архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

О памяти смертной

Содержание

О памяти смертной Суета сует Вечность Человек Бодрствуй и подвизайся Понуждай себя Память смертная – лучший путь Мирское – будет развеяно по ветру Конец представления  

 

О памяти смертной

Кратка наша жизнь – этот прах, пепел, сон, и в скором времени умираем. Сейчас у тебя есть здоровье, а завтра его теряешь. Сейчас лицо твое весело, а вскоре ты уже мрачен. Глаза источают слезы от большой радости и любви, а вскоре – от боли и скорби. Сегодня – процветание, завтра – крушение. Сегодня – радостные вести, а завтра на смену им приходят вести печальные.

Всуе мятемся; жизнь – это тень и соние.

Где наши родители, наши братья и сестры, наши дедушки и бабушки? Всех их принял гроб, всех их уничтожили черви и тление. Смерть и тление ожидают и нас!

Будем молиться, чтобы святой Бог спас нас, даровав нам всецелое покаяние и дела, достойные покаяния, дела милости и любви, дух покаяния с истинным смирением, дабы мы приклонили Судию на милость по отношению к нам, чтобы в страшный час смерти душа с дерзновением сказала: «Уповаю на Бога, что Он поступит милостиво с моим ничтожеством». Аминь.

Суета сует

С плачем появляется человек на свет; с плачем и скорбями он живет; со слезами и страданиями уходит из мира. О, суета сует! Сон проходит, и человек просыпается в реальности подлинной, настоящей жизни. Никто не замечает, как протекает суетная жизнь. Летят годы, пробегают месяцы, утекают часы, незаметно тают секунды, и без всякого предупреждения приходит телеграмма: заповеждь дому твоему, ибо ты умрешь и не поживешь.

Тогда раскрывается обман, и человек постигает, насколько велико было то влияние, которое оказывал на него мир. Человек раскаивается, его охватывает тревога, он ищет ушедшее время, готов отдать все свои богатства, чтобы купить хотя бы один день для покаяния и причащения Святых Таин. Но, увы, теперь нет к нему никакого снисхождения. Снисхождение оказывалось ему раньше на протяжении многих лет, а он растратил время на базарах, в тавернах, в кинотеатрах и во всякой постыдной похоти.

Годы уходят, сменяя друг друга. День за днем каждый из нас все больше приближается к кончине своей жизни.

Драгоценное время истекает у нас на глазах, а мы и не замечаем того.

Ныне, пока светит солнце, а день дает свой сладкий свет, будем скоро идти по пути исправления, доколе нас не настигнет ночь будущего, когда мы уже более не сможем продолжать свое шествие. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения, – гласят бессмертные слова апостола Павла.

О, сколь сильна должна быть память смертная в душе христианина! Если он верит в истинное бытие, избежать мыслей о смерти невозможно. Каждая душа с минуты на минуту ожидает телеграммы с небес, дабы разорвать всякую связь с земным, закрыть торжище и дать точный отчет о духовной купле, чтобы получить вечную участь либо на небесах, либо в бездне.

О всещедрый Боже, буди милостив к моей жалкой душе: неготовность, безразличие, и более ничего. Ум мой замирает перед этим спасительным поучением. Бодрствуйте, будьте готовы! – взывает Иисус. Блаженны имеющие слух, слушающие и готовящиеся, ибо они сподобятся вечного счастья. Блаженны те рабы, которых Господь, придя, обрящет готовыми. Они будут ликовать вечно.

Будем терпеть скорби жизни, чтобы сподобиться вечной радости. «Ибо всуе мятется всяк земнородный; егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся». Доколе есть свет, будем шествовать к своей великой цели, потому что приходит час, когда наступит тьма, и мы уже более не сможем потрудиться для своей души.

Вечность

Страшное это слово – вечность!

Чтобы немного понять, что означает вечность, я приведу тебе один пример.

