Равноангельский лик

Источник

Содержание

Сети Царства «Столпописание» Благословляя, благословлю тебя и умножая, умножу тебя  

 

Однажды первосвященник Иоаким и народ израильский захотели увидеть, какое благо сотворил Господь, и сказали: «Ты великая слава нашего рода» (Иудифь 15:8–9). Так и наша монастырская многосотенная братия обращает свой взор ко Господу с благодарностью за многие Его благодеяния и гордится заступничеством и руководством Царицы Богоматери.

Сын Божий Иисус Христос приготовил и направил по прямому пути нашу жизнь. Ангел все эти годы сопребывал с нами, открывая Небеса. Он шел рядом, обращая внимание на все вокруг, на своих дланях начертал он стены наши (см.: Ис. 49:16). Мы всегда предстоим перед нашим ангелом! И он не забывает о нас! Благодаря его постоянным попечениям, беззаботна и радостна наша жизнь здесь, рядом с Богом, творящим всякие чудеса для нас. Единая душа, единое желание, единое излияние Святого Духа, единое Божественное упоение, увлекающее всех и погружающее в новую жизнь. Как вино веселит сердце человека (см.: Пс. 103:15), так и монастырь бодрит его и освежает! Монахини, эти «плясуньи Христовы», поднимают на свои плечи жизнь и радость, девственное величие, благодать и красоту!

Что же изберем мы сегодня? Славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его... пойте Господу, ибо Он соделал великое... ибо велик посреди тебя Святый Израилев (Ис. 12:4–6).

Сети Царства

Учение Господа о скопцах, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19:12), незамедлительно восприняли и претворили в жизнь целомудренные мужи и девы. Писавший о девстве апостол Павел пробудил церковное сознание к чистоте и тем самым предуготовил чин целомудренных дев в Церкви и институт монашества.

Ранние свидетельства отцов Церкви – Иустина Философа, Климента Александрийского, Мефодия Олимпийского – повествуют о девстве с любовью. Стремительное развитие монашества, в особенности мужского, подвигло женщин к соперничеству в аскетических подвигах, духовной брани и самопожертвовании.

Для начала давайте вспомним о том, что преподобный Антоний, александрийская дева Синклитикия, Пахомий Великий, святой Василий и единокровная его сестра Макрина создали целое монашеское воинство, пожалуй, даже несколько деятельных монашеских воинств! Назовем некоторые имена: Мелания, Павла, Исидора из Лавсаика, Афанасия, которая притворялась пьяницей, Домника, сестра преподобного Венедикта, Феврония, Евпраксия... А после эпохи иконоборчества: Афанасия Эгинская, Ирина Хрисоваландисса, мать блаженного Феодора Студита Феоктиста и многие другие. Образцы монашеской жизни для подражания нам даны в изобилии.

Удивительное впечатление произвели на Церковь во Христе юродивые и монахини в мужеском обличье, жившие терпя недостатки, скорби, озлобления... скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ... те, которых весъ мир не был достоин (Евр. 11:37–38). А отшельницы, усваивая образ церковной жизни и выковывая себя с помощью духовных отцов, становились общежительницами1, затворницами, юродивыми, столпницами, пастушками, постницами и т.д. Сколько их было в те древние времена! Так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском (Евр. 11:12). А затем сколько еще!

Законодатель монашеского устроения Василий Великий говорит: «Выступает в поход на стороне Христовой и женский пол ... много женщин отличилось не менее мужчин.

Есть и такие, кто сильно преуспел...» С тех пор возникла крепкая и плодотйорная традиция великих аскетов, известная на протяжении всего существования Православной Церкви, – создавать наряду с мужскими обителями и женские. Об этом свидетельствуют жития блаженных отцов Пахомия, Василия, Иеронима, Авксентия Вифинского, Венедикта Нурсийского, Симеона Столпника, Феодора Сикеота, Стефана Исповедника, Феодора Студита, Евфимия Нового в Перистере и многих других. Уже с десятого века существовали в материковой Греции женские монастыри-подворья, основанные святогорскими иноками. Эта традиция продолжалась и после падения Византии. Жива она и сегодня.

