протоиерей Николай Гроссу

О возрождении

Слово, произнесенное в храме Киевско-Братского монастыря в день Богоявления 1909 г.

«Неужели вы не знаете, что есть мы, крестившиеся во Христа Иисуса, во смерть его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы… нам ходить во обновленной жизни» (Рим.6:3,4).

Иисус Христос принял крещение от величайшего пророка Божия Иоанна сына Захарии не потому, что нуждался в покаянии и очищении своих грехов, подобно тем современникам Его, которые приходили на Иордан отовсюду и крестились, исповедуя грехи свои. Иисус Христос был безгрешен и Один имел божественную власть отпускать людям грехи их. И тем не менее Он вошел в воды Иордана и склонил Свою пречистую главу под руку Крестителя. С какою же целью? – С тою, несомненно, чтобы явить Себя миру в достоинстве воплотившегося Сына Божия, Искупителя людей; чтобы дать Израилю свидетельство того, что пришел на землю Мессия, которого он ожидал столько веков, и этот Мессия есть именно Иисус из Назарета. Доселе Иисус жил в неизвестности, занимаясь ремеслом своего мнимого отца Иосифа. Хотя почившая на Нем благодать Божия и проявлялась в многочисленных дарах Св. Духа – в дарах мудрости разума и страха Божия; однако богосыновство Его оставалось сокрытым от окружавших Его. И это потому, что, будучи истинным Сыном Божиим, Он в то же время был и истинным Сыном Человеческим, и как человек должен был пройти сначала путь постепенного духовного возрастания, и тогда уже объявить миру, что Он – Сын Божий. Это случилось на 30-м году Его жизни. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13,16,17). Об этом Иоанн Креститель впоследствии говорил Своим ученикам: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в вод, чтобы Он явлен был Израилю... Я не знал Его; но пославший Меня крестить в вод сказал: на кого увидишь Духа, сходящаго и пребывающаго на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым; и я видел и свидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1:33,34).

После крещения Иисус Христос принял на Себя всю тяжесть служения, для которого пришел на землю и жил среди людей. После крещения для Него начинается та новая жизнь, о которой Он говорил: «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). «Лисицы имеют норы и птицы небесныя гнезда, а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20)...

Братья, мы не можем сказать, что Господь наш, в водах Иордана пережил то духовное состояние, которое мы называем перерождением, возрождением человека; это было лишь достижение им полноты духовной крепости, мощи, было лишь заключением того его возрастания, о котором св. Лука говорил: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем» (Лк.2:40). Он всегда жил в Боге и для дела Божия, поэтому не имел нужды в возрождении. Но мы, привязанные всем своим существом к миру, только через возрождение становимся способными к жизни для Бога. Правда, мы все некогда вступили в Церковь, приобщились к Телу Христову посредством крещения. Но это благодатное очищение наших грехов и таинственное возрождение нашего духа совершилось в младенчестве – в то время, когда наше сознание и наша воля еще дремали, и потому нам необходимо восчувствовать в себе полученную тогда благодать и сознать связанные с нею обязательства, чтобы затем начать ходить в обновленной жизни. Нам необходимо еще пережить момент, когда в душе христианина получает господство сознание его сыновства Богу, сознание, что и он – чадо Божие. Только уже после этого для нас может начаться та новая жизнь, когда мы, сознав свое личное достоинство в царстве Божием, всецело посвящаем себя служению Богу и людям, всецело отдаем свою душу ради Евангелия, чтобы тем вернее спасти ее, по слову Божию: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто теряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот бережет ее» (Мк.8:35).

Иногда, братья, это сознание себя чадом Божиим совпадает для верующего с моментом возрождения его в таинстве крещения. Так бывало, например, в первые века христианства, когда веру Христову принимали в зрелом возрасте. Самое обращение к вере означало тогда уже сознательно совершившийся переворот в жизни и знаменовало собою тот духовный перелом, после которого уже не могло быть возврата к прежнему образу мысли, чувства и жизни. Но как в те времена, так и в последующие века, до наших дней, чаще бывали случаи, когда это перерождение духа наступало у верующих уже после крещения, под влиянием разных обстоятельств, посылаемых человеку от Бога. Припомним день 50-цы. Апостолы, бывшие со Христом от начала Его проповеди, только в этот день переродились силою Св. Духа, почившего на них, как и на Христа в день Богоявления. Только после этого сыны грома становятся апостолами любви, колеблющийся Симон – неустрашимым исповедником Христа и вообще все ученики такими апостолами веры, религиозного одушевления и новой во Христе жизни, что «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, никакая другая тварь не могла отлучить» их от любви Божией.

Припомним, братья, также те многочисленные случаи, когда подвижники, отшельники, и многочисленный сонм благочестивых мужей и жен перерождались под явлением того или другого евангельского изречения, того или другого проявления Промысла Божия в их жизни, – перерождались, и всегда это перерождение проявлялось в бесповоротном решении их жить по-новому, по-Божьему.

От дней древних обратимся к нашим дням. Если вера во Христа продолжает свою животворящую деятельность в мире, то это происходит только потому, что есть еще верующие люди, сознательно переживающее состояние внутреннего перерождения и свободно принимающее на себя исполнение тех святых обетов, которые даны за нас Христу нашими восприемниками, при нашем крещении.