Представь себе, что вся земля – это одна огромная скала из гранита, твердого камня, и каждые тысячу лет прилетает птичка поточить свой клювик о камни. И, когда эта скала будет сточена, тогда мы получим некоторое слабое представление о том, что такое вечность.

Но даже это невечность, не бессмертие, не жизнь без конца!

И вот, наша жизнь на земле, подобно игре в рулетку, разыгрывает нашу вечность: либо рай, либо ад!

Насколько же внимательными нам нужно быть!

Ты столько лет терпел, и они прошли как сон.

Да даже если проживем и тысячу лет, и они пройдут как сон.

О, что за суета все то, что принадлежит здешнему суетному миру!

На смену любой жизни приходит смерть.

Смертью называется переход людей из этого мира в мир иной – бессмертный и вечный!

Нет ничего великого в том, чтобы потерять здешнюю жизнь.

Так или иначе, мы все когда-нибудь умрем.

Вся суть в том, чтобы не потерять бессмертной жизни, жизни без конца.

Бесконечная жизнь в аду – о, что это за страшная вещь! Боже мой, спаси нас всех.

Когда Бог озарит землю рассветом, будем помышлять о том, что это наш последний день и что с заходом солнца мы отойдем на Судилище Божие!

Как нам нужно провести свой последний день? В безмолвии, в молитве, в послушании, со слезами и покаянием, умоляя Бога быть милостивым!

Так же и ночью будем представлять, что это – наша последняя ночь. Кровать наша – это наш гроб!

Итак, об этом и о многом другом мы должны помышлять каждый день и каждую ночь, как будто это последний день и последняя ночь! Потому что мы не знаем, когда придет телеграмма из центра Божия, из столицы, – из Горнего Иерусалима.

Смотри, чадо мое, чтобы время не проходило даром, без совершенствования твоей души, ибо смерть приходит как тать.

Горе, если найдет она нас в состоянии нерадения и бездействия.

Я знаю, что мы должны сразиться со страшными врагами, и труд велик.

Но рядом с Богом, то есть пред силой Божией, все отступает, когда ей содействуют и произволение, и сама жизнь человека.

Непрестанная память о смерти, как и другие благочестивые размышления, не должны покидать нас. Они доставляют душе трезвение.

Каким будет для нас час смерти!

Увы, увы, говорят отцы, что последует за этим? Что нас ожидает?

А мы бежим от сражения, пребываем в безразличии, дремлем, впадаем в летаргический сон!

Мир далек от истины: люди работают, спят, путешествуют по морям, не зная о том, что будет за гробом!

Глубокий мрак покрывает истину подобно тому, как глубокий мрак скрывает свет солнца.

Существует два различных образа мыслей: мирские люди помышляют о том, что до гроба, а мы – о том, что после гроба!

Будем непрестанно иметь память смертную.

Святые отцы говорят, что нерадение не обретало их в келии, потому что день и ночь они пребывали в памяти смертной. Нерадение не находило в них места.

Отцы помышляли: «Если сегодня или завтра последний день, что я должен делать?». Так память смерти держала ум в страхе Божием, а страх Божий озарял светом совесть, указывая на то, как нужно понуждать себя.

Конечно, эти помыслы вначале не производят в человеке чувства; душа, как мы сказали, мертва, неподвижна. Но постепенно она приходит в движение, оживает и со временем начинает трудиться как положено.

Человек

Человек – избранное и единственное в своем роде творение Божие, двойственное естеством, – рождается на этой планете, на Земле, и через некоторое время умирает телесно, будучи совершенно бессильным удержать себя в жизни.

Ложные представления надувают его как шарик, который от одной лишь болезни умирает и исчезает.

Он не имеет над собою власти; сам того не понимая, он управляется иной волей и иной властью, носимый вопреки своему желанию, совершенно не в силах противиться.

Но что же ты есть, человек, что бахвалишься и гордишься, помышляя о самом себе чрезвычайно много?

Вот, невидимый микроб нападает на тебя, ты тотчас заболеваешь, чувствуешь недомогание и нисходишь в гроб.

