Сочинение Евсевия Кесарийского «Церковная история» написано в 312-352 гг., состоит из 10 книг и освещает период от основания Церкви до победы императора Константина над Лицинием в 324 г. В трактате в основном описываются события, происходившие в восточной части Римской империи. Это документально обоснованная апология христианства.
Евсевий стремится доказать апостольское преемство предстоятелей главных Церквей Востока и Запада (Римской, Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской), рассмотреть вопрос истории формирования канона священных книг, изложить главные события в истории Церкви, описать подвиги христианской Церкви и ее мучеников и пр. Важнейшим источником для Евсевия является Священное Писание.
По содержанию сочинение делится на 2 части. 1-я часть (1-7 книги) содержит выдержки из произведений древних авторов и описывает события первых 3-х веков христианства. Во 2-й части (8-10 книги) цитируются официальные документы (постановления и декреты императоров) и описываются современные автору события.
1-я книга посвящена Иисусу Христу.
Во 2-й книге перечисляются используемые источники. Повествование начинается от апостольского времени и включает описание гонений императора Нерона и начала Иудейской войны.
3-я книга описывает мученичество святых апостолов Петра и Павла, повествует о личности и писаниях апостола Иоанна Богослова, о появлении первых ересей.
В 4-й книге говорится об апостольском преемстве основных Поместных Церквей.
В 5-й книге речь идет о наиболее значительных ересях, об основании александрийской школы, о сщмч. Иринее Лионском и его трудах.
В 6-й книге рассказывается о гонениях императора Септимия Севера, о Клименте Александрийском и Оригене.
7-я книга состоит из выдержек или пересказов писем свт. Дионисия Великого, на основании которых Евсевий описывает гонения, упоминает о пасхальном каноне, о ересях Савеллия, Павла Самосатского и Мани.
8-я книга начинается с рассказа о гонениях при императоре Диоклетиане и заканчивается эдиктом императора Галерия о веротерпимости.
9-я книга повествует о гонениях при императоре Максимине.
10-я книга завершается рассказом о последнем гонении на христиан при императоре Лицинии и о его окончательном поражении от св. Константина.
Книга 8
1
Рассказав в целых семи книгах о преемстве от апостолов, мы решили в этой восьмой описать современные события, заслуживающие особого внимания; познакомить с ними и наших потомков весьма и весьма необходимо. Рассказ наш начнется вот с чего.
1. У нас не хватит сил достойно рассказать о том, каким уважением пользовалась до нынешнего гонения вера в Бога Вседержителя, возвещенная Христом всем людям, эллинам и варварам, и как свободно ее проповедовали.
2. Об этом свидетельствуют и благосклонные к нам указы императоров, и поручения нам управлять провинциями, и избавление нас от мучительной необходимости приносить жертвы: императоры очень расположились к нашей вере.
3. Что сказать о лицах, живших при дворе, и о самих государях? Своим близким, женам и детям1826, их близким они разрешали свободно в их присутствии говорить о Боге, разрешали держаться в жизни христианских обычаев; им почти разрешали хвалиться свободным исповеданием веры; служителей-христиан предпочитали другим1827.
4. В числе их был и знаменитый Дорофей1828, самый преданный, самый верный слуга, за это особенно чтимый людьми, стоящими у власти. Таким же уважением за свою веру в Бога пользовались известный Горгоний1829 и другие.
5. С каким доброжелательством относились к предстоятелям Церквей прокураторы и правители! Как описать эти многотысячные собрания в каждом городе, эти удивительные толпы людей, стекающиеся в дома молитвы! Старых зданий было мало; по всем городам воздвигали новые обширные церкви.
6. Так шли в то время наши дела: с каждым днем наше благополучие росло и умножалось; ничья зависть нам не мешала, и злобный демон не мог ни очернить нас, ни подстроить людские козни, пока над нами была рука Божия, охранявшая народ, этого достойный.
7. И вот эта полная свобода изменила течение наших дел: все пошло кое-как, само по себе, мы стали завидовать друг другу, осыпать друг друга оскорблениями и только что, при случае, не хвататься за оружие; предстоятели Церквей – ломать друг о друга словесные копья, миряне восставать на мирян; невыразимые лицемерие и притворство дошли до предела гнусности. Божий суд, по обыкновению, щадил нас (собрания еще устраивались) и направлял нас, без крайних мер, к кротости. Гонение началось с братьев, находившихся в войсках.
8. Словно лишившись всякого разумения, мы не беспокоились о том, как нам умилостивить Бога; будто безбожники, полагая, что дела наши не являются предметом заботы и попечения, творили мы зло за злом, а наши мнимые пастыри, отбросив заповедь благочестия, со всем пылом и неистовством ввязывались в ссоры друг с другом, умножали только одно – зависть, взаимную вражду и ненависть, раздоры и угрозы, к власти стремились так же жадно, как и к тирании тираны1830. Тогда, да, тогда исполнилось слово Иеремии: «Омрачил Господь в гневе Своем дочь Сиона, сверг с небес на землю славу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. Потопил Господь всю красу Израиля и уничтожил все ограждения его»1831.
9. И в псалмах предсказано: «Уничтожал завет с рабом Своим и поверг на землю – через разрушение церквей – Свое святилище, уничтожил все ограды его – исполнил страха его крепости. Расхищали его толпы народа – все, идущие путем своим, и, сверх того, стал он посмешищем у соседей своих. Возвысил Господь десницу врагов его и удалил помощь от меча его и не поддержал его в битве. Он лишил его чистоты и престол его поверг на землю; сократил дни времени его и покрыл стыдом всех людей»1832.
2
1. Всё это действительно исполнилось в наши дни. Своими глазами видели мы, как молитвенные дома рушили от верха и до самого основания, а Божественные святые книги посередине площади предавали огню; как церковные пастыри постыдно прятались то здесь, то там, как их грубо хватали и как над ними издевались враги. Тогда сбылось другое пророческое слово: «Пролился позор на вождей, и бродили они не по дороге, а по местам нехоженым»1833.
2. Не наше дело, однако, описывать постигшие их мрачные бедствия; в мою задачу не входит сообщать потомству об их раздорах и безумствах перед гонением. Мы решили ничего больше не говорить о них, кроме того, что оправдывает суд Божий.
3. Меня не увлекает желание увековечить память ни тех, кто впал в искушение по случаю гонения, ни тех, кто потерпел крушение всякой надежды на спасение и по собственному выбору был низвергнут в кипящую пучину. Я расскажу в этой, касающейся всех, истории только о том, что может послужить на пользу, во-первых, нам самим, а затем и нашим потомкам.
Отправимся же в путь и вкратце расскажем о священных подвигах мучеников за слово Божие.
4. Шел девятнадцатый год правления Диоклитиана1834, когда в месяце дистре (у римлян это март), накануне праздника Страстей Господних1835, повсюду был развешан императорский указ, повелевавший разрушать церкви до основания, а Писание сжигать и объявлявший людей, державшихся христианства, лишенными почетных должностей; домашняя прислуга лишалась свободы1836.
5. Таков был первый указ против христиан; вскоре за ним последовали и другие распоряжения: предписывалось всех епископов повсеместно сначала заключить в тюрьму, а затем всякими средствами заставить их принести жертву1837.
3
1. Тогда, именно тогда многие предстоятели Церквей мужественно претерпели жестокие мучения1838; многое можно рассказать об этих великих подвигах. Тысячи других, не помнивших себя от трусости, при первом же натиске сразу лишились всех сил. Из числа же первых каждый выдержал попеременно разные виды пыток: одного мучили бичеванием, другой терпел невыносимые страдания от дыбы и «когтей»; некоторые тут и обрели горестный конец жизни.
2. Состязания иного рода ожидали других: одного толкали и, силой подведя к гнусным, нечистым жертвам, отпускали как принесшего жертву, хотя он ее и не приносил; другой вовсе и не подходил к жертвеннику и не прикасался ни к чему нечистому, но люди утверждали, что он принес жертву, и человек молча уходил оклеветанным; полумертвого выбрасывали как мертвеца;
3. лежавшего на земле долго волочили за ноги и причисляли к принесшим жертву. Кто-то громко выкрикивал свое отречение от жертвоприношения; кто-то во всеуслышание провозглашал, что он христианин, и хвалился исповеданием имени Спасителя; кто-то настаивал, что он не приносил жертвы и никогда ее не принесет.
4. Этих людей били по зубам, лицу и щекам, и затем солдаты из отряда, с этой целью поставленного, с силой выталкивали их. Враги веры придавали большое значение этой кажущейся победе1839. Эти меры были безуспешны по отношению к святым мученикам. Хватит ли у нас слов в точности рассказать о них?
