О повиновении Богу
Хотя Христианин чувствует, что при всей беспредельной благодарности своей Богу, он ничем не может воздать за бесчисленные благодеяния Божии (Пс. 49:9; 115:3) (Рим. 11:35), впрочем, одушевленный, сколько чувством своей благодарности к Богу, столько чувством зависимости своей от Бога, и особенно из опасения оскорбить его все свое тщание прилагает к тому, чтобы всемерно угождать Богу или оказывать всевозможное повиновение святой его воле; посему
Понятие о повиновении
Повиновение Богу есть такая готовность и тщание в Христинине сообразоваться с волею Божиею изображенную в слове Божием, но посему по коему во всех мыслях, желаниях и расположениях непрестанно тщиться и угождать Богу всевозможным исполнением воли Божией: или по слову писания: тщится ходит ва́м досто́ине Бо́гу во вся́цем угожде́нии и вся́цем дѣ́ле бла́зе (Кол. 1:10). Отселе как первое требование от любви, есть исполнение заповедей: сия́ бо е́сть любы́ Бо́жия, да за́поведи его́ соблюда́ем (1Ин. 5:3), так и вернейший признак истинной любви к Богу есть соблюдение заповедей: и́же а́ще соблюда́ет сло́во его́, пои́стинне в се́м любы́ Бо́жия соверше́нна е́сть (1Ин. 2:5), а́ще лю́бите мя́, говорит Спаситель, за́поведи моя́ соблюди́те (Ин. 14:15), имѣ́яй за́поведи моя́ и соблюда́яй и́х, то́й е́сть любя́й мя́ (Ин. 14:21), не любя́й мя́ за́поведи моя́ не соблюда́ет (Ин. 14:24).
Обязанность к повиновению Богу
Обязанность ко всевозможному повиновению Богу открывается во 1х из бесконечного права, какое Бог во всех отношениях имеет на повиновение человека. Ибо Бог есть во a.) Высочайший Господь и Владыка, пред величием коего все должно повиноваться: мене́ ли не убоите́ся? рече́ Госпо́дь: или́ от лица́ моего́ не устыдите́ся? (Иер. 5:22, 23, 24), есть во b.) Всевластный Законодатель и Судия́, могі́й спасти́ и погуби́ти (Иак. 4:12), есть во c.) преблагой и милосердый Отец, коему за бесконечную любовь и попечительность воздавать неповиновением есть величайшее беззаконие и неблагодарность: сан сла́вит отца́, и ра́б господи́на своего́ убои́тся: и а́ще Оте́ц е́смь а́з, то́ гдѣ́ сла́ва моя́? и а́ще Госпо́дь е́смь а́з, то́ гдѣ́ е́сть стра́х мо́й? (Мал. 1:6); во 2х явствует из самого Закона Божия, который предписывает повиновение. Ибо Закон Божий свя́т, и за́поведь свя́та и пра́ведна и блага́ (Рим. 7:12), т. е. как откровение благой и совершенной воли Божией, он в существе своем составляет истинную мудрость и ведение человека (Втор. 4:6) (Пс. 9:12, 24, 4) (Пс. 118:130), истинное совершенство (1Пет. 1:15) и благо (Еккл. 12:13), основанное в разумной природе человека: возвести́ся бо тебѣ́, человѣ́че, что́ добро́, или́ чесого́ Госпо́дь и́щет от тебе́, ра́зве е́же твори́ти су́д и люби́ти ми́лость и гото́ву бы́ти е́же ходи́ти с Го́сподем Бо́гом твои́м? (Мих. 6:8), составляет самою жизнь и блаженство человека (Втор. 32:7); в 3х явствует как из благодарности повиновения Богу, ибо послуша́ние па́че же́ртвы бла́ги, и повинове́ние па́че ту́ка о́вня уго́дно Го́споду (1Цар. 15:22), так из обетования и временных и вечных благ, коими обильно благословляет Бог исполняющих волю его (Втор. 3:2) (Ис. 65:13, 15).
Свойство повиновения Богу
При необходимом долге повиновения Богу непререкаемо и чувственно, и откровенным законом требуемого от человека, у Христианина ум, сердце и все внутренние расположения также должны быть всегда и во всем устремлены во благо и угождение Богу, как очи раба устремлены на руки Госпо́дий свои́х, я́ко о́чи рабы́ни в руку́ Госпожи́ своея́ (Пс. 122:2). Христианин также от всего сердца и от всей души и от всего помышления должен повиноваться Богу, ка и любить Бога (Мф. 22:37) (Еф. 6:5–6), а, следовательно, и повиновение воли Божией должен оказывать не в отношении токмо ко всему закону Божию вообще. Ибо, кто сохранит весь закон и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем, как преступник Закона (Иак. 2:10–11) и не в некоторые только времена, но вся жизнь его должна быть постоянным подвигом повиновения, дабы он в святости и правде служил пред Богом во все дни жизни своей (Лк. 1:75).