Со временем византийские императоры и императрицы, архонты, полководцы, князья возблаговолили монашеству и начали устраивать многочисленные, ставшие знаменитыми женские обители, в которых они сами нередко облекались в подвижническую власяницу. Основание императорами обителей для дев при правлении комниновской и палеологовской династий приняло даже форму эпидемии. Кроме того, со стороны властей выделялись достаточно большие средства и на их содержание.

Кроме императорских, патриарших, княжеских и независимых монастырей для дев, существовали и многие другие, зависевшие от мужских и управляемые своими собственными уставами. Общение между мужскими и женскими обителями было обусловлено духовными и жизненными потребностями – для нормального функционирования монастырей. Можно сказать, что женские монастыри служили подворьями мужских в силу существующих между ними взаимосвязей. Иногда в мужских монастырях за периодом расцвета следовали упадок и разруха, тогда они ругались с женскими обителями, потому что были не в силах помогать монахиням в самых тяжелых земледельческих работах. При всем при этом женские обители были даже более крепкими по причине аскетического образа жизни. Известны случаи, когда игуменья управляла не только женским, но и мужским монастырем.

Монахини, подвизавшиеся в исполнении заповедей Христовых, в силу тогдашних условий жизни оказывали попечение о нищих. Это происходило вплоть до времен турецкого владычества. Впрочем, и тогда монахини не оставляли своих занятий благотворительностью. Падение Константинополя, Царственного града, и изменение существовавшего тогда уклада жизни нанесли тяжелый удар по монашеству, особенно по женской его части.

«Столпописание»

Первый из отцов-монахов, святой Антоний, усердно заботился о своей сестре, избравшей путь девства и ставшей образцом монашеского жития для других. Равным образом и Пахомий Великий, основатель общежительного устроения монашеской жизни, видя рвение своей сестры Марии, дал распоряжение наиболее благочестивым братьям приготовить для нее на некотором расстоянии небольшой и уединенный аскитирион2. Вскоре туда пришли многие другие женщины, числом до четырехсот, для которых она стала духовной матерью. Естественно, что в результате этого Пахомий велел одному благоговейному старцу Петру посещать их. «Пахомиевы каноны» были действительны для тех женских обителей, которые подчинялись одному игумену. Так, согласно этим правилам, на похороны девы собирались мужчины и пели псалмы, монахини приготовляли все необходимое для погребения. Потом женщины с песнопениями сопровождали повозку с телом до берега этой стороны реки Нил. Тем временем их духовный отец Пахомий не переставая молился. Затем отцы с ветвями пальм и олив, с виноградной лозой в руках переправлялись через Нил и хоронили останки девы в своей гробнице на другом берегу.

Мы подчеркиваем, что для нужд строительства, работы или других потребностей сестер отцы выбирали сведущих в этих делах благочестивых братьев, которые возвращались в обитель с приближением часа принятия пищи.

Так два величайших наставника, кормчии пустыни – Антоний и Пахомий, вместе с Василием Великим и великими отцами Церкви единовременно основали монастыри. Благодаря своему личному подвигу они составили правила и предписания монашеского общежития, в которых четко оговорили, как должно организовать жизнь, духовное воспитание и труд в обители, чтобы они были действенны, успешно строились и служили наглядным примером для других. Начатая отцами-подвижниками монашеская традиция развивалась на всем протяжении существования Византийской империи и до наших дней успела явить миру множество монастырей, созданных по образцу древних обителей.

Так давайте вспомним некоторые из этих монастырей-образцов:

а) монастырь Триханареи на горе святого Авксентия.

В 460 г. Стефания, спальничья царицы Пульхерии, попросила у святого Авксентия благословение на отшельничество неподалеку, на расстоянии примерно мили от горы, где подвизался он сам. Когда там собрались многие девы, святой благословил им власяницы и дважды в неделю, оставляя своих учеников, спускался в женскую обитель для наставления монахинь. Иногда девы сами поднимались к преподобному. Вскоре число монахинь достигло семидесяти, и был выстроен храм, организована официальная обитель, находившаяся в каноническом подчинении мужскому монастырю преподобного Авксентия.