4
1. Можно было бы рассказать о тысячах христиан, показавших изумительное мужество в исповедании веры в Бога Вседержителя, и не только во времена, когда поднималось гонение, а значительно раньше, когда все наслаждались миром.
2. Недавно, совсем недавно, словно от глубокого сна, пробудился получивший власть1840 и тайком, скрытно, после Деция и Валериана, пошел на Церковь, но объявил войну не всем нам сразу, а испытал свои силы сначала только на войске1841 (он думал, что ему будет легко уловить и остальных, если он сначала одолеет сопротивление военных)1842. Стало, однако, явно, что большинство военных радостно соглашаются жить жизнью простых граждан, лишь бы не отрекаться от веры в Творца вселенной.
3. Военачальник1843 – кто бы им тогда ни был – сразу же начал преследование в войсках; он перебрал людей и кое-кого удалил, предлагая на выбор: или повиноваться, пребывая и дальше в своем звании, или, наоборот, лишиться его, если они будут противиться приказу. Весьма многие воины рати Царства Христова исповедание Его немедленно и безусловно предпочли своей мнимой известности и своему мнимому благополучию.
4. Случалось, что один-два человека за свое крепкое стояние в вере платили не только потерей звания, но и жизнью, ибо тот, кто осуществлял свой замысел, крутых мер не применял и осмеливался проливать кровь лишь немногих, боясь, по-видимому, большого числа верных и не решаясь пойти войной сразу на всех.
5. Наконец, он открыто напал на нас, и нет слов рассказать, скольких мучеников – и каких! – жители каждого города и селения могли своими глазами видеть повсюду.
5
Сразу же, как только в Никомидии был обнародован указ о Церквах, некий человек1844, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ1845, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. В городе находилось два властителя: один – самый старший1846 и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении1847. Тот же человек, местный житель, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость1848, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие.
6
1. Наше время поставило выше всех героев, прославляемых у эллинов и варваров за свое удивительное мужество, замечательных мучеников: Дорофея и бывших с ним императорских придворных юношей; господа удостоили их высокой чести и были расположены к ним, как к родным детям. Они скончались, считая истинным богатством, большим, чем мирская слава и роскошь, поношения, страдания за веру и смерть1849; для них придумывали разные их виды. Я упомяну о том, как скончался один из них, предоставляя читателям заключить, что происходило и с другими.
2. Одного человека в Никомидии привели на площадь и в присутствии упомянутых властителей велели принести жертву; он отказался. Его велели раздеть, подвесить и сечь по всему телу бичами, пока, умученный, он, пусть и против воли, не сделает, что приказано.
3. Он терпел, бесповоротный в своем решении, хотя кости его уже были видны; и вот составили смесь из уксуса с солью и стали поливать уже помертвевшие части тела. Он презрел и эти страдания; тогда притащили на середину железную решетку, подложили под нее огонь и стали жарить то, что оставалось от его тела, так, как жарят мясо, приготовляемое в пищу, не целиком, чтобы он сразу не скончался, а по частям: пусть умирает медленно. Уложившим его на огонь разрешено было снять его не раньше, чем он знаком даст согласие выполнить приказ. Мученик, однако, не сдался и победоносно испустил дух среди мучений. Так был замучен один из императорских придворных юношей. Его звали Петром1850, он был достоин своего имени.
5. Не меньшими были и страдания других, но, сокращая слова ради соразмерности в работе, мы не станем о них говорить. Упомянем только, что Дорофей и Горгоний вместе с большей частью императорской челяди после многоразличных подвигов были удавлены и получили награду за свою Божественную победу.
6. В то же время Анфим1851, тогдашний предстоятель Никомидийской Церкви, был обезглавлен за свидетельство о Христе1852. К нему присоединился целый сонм мучеников. Не знаю, что было причиной пожара, вспыхнувшего в те дни в никомидийском дворце1853, но пошла молва, будто это дело христиан1854; подозрение было ложным, но, по повелению императора, местных христиан стали избивать поголовно без разбора: одних закалывали мечом, другие кончали жизнь на костре. Говорят, что по какому-то Божественному, непостижимому побуждению мужья вместе с женами кидались в костер. Множество людей палачи привязывали к лодкам и топили в морской пучине1855.
7. Императорских придворных юношей по кончине их не предали с подобающей честью земле; мнимые владыки решили, что тела их следует вырыть и бросить в море, чтобы никто не пришел поклониться им, покоящимся в могилах, и дабы не сочли их богами. Таков был ход их мыслей. Вот что происходило в Никомидии в начале преследования.
8. В скором времени, когда некие люди попытались завладеть царской властью в области, именуемой Мелитинской, а другие – в Сирии, вышел царский указ повсюду бросать в темницу и держать в оковах предстоятелей Церквей.
9. То, что затем произошло, превосходит всякое описание: повсюду попали в заключение тысячные толпы; тюрьмы, построенные издавна для убийц и разрывателей могил, были теперь полны епископов, священников, диаконов, чтецов и заклинателей; места для осужденных за преступление не оставалось.
10. Вслед за первым указом последовали новые: узникам, принесшим жертву, разрешалось выйти на свободу; упорствовавших приказано было терзать всяческими пытками. И опять-таки, как пересчитать количество мучеников в каждой епархии, особенно в Африке, в Мавритании1856, в Фиваиде и в Египте? Из Египта многие уже ушли в другие города и епархии и прославились как мученики.
7
1. Мы знаем, кто прославился в Палестине, знаем, кто в Тире Финикийском. Кто не будет потрясен, видя, как эти воистину изумительные борцы за веру стойко переносили длительное бичевание и сразу же после него состязание с кровожадными зверями! С изумительной выдержкой встречали эти благородные люди нападение любого зверя: леопарда, медведя той или другой породы, дикого кабана, быка, разъяренных от прижигания каленым железом.
2. Мы и сами присутствовали при этом и видели, как в свидетельствовавшем о Спасителе нашем явно присутствовала и являла себя Божественная сила Самого свидетельствуемого Иисуса Христа. Плотоядные звери долго не осмеливались ни прикасаться, ни даже подходить к телам людей, возлюбленных Богом, а кидались на тех, кто, стоя за ареной, их дразнили. Святые борцы одиноко стояли, обнаженные, и, как им было приказано, размахивали руками, привлекая зверей на себя, но звери к ним даже не прикасались. А иной раз звери устремлялись на них, но, как бы удерживаемые Божественной силой, они отходили вспять.
3. Так продолжалось долго, и зрители были чрезвычайно удивлены, тем более, что когда первый зверь ничего не делал, выпускали второго и третьего на одного и того же мученика.
4. Можно было поражаться стойкому терпению этих святых и непоколебимой твердости этой молодежи. Ты увидел бы юношу неполных двадцати лет, стоящего без оков с крестообразно распростертыми руками, погруженного в молитву душой спокойной и бестрепетной; он не сходил с места, где стоял, а медведи и леопарды, дыша свирепостью и смертью1857, почти касались его тела, и только Божественная невыразимая сила, не знаю – как, заставляла их не разевать пасть и отбегать вспять. Вот каков был этот человек.
5. Мог бы ты увидать и других (их было всего пятеро): их бросили разъяренному быку. Он поднимал на рога подходивших к арене и, подбросив их, истерзав, оставлял полумертвыми, но, устремившись на святых мучеников, он, грозный и свирепый, не мог к ним и подойти. Он бодал рогами и бил копытами то там, то здесь; разъяренный от прижигания каленым железом, дышащий яростью и гневом, он был отброшен Божественным промышлением и не нанес им никакого вреда; пришлось выпустить на них других зверей.
6. В конце концов, после того, как их кидали разным страшным зверям, их закололи мечом и, вместо земли и могилы, предали морским волнам.
8
Вот каково было состязание, которое выдержали в Тире египтяне, боровшиеся за веру.
Можно было бы удивляться и тем, кто был замучен у себя на родине. Здесь тысячи людей – мужчин, женщин, детей, презрев эту временную жизнь, вытерпели за учение Спасителя нашего смерть различного рода: одних после «когтей», дыбы, жестокого бичевания и множества разнообразных пыток, о которых и слушать страшно, предавали огню; других топили в море; иные мужественно подставляли свои головы под мечи палачей; некоторые умирали в пытках; иных уморили голодом, других распинали – или как обычно распинают преступников, или более жестоким образом, пригвождая головой вниз и оставляя в живых, пока они не погибали от голода на самом кресте.
9
1. Пытки и страдания, которые вынесли мученики в Фиваиде, превосходят всякое описание. Их терзали «когтями» и раковинами, пока они не расставались с жизнью; женщин, привязав за одну ногу, поднимали с помощью каких-то орудий в воздух головой вниз, совершенно обнаженных, ничем не прикрытых – зрелище для всех глядевших и позорнейшее, и по своей жестокости бесчеловечнейшее.
