святитель Епифаний Кипрский

Слово в неделю Ваий1

Тот, Которого непрестанно воспевают и прославляют Ангелы, Тот на земле, как человек, преклоняет колена пред Отцем и молится, а на небе сам приемлет молитвы и коленопреклонения от всей твари, видимой и невидимой; на земле, как человек, алчет (Матф. 4:2, 21:18), а сам есть Хлеб небесный, сшедший свыше (Иоан. 6:41, 51); по домостроительству жаждет (Иоан. 19, 28), a по Божеству сам есть источник жизни; на земле утруждается (Иоан. 4, 6) по воспринятому (человечеству), а Сам есть упокоение труждающихся и обремененных (Матф. 11, 28).

Он-то сегодня добровольно идет на смерть, чтобы смертию своею сокрушить имеющего смерть во власти своей, а обольщенным от него надеждою безсмертия, и умерщвленным даровать безсмертие. Посему хотя Господь Христос, Бог (сущий) в Сионе, шествует не со скипетрами и трубами, но с совершенною нищетою, не с мечами, оружиями и копьями, но с крайним смирением, не с оруженосцами, не с позлащенными щитами, шлемом и бронею, но с крайнею кротостию, безпредельным незлобием и безмерною скромностию: однакож сказано: «и потрясеся весь град, глаголя: кто есть сей? Народи же глаголаху: сей есть Христос Сын Давида» (Матф. 21, 10–11). Он входит в храм, и как истинный Бог храма, святейший самого святилища, изгоняет из Него недостойных, беззаконных и злонравных священников; а предстоящие в храме Божием отроки храмолепно, или лучше, боголепно восклицают Богу храма, Христу Иисусу: «осанна, осанна Сыну Давидову» (Матф. 21, 15), дарующему «мир на небеси, и славу в вышних» (Лук. 19, 38)!

Блаженны чаяния Церквей! Блаженны надежды христиан! Люди, уверовав в Начальника мира (Ис. 9, 6), и обогатившись миром, сделались сожителями Ангелов. Христос совокупил дольнее и горнее, соединил бренных с безтелесными. Радуйтесь во Христе! Еще повторяю, радуйтесь: «радуйся зело, дщи Сионя» (Зах. 9, 9), Новый Иерусалим, Церковь Божия! Приникни глубже в таниство твоего празднества! Вознесись превыше видимого, чтоб понять духовно (αναγωγικῶς) то, что совершается чувственно. Для чего Иисус, Который всегда пешешествовал, ныне, и только ныне, возсел на животное, сам восшедши на оное? Для того, чтобы вразумить нас о своем вознесении на крест. Какая это противу-лежащая весь? Без сомнения, противоположный и противный миру образ мыслей, усвоенный себе поселенным прямо рая (Быт. 3, 24) человеком, к которому Христос и послал двух учеников, то есть, два свои завета, – завет Ветхий и Новый. Кто эта ослица? Без сомнения, ветхая и прелюбодейная синагога, которая отягчена бременами житейскими, и на которой Христос возседал до некоторого времени. Кто – осленок? Это я, младый и самый необъезженный народ языческий, на которого «никтоже от человек вседе» (Мк.11:2), – ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Моисей, ни Писания, а только сам Бог Слово, возлегший с нами безсловесными в яслях, в Вифлееме, чтобы освободить нас от нашего безсловесия, и потом сделать богословами. Что это за отрешение осленка? Без сомнения, освобождение (нас) от идолослужения и отрешение от кровавых идольских жертв, которое предзнаменовано было прикосновением жены кровоточивой. Кто суть ропщущие на отрешение осленка и говорящие: «почто отрешаета» (Лук. 19, 31), «осля привязано» (Матф. 21, 2)? – иудеи и демоны. Что это за постилание отроками одежд? Совлечение ветхого человека, и вместе безобразная нагота и пустота синагоги. Кто богословствующие младенцы? Без сомнения, чада верного народа Христовой Церкви. Кто их матери? Купели крещения, возраждающие верных. Что – сосцы матерей? Два завета, которые оба суть наши учители, напаяющие нас млеком духовнымь и небесным. Что такое сошествие Христа с горы Елеонской? Без сомнения, не иное что, как сошествие с неба к нам Бога Слова. Кто – масличные ветви? Души милостивых. Что такое путь? Путь, который хорошо устилают делами добродетелей, совлекаясь ветхого человека. Что – финиковые ветви? Чистые сердца праведных, процветающие как финики, и возвышающияся как кедры Ливанские, насажденные в дому Господнем, процветающие (Псал. 91, 13–14) и устремляющияся горе к истинному Финику, без сомнения, одерживая победу над мучителем и адом, от тираннии которых сами освобождены силою победителя Христа. Кто предшествующие? Праведные Пророки. Кто последующие? Апостолы, и мы, вместе с ними уверовавшие из язычников. Что – град? Горний Иерусалим. Что – храм? Царство небесное, из которого Христос изгнал иудеев, как недостойных.

Так понимай обстоятельства настоящего праздника. Так, соблюдай таинство Владыки, а также и то, что относится к твоему празднеству... Будем вместе с Ангелами ликовать, с народом рукоплескать, с осленком прыгать, с матерями удивляться, с Апостолами проповедывать, и, сретая Христа, идущего во Иерусалим, хвалить, благословлять и восклицать: осанна, благословен грядый, и паки грядый во имя Господне судить мир свой! Слава Ему, со Отцем и Святым Духом в безконечные веки, аминь!

* * *

1

Перевед. из S. Patr. nostr. Epiph. Constant. S. Salam. in Cypro Episc. Operr. Tom, II pag. 301–303, ed. Colon. 1682.


Источник: Печатается по изданiю: Святаго Епифания епископа Кипрскаго, Слово в неделю Ваий. / Журнал «Христiанское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии". - СПб.: В Типографии Ильи Глазунова и К° - 1841 г. - Часть I. - С. 345-350.

Комментарии для сайта Cackle