преподобный Ефрем Сирин


Толкования на священное Писание
Первое послание к Тимофею

Глава 1

1Тим.1:1. Павел Апостол Иисуса Христа, по повелению... Спасителя нашего,

то есть явно и тайно оказывается спасительным таинство умерщвления нашего,

и... надежды нашей Иисуса Христа,

то есть в нем заключалась надежда всех язычников, находившихся в безнадежном состоянии.

1Тим.1:2. Тимофею, возлюбленному сыну моему,

не по природе, но

в вере

и крещении, ибо он научил его.

Благодать с тобою и мир,

достигаемый посредством даров Духа, пребывающих в тебе,

от Бога, Отца нашего,

соделавшего достойными язычников, кои называли Его Отцом, хотя и знали Его только по имени одному,

и от Господа нашего... Иисуса... Христа,

то есть от Того, Кто есть Господь наш как по плоти, так и по божеству Своему.

1Тим.1:3. Я просил тебя

в то время,

когда я уходил в Македонию (Деян.16:1), пребыть в Ефесе.

Заметь, пожалуйста, что даже и ученикам своим Апостол не давал повелений со властью, так что даже сына своего Тимофея смиренно упрашивал исполнить его волю. Упрашивал о том,

1Тим.1:3–4. чтобы ты заповедал,

– говорит, тем, кои держались чуждого учения,

не внимать басням и родословиям безпредельным,

разумей, учения иудейства, – и (не внимать) постановлениям закона, – и чтобы они не обращали внимания на истории начальников их – священников, кои по многочисленности своей и великому множеству их чинов были подобны как бы словам родословной таблицы. Или же (увещевал их), чтобы они не хвалились у вас своим происхождением от Авраама и двенадцатью коленами Иакова, как будто бы они были неисчислимы по причине множества своего. Это все, говорит, вызывает споры в Церкви, а отнюдь не есть в них следствие

веры в домостротельство Божие:

то есть нет в них веры, ожидающей воздаяния (загробного), ибо все обещания даров у них сосредоточены на земле.

1Тим.1:5. Цель же заповеди есть любовь,

то есть ради именно этой самой любви и постановлены все заповеди, – а где любовь, там нет нужды в законе (Гал.5:22–23, 5:14, Рим.13:8–10 и др.). Любовь же разумею не на устах (словах) только, но

от чистаго сердца и... совести... доброй,

то есть не скоропреходящей,

и... веры непоколебимой,

которая не смущается никаким учением (чуждым) в отдельности и всеми учениями вместе.

1Тим.1:6. От сих

заповедей любви и веры

отступили они, уклонившись в суесловие

Евреев,

1Тим.1:7. кои хотят быть

и считаться

законоучителями

и законодателями, не зная однако же силы (значения) закона и

не разумея... того, что говорят,

так как говорят против самих себя, – и не знают того,

что утверждают,

а воображают, что знают истину.

1Тим.1:8. А мы знаем, что... добр... закон, если кто им законно пользуется,

то есть если кто знает время его (которое было для него назначено) и разумеет истинные тайны, в прообразах его начертанные.

Если же не понимают этого и безрассудно настаивают на исполнении всех без различия заповедей его; то пусть знают, что никакого закона не положено праведникам как предшествовавшим закону, так и жившим после сообщения его Евреям чрез Моисея. Ведь тем же законом, коим оправданы предшественники закона, им же оправданы и те, кои жили во время дарования закона, как и после сего. Итак, необходимо было положить закон не для праведников, кои не имели в нем никакой нужды, но для

1Тим.1:9–10. беззаконников, человекоубийц,.. мужеложников

и прочих, им подобных, дабы хотя бы угрожающими наказаниями закона устрашить их и отклонить от злодеяний.

1Тим.1:12. Благодарю же Того, Кто меня укрепил во Христе Иисусе Господе нашем

твердо стоять против гонений, и

верным... меня... признал

для того, чтобы вручить мне благовестие, назначив меня ни на то служение, которое состоит в совершении земных жертв, но

на служение небесное.

1Тим.1:13. Меня, кто прежде... хулителем был... и гонителем и обидчиком (Деян.8:1, 9:1, 1Кор.15:9, Гал.1:13),

– и вот теперь соделал меня достойным терпеть гонение за Него, хотя я преследовал церковь Его, – и обидам подвергаться за Него, хотя я наносил обиды служителям Его, – и я сделался благовестником Его, хотя и был хулителем Его по ревности к закону. Итак, Он помиловал меня и отвлек от закона потому, что это все

в неведении

моем совершал я против церкви Его и

в неверии.

1Тим.1:14. Но ...преумножилась благодать... Господа нашего... с верою и любовию, [которая] во Христе Иисусе:

то есть преумножилась во мне та вера, которую я гнал, – и преизобильно излилась на меня любовь Иисуса Христа, Коего некогда я хулил.

1Тим.1:15. Верно это слово... и всякаго принятия достойно, что... Иисус... Христос пришел... грешников спасти,

как и Сам Он сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Лк.5:32). На мне совершилось на деле слово Его, ибо я глава

[первый... из] грешников.

1Тим.1:16. Но для того... помилован... я, чтобы... во мне,

чрез обращение меня,

показал... Иисус Христос... все долготерпение Свое.

Ведь если бы умертвил меня по требованию Своего правосудия в то время, когда я продолжал еще хулить Его, то как же бы обрела меня благодать Его? Но вот теперь призвал меня и возвеличил меня в Себе, чтобы сделать меня образцом грешников,

кои имеют уверовать Ему,

дабы и они, подобно мне, снискали себе

жизнь вечную.

1Тим.1:17. Царю же веков,

соделавшему это со мною, живому,

нетленному,

непорочному

и невидимому,

давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему

слава... и... честь... во веки веков. Аминь.

1Тим.1:18–19. Эту же заповедь,

которую я теперь намерен письменно дать тебе,

преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал... ты в них добрым воинствованием,

для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный (Деян.9:15), – или же ему дано пророчество, – почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать в нем, то есть в той доброй вере, которую ты принял, – и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры.

1Тим.1:20. Из таковых один есть Именей и другой Александр.

Отрицая добрые дела и не имея чистого ума, они лишены были и веры и не принимали ее. Или же они были верующими, но отвергая от себя добрые дела и чистый ум, лишились и самой веры, и впоследствии сделались даже сильными врагами веры. Прибавляет еще:

коих я предал сатане, чтобы... научились не богохульствовать.

Как подверг он порицанию Варсуму, волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, – и сказал ему: «слеп... будешь... ты,.. и не увидишь солнца до времени» (Деян.13:11), – так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, кои вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, – они отвращались от богохульства, коим осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви.


Комментарии для сайта Cackle