Источник

РОСА ОЗАРЕНИЯ СМЫСЛОВ

Радуйся, верных озаряющая смыслы! (Акафист, икос 2).

Чудо 6 в 1672 году

Один человек, по имени Лаврентий, черниговский житель, исступил из ума и, как это в обычае у таковых, бегал ночью по городу и по полю. Однажды он хотел утопиться в реке, но был схвачен и приведен к чудотворной иконе в Ильинский монастырь, где, когда творилась о нем иноческая молитва, благодать Богородичная дала ему ум, смысл и разум.

Так, будучи здоровым и в рассудке, он возвратился в дом, хваля Матерь Божию, вразумившую его.

Беседа

Стекайтесь сюда, все обделенные умом, безумные и невежды. Со мною сюда придите, – вот, мы имеем наставницу премудрости и подательницу смысла, Пресвятую Деву. Она нас научит, Она вразумит, Она наставит нас во всем. Знаете, что всякий неразумный книгою просвещается, ненаученный научается премудрым, невежда наставляется руководителем. Пречистая Дева есть и Книга, и Премудрость, и Предводитель.

Книга Она, по сказанному Дамаскиным: «Книга новая, в Ней же неизреченным образом Бог Слово нерукотворно вписался». И святой Андрей Критский говорит: «Книга воистину Живого Слова Отчего, тайно вписанного животворной тростью Духа». Эта Книга превосходит разум премудрых, а любомудрых и хитрословесных делает немудрыми и бессловесными, хотящих же у Нее научиться – из глубины неведения извлекает.

Любомудрствовал и хитрословил проклятый Нестор, уча Богородицу называть Христородицей, – он, мнив себя премудрым, обезумился. Прост был святой певец Роман, он, наученный Богородицей, написал тысячи кондаков после явления ему во сне Пресвятой Владычицы нашей, когда, подав книжный свиток, повелела ему съесть его. И он отверз уста свои, проглотил хартию и исполнился премудрости.

Этой Книги взыщи всякий хотящий учиться! Взыщи Ее, невежда, да научишься разуму духовному, ибо Она «наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая» (Акафист, икос 11). Взыщи Ее, гордый, да научишься глубине смирения, «неудобозримаго и ангельскима очима» (Акафист, икос 1). Взыщи Ее, нечистый, да найдешь сокровище чистоты.

Гневливый с завистливым, взяв с собой сластолюбивого, взыщите Ее все, да научитесь любви и нищете духовной. Чревобесный и ленивый, поищите Марию, да воздержанию и бодрости научитесь. Дева Мария есть «премудрости Божия приятелище» (Акафист, икос 9).

Ненаученные! Научайтесь Ею! Той, Которая с высоким проповеданием говорит: «Кто неразумен, обратись сюда!» И требующим ума говорит: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, Мною растворенное; оставьте неразумие» (Притч. 9, 4–6).

Дивился некто, слыша о вине, к которому зовут безумного, чтобы премудрым стал, – разве дает вино премудрость? Скорее обезумивает и премудрого. Не без причины апостол велит не упиваться вином (Еф. 5, 18). И если даже мудрый погубляет разум свой вином, почему безумный к нему призывается? Чтобы безумнейшим стать?

Но велено ему не удивляться. Одно вино – то, что ум погубляет, а другое – Марии, Которая сохраняла в себе сокровище Божией премудрости. О Ее вине пророк говорит, что не безумием, но целомудрием оно напаивает: «Вино», – говорит, – «родящее девы» (Зах. 9, 17). И какие девы? Не безумные, но мудрые, которые «вместе со светильниками своими взяли масло в сосудах своих» (Мф. 25, 4). Этим-то вином и безумные некогда упремудрились. Не сомневайся же и ты, любимиче, о вине Ее, но приди и испей от Нее премудрость с прочими. 5 Пил от Нее Дамаскин, почерпнув усеченною рукою, и сколь упремудрился? Стал как источник, источающий потоки премудрых песней. Слушай, что его старцу сказала в видении Богородица: «Не заграждай источника Моего!» Так уж и ты не лиши себя такового пития. Дева Богородица – это Предводитель. Невежи, наставляйтесь от Нее!

