Азбука веры Православная библиотека епископ Кирилл и епископ Мефодий (Зинковские) «Записки по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского): современное прочтение

«Записки по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского): современное прочтение

Источник

Аннотация

В статье рассматривается педагогическое наследие священномученика Фаддея Успенского применительно к современной теории и практике воспитания с целью поиска целостного подхода к развитию личности воспитанника.

Образование может быть и средним, а воспитание должно быть высшим.

Высшее воспитание – это доброта. Умный человек – добрый человек.

Недобрый человек – неумный человек. И больше всего надо у Бога

именно этого просить – доброго взгляда на жизнь.

Архимандрит Мелхиседек Артюхин

Знание без доброты – мудрость дьявольская.

Святитель Филарет Московский.

Современная образовательная парадигма тяготеет к христианским истокам. На государственном уровне в официальных документах среди приоритетных задач значится духовно-нравственное воспитание школьников. Вместе с тем на практике учителя сталкиваются с рядом проблем: психологические конфликты, разделяющие учителя, родителя и ребёнка; акцент преимущественно на интеллектуальном и физическом развитии воспитанников; массовая загруженность учителей; трудности осуществления духовно-нравственного воспитания на практике. Эти вопросы требуют глубокого осмысления и поиска целостного подхода к их решению. В этом смысле обращение к труду архиепископа Фаддея Успенского, новомученика и молитвенника, актуально и своевременно, так как наряду с самоотверженным служением Церкви и заботой о пастве он всю жизнь посвятил педагогической деятельности.

Ниже мы отметим и прокомментируем основные мысли из «Записок по дидактике» священномученика Фаддея Успенского, которые привлекли наше внимание. Обладая чуткой и тонкой душевной организацией, болея всем сердцем за воспитание детей, за поиск верных подходов к преподаванию и духовно-нравственному росту самих педагогов, Владыка Фаддей делится мыслями о воспитании, основанными на глубоком личном педагогическим и молитвенным опыте.

Владыка подчёркивает, что первостепенной задачей школы является воспитание детей в христианском духе. Это особенно верно для начальной школы. Вслед за К.Д. Ушинским, «отцом русской педагогики», и «самоотверженным подвижником народного просвещения» С. А. Рачинским, владыка Фаддей утверждает, что краеугольным камнем педагогики является вера Христова1. «Ибо всякий, пытавшийся ниспровергнуть камень сей, сам сокрушался и повергаем был в неисходную скорбь, тоску и смерть души, посему будем приступать к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устроять из себя дом Духовный Христу!» – с такими словами выступил священномученик на открытии педагогических курсов2.

Развитие природных способностей и талантов учеников, практические знания и умения, обучение наукам и искусствам Владыка считал полезными «для поддержания бодрости самого духа», однако все они должны быть связаны с опытом жизни ребёнка и с внутренней жизнью сердца. Занимая ум, нельзя оставлять без внимания другие силы души детей, их жизнь в целом, поэтому между учеником и учителем важна и необходима «живая беседа, которая способна воздействовать на сердце и волю более, чем уроки, обогащающие лишь ум различными новыми познаниями»3. В этом смысле беседы с детьми о вере, о Земной Жизни и учении Спасителя, о том, как жили святые и праведные люди, составляют одно из наиболее действенных средств воспитания, при условии, если они задействуют способность воображения, благодаря которой ребёнок «может и не видя предмета представлять его почти так же живо, как и видя действительный предмет»4. Свойством наглядности, так необходимом детям, можно наделить и религиозную истину, поэтому рассказы и описания, действующие на воображение и соприкасающиеся с жизненным опытом, могут помочь ребёнку глубже прочувствовать и осознать духовные истины. Ребёнок обладает природной способностью отличать добро от зла, его совесть, ещё не закостеневшая во грехе, обладает повышенной чувствительностью, поэтому мысли и чувства, которые он испытал и ситуации, которые проживал, могут также служить средством нравственно воспитывающим, если учитель творчески разъяснит их, связав с пониманием справедливости, правды, искренности, соучастия и сострадания, бережного отношения друг к другу.

Владыка Фаддей подчёркивает, что учитель должен также постоянно увещевать словом, неустанно разъяснять, наставлять, давать советы, делать предостережения, терпеливо разбирать конфликтные ситуации и недопонимания, возникающие у воспитанников. При этом ребёнок не должен чувствовать постоянного надзора над собой, учитель может наблюдать за ним со стороны, но в то же время контролируя ситуацию: «можно бдительно смотреть за учениками и издали, так, чтобы надзор хотя в действительности и не прекращался, но все-таки менее чувствовался»5.