Тленный мечтатель, ты видишь, что приходит смерть, что ты уйдешь в неизвестную страну, и покоряешься безо всякого прекословия. Есть у тебя силы отречься, противостать, избежать того, что происходит в этот страшный час? Нет! Ты совершенно бессилен. Что же ты тогда хвалишься, глиняный человече, слабый, жалкий и никчемный! Чем ты обладаешь, что бы не дал тебе Бог? Разве не забирает Он у тебя этого, когда только пожелает? Да. Тогда приклони выю, смирись и таким образом спасешься.

Бодрствуй и подвизайся

Праведный Лот, находясь среди развратных и порочных людей, мучился день и ночь. Он страдал, видя их постыдные дела, но сам не судил никого, почему и сподобился Божественного явления и был избавлен от погибели нечестивых во время Божественного попаления беззаконных городов.

Разве здесь не более Содома и Гоморры? Разве не ожидается огонь и гнев Божий? Посему пример Лота достоин внимания, чтобы не погибнуть и нам. И не временно, как древле, а на веки вечные!

Будем бодрствовать, ибо не ведаем, в который час приидет вор – смерть. Будем трезвиться, чтобы сохранить богатство православной веры и благодати, которой мы сподобились, крестившись в святой купели.

Чего мы ожидаем, что было бы вернее смерти? Это самое неизбежное, что встретит каждый человек. Смерть мы должны непрерывно переживать в себе, чтобы с помощью этой спасительнейшей памяти избежать смерти души, которая есть не что иное, как совершенное отлучение от Бога.

Подвизайтесь, говорит Господь в Своем евангельском слове, ибо не ведаете, когда посетит вас Жених души, и горе тому, кого Он найдет в нерадении и небрежении о своем спасении.

Понуждай себя

Делай, пусть и с великим трудом, дела спасения.

Все будет вменено в борьбу, подвиг и противостояние диаволу, и вознаграждение будет дано тебе без промедления.

Понуждай себя, поминай свой исход, смерть.

К сожалению, чадо мое, злой диавол забирает у нас все спасительные воспоминания, чтобы мы не получили пользы, и приносит все злые, дабы осквернить нашу душу.

Обманщик диавол незаметно для нас самих при помощи разнообразных уловок окрадывает нас, и драгоценное время проходит в нерадении и бездействии.

Зная же о его сетях, будем понуждать себя как к святейшей молитве, так и к духовным поучениям в полезных созерцаниях, чтобы душа наша непрерывно получала пользу и очищалась.

Безгранична ценность этой жизни, ибо посредством ее мы или приобретем Бога, или лишимся Его.

О, как драгоценно нынешнее время, сколь ценна каждая секунда!

Однако эта здравая истина забывается нами, и так проходит время, и мы не в силах вернуть его.

Блаженны имеющие открытыми душевные очи и готовящие припасы к великому путешествию.

И горе мне, что два великих зла человечества – забвение и нерадение – украли у меня эти припасы!

Всегда вспоминай о смерти; пусть это поучение станет правилом твоей жизни. Какую муку испытывает душа, разлучаясь с телом! Как она тогда вздыхает, как плачет, но другой помощи нет у нее, кроме добрых дел! Поэтому теперь подвизайся в добром, в полезном, пока есть еще дыхание жизни, ибо приходит час, когда члены тела перестанут совершать дело спасения!

Плачь горько, если желаешь обрести утешение в скорбный час смерти. Помни о Страшном Суде. О, страшен тот час, когда бедная душа услышит приговор о своей вечной участи!

Великий Антоний плакал, приближаясь к смерти, а опечаленные его ученики говорили: – И ты, отче, боишься смерти? – Ах, чада, с тех пор как я стал монахом, память смерти не покидала меня! И святые боялись этого часа, тем более мы! Что же говорить о мне, жалком! Горько вздыхаю, вспоминая об этом. Так поступай и ты и обретешь великую пользу.