2. Других привязывали к веткам деревьев: с помощью каких-то приспособлений две самые крепкие ветки притягивали одну к другой, привязывали к каждой ногу мученика; затем ветки отпускали, они принимали свое естественное положение, и человек был раздираем пополам.
3. Все это творилось не несколько дней, не в течение короткого времени, а длилось долгие-долгие годы. Погибших бывало иногда больше десяти, иногда больше двадцати, случалось, что не меньше и тридцати, а в иной раз число их доходило почти до шестидесяти. Иногда в один день сразу бывало убито сто человек: мужчин, детей, женщин, которые скончались после разнообразных пыток, сменявших одна другую.
4. Мы находились в тех местах и видели, как в один день разом гибло множество людей: у одних рубили головы, других жгли на костре; мечи, которыми убивали, тупились, железо ломалось; уставали сами палачи, сменявшие друг друга.
5. Тогда же увидели мы изумительный порыв и воистину Божественные силу и мужество уверовавших во Христа Божия. Еще читали приговор одним мученикам, как уже со всех сторон к судейскому помосту сбегались другие люди и объявляли себя христианами, не беспокоясь о пытках, ужасных и разнообразных; бесстрашно проповедуя Бога Творца, они с радостью, с улыбкой и благодушием принимали смертный приговор и до последнего вздоха пели благодарственные гимны Творцу. Это были удивительные люди, но особого удивления заслуживают те, кто выделялись богатством, родовитостью, славились красноречием и философским образованием и всё это вменили в ничто по сравнению с истинным благочестием и верой в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.
7. Таков был Филором1858, который занимал крупную должность управляющего царской казной в Александрии; он ежедневно бывал в суде, как судья, и его всегда сопровождала, в соответствии с его званием, воинская охрана. Таков был Филеас1859, епископ Тмуитской Церкви, человек прославленный и исполнением общественных обязанностей у себя на родине, и своими щедротами, и философским образованием.
8. Напрасны были уговоры многочисленных родственников и друзей, включая занимавших важные должности, и самого судьи, увещавшего их пощадить себя и пожалеть жен и детей, – жизнь не могла уловить их своими приманками и не заставила пренебречь заповедями Спасителя нашего об исповедании и отречении. Всем угрозам и оскорблениям судьи они противопоставили мужественное и любомудрое рассуждение, вернее, душу благочестивую, любящую Бога, и оба были обезглавлены.
10
1. Мы говорили, что Филеас заслуживал большого уважения за свою осведомленность в науках мирских; пусть же он предстанет сам и, свидетельствуя о себе самом, покажет, каков он был, и своими словами, гораздо точнее, чем я, расскажет, что происходило при нем в Александрии.
Из письма Филеаса к тмуитам1860.
2. «Так как все эти примеры, образцы и прекрасные наставления1861 находятся в Божественном Священном Писании, то бывшие с нами мученики незамедлительно возводили чистое око своей души к Богу Вседержителю; мысленно решив умереть за веру, они крепко держались своего призвания, обретя Господа нашего Иисуса Христа, вочеловечившегося ради нас, дабы истребить всякий грех, а нам дать все необходимое для входа в жизнь вечную, «ибо Он не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба, уподобился видом человеку и смирил Себя до смерти, и смерти крестной»1862.
3. Поэтому, «ревнуя о дарах больших»1863, мученики-христоносцы выдерживали всякую муку, все измышляемые для них пытки, причем некоторые не однажды, а двукратно, всякие угрозы, и не только словесные: воины, приставленные к ним, изощрялись в своих действиях. Они были непреклонны в своем решении, ибо «совершенная любовь изгоняет страх»1864.
4. Найдется ли слово рассказать о доблестном мужестве, с которым они выдерживали каждую пытку? Всем желающим разрешено было издеваться над ними: их били палками, розгами, били бичами, ремнями, кнутами.
5. Зрелище этих мучений постоянно возобновлялось, и какая была тут злоба! Людей, со связанными за спиной руками, подвешивали к столбам и воротом растягивали все их конечности, затем палачам отдавалось приказание искалечить им своими орудиями всё тело: не только бока, как убийцам, но и живот, и ноги, и щеки. Подвешивали за одну руку к колонне портика: это растяжение суставов и членов было самой страшной мукой. Привязывали к колоннам лицом и так, чтобы ноги не касались земли: под тяжестью тела узы натягивались и сильнее его сжимали.
6. Мученики терпели это не только в то время, пока правитель1865 их допрашивал и занимался ими, а в течение почти целого дня, когда он переходил к другим, а первых предоставлял надзору своих помощников: не сдастся ли кто-нибудь, побежденный пытками. Приказано было также безжалостно усугублять их мучения, а умирающих снимать и волочить по земле.
7. У них не было и тени снисхождения к нам: они думали о нас и обращались с нами так, словно мы сущее ничтожество.
8. После этих мучений придумали другую пытку: укладывали на доску и растягивали за обе ноги до четвертой дыры; приходилось поневоле лежать навзничь, потому что все тело было в ранах от ударов. Бросали людей на землю и заставляли их лежать под страхом возобновления мучений. Страшное зрелище представляли их тела с разными следами от пыток.
9. Так всё и шло: одни умирали в пытках, посрамляя врага своей выдержкой; другие, запертые полумертвыми в тюрьме, умученные, умирали через несколько дней. Остальные, через лечение восстановив свои силы, становились дерзновеннее,
10. так что когда им предлагали на выбор: или прикоснуться к мерзкой жертве и остаться в живых, получив от врагов достойную проклятия свободу, или же, не принося жертвы, выслушать смертный приговор, – они без колебания радостно шли на смерть. Они знали, что определено в Святом Писании: «Кто приносит жертву другим богам, да будет истреблен»1866 и «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»1867.
11. Таковы слова истинного мудреца и боголюбивого мученика, которые он написал братьям своей епархии из тюрьмы накануне вынесения смертного приговора. Он рассказывал, чему был подвергнут, и одновременно убеждал братьев крепко держаться веры Христовой после его кончины, которая скоро последует.
12. Но к чему слова? Зачем к рассказам о подвигах, совершаемых преподобными мучениками по всей вселенной, прибавлять рассказ еще о других подвигах, тем более, что речь пойдет о людях, с которыми обращались не по закону, общему для всех, а как с врагами?
11
1. Маленький фригийский городок, населенный христианами, окружили солдаты и сожгли его дотла вместе с детьми и женщинами, взывавшими к Богу Вседержителю, сожгли потому, что все жители города: сам градоправитель, военачальник с прочими магистратами и весь народ – исповедали себя христианами и не послушались приказа поклониться кумирам1868.
2. Некий Адавкт, человек высокого звания1869, потомок знатного италийского рода, удостоенный от императоров всех этих так называемых почестей и общественных должностей, безупречно исполнявший обязанности управляющего хозяйством всей страны, прославился и своей правой верой, и исповеданием Христа, Сына Божия. Он украсился венцом мученика, выдержав подвиг за веру еще во время исполнения своей должности.
12
1. Зачем упоминать мне по именам остальных, пересчитывать множество людей или описывать многоразличные мучения дивных мучеников? Одних, как в Аравии, зарубили секирами; другим, как в Каппадокии, ломали ноги; иногда подвешивали головой вниз и разводили под ними слабый огонь: люди задыхались в дыму, поднимавшемся от горячих сучьев, как случилось в Месопотамии; а иногда, как в Александрии, им отрезали носы, уши, руки и уродовали другие члены и части тела.
2. Вспоминать ли антиохийских мучеников, которых поджаривали на раскаленных решетках с расчетом не сразу их умертвить, а подольше мучить; другие предпочитали положить в огонь правую руку, чем прикоснуться к мерзкой жертве1870. Некоторые, избегая испытания и не дожидаясь, пока их схватят враги, бросались вниз с высоты дома1871: в сравнении с жестокостью безбожников такая смерть казалась счастливым жребием.
3. Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина1872, известная красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей1873 воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попали в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те же ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход – бегство к Господу.
4. Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом.
5. Таковы были эти женщины. В той же Антиохии жили две девушки, истинные сестры, во всем угодные Богу, известные родовитостью, славные жизнью, юные возрастом, прекрасные телом, высокие душой, благочестивые нравом, дивные ревностью. Прислужники демонов велели бросить их в море, словно земля не могла вынести их. Вот что рассказано о них.
6. Страшно слушать, что терпели мученики в Понте: им загоняли под ногти на руках острые тростинки и прокалывали насквозь пальцы; расплавив свинец, поливали этим кипящим металлом спину, обжигая нежные части тела.
