради грехов бывает небо медно, дабы не давать дождя, как во дни пророка Илии, земля же железна, дабы не приносить плодов, и наступают глад и оскудение. Грехами сластолюбивых истощаются имения, и богатые приходят в нищету. Грехами невоздержания повреждается здоровье, губится красота лица, умаляется жизнь, а мудрые делаются безумными, честные бесчестными, а добрая в людях слава обесславливается. Всякий здесь пусть рассудит, сколь велико есть зло грех, лишающий грешника стольких благ!
Велико зло грех и ради наказания, навлекаемого за него на человека от Бога, ибо не бывает грех без наказания временного или вечного. Во временной жизни по причине грехов случаются различные бедствия, гонения, смущения, междоусобные брани, смертоносные раны, напрасные смерти, нашествие иноплеменников и крайние разорения не только городов, но и целых стран и царств, как пишется в Книге Премудрости: «Опустошит всю землю беззаконие, и злоба (греховная) превратит престолы сильных» (Прем. 5, 24). Примером сего пусть будет для нас древний Иерусалим, разоренный халдеями, руками которых были отведены в Вавилон и три святых отрока, которые говорили в молитве к Богу: «Истиною и судом навел еси сия вся на ны грех ради наших, согрешихом бо и беззаконовахом, отступающе от Тебе» (Дан. 3, 28–29).
Таковые наказания за грехи случаются здесь. Что же в будущем веке? – огнь неугасимый во аде, непросветимая тьма, червь неусыпающий, тартар, которого и сам сатана трепещет: всеми этими казнями имеют быть во веки казнимы непокаявшиеся грешники. Отсюда ясно можно видеть, сколь велико зло грех, в столь великие временные и вечные беды ввергающий человека!