И. А. Шляпкин

Источник

X. Заключение, дополнения и поправки

Задача наша кончена. Оглянемся назад и посмотрим, какие результаты для выяснения личности св. Димитрия дала наша работа.

В XVI-XVII столетиях в русской жизни несомненно обнаруживаются новые течения, создавшиеся под влиянием Запада. Одно из них – течение польское, идет чрез посредство малороссов и становится особенно заметным во время присоединения Малороссии к Московскому государству. Главными носителями его являются лица духовные. Благодаря им, в Московской Руси расширяется изучение латинского и польского языков, доселе практиковавшееся только в Посольском приказе, увеличивается число латинских и польских книг и переводов с них. Рядом с этим движением идут заимствования и внешней стороны польской и малороссийской жизни, а вместе с тем и воздействие этих новшеств на миросозерцание московских людей. Естественно, появляется протест со стороны людей прежнего закала: раскольников и людей старого византийского образования. Рознь особенно ярко проявляется в споре о времени пресуществления св. Даров. Благодаря отношениям царевны Софии и князя В. В. Голицына к малорусским деятелям, духовным и светским, вопрос этот связывается с вопросом о власти царевны и о направлении её реформ. Победа царя Петра над сестрою не уничтожает дела малороссов. Большинство из них, людей верных старым малорусским взглядам, придерживается прежних убеждений и с ними переходит и в эпоху Петровских преобразований. Сочувствуя вообще реформе, они, кроме немногих, отрицательно относятся к голландско-немецкому, протестантскому её направлению и резкости её проведения. Одним из таких лиц, представляющих из себя идеального общественного деятеля, в духе слияния западного образования с старыми русскими церковными взглядами, является святитель Димитрий Ростовский, человек высокого нравственного совершенства и удивительной цельности характера. Поставленный рождением в среднем круге общества и не оторванный от родных своим пострижением, Димитрий Савич мог одинаково хорошо узнать и высший, и низший классы малорусского народа вообще и духовенства в частности. Путешествие его по Западной Руси дало ему возможность познакомиться с внутренним строем Речи Посполитой и тяжелым положением в ней православных. Не менее ясны стали ему и московские порядки, как во время пребывания его в Киеве, так и во время полемики о пресуществлении и первой поездки в Москву. Главнейшим недостатком, кинувшимся в глаза будущему святителю, явилось отсутствие широкого образования, особенно со стороны церковно-исторической. Под влиянием окружавших его образованных деятелей – Гизеля, Ясинского и других, Савич принялся за громадный труд составления и переработки Четь Минеи, труд, обессмертивший его имя. С другой стороны, уступая требованиям жизни, он предается и хозяйственно-практической деятельности в вверяемых настоятельству его монастырях, хотя это и отрывает его от любимых ученых работ. Последнею деятельностью заканчивается первый малорусский период жизни Димитрия. Личность будущего святителя не представляет резких очертаний и деятельность его мало выделяется из общей деятельности малорусских монахов. Вызванный Петром Великим для исполнения государственно-церковной миссии в Сибири, Димитрий успевает освободиться от этого чуждого его ученым и созерцательным привычкам назначения и получает Ростовскую епархию. Здесь деятельность его делится между ученою и практическою стороною. Заботы о просвещении, умственном и нравственном, народной массы и её руководителей духовенства – объединяют эти стороны. Ради этой цели святитель, закончив свои Минеи, хлопочет о втором их издании, учреждает школу, произносит проповеди, затрагивая в них и современные события, составляет Летопись и Розыск. Около восьми лет пробыл св. Димитрий в Ростове, и эти года были венцом всей жизни святителя. Жизнь его кончилась с приездом в Москву, в Ростове началось житие. Нездоровый климат Ростовской епархии, собственное недомогание, бедность архиерейского дома, невежество духовенства, фанатизм раскольников, давление светской власти и вторжение её во все пределы пастырской деятельности – все соединилось в тяжелое время архипастырства св. Димитрия. Но до конца жизни остался верен себе слабый телом, но сильный духом святитель, вполне посвятивший себя своей пастве, буквально «душу свою положивший за овцы своя». И невольно, глядя на эту непоколебимую энергию, на эту неустанную борьбу ради просвещения, на эту теплую любовь ко всем труждающимся и обремененным, особенно в народной массе, повторяешь вместе со Стефаном Яворским и Православною церковью: свят, Димитрий, свят!

Дополнения.

К стр. 24 [вероятно опечатка – стр. 14] Схожая отчасти с приведенной, псалма напечатана у Головацкого Народные песни Галицкой и Угорской Руси I, стр. 30, № 27. – псалма см. сноску 70.

К стр. 21. – см. сноску 101

К стр. 27. – см. сноску 138

К стр. 28. – см. сноску 143

К стр. 38. – см. сноску 186

К стр. 172. – см. сноску 746

К стр. 291. – см. сноску 1072

К стр. 446. – см. сноску 1538

Кроме того, недавно мы узнали, что некоторые грамоты Ярославского архиерейского дома хранились в библиотеке Новгородской семинарии, куда они перешли из Новгородского Дымского монастыря.


Источник: Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.) : Исслед. И.А. Шляпкина. - Санкт-Петербург : тип. и хромолит. А. Траншель, 1891. - [581] с. - (Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета; Ч. 24).

Комментарии для сайта Cackle