б) Преподобный Евфимий Новый (IX век) после сорока двух лет подвижнической жизни и уже как игумен в мужском монастыре святого Андрея Перистерона, был узнан родственниками и семьей, пригласил мать, супругу, сестер, дочь и внуков, купил место и устроил там «женщинам женский монастырь... всячески им помогая». Управление этим монастырем он вверил мужской обители. Посвятив оба монастыря Богу, преподобный Евфимий вручил игуменство в мужском монастыре своему внуку Мефодию, а в женском – своей сестре Евфимии. Сам же, «освободившись от попечения об этих двух монастырях, поднялся на столп».

в) Из жития преподобного Лазаря Галисийского мы узнаем, что он сам, постриг свою мать в монахини с именем Евпраксия, незадолго до или сразу после своего восхождения на столп Богородицы (1026). Из другого фрагмента жития становится очевидным, что она была игуменьей женского монастыря, зависимого от мужской обители. Деятельность этой женской обители, по всей вероятности, продолжалась и после смерти преподобного (1053).

г) После того, как преподобные отцы Никита, Иоанн и Иосиф основали на Хиосе Новый монастырь (1040), получивший независимость и самоуправление от императора Константина IX Мономаха, царица Феодора возвела «от самых оснований» еще одну обитель «для поселения благочестивых женщин и дев» в удобном месте, неподалеку от мужского монастыря. А преподобные, «как добрые отцы, делили все приношения и пищу своей обители между двумя монастырями, как между двумя возлюбленными чадами, отдавая в каждый монастырь достаточное количество и сохраняя при этом покровительство и заботу о них в неусыпном попечении и с богоугодным вниманием».

Такое покровительство и забота, оказываемые двум монастырям, засвидетельствованы и в хрисовуле3 Исаака I Комнина, выданном по просьбе насельников Нового монастыря и подтверждающем привилегии обоих монастырей. В предписании триблаженных основателей сказано, что «из двух обителей первая – для женщин, вторая – для мужчин, возведены они от оснований, в одной – мужи ревностные в духе, в другой – жены благочестивые и девы, в Господе труждающиеся».

д) Епископ Аргоса и Навплия Лев (1143) преобразовал женский приморский монастырь Арии в мужской по причине его легкой доступности морским разбойникам. Монахинь перевел в другую обитель, «от самых основ воздвигнутую», более спокойную и безопасную, расположенную в Вузе, «чтобы из обоих монастырей был прославляем Бог, а души мужчин и женщин спасались». Также он узаконил, чтобы «... настоятель сего мужского монастыря нес попечение о женской обители, если настоятельница и прочие монахини того пожелают».

е) Ктитор и игумен монастыря в честь Божией Матери Махера на Кипре по имени Нил, занимавший епископскую кафедру в Тамасосе, устроил женскую обитель в Тамасосе. В своем Уставном распоряжении (1210) он определил: игумен, который придет на смену ему вместе с благочестивейшим иеромонахом Неофитом, «печется, управляет и благоволит во всем священному Божию стаду», а также «ежегодно помогает сей святой обители и населяющим ее сестрам из свободных средств мужского монастыря».

ж) Святой Афанасий Константинопольский (1293) еще до своего патриаршества основал мужской и женский монастыри на горе Ганос во Фракии. «Не только мужскую природу он помазал для тернистого пути аскезы, но и женщин уподобил мужам... в ревности и следованию за Христом».

з) Святому Григорию Паламе, который тогда находился в скиту в Веррии, в письме сообщили о том, что преставилась его мать Каллони, принявшая перед смертью, как и ее супруг, схиму. По приглашению сестер, подвизавшихся с матерью, Григорий Палама с братьями из своего монастыря приехал в Константинополь. Встретил их и «дивился их добродетели, хвалил духовную брань, которую они ведут, и во всем чистое и совершенное житие». Однако не захотел остаться на родине и, более того, счел полезным, чтобы уехали с ним и его сестры. Братья, взяв с собой сестер, возвратились в Веррию. Там они и обосновались, а святой Григорий позаботился о том, чтобы им продолжить привычный образ жизни и аскезы.