Истина Божия, подобно громогласной трубе, трубит и возглашает: Суета сует, всяческая суета.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Помни последняя твоя и во веки не согрешишь.

Не пребывает богатство, не сопутствует человеку слава, смерть бо, пришед, сия вся упраздни.

Вот истина, которая мощно и громогласно разрушает ложь!

В каждой диавольской ловушке и помысле замаскирована ложь, вводящая человека в заблуждение.

Поэтому будем молиться, чтобы Бог просветил нас светом истины, дабы тьма ушла.

Кто защитит человека на Суде? Родители, братья, сестры? Напрасная надежда! Только Бог и жизнь по Богу.

О горнем помышляй, возлюби небесное, и ничто земное не будет занимать тебя.

Память смертная – лучший путь

Память о смерти есть лучший путь к постижению истины вещей.

Что собираешь, что гордишься, что хвалишься, о юность, о здравие, о ученость! Когда приду я, – говорит смерть, – воздам вам вашу цену! Когда будете положены в темную могилу, тогда познаете пользу земных благ!

Уходим мы, чада мои, в иной мир, неподвластный чувствам, не остаемся в этом, полном горечи, утеснений, греха и мучений. Там, в истинной жизни, отрет Господь Бог всякую слезу от очей спасенных, и не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но невечерний день, жизнь без конца и смерти! Той жизни, чада мои, да возжелаем всей душой, со всей горячностью, дабы с Божией помощью стяжать ее и избавиться страшного мучения.

Все в этом суетном мире прейдет.

Мир и земная жизнь – это ярмарка, где каждый человек за золото своей жизни покупает жизнь вечную.

Каким мудрым будет тот, кто золото жизни употребит разумно, покупая лишь то, что принесет ему пользу в час смерти и Суда Божия – исповедь, смирение,терпение, всецелую чистоту от плотских грехов, любовь по Богу.

Мирское – будет развеяно по ветру

Всегда размышляй о смерти, как будто каждый день является твоим последним днем, и, как только рассветет, говори: «Вот, душа моя, сегодня твой последний день. Будем подвизаться хотя бы его провести в подвиге и покаянии. И, верю, обретем милость, когда ночью преклоним колени пред Страшным Судилищем, пред страшным Судией нашим и Богом.

Дерзай, душа моя, молчи, молись, размышляй, люби, плачь с болью о многих своих грехах, ибо настал конец, и хотя бы на закате умилостивим огорченного нами Бога».

Во все оставшееся время будем подвизаться, ибо только это у нас и останется.

Все же остальное – мирское – будет развеяно по ветру.

Конец представления

Суета сует, всяческая суета, чадо мое, в этом мире. Так возгласил премудрый Соломон, когда с избытком вкусил всех чувственных наслаждений. Все удовольствия испытало его сердце, однако конец их – тление и гибель.

Напротив, труждающийся по Богу и необходимого для жизни не лишается, и, с другой стороны, ощущает подлинную радость и мир Божий.

Не вечно богатство, не остается слава; красота увядает, молодость проходит, и наступает старость; здоровье ухудшается, затем следует болезнь, и гроб все разрушает и превращает в ничто.

Когда помыслим о последнем своем жилище, тогда узрим собственными очами всю человеческую суету, как и авва Сисой, когда увидел гроб Александра Великого, воскликнул: – Увы, увы, смерть! Тебя, Александр, тебя не вмещал целый мир, и как же вместили тебя две пяди земли? Там, во гробе, прекращаются мечтания о суетных наслаждениях; там попирается всё, что любили и ради чего приносили жертвы многие из людей; там, во гробе, торжествуют над обманчивостью мира те души, которые уразумели его лесть.

Чадо мое, будь осторожен с театром, который называется миром, ибо оборванцы и обыватели на его сцене одеваются в одежды царей и владык. Некоторые кажутся таковыми истинно и обманывают воображение зрителей. Когда же представление заканчивается, маски снимаются, и тогда все являются такими, какие есть на самом деле.

Комментарии для сайта Cackle