Молитва
Между действиями внешнего Богопочтения всем общее и вместе обыкновенное и ровно служащее самым ясным выражением внутреннего благоговения к Богу, есть молитва.
Понятие о молитве
Молитва будучи рассматриваема как постоянное молитвенное расположение духа, есть непрестанное обращение сердца с Богом в духе веры, любви и надежды; что самое и означает Апостол Павел, когда говорит: непреста́нно моли́теся (1Сол. 5:17), а будучи рассматриваема, как особенное молитвенное излияние сердца, есть выражение пред Богом чувствований хвалы, благодарения или выражение прошений. Таковые чувствования хвалы, благодарения и прошений, будучи питаемы и изливаемы пред Богом внутренне – в сердце, составляют мысленную, умную, молитву, а будучи выражаемы в соответственных словах и действиях, составляют устную, наружную молитву.
Виды молитвы
Соответственно троякому виду внутренних чувствований и расположений одушевляющих дух к Богу, три суть главные виды молитвы: 1.) молитвы хвалебные, состоящие в хвалебном и песенном прославлении Бога и божественных совершенств; 2.) благодарственные, состоящие в благодарном исповедании божественных благодеяний, особенным образом излиянных на нас или на ближних наших; 3.) просительные, – состоящие в испрошении от Бога нужных благ или помощи противу угрожающих зол.
Примечание. Сей третий вид молитвы у Апостола Павла по различию необходимых благ или нужд разделяется на частнейшие виды: молитвы, моления, прошения (1Тим. 2:1) где по самому новопроизводству с греческого языка молитвы, δεήσεις, суть нечто иное, как прошение о временных благах, моления, προσευχάς, о душевных и вечных благах; прошения, ἐντεύξεις, молитвы о избавлении нас или других от временных и вечных зол.
Цель молитвы
Главнейшею целию молитвы есть и должно быть засвидетельствования нашей покорности и благоговения (Пс. 75:12) (Мф. 4:10); б.) возвышение ума и сердца к Богу, дабы непрестанным поставлением себя в присутствие Божия, сильнее возбуждаться ко благоугождению к Богу (Пс. 15:8); в.) испрошение у Бога себе и другим нужных и временных и вечных благ, предопределенных и премудро даруемых: Ами́нь, ами́нь глаго́лю ва́м, я́ко ели́ка а́ще чесо́ про́сите от Отца́ во и́мя мое́, да́ст ва́м (Ин. 16:23–24). Посему противно истинному духу молитвы α.) почитать молитву средством к обнаружению пред Богом наших чувствований, желаний, как бы ему не известных: вѣ́сть бо Оте́ц ва́ш, и́хже тре́буете, пре́жде проше́ния ва́шего (Мф. 6:8); β.) особенным даром для Самого Бога; γ.) просить в молитве, что бы Бог для частных наших нужд или выгод (Мф. 6:11) (Иак. 4:3) изменил порядок вещей или вечные свои определения. –
Необходимость молитвы для всех и каждого явствует а.) из необходимости внутреннего богопоклонения, состоящего в неразрывном единстве с устною молитвою. Устною молитвою возбуждается и поддерживается в духе молитвенное расположение, или благоговение к Богу: посему сколько необходимо Христианину непрестанно питать в себе чувствования веры, надежды и любви к Богу, и в уме и в сердце своем непрестанно обносить Бога; столько же необходимо молиться. Пренебрегать молитву значит забывать Бога и заключать сердце свое для веры, любви и благоговения пред Богом; б.) из действительности молитвы в отрешении Духа от привязанности земной и возвышении его к Богу. Молитва есть лествица для восхождения к Богу, союз непрерывного общения с Богом, с Ангелами и вообще с духовным миром. Как беседа с Богом есть источник духовного просвещения. Она приучает ум к Богомыслию, очищает духовные чувства, угашает нечестивые помыслы, одушевляет сердце любовию и преданностью к Богу; а посему должна составлять златую нить, которую должна быть переткана вся жизнь Христианина; в.) из особенной силы молитвы к получению от Бога помощи и всех благ. При особенном торжестве и телесных и духовных нужд, а равно и препятствий, часто разрушающих самое благоуспешное течение дел, мы без высшей помощи одними собственными силами не можем благоустроить жизнь нашу; особенно когда часто сами незнаем существенных нужд и благ наших. Посему молитва есть такая сила, которою мы низводим на себя силу Божию не из особенной сокровищницы взимаем для себя и для других и духовные и телесные блага (Ин. 14:13) (Мк. 11:24) (Лк. 11:9). г.) из примера Иисуса Христа, который часто и продолжительно молился (Мк. 1:35) (Лк. 6:12) (Ин. 17:1–26) и на себе самом показал для нас силу Молитвы во 1х) в отношении к духовному просвещению, когда среди Молитвы на горе Фаворской просиял небесным светом, беседовал с Моисеем и Илиею и получил свидетельство от Отца (Лк. 9:29–31, 36);
во 2х) в отношении к утешению в скорбях, когда среди молитвы объятый смертельною Скорбию в саду Гефсиманском (Мф. 26:38) был укрепляем явлением Ангела с небеси (Лк. 22:43–44) и избавлен от страха (Евр. 5:7).
Наконец, д.) необходимость молитвы явствует из Божественного повеления. Сам Бог в слове своем повелевает молиться всем: просите, и дастся ва́м (Мф. 7:7) (Лк. 11:2) всегда ка́ко подоба́ет всегда́ молится и не стяжаете (Лк. 18:1), непреста́нно моли́теся (1Сол. 5:17), (Евр. 6:18) и о всем: и вся́, ели́ка а́ще выспросите в молитве вѣ́рующе, прии́мете (Мф. 21:22) (Мф. 18:19), обещает усердной молитве дарование благ (Мф. 7:11), избавление от бед – призови́ мя в де́нь ско́рби твоея́, и изму́ тя, и просла́виши мя́ (Пс. 49:15). слышит молитву и творит волю боящихся, так что молитве благочестивых почти нет ничего невозможного (Исх. 32:11) (Нав. 10:12) (3Цар. 18:36–38) (Иак. 1:17) (Ис. 38:6). От сего то самого происходит то, что поскольку Бог благоволительно приемлет молитвы от всех, то все приходят с молитвою к нему: Иегова, ты слышишь молитву, по сему всякая плоть приходит к тебе (Пс. 64:3). в 4х) Общие свойства и принадлежности молитвы смотри по Кочетову стр. 155–15645.
* * *
Священник Иоаким Кочетов, Царскосельского Лицея Законоучитель. «Черты деятельного учения веры». Издание второе, исправленное и пополненное. САНКТПЕТЕРБУРГЪ, печатано в Типографии Карла Крайя. 1825. Часть 2, Глава 2 стр. 147–152.