Азбука веры Православная библиотека святитель Епифаний Кипрский О камне алмазе, которые носил первосвященник, трижды в год входя во Святая Святых
Распечатать

святитель Епифаний Кипрский

О камне алмазе, который носил первосвященник, трижды в год входя во Святая святых

Камень алмаз по цвету сходен с воздухом. Его носил первосвященник, когда входил во Святая святых. А входил он трижды в год: в праздник Пасхи, Пятьдесятницы и Кущей. Он тогда полагался на груди первосвященника, когда он облекался в подир, а сверху подира надевал верхнюю ризу (эпомиду). Эпомида же спускалась несколько ниже груди: ибо длина ее была пядень с половиною. А с правой и с левой стороны повыше сосцов, где пришиты были два щитка, свешивались два смарагда. По средине же их было явление1, которое было ничто иное как упомянутый алмаз, уподоблявшийся воздуху по цвету. Затем над плечами2 располагались вышеуказанные 12 камней. Трижды в год, как сказано, первосвященник показывался народу с золотою дщицею на челе (Исх. 28, 36 и дал.). И если люди находились в грехах, и не ходили по заповедям, которые дал Бог, то изменялся, говорят, цвет того камня и становился черным. Отсюда познавали, что смерть послал Господь. А когда Он посылал на них смерть от меча, то цвет камня делался кровяным, как говорится в книге Иеремии: «изрини» народ его, «и да изыдут... иже к смерти, к смерти: иже к мечу, к мечу: и иже к гладу, к гладу: и иже к пленению, к пленению» (Иер. 15, 1–2). Если же он бывал светел как снег, то народ познавал, что никакого греха в нем нет. И тогда совершали празднество, как говорит пророк: «празднуй, Иудо, праздники твоя, воздаждь обеты твоя. Отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе, не узриши зла ктому» (Наум. 1, 15; Соф. 3, 15). Поэтому и при Захарии, отце Иоанна Крестителя, во время очередного служения его, на Пасхе, камень был светел. Захария в тот год только еще начал священствовать. А в следующую очередь другой принял подир. Когда же Захария медлил пребыванием в Святом святых, народ был в безпокойстве, не послужил бы камень обличителем грехов их. А когда он вышел и народ узнал, что он видел видение великой славы, то весьма возрадовался. Ибо имел родиться Иоанн, ангел Христа. Поэтому и златая дщица явилась блестящею3.

Но поелику те двенадцать камней повелено было прикрепить к наперснику соответственно двенадцати коленам Израилевым, так чтобы каждый камень соответствовал отдельному колену, то, согласно прежде сделанному разделению, перейдем теперь к порядку сынов, рожденных от Иакова. Ибо так удобнее привести то и другое в соответствие.

Сыновей Лии четыре: Рувим, сардий; Симеон, топаз; Левий, смарагд; Иуда, анфракс.

Сыновей Валлы два. Валла была служанка Рахили. И поелику Рахиль не рождала, то и дала ее Иакову в жены для рождения детей. Дети же ее суть: Дан, сапфир; Неффалим, иаспис.

Сыновей Зелфы два. Зелфа была служанка Лии, которая дала ее Иакову в жены для рождения детей. Дети же ее суть: Гад, лигирий; Асир, агат.

Сыновей Лии два: Исахар, аметист; Завулон, хрисолит.

Сыновей Рахили два: Иосиф, берилл; Вениамин, онихий.

Вот двенадцать камней, соответствующих двенадцати коленам Израилевым.

* * *

1

Евр. урим (אוּרים) название, доселе служащее предметом спора между толкователями. По словопроизводству от אוֹר – светить, оно значит: световые явления, откровения и относится к тому высокому праву ветхозаветного первосвященника – вопрошать Господа, получать от Него и давать людям ответы, о котором было говорено выше. Св. Епифаний объясняет дело ближе к материальной его стороне, следуя толкованиям некоторых раввинов.

2

Скорее на персях.

3

Так как во времена св. Епифания уже забывалось ветхозаветное богослужение со всеми его обрядами и принадлежностями, то не удивнтельно, что он впал в недоразумение относительно Захарии, отца Иоанна Предтечи. Он приписал Захарии принадлежности и действия первосвященнические, тогда как из Евангелия Луки 1, 5 и дальн. видно, что он был лишь священник.


Источник: Творения святого Епифания Кипрского : Ч. 6. - Москва : тип. В. Готье, 1885. 290 с. / О камне алмазе, который носил первосвященник, трижды в год входя во Святая святых. 279-282 с. (Творения Святых Отцев. 52 том).

Комментарии для сайта Cackle