Но горе наше в том, что эти случаи перерождения становятся все реже, и мы мало по малу теряем сознание того, что перерождение необходимо для нас. В самом деле, почему мы, как христиане, как ученики Господа нашего Иисуса Христа, так дряблы, нерешительны, трусливы? Почему, исповедуя веру во Христа, глубоко сочувствуя Его Евангелию, искренне сожалея о своем ежедневном противлении Его заповедям, – мы все-таки не можем оторваться от земных пристрастий, бессильны сделаться всецело Христовыми? Почему, крестившись во Христа, мы в продолжение всей жизни нашей не можем облечься в Него? – Потому, что мы не пережили того состояния возрождения, которому начало положено в крещении; мы не видели над собою открытого неба и не слышали в сердце своем голоса Божия: Ты есть Сын Мой возлюбленный. Отсюда и происходит то оскудение христианской жизни и умаление веры, которое угрожает нам и нашей Церкви величайшею опасностью. Не внешние враги страшны делу Христа в мире и Его святой Церкви, а страшны мы с нашей расслабленною верою, с нашею нерешительностью и малодушием в делах евангельской правды и любви. Удивительные, братие, дни мы переживаем. Как много мы и люди вокруг нас говорят об Евангелие и его идеалах. Едва ли можно указать в прошедшем такое время, когда бы говорили много хороших слов, составляли так много великих планов нового устройства общественной жизни, мечтали о таком коренном преобразовании мира под началами христианства. Однако же далее хороших слов люди не идут, и это потому, что в их устах мы чаще слышим речи о всеобщем братстве и мире, о необходимости всеобщего объединения людей в одну семью и т.п., чем о Христе Иисусе, чем о том, чтобы иметь Христа постоянным спутником своей жизни, в Нем одном искать и братства и мира... Люди спорят и враждуют между собою из-за понимания отдельных заповедей Христа, а Самого Христа не видят, как и предрек некогда Спаситель: «и мир уже не увидит Меня» (Ин.14:19). Как расслабленный в Силоамской купальне, наш век не имеет сил броситься в воду жизни Христовой и обновить свою дряхлость.

Очевидно, нам необходимо перерождение духа, которое одно может вывести нас из состояния равнодушия и поставить пред нашим сознанием образ Христа и Его божественной жизни во всем их блеске и величии. Нам необходимо всем существом воспринять в себя этот образ Христа и приобщиться Его жизни, чтобы быть истинным благоуханием Христа. Пока это не совершится, мы не увидим нового неба и новой земли, в них же правда живет. Пока это великое множество верующих, ежегодно наполняющих этот древний храм и прилегающую к нему площадь и улицы в настоящей благознаменитый день праздника нашего, не почувствует в себе действия св. Духа, носящегося ныне над водами, – жизнь наша не озарится светом Христовым, над нею будут носиться зловещие тени. Пока каждый из нас не скажет в глубине своего духа с ясным сознанием: я крестился во Христа и потому должен облечься в Него, чтобы быть со Христом и служить только Его делу, – царство Божие не придет к нам.

Но возможно ли это? – У Бога все возможно. Мы твердо веруем, что Господь воздвигнет и нам, как некогда иудейскому народу, пророков в духе и силе Иоанна Крестителя. Источник спасения и для нас, может быть, откроется в пустыне, среди людей глубокого религиозного чувства и адамантовой силы воли... Не расслабленному уму и не жалкому безволию людей века сего, мятущихся в наших городах и селах, спасти нашу веру от угрожающей ей погибели и церковь от распада, явить миру новую, подлинно Христову жизнь... Это сделают люди, научившиеся в тишине безмолвных пустынь чувствовать Бога и сознавать свое богосыновство... Да, из глубины лесов, где живут отшельники, из обителей, где воспитываются мужи веры и разума, может быть выйдет и наше спасение...

Но уповая на это спасение мы, братья, должны подготовить его явление миру. Мы должны восчувствовать все наше убожество духовное, чтобы таким образом открыть наше сердце великой проповеди покаяния и возрождения. Без самообмана и самообольщения должно нам исповедать пред Богом, что мы давно потеряли жажду вечной истины и впали в грех явного противления ей. Эта истина ныне открывается миру в водах Иорданских. Бог Отец свидетельствует об Иисусе Христе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф.3:17). Ищущим этой истины Он говорит через пророка: «жаждущие идите на воду, идите и пийте без сребра и цены вино и тук... и насладится во благих душа ваша» (Ис.55:1,2). Желающим же удержать в себе эту истину Он дает заповедь: Того послушайте.

Будем же, братья, послушны явившемуся днесь на Иордане Сыну Божию, зовущему нас к источнику благодатной жизни: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:37,38). Аминь.

Вам может быть интересно:

1. О совершенной любви. Слово во вторую неделю Великого Поста, при воспоминании страстей Христовых протоиерей Николай Гроссу

2. [Рец. на:] Арсений [Стадницкий], архиеп. Новгородский. На духовной страде: Слова и речи профессор Николай Александрович Заозерский

3. Обзор русских журналов: Вопросы морали в русской журналистике истекшего года профессор Николай Гаврилович Городенский

4. Милосердный подвижник - Даниил Переяславский профессор Сергей Иванович Смирнов

5. Иеродиакон невского монастыря Макарий профессор Николай Иванович Барсов

6. Речь ректора Казанской духовной академии архимандрита Никанора (Бровковича) по наречении его во епископа архиепископ Никанор (Бровкович)

7. Исторические особенности в постановлении церковно-учительного дела в Московской Руси и их значение для современной гомилетики Николай Константинович Никольский

8. Значение Новгорода в истории русского искусства профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

9. Памяти профессора Ивана Николаевича Корсунского профессор Анатолий Алексеевич Спасский

10. Недавно открытый апокрифический памятник «Песни Соломона» и попытка А. Harnaсk’а привлечь его к вопросу о происхождении четвертого канонического Евангелия профессор Сергей Михайлович Зарин

Комментарии для сайта Cackle