7. Некоторым постыдно и бесчувственно причиняли невыразимые страдания во внутренностях и тайных органах. Благородные законопослушные судьи, выставляя напоказ свои способности как некую мудрость, с великим усердием придумывали, какую бы новую пытку изобрести, и старались превзойти друг друга, словно в состязании за награду.
8. Но пришел и предел нашим бедствиям: отказываясь впредь прибавлять зло ко злу, устав убивать, пресытившись проливаемой кровью, они обратились к тому, что, по их мнению, было хорошо и человеколюбиво, – стали притворяться, будто уже не затевают против нас ничего ужасного.
9. Не следует, говорили они, осквернять города кровью их граждан и давать повод обвинять в жестокости императоров, ко всем милостивых и кротких; надлежит распространить на всех благодеяния человеколюбивой царской власти и никого больше не казнить. Это наказание по человеколюбию властителей к нам больше не применяли.
10. Но тогда же последовал приказ вырывать глаза и увечить одну ногу1874. Это было для них мерой человеколюбивой и наказанием нам легчайшим. Вот следствие этого человеколюбия нечестивых: невозможно пересчитать людей, у которых, вопреки всякому здравому смыслу, выбивали мечом правый глаз, а затем прижигали глазницу, и у которых левая нога от прижигания суставов переставала действовать. После этого их отправляли в провинцию на медные рудники – не столько для работы, конечно, сколько для изнурения и мучения. Кроме всех этих мучеников, были и еще погибшие в других подвигах. Невозможно их перечислить; мужество их превосходит всякое описание.
11. В таких-то состязаниях просияли по всей вселенной преподобные Христовы мученики, всюду, естественно, поражавшие тех, кто видел их мужество. В них проявлена была воистину Божественная неизреченная сила Спасителя нашего. Назвать каждого по имени было бы долго, вернее, невозможно.
13
1. Из предстоятелей Церквей, свидетельствовавших о Христе в крупных городах, первым занесем на скрижали членов Царства Христова Никомидийского епископа Анфима, которому отрубили голову.
2. Из мучеников Антиохии мы почитаем тамошнего пресвитера Лукиана1875, человека превосходного по всей жизни своей, который в присутствии императора проповедовал о Небесном Христовом Царстве сначала словесно, в апологии, а затем своими поступками.
3. Из финийских мучеников назовем как самых знаменитых, возлюбленных Богом пастырей духовных овец Христовых: Тиранниона1876, епископа Тирской Церкви, пресвитера сидонского1877 Зиновия1878 и Сильвана1879, епископа Церквей в окрестностях Эмисы1880.
4. Последний был брошен на съедение зверям1881 и сопричислен к лику мучеников в самой Эмисе; первые два прославили в Антиохии Божественное учение своим терпением до самой смерти: епископ был брошен в пучину морскую, а Зиновий, славный врач, скончался, мужественно перенеся пытки, которым подвергали его бока.
5. Из палестинских мучеников Сильвана1882, епископа Церквей в окрестностях Газы, вместе с тридцатью девятью христианами обезглавили в медных рудниках Фена1883; там же Пелий и Нил1884, египетские епископы, скончались вместе с другими1885 на костре.
6. Да будет упомянут вместе с ними и пресвитер Памфил1886, великая слава Кесарийской Церкви, среди наших современников человек удивительнейший; о его славной деятельности мы напишем в свое время.
7. Из славно скончавшихся в Александрии, по всему Египту и в Фиваиде первым запишем Петра, епископа Александрийского, дивного учителя веры Христовой, и вместе с ним пресвитеров Фавста1887, Дия и Аммония, совершенных мучеников Христовых, также Филеаса1888, Исихия, Пахимия и Феодора, епископов Церквей египетских, и тысячи других славных христиан, которых помнят в местных Церквах. Написать о них, по всей вселенной подвизавшихся за веру, и в точности о них рассказать не входит в мою задачу; это дело людей, видевших то своими глазами. О событиях, при которых я присутствовал, напишу к сведению наших современников в другом труде1889.
8. В настоящем сочинении я добавлю к сказанному обзор всего, что было предпринято против нас с начала гонения: для читателей это очень полезно.
9. Пока римские власти не начали борьбу против нас, в те времена, когда правители1890 были к нам дружелюбны и мирны, как они были богаты, как благоденствовали! Слов не хватит рассказать об этом! Вселенские владыки отмечали десятилетие1891 и двадцатилетие1892 своего царствования празднествами, общими торжествами, блистательными пиршествами и ликованием – кругом был глубокий, прочный мир.
10. Власть их с каждым днем беспрепятственно росла и ширилась, как вдруг они отказались от мира с нами и начали непримиримую войну. Не прошло среди этих волнений и двух лет, как у тех, кто стоял у власти, всё изменилось и все опрокинулось вверх дном1893.
11. На первого из упомянутых1894 обрушилась злая болезнь1895, помутившая его разум1896, он и второй по нем1897 окончили жизнь простыми гражданами1898. События эти еще не пришли к своему завершению, как всё государство разделилось на две части: такого на людской памяти еще не было1899.
12. Прошло еще немного времени, и император Констанций1900, который всю свою жизнь был к подданным кроток и милостив1901, а к Божественному учению очень расположен1902, оставив после себя императором и августом родного сына Константина1903, скончался, по общему для всех закону природы1904. Он первый был причислен к богам и у достоин после смерти всех подобающих императору почестей1905. Был он самым добрым и кротким из всех императоров.
13. Он единственный из современников достойно провел все время своего правления, явив себя и в остальном для всех доступным и ко всем милостивым. Он вовсе не участвовал в войне против нас, оберегал своих подданных христиан от вреда и обид, не разорял церквей и ничего иного против нас не придумывал. И конец жизни его был счастливым и трижды блаженным: он единственный скончался славным и благостным правителем, оставив преемником родного сына, весьма разумного и благочестивого.
14. Сын его, Константин, был сразу провозглашен самодержцем и августом воинами, но еще прежде их – Богом Вседержителем. Он ревностно следовал отцу в своем отношении к нашей вере. Таким человеком был Константин. Но тут, с общего решения правителей1906, самодержцем и августом1907 объявлен был Лициний1908.
15. Это жестоко обидело Максимина1909, который тогда один из первых именовался кесарем1910. Был он совершеннейшим деспотом, сам себе присвоил титул августа и стал им собственной своей волей1911. В это же время позорнейшей смертью погиб тот, о котором было сказано, что он после отречения опять стал у власти; его уличили в попытке умертвить Константина1912. Он был первым, чьи почетные статуи, портреты и вообще все, что положено по обычаю, как дань человеку нечестивому и безбожному, были уничтожены.
14
1. Сын его, Максентий1913, тиранически правил в Риме; сначала он, желая понравиться народу и польстить ему, притворился, будто держится нашей веры, приказал своим подданным прекратить гонение на христиан и, изображая себя благочестивым, принял вид правителя доступного и более кроткого, чем предыдущие.
2. На деле он оказался не таким, каким, думалось, он будет. В каких только нечестивых делах он себя ни обнаружил: грязь и всяческое распутство, разврат и растление; он разлучал законных супругов, издевался над женщинами позорнейшим образом и отсылал их обратно к мужьям. И обижал он не простых, неизвестных женщин, но преимущественно жен сенаторов, занимавших в сенате первые места.
3. Все – простой народ и магистраты, славные и безвестные – трепетали его и страдали от его жестокой тирании1914. Люди, однако, оставались спокойны и переносили горькое рабство; не было избавления от забрызганного кровью жестокого тирана. По какому-то ничтожному предлогу он отдал народ на избиение своей охране1915; тысячи римлян были перебиты в центре города – не скифами и варварами, а копьями и всяким оружием своих сограждан1916.
4. Невозможно перечислить, сколько сенаторов он казнил, чтобы завладеть их имуществом; очень многие были уничтожены1917 под разными вымышленными предлогами1918.
5. Преступления свои он увенчал обращением к магии; для своих чародейств он то разрезал чрево беременных женщин, то рылся во внутренностях новорожденных, а иногда убивал львов и гнусными молитвами молил демонов отвратить войну. На эти средства и возлагал он всю надежду на победу.
6. Он властвовал в Риме как тиран, и нельзя и выразить, до какой степени поработил он своих подданных; такой крайней скудости и недостатка в съестных припасах никогда, по воспоминаниям наших современников, не бывало ни в Риме, ни в других местах.
7. Максимин, тиран Востока, заключил с римским, как с братом по злодейству, тайный союз1919, думая, что он надолго останется в тайне. Позднее он был изобличен и понес заслуженную кару.