и) Святой Игнатий Агаллиан, удалившись от мира, обосновался в Мирсиниотиссе, близ Митилины (1527), где вокруг него собралось множество женщин и мужчин. Благодаря Божественному откровению он приступил к строительству храма, соорудил много келий для женщин. В старом храме Таксиархов в Лимоне, что находился в получасе пути от обители Мирсиниотиссы, он основал мужской монастырь. По изволению святого, скрепленному патриаршей печатью, монахи должны были присматривать за женским монастырем и покровительствовать ему, предоставлять ему «ежегодно полагающееся даяние и всеми средствами по возможности ему споспешествовать».

Благословляя, благословлю тебя и умножая, умножу тебя

Очевидно, что самый важный вопрос для православного монашества – это необходимость духовного наставника – старца. Впрочем, согласно Григорию Паламе, всякий монах вообще в силу своего сана является вестником грядущего Царства.

В Греции первым возродил традицию покровительства женскому монашеству святой Нектарий Эгинский, епископ Пентапольский, основавший в начале XX века (1904) обитель Святой Троицы на острове Эгина4, чем внес свой вклад в распространение женского монашества. Он отдал созданной им обители всю свою любовь, претерпел многие скорби и сделался мучеником, спасающим молитвами мир. Еще можно назвать святогорского монаха Савву с острова Калимнос5 прославленного в лике преподобных (ум. в 1948). Равен им по святости и приснопамятный преосвященный монах нашей обители Иероним Симонопетрит (ум. в 1957)6, светильник его не гас и ночью (см.: Притч. 31, 18). Святой Старец Ам- филохий с острова Патмос (ум. в 1970)7, вдохновлявший людей и «возвышавший смиренных», ныне ликует в Духе Святом и созерцает славу Божию. Блаженна память старца Филофея с острова Парос (ум. в 1980)8. Он никого не оставлял в беде или духовном голоде. Ныне же сам преисполнился миром, благодатью и жизнью, и верные в любви пребудут у Него (Прем. 3:9). Скольких мужей и жен, прославленных в лике преподобных, откроет нам небо, когда настанет час!

Вот уже на протяжении долгих лет, особенно после 1960 г., процветают около двадцати Богом данных славных женских обителей, известных с давних пор – благочестивых, благословляющих Бога, дающих отдохновение сердцам людей и напояющих их Духом Святым.

В Сербии, Румынии и бескрайней России, а также и в других странах иерархи, священники и монахи – представители этих Церквей – с помощью Божией прикладывают огромные усилия к развитию монашества, несмотря на разное положение Православной Церкви в этих странах.

На Западе созданы и по сей день действуют мужские и женские обители, такие, как монастырь в Эссексе, устроенный почтенным старцем, святогорским архимандритом Софронием (ум. в 1993)9, который известен у ворот (Притч. 31:23). Его сияние не угасает, слава – истинна, а духовное семя – безупречно.

Наш монастырь Симонопетра имеет три знаменитых подворья во Франции. Братии Симонопетры было дано благословение принять участие в изменениях, происходивших по воле десницы Всевышнего. В Метеорах нас встретил блаженнейший митрополит Триккский и Стагонский Дионисий. Он проявил большую заботу об укреплении монашества, особо же метеорского. Там зародились два братства: мужское – Больших Метеор и женское – святых Феодоров, которые возрастали, окормляемые с младенчества одним духовным отцом. Потребовались годы, чтобы им... подрасти!10

Молодым метеорским монахам из-за проникающего всюду туристического движения пришлось искать более спокойного пристанища. И Господь простер им Свою десницу. Их пригласила к себе царская и патриаршая священная обитель Симонопетры на Святой Горе. Так вновь была заселена Симонова скала (Симонопетра).

В это же время, в 1972, году женская монашеская община обосновалась в небольшой обители Святых Феодоров в Метеорах. Там сорока сестрам пришлось монашествовать, строить, ломать, прибивать и... ждать! Чуть позже, когда они вместе с отцами Больших Метеор оставили свои монастыри, им приходилось привыкать к крикам людей, доносившимся из столичных квартир. Возникла насущная потребность искать более подходящее место для основания женской обители. И благословенный и вездесущий Господь, всегда приходящий на зов Своих чад, особенно тогда, когда они нуждаются в Его помощи, позаботился о них!

