преподобный Ефрем Сирин

Целомудрие

Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим.

Если ты целомудрен, не превозносись своим воздержанием, но в смиренномудрии моли Господа, чтобы до конца был твоим Хранителем, ибо нередко внезапное вторжение четвероногих в виноградник губило плоды по нерадению стража.

Кто, посадив у себя смоковное дерево, оставляет без присмотра плод его? Тем паче должно наблюдать за невинностью и целомудрием. Господь ненавидит общество людей сластолюбивых, потому и написано: Страшно впасть в руки Бога живого! (Евр. 10, 31). Или кто, укушенный раз аспидом, не бережется, чтобы не приблизиться к норе его? Если же после угрызения вложит руку в нору его и другой раз будет угрызен, – кто тогда виновен в смерти? Ядовитое ли животное или непоберегший себя человек? А ты разумей сказанное.

Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия, чтобы и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого, как бежит иной, видя, что за ним гонится зверь, или как преследуемый человеком с горящим пламенником переходит из дома в дом, чтобы не опалил его огонь.

Может быть, скажет кто-то: «Желал бы и я сохранить себя от скверны, – но что же делать? Не преуспеваю в этом!» Такой человек походит на желающего одержать победу над врагами без сражения и труда. Но иногда мы сами вооружаем стрелами нападающих на нас. Когда ведем себя слабо и неосторожно, не ограждая душевных окон, не делаемся ли тогда врагами своего спасения, давая свободный вход противникам? Когда безбоязненно устремляем глаза свои и смотрим, на что не должно? Между тем испытанному в добродетели неприлично смотреть безбоязненно и на свое тело, – ибо тогда сами себе наносим через это вред. И опять, когда склоняем слух свой к нелепой молве и блудным песням, не причиняем ли себе вреда? Подобным образом, если скверним уста свои пересудами и сквернословием и не обуздываем языка своего, но, как написано: язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3, 6), – а также раздражаем обоняние мазями и благовониями, руки свои бесчинно налагаем на что не надлежит, и ноги заносим на путь не прямой, – если делаем все это, то как будем в состоянии воздать Господу драхму целомудрия, не уровняв даже лица земли воздержанием и мужественными трудами?

Пока есть у нас время, постараемся покаяться; победим гибельные телесные страсти и душевное сластолюбие, подобно целомудренному Иосифу, – не телом только, но и помыслом. Совершенный муж до такой степени поспешает уцеломудрить себя: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Часто телесные действия прерываются по многим причинам, и человеческий страх нередко предотвращает их; действия же ума производятся небоязненно и без труда приходят в исполнение. Так, например, нередко кто-нибудь из вас, друзья, обращал невоздержный взор и увлекался своим помыслом, но потом тотчас проходил мимо. Таковой уподоблялся подстреленной серне, которая хотя и избегает рук ловцов, но уходит, унося в себе вонзенную стрелу. Ибо кто из вас побежден помыслом, тот уже не целомудрен перед Богом. Если бы не страх людской и не стыд, человек вместе с душой своей часто растлевал бы и тело. Потому он не увенчается уже как целомудренный, но, если не покается, непрестанно будет нести наказание как человекоугодник. Если и был он когда-нибудь завлечен и побежден своим помыслом, то уврачует язву свою лишь покаянием.

Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей. Потому корыстолюбец и любостяжательный нецеломудрен. Как один пленяется телесной красотой, так другой – деньгами; и последний еще в большей мере нецеломудрен, потому что не имеет равного с первым побуждения, которое бы нудило его требованием самой природы. Ибо по справедливости не тот всадник называется наиболее неискусным, который не удерживает упрямого и рьяного коня, но тот, который не в силах управить конем смирным и послушным.



Источник: Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 480 с. - (Духовное наследие). ISBN 978-5-485-00215-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Христиане святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Пастырь святитель Григорий Богослов

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – СОБЛАЗН праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – НАВЫК святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ИДЕАЛ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Истина святитель Тихон Задонский

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Валентин, имя нескольких западных св. мучеников профессор Александр Павлович Лопухин

8. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иосиф, пятый Патриарх Российский митрополит Евгений (Болховитинов)

9. Книга пророка Иеремии – Глава 50 преподобный Ефрем Сирин

10. Письма – Приложение II. Таблица, указывающая соотношение №№-ров русского перевода № №-рам подлинников блаженный Феодорит Кирский

Комментарии для сайта Cackle