8. Удивительно, в каком близком родстве и братстве по несчастию находился он с тираном римским; злодейством он, правда, побеждал, был первым1920. Первые из чародеев и магов удостоились у него высочайших почестей, так как был он крайне боязлив и суеверен и весьма почитал языческие заблуждения относительно идолов и демонов: шага не делал без гаданий и прорицаний1921.
9. Поэтому он взялся преследовать нас чаще и сильнее своих предшественников; приказал воздвигать храмы в каждом городе, а капища, от времени обветшавшие, старательно восстанавливать; по всем местам и городам назначил1922 идольских жрецов и поставил над ними в каждой провинции верховного жреца, выбрав его из магистратов, наиболее прославившихся всякими щедротами, и определив ему для охраны воинский отряд1923. Всем чародеям без разбора, как благочестивым любимцам богов, он раздавал крупные должности и большие привилегии.
10. Начав с этого, он стал мучить и угнетать не какой-нибудь один город или область, а все без исключения подвластные ему провинции тяжелейшими налогами, вымогательством сказочного количества золота, серебра и других сокровищ и всяческими несправедливостями1924. Отбирая у богатых людей состояние, нажитое их предками, он одаривал придворных льстецов сразу грудами сокровищ1925.
11. Его страсть к вину и пьянству1926 дошла до такой степени, что на пиршествах он напивался до потери сознания и отдавал в пьяном виде приказания, в которых на следующий день, протрезвившись, сам каялся. Он никому не уступал в пьянстве и распутстве1927, стал учителем злонравия для управителей и слуг в своем окружении1928; уничтожил дисциплину в войске, приучив солдат к изнеженной и роскошной жизни1929; правителей и военачальников, едва не властвовавших вместе с ним, поощрял грабить подданных и наживаться на них.
12. Вспоминать ли о его неистовом и позорном сладострастии, или перечислять множество им опозоренных? Он не мог миновать ни одного города, чтобы не обесчестить женщин и не похитить девиц.
13. Это сходило ему с рук у всех, только не у христиан: они презирали смерть и ни во что ставили такую тиранию. Мужчин жгли, закалывали, распинали, бросали диким зверям и топили в морской пучине1930, отрубали им части тела и прижигали каленым железом, выкалывали глаза1931 и вырывали их, делали совершенными калеками и еще морили голодом и, заковав, отправляли в рудники – всё терпели они за веру, лишь бы поклоняться не идолам, а Богу.
14. Божественное слово сделало женщин мужественными как мужчины: одни, выдержав такие же подвиги, получили равную награду за свое мужество; другие, влекомые на поругание, скорее предавали душу смерти, чем тело растлению.
15. Одна из женщин1932, предназначенных служить сластолюбию тирана, христианка, очень известная и блиставшая в Александрии, победила страстную и безудержную душу Максимина своей мужественной твердостью. Она славилась богатством, родовитостью, образованием и сочла все это второстепенным сравнительно с целомудрием. Он умолял и упрашивал ее, но был не в силах убить готовую к смерти; побеждаемый более страстью, чем гневом, он наказал ее ссылкой и забрал всё ее имущество.
16. Тысячи других, будучи не в силах даже слышать о непотребном доме, которым угрожали правители провинций, терпели всяческие пытки и мучения и были приговорены к смерти. Удивительные были эти женщины, но особого удивления заслуживает одна римлянка, действительно благороднейшая и самая целомудренная из всех женщин, которых пытался обидеть тамошний тиран Максентий, действовавший так же, как Максимин.
17. Когда она узнала, что прислужники тирана, которым поручались такие дела, окружили ее дом (а была и она христианкой) и что муж ее, префект Рима, согласился из страха на то, чтобы ее взяли и увели, она попросила маленькой отсрочки, будто для того, чтобы принарядиться, пришла в комнату и, оставшись одна, вонзила в себя меч и тут же скончалась, оставив совратителям свой труп. Делами, которые громче всяких слов, показала она и современникам и потомкам, что для христиан единственное сокровище – добродетель: она не гибнет и непобедима.
18. Столько зла в преизбытке было совершено одновременно двумя тиранами, разделившими между собой Восток и Запад. Кто же, ища причину таких бедствий, усомнится увидеть ее в преследовании христиан, тем более, что вся эта сумятица кончилась, как только христиане вздохнули свободно?
15
1. В течение десяти лет преследования все время возникали заговоры и вспыхивали междоусобные войны. Море стало непроходимо: не было случая, чтобы людей, откуда бы они ни плыли, не подвергали всяким истязаниям: их подвешивали, терзали «когтями» и всячески пытали, допрашивая, не подосланы ли они вражеской стороной, и в конце концов распинали или сжигали.
2. Повсюду готовили щиты, панцири, стрелы, копья и прочее воинское снаряжение; строили военные корабли и делали оружие, потребное для морских битв. Только войны и можно было ежедневно ожидать. И еще обрушились на них чума и голод, о чем мы расскажем в свое время1933.
16
1. Вот что происходило во все время преследования; на десятом году1934 оно, по милости Божией, совсем прекратилось, а затихать стало на восьмом году1935. Когда явлено было по Божественной небесной благодати милосердное о нас смотрение, те же самые правители, которые раньше затеяли против нас войну, удивительно переменились в своих мыслях и стали поступать совсем иначе, гася широко распространившийся пожар гонения благосклонными к нам эдиктами и снисходительными распоряжениями1936.
2. Дело тут было не в людях: действовало не сострадание, как мог бы кто-нибудь сказать, не человеколюбие властителей – ничуть нет! – ежедневно ведь от начала и до нынешнего часа измышлялись против нас самые жестокие меры, против нас пускались в ход разнообразные средства.
3. Здесь был явно виден Божественный Промысл: отношение людей к нам изменилось, виновник всего зла1937 был наказан1938. Постигла его Божия кара: началось с телесной болезни, а завершилась она душевной.
4. Вдруг1939 на тайных членах его появился нарыв, затем в глубине образовалась фистулообразная язва, от которой началось неисцелимое разъедание его внутренностей. Внутри кишели несметные черви, и невыносимый смрад шел от его тела. Еще до болезни стал он от обжорства грузным и ожиревшим; невыносимым и страшным зрелищем была эта разлагающаяся масса жира1940.
5. Те врачи, которые вообще не могли вынести это страшное и нестерпимое зловоние, были убиты; других, которые ничем не могли помочь этой раздувшейся глыбе и отчаялись спасти ее, безжалостно казнили.
17
1. Поняв1941 в этих страданиях, какие преступления совершал он против христиан, он собрался с мыслями, призвал Бога Вседержителя1942, а затем, созвав окружавших его, велел немедленно прекратить гонение на христиан и царским указом и распоряжением побудить их строить церкви и совершать обычные службы, творя молитвы за императора.
2. Сразу же за словами последовало дело – по городам развешаны были царские распоряжения, отменявшие прежние указы против нас1943:
3. «Император кесарь Галерий Валерий Максимин1944, непобедимый, август, великий понтифик, великий победитель германцев1945, великий победитель Египта1946, великий победитель Фиваиды, великий пятикратный победитель сарматов1947, великий (двукратный) победитель персов1948, великий (двукратный) победитель карпатов1949, великий шестикратный победитель армян1950, великий победитель Мидии1951, великий победитель Адиабены1952, трибун в двадцатый раз, император в девятнадцатый, консул в восьмой1953, отец отечества, проконсул,
4. и император кесарь Флавий Валерий Константин, благочестивый, благополучный, непобедимый, август, главный великий понтифик, трибун1954 в пятый раз, император в пятый раз, консул, отец отечества, проконсул, и император кесарь Валерий Ликиниан, благочестивый, благополучный, непобедимый, август, великий понтифик, трибун в четвертый раз, император в третий, консул, отец отечества, проконсул, – жителям своих провинций желаем здравия.
6. Среди мер, принятых нами на благо и пользу народов, сначала решили мы восстановить все у римлян, согласно древним законам и общественным установлениям, заботясь о том, чтобы христиане оставили учение своих предков и образумились.
7. В силу измышлении исполнились они такой самоуверенности1955, что не следуют установлениям древних и, может быть, даже тому, что принято было их родителями. Каждый живет по собственному усмотрению, как хочет: они сочинили сами себе законы, соблюдают их и составляют по разным местам различные общества.
8. Поэтому и последовало наше им повеление вернуться к установлениям предков; очень многие из них подверглись смертельной опасности, большое число было потревожено и умерло разной смертью.