Также Архиепископ Фаддей отмечает, что учителю необходимо обладать наблюдательностью, которая «предполагает способность снизойти до детских мыслей и чувств, поставить себя на место детей», что может помочь найти общий язык с ребенком, другими словами, «подобрать ключик к его сердцу»6. Учитель имеет дело с человеческой душой, которая, обладая даром свободы, не может быть подчинена неизменным законам, будучи способной к постоянному совершенствованию. Изучить и понять детскую природу – дело весьма нелёгкое, поэтому Владыка настаивает на постоянной открытости учителя к новым методам и подходам воспитания. Учитель должен быть в постоянном поиске личного подхода к каждому ученику.

Только в качестве «огрубленного среднего» следует использовать знания схематического разделения четырех психологических типов темпераментов и их особенностей. Святой проводит анализ поведения ребенка, обладающего тем ли иным темпераментом, но при этом подчёркивает, что «развитие свободы и самостоятельного характера в детях постепенно может сгладить или по крайней мере ослабить дурные стороны темперамента, … дело учителя воспользоваться хорошими сторонами темперамента, не давая дурным развиться и окрепнуть»7.

Чтобы слово учителя имело должное влияние на воспитание ребёнка, необходимо хорошо знать отношения обучаемого внутри его семьи. В противном случае то, что «созидает школа, может быть разрушено или попрано в семье»8. По мнению Святителя, одна из важнейших задач учителя – установить сотрудничество с родителями. Удобнее всего это осуществить преподавателю начальных классов, потому как родители находятся с ним в более тесном контакте, доверяя ему все проблемы и трудности в воспитании детей. Учитель также должен интересоваться всем, что происходит с ребёнком вне школы, чтобы иметь целостное представление о развитии ученика.

Относительно средств наказания и поощрения, Владыка отмечает, что они должны соотноситься с личными особенностями ученика. Например, «проступки некоторых полезно обличить пред всеми, а других – видя не видеть, как говорит святитель Григорий Богослов, потому что они лучше исправляются чрез безмолвное обличение»9. Владыка Фаддей также указывал на милосердие как главный признак христианского учителя: «при наказании всегда нужно щадить личность ученика, следует наказывать не из-за гнева и личных оскорблений или вследствие недостатка терпения, а ради пользы ученика, в духе любви»10.

Безусловно, важной составляющей всего процесса обучения является личность самого учителя. Личность воспитывается от личности, поэтому самое действенное средство воспитания – это личный пример. Владыка отмечает, что у детей сильно развито «свойство подражательности»11. Не имея привычки к самостоятельному образу действий, дети всегда копируют образ мыслей и поведения значимых и особенно уважаемых взрослых: «будучи естественным и необходимым в детстве, подражание значительно облегчает доброе воздействие на детей»12.

Особенно хочется отметить следующее наблюдение святителя: «учительство не есть просто лишь мастерство, которое можно изучить теоретически и практически; учитель имеет дело с детской душой, а чтобы воздействовать на душу, нужно учителю самому иметь такие качества, какие он желает воспитать в детях»13. Дети и подростки глубоко воспринимают внутренний настрой взрослого человека, расположен учитель к ним или нет. Поэтому самым действенным средством воздействия и воспитания Владыка отмечает любовь: «Истинное знание детской души дает только любовь к детям, потому что только она способна ко всему снизойти и все претерпеть»14. «Самая любовь к детям, по мысли Святого, наиболее легко укрепляется благодаря именно вере и без нее никогда не может быть прочною, вполне чистою и самоотверженною, потому что нет более действительного средства приобрести любовь к людям, как искренняя молитва за них»15. Учительство – это прежде всего служение, дело, на которое человек призван самим Богом – мысленная память об этом способна воодушевить, укрепить даже в трудных обстоятельствах, потому учитель «никогда не должен оставлять случая в вере и молитве искать утешения и поддержания для своего духа»16. Владыка Фаддей сравнивает учительство с посевом: как сеятель с молитвою бросает семя в землю, не зная, прорастёт ли и принесёт добрый плод или погибнет, так и учитель, сея в души детей добрые семена, не знает, принесут ли они плоды. Поэтому сознание своей немощи и крепкое упование на Бога в сочетании с молитвой о детях, вверенных ему, – то прочное основание, которое помогает учителю усердно трудиться на ниве просвещения, трезво осознавая, что возрастить доброе семя может один лишь Бог.