Наставлял некогда Гедеон триста воинов израилевых к битве с Мадиамом, и странное было у них приготовление к битве: вместо меча и копий свечи в руках держали, и этим прогнан был супостат (Суд. 7, 20). Мадиам адский борет меня, и как прогоню его, не ведаю. Наставь меня Ты, Богородица, ибо Ты свеча, Свет принявшая, Которой прогоняется тьма темных полков.

Блажен и премудр держащий Свечу сию вместо крепкого оружия, безумен – не стяжавший Ее. Пять оных дев за угасшие светильники заслужили себе имя безумных, державшие же не угасшие свечи – мудрыми наименовались (Мф. 25, 3–4).

Имеющий Тебя светом, о Владычица! воистину мудр: ходящий во свете Твоем не спотыкается. Не имеющий же Тебя – глупец и невежда, таковой во тьме ходит, а кто ходит во тьме, спотыкается (Ин. 11, 9–10).

Повелел Господь Моисею в Исходе, чтобы светильник во храме свидения никогда не угасал, но «чтобы горел светильник во всякое время» (Исх. 27, 20). Это прообразом явилось Наставницы нашей Пресветлой, о Которой Приточник предвозвещал: «Светильник Ее не гаснет и ночью» (Притч. 31, 18).

Свет Ее всегда ум озаряет, всегда тьму просвещает, всегда к разуму наставляет всех верных. О, Всесветлый Свет, просвети светильник мой! Госпожа Богородица, просвети омраченную душу мою!

Нравоучение

Всякий нераскаянный грешник безумен, не имеет разума.

Ум или разум в человеке – это одна светлая свеча, разгоняющая темноту неведения, и показывающая, что есть доброе, а что злое, и всегда на светлый путь заповедей Божиих наставляющая. Когда же человек, не послушав доброго, внутри просвещающего его разума, уклонится по злой воле своей, ибо «прилежит человеку помышление на зло от юности его» (Быт. 8, 21), и пойдет по своим похотям, творя неподобное (хоть и знает, по свидетельству разума своего, что смертно согрешать – это зло, за него казнен он должен быть вечно, но небрежет о том и нерадеет о грехе своем), тогда исступает из ума человек, губит разум и, как безумный, блуждает в темноте буйства своего.

О таковых говорит псалмопевец: «Не познали, не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81, 5). И святой Каллист: «Воистину, не имеют светлости Божественного разума в злобе и бесчинии живущие, ибо как солнечные лучи закрываются темными облаками, так ум наш, в душе, как в полудни, ясно светящий, потемняется буйством, а буйство какое большее, чем грех?» Так и Златоустый говорит: «Ничего нет злее греха».

Творит безумными он и прежде великих разумом. Премудр был Соломон, но сколь обезумился, служа греху? И иных немало премудрых погибло из-за грехов. Молить прилежно подобает Господа, дабы, отогнав от нас буйство греховное, просветил наш ум светом разума святого Евангелия.

Господи, «вразуми меня, и я буду поучаться в законе Твоем и хранить его всем сердцем моим» (Пс. 118, 34). Благости, наказанию и разуму научи меня.

Прилог

Ветер свечу угашает, грех разум губит, Отвергается Христа тот, кто злато любит.

В персидских краях жил иерей по имени Павел, преуспевающий в благочестии и многих добродетелях. И имел он единственное лишение ума – от сребролюбия. Что и погубило его. Как? Послушай.

Было тогда великое гонение на христиан. И, боясь принуждения к идолослужению, бежал тот иерей в горную пустыню, захватив с собой золото, которого много имел. Тогда же и некие девы, пять инокинь из разоренного мучителями монастыря, скрывались в горах. Обретя там Павла, поселились близ него те девы, сияющие добродетелями и исполненные благоуханием Святого Духа. Вправду сказать, подобны они были оным мудрым девам, которых Божественное Евангелие поминает, – так же украшены постническим житием.