9. Увидев, что многие, пребывая в своем безумии, не воздают подобающего поклонения ни богам небесным, ни Богу христиан, мы, по нашему человеколюбию и неизменной привычке даровать всем прощение, решили незамедлительно распространить наше снисхождение и на христиан: пусть они остаются христианами, пусть строят дома для своих собраний, не нарушая только общественного порядка1956. В другом послании1957 мы объясним судьям, что им надлежит соблюдать.
10. И в соответствии с этим разрешением христиане должны молиться своему Богу о благоденствии нашем, всего государства и своем собственном: да будет все хорошо в государстве и да смогут они спокойно жить у своего очага».
Таково содержание этого эдикта, который мы перевели, как смогли, с латинского языка1958 на греческий. Пришло время взглянуть на события последующие.
Дополнение1959
1. Автор этого указа1960, после своего признания, вскоре избавился от своих страданий1961 и скончался1962. Идет молва, что он был главным виновником бедствий1963 во время гонения, что еще задолго до воцарения остальных императоров он заставлял воинов-христиан, а прежде всего своих придворных, отречься от веры; военных одних лишал звания, других бесчестил и оскорблял, а иным грозил и смертью и наконец подстрекнул своих соправителей начать гонение на всех христиан вообще. Нельзя обойти молчанием и конец их всех.
2. Власть разделили между собой четыре властителя1964. Не прошло и двух лет с начала гонения, как двое, первые по возрасту и достоинству, отреклись от власти и, как было сказано выше1965, прожили остаток своей жизни простыми гражданами. Конец их жизни был таков:
3. первого по достоинству и возрасту1966 извела длительная мучительнейшая телесная болезнь1967; второй после него1968 оборвал свою жизнь повесившись1969; такой конец был предсказан и демоном за множество его легкомысленных преступлений.
4. Последний из остальных1970, зачинщик всего гонения, претерпел страдания, о которых мы рассказали1971. Предшествовавший ему император Констанций, самый добрый и кроткий, достойно провел всё время своего властвования, единственный из всех показал себя доступным и благодетельным; он не принимал участия в войне против нас и своих подданных христиан оберегал от бед, не разрушал церквей, вообще не предпринимал ничего против нас; конец его жизни был счастливым и трижды блаженным, и он единственный оставил в благополучии и славе власть своему родному сыну, мудрому и благочестивому. Сразу же войско провозгласило его самодержцем и августом; по отношению к нашей вере он был ревнителем отцова благочестия.
Так в разное время ушли из жизни упомянутые выше четыре правителя.
6. Из них один1972, о котором мы говорили недавно, незадолго до своей смерти, соединившись с теми, кто вскоре стал у власти1973, признал свои заблуждения и обнародовал приведенный нами указ.
* * *
Примечания
Речь идет о жене Диоклетиана Приске и о его дочери Валерии, исповедовавших христианскую веру. См.: Lact. De mort. pers. XV. 1.
Лактанций упоминает о евнухах-христианах, управлявших царским дворцом и пользовавшихся большим влиянием (Lact. De mort. pers. XV. 2).
Дорофей – христианин; приближенный императора Диоклетиана. Принял мученическую смерть в Никомидии в 303 г. Память 3 сентября и 28 декабря. См. ниже: VIII. 6. 1, 5.
Горгоний – христианин; приближенный императора Диоклетиана. Принял мученическую смерть в Никомидии в 303 г. Память 3 сентября и 28 декабря. См. ниже: VIII. 6. 5.
В одной из редакций своей «Церковной истории» (VIII. Дополн. 1) Евсевий, как и Лактанций (Lact. De mort. pers. VII. 1; Χ. 1 – XI. 1), возлагает вину за Великое гонение также и на нечестивых императоров, особенно на Галерия.
О «Церковной истории» как источнике по истории Великого гонения см.: Dames P. S. The origin and purpose of the persecution of A. D. 303 // The Journal of Theological Studies. NS. Vol. 40. 1989. P. 66–94.
Девятнадцатый год правления Диоклетиана – с 17 ноября 302 г. по 16 ноября 303 г.
См. также: Chron. Olymp. 270. Лактанций (Lact. De mort. pers. XIII. 1) приводит более точную дату – шестой день до мартовских календ (24 февраля 303 г.). За день до этого (23 февраля) по приказу Диоклетиана была сожжена христианская церковь в Никомидии (Lact. De mort. pers. XII).
Согласно этому указу, против христиан возбуждалось судебное преследование, и они лишались гражданских прав, в том числе и права на защиту в суде (Lact. De mort. pers. XIII. 1).
Ср.: Eus. Mart. pal. Prooem. 1–2 .
См. также: Lact. De mort. pers. XV. 2.
Ср.: Eus. Mart. pal. 1.3–5.
Сатана в лице кесаря Галерия.
Согласно «Хронике» Евсевия-Иеронима (Chron. Olymp. 270), гонение на христиан в римской армии произошло за четыре года до начала всеобщего гонения, т. е. в 299 г. В одной из редакций «Церковной истории» Евсевий называет его инициатором Галерия (VIII. Дополн. 1).
По свидетельству Лактанция (Lact. De mort. pers. XI. 3), своим ограниченным характером на первом этапе гонение было обязано Диоклетиану, который полагал, что массовое преследование христиан приведет к смуте в Империи; поэтому он первоначально отказался поддержать план всеобщего гонения, предложенный Галерием, и согласился допустить лишь чистку среди придворных и военных.
Провести антихристианскую чистку в армии было поручено военному магистру Ветурию (Chron. Olymp. 270).
Имя его – Иоанн. Сирийский мартиролог (Patrologia Orientalis. Vol. 10. P. 13) называет его Эвентием. Память 7 сентября.
Эту историю рассказывает также Лактанций (Lact. De mort. pers. XIII. 2–3).
Диоклетиан.
Галерий.
Иоанна (Эвентия) подвергли пыткам, а затем сожгли на костре. См.: Lact. De mort. pers. XIII. 3.
Память Петра Никомидийского 3 сентября и 28 декабря.
Анфим – епископ Никомидии в конце II – начале III в. Принял мученическую смерть в 303 г. Память 3 сентября.
См. также: VIII. 13. 1.
По мнению Лактанция, виновником пожара был Галерий, устроивший его с целью обвинить христиан в попытке цареубийства и тем самым побудить Диоклетиана к ужесточению преследований (Lact. De mort. pers. XIV. 1 –2). Лактанций также свидетельствует, что во дворце произошло два пожара с промежутком в полмесяца (Lact. De mort. pers. XIV. 6). По утверждению же Константина Великого, дворец загорелся от молнии, что было наказанием свыше (Const. Orat. ad cort. sanct. 25).
Христиан обвинили в том, что они в сговоре с евнухами намеревались сжечь обоих императоров (Lact. De mort. pers. XIV. 2).
Ср.: Lact. De mort. pers. XV. 2–3.
Мавритания – область на северо-западе Африки, населенная берберскими племенами. В описываемое время эта территория делилась на три римских провинции – Мавритания Цезарейская, Мавритания Тингитана и Мавритания Ситифена.
Филором – высокопоставленный александрийский христианин, принявший мученическую смерть в 307 г. Память 4 февраля.
Филеас – епископ Тмуита (Нижний Египет) в начале IV в.; претерпел мученическую смерть в 307 г. Память 4 февраля. Автор Послания к жителям Тмуита («Увещание к мученичеству») и Послания к Мелетию Ликопольскому. См.: Sancti Phileae Thmuitani Epistola ad Meletium Lycopolitanum episcopum // PG. T. 10. Col. 1563–1568. О нем см.: Hier. Vir. ill. LXXVIII.
Цитируемые ниже фрагменты – единственное, что осталось от его Послания к тмуитцам.
Они, очевидно, приводятся в первой части Послания, до нас не дошедшей.
См.: 1Кор.12:31.
Речь идет о префекте Александрии Клодии Кулькиане. О нем см. ниже: IX. 11.4.
Эту историю передает и Лактанций (Lact. Div. inst. V. 11), однако он говорит о сожжении не целого городка, а лишь молитвенного дома в нем.
Адавкт был квестором (казначеем) во Фригии. Он принял мученическую кончину в 303 г. Память 7 февраля.
Речь идет о мученике Варлааме († ок. 304 г.), которого после жестоких истязаний повели в языческий храм, поставили перед жертвенником и положили на его руку горячие угли с ладаном в надежде, что он из-за нестерпимой боли невольно бросит ладан с огнем на жертвенник и таким образом принесет жертву; однако Варлаам держал угли в руке до тех пор, пока не сгорели его пальцы; не добившись своей цели, разъяренные язычники убили Варлаама. Память 19 ноября.
Так поступила мученица Пелагия († 303 г.), 15-летняя христианка знатного происхождения, ученица Лукиана Антиохийского. Когда воины пришли ее арестовывать, она попросила их немного подождать и после молитвы, стремясь избежать поругания, выбросилась из окна. Память 8 октября.