По инициативе всепреподобнейших отцов (Собрания старцев) монастыря Симонопетра, блаженнейшего старца Пантелеимона, а также благодаря рекомендательным письмам Священного Кинота и Управления Святой Горы была осуществлена передача находящегося в Ормилии Ватопедского подворья Симонопетре11. Как раз тогда, когда здания подворья должны были передать под «вертеп» мирянам, но – жив Господь! – полуразрушенные постройки перешли к сестрам из общины Святых Феодоров.

С помощью нашего нового братства, пришедшего в Симонопетру, а также из-за благорасположения старцев была осуществлена предварительная очистка и обустройство покинутого подворья. Монахи из Метеор поначалу помогали в строительстве и всячески покровительствовали создававшемуся от оснований сестричеству. Многие из них приложили неимоверные усилия и оказали братскую поддержку. Благодаря их стараниям новый женский общежительный монастырь постепенно встал на ноги.

Настоятель Симонопетры возблагодарил Бога, Который привел сестер святого киновийного монастыря сюда, на Гору наследия, а для основания обители передал составленный им самим устав, при согласии святых старцев, с тем, чтобы сестры начали изучение правил – сих непоколебимых основ.

* * *

1

Монахиня, живущая в общежительном монастыре. – Прим. ред.

2

Аскитирион – уединенное место для аскетических подвигов. –Прим. ред.

3

Хрисовул – императорская грамота в Византии. – Прим. ред.

4

Нектарий Эгинский († 9.11.1920), святитель, епископ Пентапольский – один из любимых и наиболее почитаемых в Греции святых. В основанный им монастырь святой Троицы, где ныне покоятся его мощи, стекаются паломники не только со всей Греции, но и со всего мира. – Прим. ред.

5

Савва Новый Калимносский (1862, Восточная Фракия –7.04.1948, Калимнос), преподобный (пам. 7 апреля), исихаст, насельник скита Святой Анны на Афоне. Был пострижен в монахи и рукоположен в Хузивском монастыре на Святой Земле. В 1916 г. был приглашен святителем Нектарием Пентапольским, с которым состоял в глубокой духовной связи, служить в женский монастырь Святой Троицы на острове Эгина, где после кончины старца духовно окормлял сестер. В 1926 г. переехал на Калимнос и там основал женский монастырь Всех святых, который окормлял до последних дней жизни. Очень почитается в современной Греции. – Прим. ред.

6

Старец Иероним (1871, Рейз-Дере, Малая Азия – 1957) с октября 1888 г. подвизался в монастыре Симонопетра на Афоне вначале как послушник, затем, с 1893 г., как монах; с 1920 по 1931 годы являлся игуменом монастыря. С 1931 по 1957 гг. служил на подворье Симонопетры, освященном в честь Вознесения Господня, в Афинах. Прославился своей подвижнической жизнью и возрождением духовной жизни в Греции. – Прим. ред.

7

Амфилохий (Макрис), старец (1889 – 1970), игумен монастыря Святого Иоанна Богослова и духовник женской обители Благовещения Пресвятой Богородицы на Патмосе. – Прим. ред.

8

Филофей (Зервакос), старец с острова Парос (1884 – 1980), опытный духовник и автор душеполезных сочинений. – Прим. ред.

9

Архимандрит Софроний (Сахаров) – ученик святого Силуана Афонского, автор его жизнеописания, основатель православного монастыря в Эссексе в Англии. О нем см. трактат «Старец Софроний Эссекский». – Прим. ред.

10

Об этом см. выступления: «О восстановлении общежительного женского монастыря во имя святых Феодоров в Метеорах», «Речи на игуменское поставление, бывшее в монастыре Симонопетра на Афоне», «Монашеское житие: дом Бога и врата небес». – Прим. ред.

11

В 1974 году мирские люди предложили Ватопеду купить у монастыря подворье в Ормилии. Но в конечном итоге оно было продано монастырю Симонопетра. Так началась история Благовещенского монастыря в Ормилии. – Прим. ред.


Источник: Перевод М. Ю. Грацианского.

Комментарии для сайта Cackle