И жили они близ Павла, пели и служили с ним, творили день и ночь Божественные заповеди. Но ненавидящий добро дьявол, не терпя таковой их жизни и подвига, в котором они преуспевали, слушай что замыслил. Вошел в некоего человека, знавшего, где они скрываются, и тот явился к князю персидского царя и говорит ему: «Есть один христианин пресвитер, имеющий много золота, с ним пять инокинь скрываются. Если хочешь взять его золото, представь его суду вместе с постницами и, если не захотят от веры своей отречься, усечешь их и возьмешь богатство».

Князь, все это выслушав, тотчас послал взять пресвитера с инокинями и золотом и представил их пред судом. Тогда дьявол вошел в сердце пресвитера, и он сказал князю: «Почему забираешь мое достояние, ведь я тебя ничем не обидел?» Тот же отвечал: «Потому что ты христианин и не хранишь царевы заповеди». Павел ему: «Что мне повелеваешь делать?» Князь: «Если поклонишься солнцу, бери свое золото и иди куда хочешь». И окаянный, при виде своего золота, поклонился солнцу, и ел от идоложертвенных, и пил кровь их.

Видя, что не получил желаемого, князь прибавил: «Если сделаешь так, что постницы поклонятся солнцу и возьмут себе мужей, то бери свое золото и иди куда хочешь».

Павел пошел к постницам и сказал: «Князь взял мое имущество, повелевает и вам исполнить распоряжение царево. И вот, я поклонился солнцу и ел идоложертвенное, вы тоже сотворите сие». Но они, оплевав его лицо, единодушно сказали: «О, окаянный, не хватает тебе своей погибели, и нам того же желаешь! Ты сегодня – второй Иуда, ибо как он ради золота продал Учителя и Владыку на смерть и, взяв золото, пошел удавиться, так и ты – другой Иуда нравом оказался, ради золота погубил свою душу, потому что глубоко в ум принял слова того богатого, говорящего душе своей: «Душа! много добра лежит у тебя: ешь, пей, веселись». Оттого и услышал: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12, 19–20). Говорим же тебе, как перед Богом: сбудется на тебе сказанное и об Иуде, и о богатом». И снова плевали в лицо ему, как отступнику.

Тогда повелением князя биты были святые девы нещадно много часов жезлами. Но они повторяли: «Мы Господу нашему Иисусу Христу поклоняемся, повелению цареву не повинуемся, и что хочешь делать – делай». Князь всячески прельщать их пытался, как наследовать золото Павла, но они не повиновались, и повелел он тогда Павлу своей рукой отсечь им головы. Думал, что тот не захочет, и сокровища ему достанутся. Он же, окаянный, услышав это и вновь оглянувшись на свое золото, говорит: «Что велишь, сотворю». И, взяв меч, подошел к ним.

Святые девы, увидев его, поразились: «О, окаянный, пастырем был нам еще вчера, ныне пришел, словно волк, уничтожить нас! Это ли учение твое, которым наставлял нас все дни, чтобы за Христа умереть? Сам же нисколько не захотел пострадать за Него, без нужды отвергся от Него. Неужели из нечистой твоей руки святое Тело и Кровь принимали? Знай, ныне меч в руке твоей житию вечному нам ходатай. Мы уходим к Учителю нашему Христу, ты же, как предрекали, с золотом и душу свою погубишь скоро, и удавлен будешь, и с Иудой сыном геенны станешь». Это и иное сказав ему, инокини сотворили молитву. И усечены были их головы рукой Павла.

Тогда сказал ему князь: «Знай, Павел, что ни в одном из христиан не обретал я такого исполнителя воли царевой, как в тебе. Потому не могу отпустить тебя, ибо, как узнает царь о тебе от меня, великой чести захочет тебя сподобить. Ныне возвеселись с нами, завтра же скажем царю про тебя». Окаянный ответил: «Будь, как сказал».

И в ту же ночь князь послал своих рабов удавить Павла, а утром, будто придя посетить его и найдя его висящим, осудил, как самоубийцу, и повелел выбросить вон из города труп его, псам на съедение, золото же взял себе.

Так свершилось пророчество святых дев над Павлом, сугубую смерть принявшим, как и учитель его Иуда...

О, как единственный смертный грех во многое безумие вверг окаянного! Тем более многие грехи и мудрейшего могут ослепить и погубить.


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle