священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Проповеди1

 Проповедь 106Проповедь 107Проповедь 108 

107. Слово в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи253

«Ирод бо бояшеся Иоанна, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его: и послушав его, многа творяше, и в сладость его послушаше» (Мк. 6, 20).

Так даже для людей крайне нечестивых и развращенных слова, хотя бы и обличительные, мужей святых и праведных не проходят бесследно. Можно ли ожидать, чтобы действие слова того, кто называл себя «гласом вопиющаго в пустыне» (Мф.3:3), простерлось немного далее пределов этой пустыни? Между тем мы видим, что не только весь Иерусалим, но и вся страна Иудейская стекается к строгому обличителю людских пороков и проповеднику покаяния. Сами ревнители законной праведности, фарисеи, посылают к нему узнать, не Христос ли он, и впоследствии, не будучи в состоянии отрицать праведность его жития, не могут не признать, что его «крещение с небес было, а не от человеков» (Мф. 21, 25).

Ирод, искавший убить Иоанна за его обличения, однако, долго не мог решиться на это, пока, опьяненный вином и страстью к блуднице, не потерял способности ясно отличать голос совести от голоса страстей, так обаятельно и сильно было на него действие слова и жизни святого Крестителя Иоанна!

Такое могущественное действие слова Божия на сердца людей внушает нам, братие, весьма утешительные надежды относительно успеха в нашем собственном подвиге исправления своей жизни и будущей деятельности в качестве пастырей и учителей народа.

Если наше сердце до начала подвига уподоблялось земле сухой, было как бы пустынею для добродетели, то чего можно было бы нам ожидать от своего подвига, какие плоды может произрастить пустыня? Однако смотрите, не словом ли Божиим насаждено в сердцах наших все, что только осталось и хранится в нем доброго? Вдумавшись в каждое свое доброе слово, каждый добрый поступок, мы можем заметить, что воспоминание какогонибудь слова Божия побудило нас к нему или воспоминание примера из жизни святых, созданного тем же словом.

Если же, при беззаботности нашей, слово Божие всегда оказывалось «живым и действенным» в нашем сердце, то какие действия оно произвело бы, если бы мы стали внимательно относиться к его благодатным внушениям? О, как тогда изменилось бы наше сердце! Мы и не заметили бы, как чрез несколько лет оно совершенно преобразилось, как вместо любви к этому «веку притворному и привременному» в нем все более возрастает «любовь к закону Божию и веку живому»254. И как слово Божие некогда преобразило духовную пустыню мира иудейского с его закоснелостью в лицемерной законной внешности и языческого мира с его растленными страстями, сделав эту пустыню плодоносным садом христианских церквей и обителей подвижничества, так и в наше время слово Божие сильно на произращение добродетели в развращенном мире. В наш век расшатанности нервной и духовной только слово Божие еще способно поддержать и укрепить разрушающиеся все более и более основы жизни народов. И если многие современные люди часто не хотят уже слышать никаких доказательств и рассуждений относительно бытия Бога, действующего в мире, относительно возможности устроить на земле жизнь свою по заповедям Христовым, то жизнь истинных сынов Церкви Христовой всегда будет для них живым и сильнейшим обличением, от действия которого они никогда не могут освободиться в настоящей жизни, в будущей же «будут судимы» этою жизнью святых (1Кор. 6, 2).

Посему, братие, в настоящий день, когда вместо мерзкого и скверного пира Иродова, которому в большей или меньшей степени уподобляется всякое мирское веселье, исполненное страстей, предлагает сам свою духовную и постническую трапезу Иоанн Креститель, утвердим в своих сердцах мысль, что не могут быть бесплодны наши слезы покаяния и скорби самообличения пред Богом. Болезненны иногда бывают и даже приводят в уныние нас эти слезы и скорби, но не убоимся их, ибо воссияет в сердце нашем вскоре чистая, духовная радость и светлый луч благодати Божией рассеет облака скорби. И как слова строгого обличителя пороков людских Иоанна, сначала произведши очистительную скорбь в сердцах, потом утешительно действовали на сердца людей (Лк. 3, 18), так и наши слова обличения, когда мы будем поставлены пастырями и учителями народа, если свята будет наша жизнь, та же Божественная благодать сделает сладостными для людей мира. Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские ЕпархиальныеВедомости ВЕВ – Волынские ЕпархиальныеВедомости ОЕВ – Олонецкие ЕпархиальныеВедомости УЕВ – Уфимские ЕпархиальныеВедомости

253

УЕВ. 1902. № 13–24. С. 1129–1131.

254

Кондак праздника.


 Проповедь 106Проповедь 107Проповедь 108