Речь идет о Домнине Антиохийской, замученной за веру ок. 305/306 г. Память 4 октября.
Веронику (Виринею) и Просдокию (Проскудию). Память 4 октября.
В «Палестинских мучениках» Евсевий говорит, что этот указ был издан Максимином Дазой (Eus. Mart. pal. VIII. 13). Это подтверждает и Лактанций (Lact. De mort. pers. XXXVI. 7). Дата указа – 311 г.
Лукиан († 312 г.) – антиохийский пресвитер родом из Самосаты; основатель Антиохийской богословской школы; учитель Евсевия Никомидийского и Феогниса Никейского. Принял мученическую смерть в Никомидии в 312 г. (см. ниже: IX. 6.3). Память 15 октября.
Лукиан обладал большой ученостью. Он прекрасно знал древнееврейский язык и осуществил сверку Септуагинты с древнееврейским оригиналом. Сделанные им исправления были приняты многими Церквами в Сирии и Малой Азии. Блаж. Иероним свидетельствует, что Лукиан также написал небольшой богословский трактат (Hier. Vir. ill. LXXVII). О нем см.: Bardy G. Recherches sur saint Lucien d'Antioche et son école. Paris, 1936; Zuntz G. Lukian von Antiochien und der Text der Evangelien. Heidelberg, 1995.
Тираннион – епископ Тира в начале IV в. Принял мученическую смерть в Антиохии во время Великого гонения. Память 20 февраля.
Сидон – портовый город в Финикии на берегу Средиземного моря, к югу от Берита.
Зиновий (Зенон) – врач по профессии; пресвитер Сидонской церкви. Принял мученическую смерть в Антиохии в 310 г. Память 17 сентября.
Сильван – епископ Эмесы в 272–312 гг. Принял мученическую смерть в 312 г. (подругой версии, при императоре Нумериане в 284 г.). Память 29 января.
Эмеса – город в Сирии на реке Оронт.
См. ниже: IX. 6. 1. Согласно преданию, Сильван Эмесский и его товарищи диакон Лука и чтец Мокий были арестованы по доносу, подверглись длительному тюремному заключению, перенесли жестокие истязания и пытку голодом и жаждой и были брошены на растерзание диким зверям. Но по их молитве Бог даровал им на арене мгновенную смерть, и звери не прикоснулись к их телам.
Сильван – епископ Газы; знаменит своей успешной миссионерской деятельностью; во время Великого гонения осужден на каторжные работы в рудниках. Принял мученическую смерть в 311 г. Память 4 мая. О нем см.: Eus. Mart, pal. XIII. 4–5,10.
Фен – селение в пустыне к югу от Палестины.
Пелий и Нил приняли мученическую смерть ок. 310 г. Память 17 сентября. См. также: Eus. Mart. pal. XIII. 3.
Вместе с Пелием и Нилом мученическую смерть приняли 156 христиан, в том числе пресвитеры Зенон, Патермуфий и Илия.
О мученической смерти Памфила см.: Eus. Mart. pal. XI. 1–4.
Неоднократно упоминавшийся выше александрийский пресвитер (VI. 40. 9; VII. 11.3,22,24,26).
Упомянутый выше епископ Тмуита (VIII. 9. 7 – 10.11).
Т. е. в «Палестинских мучениках». См.: Barnes T. D. Constantin... Р. 149– 155.
Диоклетиан и остальные тетрархи.
Десятилетие царствования Диоклетиана отмечалось 20 ноября 294 г.
Двадцатилетие царствования Диоклетиана отмечалось 20 ноября 304 г. См.: Lact. De mort. pers. XVII. 1–2.
1 мая 305 г. Диоклетиан и Максимиан Геркулий отреклись от престола. Августами были провозглашены Галерий и Констанций Хлор, а кесарями – Флавий Север и Максимин Даза.
На Диоклетиана.
Согласно Лактанцию (Lact. De mort. pers. XVII. 3–9), Диоклетиан заболел зимой 304/305 г. по дороге из Рима в Никомидию. Болезнь его длилась целый год.
По словам Лактанция, в результате болезни Диоклетиан «стал настоящим безумцем, так что то терял рассудок, то опять приходил в себя» (Lact. De mort, pers. XVII. 9).
Максимиан Геркулий.
Ср.: VIII. Дополн. 2. Диоклетиан после отречения от престола поселился в своем имении под Салоной в Далмации, где занимался выращиванием овощей (Eutr. IX. 28; Epit. XXXIX. 5–6). Существует предание, что, когда Максимиан Геркулий и Галерий однажды предложили ему вернуться к власти, он ответил отказом (Eutr. X. 2.3; Epit. XXXIX. 6). Максимиан Геркулий, неохотно расставшийся с троном, удалился в свои луканские поместья (Eutr. X. 2.3). Однако вскоре, после того как его сын Максенций был провозглашен императором, он вернулся к власти (Lact. De mort. pers. XXVI. 7; Zos. II. 10.2; Eutr. X. 2. 3; Anon. Val. IV. 10).
Эту фразу можно понять только в контексте заключительного фрагмента «Палестинских мучеников» (Eus. Mart. pal. XIII. 13), где говорится о разделении царства на две части, в одной из которых христиане пользовались миром, а в другой подвергались преследованиям. Это следует понимать в том смысле, что одна часть Империи управлялась благочестивыми правителями Констанцием Хлором и его наследником Константином, а другая – нечестивыми тиранами Галерием, Максенцием и Максимином Дазой. Ср.: Lact. De mort. pers. XVI. 1.
Флавий Валерий Констанций I Хлор (250–306 гг.) – выходец из Иллирии; наместник Далмации; в 293 г. усыновлен Максимианом Геркулием и провозглашен кесарем; август западной части Империи с 1 мая 305 г. по 25 июля 306 г.
См. также: Eutr. X. 1. 2.
См.: Lact. De mort. pers. XV. 6–7.
Флавий Валерий Константин I Великий (272–337 гг.) – сын Констанция I Хлора и Елены; родился в Наиссе в Верхней Мезии; провозглашен императором британскими легионами 25 июля 306 г. В 306–312 гг. правитель Британии, Галлии и Испании; в 312–324 гг. правитель западных областей Империи; в 324–337 гг. единовластный правитель всей Империи. О Константине и его правлении см.: Eus. Vita Const.; Eus. Laus Const.; Socr. I; Soz. I–II; Theod. HE. I.
Констанций I Хлор умер в Эбораке (совр. Йорк) в Британии 25 июля 306 г. См.: Eutr. X. 1.3; Anon. Val. IL 4
Практика причисления императоров после смерти к богам была чрезвычайно распространена в эпоху Империи, и Констанция Хлора, безусловно, нельзя считать первым из тех, кто удостоился этой чести. Первым обожествленным императором был еще Гай Юлий Цезарь (Suet. Jul. 84, 88).
Согласно Лактанцию (Lact. De mort. pers. XX. 3–4; XXIX. 2; XXXII. 5), Евтропию (Eutr. Χ. 4.1) и Аврелию Виктору (Aur. Vict. Caes. XL. 8), инициатором назначения Лициния августом был Галерий, который хорошо знал его по военной кампании против персов. Говоря об «общем решении правителей», Евсевий, по-видимому, имеет в виду присутствие на церемонии провозглашения Лициния августом бывшего императора Диоклетиана (Lact. De mort. pers. XXIX. 2).
Формально достоинство августа Лициний унаследовал от Севера, погибшего в войне с Максенцием. Провозглашение Лициния состоялось 11 ноября 308 г. Передавая Лицинию этот титул, Галерий стремился не допустить признания достоинства августа за Константином, который в его глазах продолжал оставаться кесарем (Lact. De mort. pers. XXV. 3–5).
Валерий Лициниан Лициний (265–325 гг.) – выходец из крестьянской семьи в Дакии; полководец Галерия; август с 11 ноября 308 г. по 18 сентября 324 г. В 308–313 гг. правитель Реции и Паннонии; в 313–324 гг. правитель восточной части Империи.
Галерий Валерий Максимин Даза († 313 г.) – выходец из Иллирии; племянник Галерия; в 305–309 гг. кесарь Востока; август в 309–313 гг. Управлял Египтом, Сирией и Палестиной, а с 311 г. еще и Малой Азией.
Максимин, последний из оставшихся в живых кесарей 305 г., считал, что он имеет гораздо больше прав на титул августа, чем не имевший прежде кесарского достоинства Лициний. См.: Lact. De mort. pers. XXXII. 1–4.