Главной целью воспитания священномученик признает развитие воли ученика в направлении свободного выбора добродетели и благородного поведения. Учитель должен использовать все способы, чтобы «развить в душе ребёнка свободную любовь к добру и свободное расположение к нравственному образу действий»17.

Ребёнок, младший школьник, ещё не знает, как работать над своей душой, и задача педагога провести своего подопечного по этому пути так, чтобы, с одной стороны, раскрылась его личность, расцвели лучшие качества его души, а, с другой, чтобы, когда время их ежедневного общения завершится, ребенок сам свободно захотел бы идти путём добра. Труд архиепископа Фаддея Успенского служит в этом смысле большим подспорьем педагогам для осуществления целостного и гармоничного подхода к развитию личности ребёнка.

В современной образовательной теории и методике существуют различные подходы к воспитанию: антропологический, культурологический, синергетический, аксиологический и другие. Все они, обладая безусловной ценностью, вместе с тем не дают целостного представления о воспитании личности ребёнка, рассматривая проблему под определённым углом зрения. Также значимым в современной образовательной теории и практике, закреплённом в федеральных образовательных стандартах, является компетентностный подход, согласно которому качество образования и воспитания определяется успешностью усвоения различного рода компетенций, как обучающимися, так и педагогами. Под компетенциями в общих чертах следует понимать «единство знаний, опыта, способности действовать, навыков поведения индивида, определяемых целью, ситуацией и должностью»18.

Однако в свете христианской антропологии основные вопросы воспитания получают новое, глубокое и всестороннее освещение, уходя от поверхностности, присущей лучшим педагогическим теориям – ни умственное, ни физическое, ни культурно-эстетическое развитие, ни выносливый характер и высокий уровень социализации, даже будучи в единстве и согласии, сами по себе «не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека» [1, с. 40].

«Святые отцы Церкви, являясь, как правило, самыми высокообразованными людьми своей эпохи, и в то же время освященные благодатью Духа Божьего, накопили и передают нам многовековой опыт христианского понимания смысла существования человека, основ нравственности и практического опыта усвоения навыков самообладания и совершенствования» [3, c. 36].

Святитель Фаддей дал пример того как мы должны, используя святоотеческие наработки в области христианской антропологии и богословского языка, переосмысливать понятия, которые «на слуху у педагогов», чтобы «обозначить детальнее, что нового позволяет христианское богословие привнести в педагогическую теорию и практику, какие акценты расставить в общепринятых практиках» [5, с. 189].

В этом смысле обращение в практической деятельности педагогов к наследию священномученика Фаддея Успенского является кладезем мудрости и бесценного педагогического опыта, припадая к которому и учитель, и его воспитанники могут возрастать и совершенствоваться духовно и нравственно.

Использованная литература

1. Зеньковский В. В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993. – 271 с.

2. Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

3. Кирилл (Зинковский), иером. Христианские аксиомы теологии образования // Теология и образование. – СПб: 2017. – С.34–68.

4. Лобова Е.П., Сафиуллина С.Б. Компетентностный подход в системе современного профессионального образования // Инновационная наука. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-sisteme-sovremennogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.08.2019).

5. Мефодий (Зинковский), иером. Образование и богословие личности // Теология и образование. – СПб, 2017. – С. 182–247.

* * *

1

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

2

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

3

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

4

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

5

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

6

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

7

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

8

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

9

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

10

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

11

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

12

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

13

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

14

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

15

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

16

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

17

Фаддей Успенский, сщмч, архиеп. Записки по дидактике. // www.golden-ship.ru URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/8/890___.htm дата обращения: 03.09.2019.

18

Лобова Е.П., Сафиуллина С.Б. Компетентностный подход в системе современного профессионального образования // Инновационная наука. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-sisteme-sovremennogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.08.2019).


Источник: Восьмые Пюхтицкие чтения. Православие и духовно-нравственное становление личности современника. Материалы международной научно-практической конференции. 11-12 декабря 2019 г. / Пюхтицкий Успенский монастырь. - Куремяэ, Эстония, 2019. - 495 с. / Кирилл (Зинковский), иером., К.В. Кузнецова. «Записки по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского): современное прочтение. 201-210 с.

Комментарии для сайта Cackle