преподобный Ефрем Сирин

Толкования на Священное Писание
Послание к Римлянам

Глава 4

(Рим.4:1–5) «Что же скажем – Авраам отец наш обрел по плоти" , то есть: поелику сыны упорные произошли от поколения его? «Ибо, если Авраам от дел оправдался», то имеет чем хвалиться от дел, которые его оправдали, – "но не (в отношении) к Богу», Который пожалел его. Посему Писание не говорит, что Авраам «сделал» и это вменено ему было в правду, но только: "поверил он Тому, Кто нечестивых оправдывает, и... это вменено ему... в правду» (Быт.15:6). Если, таким образом, желаете оправдаться, то какую имеете нужду в обрезании? Ведь, вера оправдала Авраама до обрезания, ибо "делающему награда не вменяется по благодати, но по долгу» , между тем награда вменена Аврааму по благодати. Но если, говорит, вы хвалитесь делами вашими, то мы прибегаем к Аврааму, который, как и мы, немощен был и оправдан чрез веру. Если бы народ (Израильский) и язычники были верны своим законам, то по заслуге – и награда. Но если все согрешили и потому неспособны к восстановлению, то уже оправдываются чрез благодать, то есть: когда, как Авраам, веруют в Того, Кто грешников оправдывает, – и это для раскрытия того, что помилования благодатью желают те, кои, став несчастными, уповают на закон.

(Рим.4:6–9) Продолжает: "Давид говорит: блажен тот, кому Бог правду Свою вменил», дабы показать, что Бог оправдывает его без дел. "Блаженны, коих отпущены беззакония» (Пс.31:1–2). Приди, говорит, рассмотрим: от чего это блаженство? – В необрезании?... Но они уверовали, и «покрыты... грехи» их чрез крещение. «В обрезании?...» Но они ежедневно обнажают его и законы жертв бесчестят его, то есть открытием грехов, которые допускались во время жертв.

(Рим.4:10–12) Опять речь его останавливается на необрезании Авраама. Итак, говорит, «как вера вменяется Аврааму в правду?Когда он был в обрезании или в необрезании?» Смотри, говорит, какова сила веры? Не написано, что Авраам оправдан, когда принял обрезание, но когда уверовал. Впрочем не пренебрегал им и не считал его бесполезно данным, но поставил его как венец, оканчивающий победу. Венец не есть победа, но удостоверяет победу. Обрезание установил, как знак, чтобы осудить оправдание, которое было в необрезании, – то есть оправдание, которое получил в необрезании, чтобы быть отцом всех верующих в необрезании, так что, как ему, так и им вменится вера в правду и он назовется отцом обрезания для тех, кои следуют по путям веры в необрезании Авраама.

(Рим.4:13–14) Ведь, не чрез закон, который дан спустя четыреста лет (Гал.3:17), давалось обетование Аврааму, что он будет наследником мира, но чрез правду веры. Если же от закона было бы наследство, то тщетна была бы вера, тщетно обетование, ибо исполнения закона быть не могло. Посему дает другу предварительное обетование вне закона; впрочем, о грехах, которые были вопреки правде, предвозвещение выражено кратко: только сосредоточил его в благословениях, и это ради закона, – что все могло препятствовать проклятиям.

(Рим.4:15) "Ибо закон гнев соделывает.» Верующие и неверующие должны были принять обрезание, так чтобы никто не отказывался. поелику вера зависит не от тирана, а от воли человека, то все дела тирании совершены были во имя закона, а дела свободы – во имя веры. И поелику мир погрешил в отношении веры Авраамовой, что было произведением свободной воли, между тем как закон был страшным тираном, – то время закона сравнил с детством, а другое (время) – с юностью; не потому, чтобы эти времена властвовали над нами, но потому, что и самые эти времена получили названия от наших дел, как люди – от плодов дел своих.

(Рим.4:16) И, как во время слабости закон был полезен, так теперь он вреден; ибо пришла вера, которая оправдала Авраама прежде закона. «Посему, – говорит, не от дел, но от веры,.. дабы тверда была благодать» во всех поколениях, – не только у тех, кои от закона суть, то есть не у Иудеев только, но также и у язычников, которые суть от веры отца нашего Авраама. «Он, – как написано, – есть отец многих народов» , – всех верующих, как ты, «в Бога, животворящаго мертвых и называющаго несуществующее, как существующее» (Рим.4:16) (Быт.15, Быт. 17); и, как воззвал Исаака (к бытию) из того, чего не было, так и отъял его от жертвенника (Быт.17:5, 22:1). Если бы об обрезании только шла речь, то оно могло быть совершено слушающими; но поелику говорится о супругах без потомства, которое возрастет и умножится, как песок и звезды, то рассудите: что заслуживает (большего) удивления – наказание ли всеобщее за один миг, или же терпение в будущем?

(Рим.4:17–25) "Поверил , – говорит, – Богу, животворящему мертвых и называющему несуществующее, как существующее» , то есть: из омертвелого тела Авраама и бесплодной утробы Сарры оживотворил и произвел тех, кои в то время не были. поелику же, чрез данное им обетование дарованы, то Бог похвалил веру отца их, который уверовал в поколения свои, так чтобы, кто родится от него, подобен был бы по вере отцу своему и имел бы такую же веру, какую родители имели прежде рождения сына. Таково значение слов, которые говорит: «вопреки надежде, по надежде уверовал», – и прибавляет: «и... не помыслил о теле своем омертвелом и... омертвелой утробе Сарры» и прочее. «И не только, – говорит, – ради него написано, что вменено ему... в правду, но и ради» вас, поелику, как ему, так и вам "вменится» в правду; ибо вы уверовали в Того, «Кто воскресил... Господа нашего... Иисуса Христа, Который предан ради грехопадений наших и воскрес ради оправдания нашего» .


Комментарии для сайта Cackle