Максимин провозгласил себя августом в мае 309 г. В ответ Галерий был вынужден ликвидировать кесарское достоинство и признать августами Максимина и Константина Великого. См.: Lact. De mort. pers. XXXII. 5.
Вскоре после возвращения к власти Максимиан Геркулий вступил в конфликт со своим сыном Максенцием, и ему пришлось бежать из Рима сначала к Галерию, а затем к своему зятю Константину Великому в Галлию (Lact. De mort, pers. XXVIII. 1 – XXIX. 3; Eutr. X. 3. 1–2). Там он организовал заговор против Константина, но потерпел неудачу, был схвачен в Массилии (совр. Марсель) и казнен в 310 г. (Lact. De mort. pers. XXIX. 3 – XXX. 6; Eutr. X. 3. 2; Aur. Vict. Caes.XL.22; Epit.XL.5).
Марк Аврелий Валерий Максенций (ок. 280–312 гг.) – сын Максимиана Геркулия и сириянки Галерий Валерии Евтропии; муж дочери Галерия Максимиллы. Был провозглашен кесарем преторианцами в Риме 28 октября 306 г. В 307 г. принял титул августа. Под его властью находились Италия и Африка.
См. также: Aur. Vict. Caes. XL. 19,24.
Т. е. преторианцам.
Об этом случае сообщает также Аврелий Виктор (Аur. Vict. Caes. XL. 24)
См. также: Lact. De mort. pers. XLII. 1.
Об антиаристократической направленности политики Максенция говорит также Евтропий (Eutr. X. 4. 3).
Союз Максимина и Максенция в действительности был ответом на сближение между Константином и Лицинием (Lact. De mort. pers. XLIII. 2–4). Он был заключен в начале 312 г.
Об изображении Максимина Дазы в «Церковной истории» Евсевия см.: Grant R. M. The Case... P. 416–418.
См.: Filosi S. L'ispirazione neoplatonica della persecuzione di Massimino Daia // Rivista di Storia della Chiesa in Italia. Vol. 41. 1987. P. 79–91.
Прежде жрецы избирались из членов городских религиозных коллегий.
См. ниже: IX. 4. 2. См. также: Lact. De mort. pers. XXXVI. 4. В обязанности великих жрецов входило совершение ежедневных жертвоприношений языческим богам и преследование «безбожников» (= христиан.)
См. также: Lact. De mort. pers. XXXVII. 3–4.
Ibid. 5–6.
Об этом пороке Максимина говорит также автор «Извлечений из Аврелия Виктора» (Epit. XL. 18–19)
О распутстве Максимина подробно пишет Лактанций (Lact. De mort. pers. XXXVIII. 1–5).
См. также: Lact. De mort. pers. XXXVIII. 5.
Лактанций говорит, что Максимин имел привычку одаривать солдат богатыми дарами (Lact. De mort. pers. XXXVII. 5)
См. также: Lact. De mort. pers. XXXVII. 1.
Ibid. XXXVI. 7.
Возможно, речь идет о дочери Диоклетиана Валерии, вдове Максимиана Геркулия, которая исповедовала христианство. О домогательствах Максимина по отношению к Валерии рассказывает Лактанций (Lact. De mort. pers. XXXIX).
См. ниже: IX. 8. 1,3–14.
Т. е. в 313 г.
Т.е. в 311 г.
Текст со слов ≪Когда явлено было≫ и до слов ≪снисходительными распоряжениями≫ практически идентичен заключительной фразе ≪Палестинских мучеников≫ (Eus. Mart. pal. XIII. 14).
Галерий.
В четырех рукописях ≪Церковной истории≫ (Парижской, Московской и двух флорентийских) в этом месте добавлено: ≪...чтобы наказать его за зло, совершенное во время гонения. Ибо, хотя этому и надлежало быть по суду Божию, однако «горе тому человеку, – говорит Писание, – чрез которого соблазн приходит"≫.
Галерий заболел в 310 г. (Lact. De mort. pers. XXXIII. 1).
В похожих выражениях болезнь Галерия описывает и Лактанций (Lact. De mort. pers. XXXIII. 1–10). Болезнь императора длилась более года (Lact. De mort.pers.XXXIII.il).
По словам Лактанция, Галерий сначала взывал о помощи к языческим богам Аполлону и Асклепию, однако болезнь от этого лишь усилилась (Lact. De mort. pers. XXXIII. 5).
См. также: Lact. De mort. pers. XXXIII. 11.
Никомидийский эдикт был обнародован 30 апреля 311г. См.: Lact. De mort. pers. XXXV. 1.
Трудно согласиться с Робертом Грантом, который считает, что в данном случае речь идет о Максимине Дазе, а не о Галерий (Grant R. M. The Case...P. 417). Хотя их официальные имена были очень похожи – Галерий Валерий Максимиан и Галерий Валерий Максимин, – перечисляемые ниже титулы указывают именно на Галерия.
Галерий вел успешные войны с германскими племенами готов и маркоманов в 293–296 гг. См.: Aur. Vict. Caes. XXXIX. 43.
Речь идет об успешной кампании 298–299 гг. против узурпатора Ахилла, захватившего власть над Египтом. См.: Aur. Vict. Caes. XXXIX. 38.
О победе над сарматами см.: Eutr. IX. 25.2. Самые известные походы против сарматов состоялись в 289 г. и 292 г.
О победе Галерия над персами в 298 г. см.: Eutr. IX. 25.1; Aur. Vict. Caes. XXXIX. 33–35.
О победе над карпами см.: Aur. Vict. Caes. XXXIX. 43. Карпы – воинственное племя сарматского происхождения, обосновавшееся в начале III в. На Нижнем Дунае; в течение всего III столетия постоянно вторгались на территорию Империи. О них см.: Patsch С. Carpi // Pauly-Realencyclopädie. Bd. 3. Teilbd. 2. Stuttgart, 1899. S. 1608–1610.
Речь идет об армянах, союзных персам. Благодаря победе Галерия над державой Сасанидов римлянам удалось восстановить на армянском престоле своего ставленника Тиридата III.
Античные авторы, как и в данном случае Евсевий, подразумевают под Мидией государство Сасанидов.
Адиабена, область к востоку от Тигра, была покорена Галерием в 298 г.
Галерий был консулом 294, 297, 300, 302, 305,306, 307 и 311 гг.
Первый раз Константин был облечен властью трибуна 25 июля 306 г., а затем получал ее ежегодно, причем в 307 г. даже дважды.
В четырех рукописях ≪Церковной истории≫ (Парижской, Московской и двух флорентийских) в этом месте добавлено ≪их поработило такое безумие≫.
Имеются в виду насильственные действия христиан против языческого культа.
Это послание не сохранилось.
Латинский текст этого указа приводит Лактанций (Lact. De mort. pers. XXXIV). В нем, однако, опущены имена и титулы трех императоров-авторов.
Это дополнение сохранилось в трех рукописях – Московской, Парижской и одной флорентийской (Laurentiana 70, 20s XI). О нем см.: Christensen Т. The so-called Appendix to Eusebius' «Historia Ecclesiastica» VIII // Classica et Mediaevalia. Vol. 34. 1983. P. 177–209.
Галерий.
По мнению Лактанция, Галерий, хотя и издал указ о прекращении гонений, тем не менее не получил прощения от Бога и был наказан ужасной смертью (Lact. De mort. pers. XXXV. 3).
Галерий умер в мае 311г. Согласно Лактанцию, смерть его была результатом раковой болезни (Lact. De mort. pers. XXXV. 3–4). В то же время Аврелий Виктор говорит, что Галерий погиб от отравленной стрелы (Aur. Vict. Caes. XL. 8), а автор «Извлечений из Аврелия Виктора» пишет, что император умер от полового истощения (Epit. XL. 4).
Согласно Лактанцию, Галерий унаследовал ненависть к христианам от своей суеверной матери (Lact. De mort. pers. XI. 1–2).
Речь идет о тетрархии Диоклетиана, Максимиана Геркулия, Галерия и Констанция I Хлора в 293–305 гг.
VIII. 13. 10.
Диоклетиана.
Ряд источников свидетельствует, что Диоклетиан покончил жизнь самоубийством (Lact. De mort. pers. XL. 2–3; Epit. XXXIX. 7). Смерть его датируется или 313 г. (Lact. De mort. pers. XLII; Epit. XXXIX. 7), или 316 г. (Zos. II. 8. 1).
Максимиан Геркулий.
См. также: Lact. De mort. pers. XXX. 5–7. Автор «Извлечений из Аврелия Виктора» утверждает, что Максимиану Геркулию «петлей сломали шею» (Epit. XL. 6).
Галерий.
См. выше: VIII. 16.4.
Галерий.
С Константином и Лицинием.