Азбука веры Православная библиотека профессор Федор Иванович Успенский

профессор Федор Иванович Успенский

Византология

Жизнеописания

История Древней Руси

История Русской Православной Церкви

профессор Федор Иванович Успенский

профессор Федор Иванович Успенский (19.02.1845–10.09.1928)

Федор Иванович Успенский (1845–1928) русский византинист, академик АН СССР (1925; академик Российской академии наук с 1917, академик Петербургской АН с 1900). В 1894–1914 годы директор Русского археологического института в Константинополе (Османская империя). В 1921–1928 годы председатель Российского Палестинского Общества. Главный труд – "История Византийской империи".


 Успенский Федор Иванович родился в 1845 г. в Костромской губернии. Окончил курс на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вскоре после того напечатал первую свою работу: "Первые славянские монархии на северо-западе" (1872). Защитив магистерскую диссертацию: "Никита Акоминат из Хон" (1874), был избран в штатные доценты советом Новороссийского университета и в этом звании ездил для научных занятий за границу (главным образом во Францию и в Италию). В 1879 г. защитил докторскую диссертацию: "Образование второго болгарского царства", после чего был избран профессором Новороссийского университета. В 1900 г. утвержден ординарным академиком Академии Наук сверх штата. С самого начала своей ученой деятельности Успенский специализировался на изучении истории Византии и югославянских стран; этому предмету была посвящена и его вступительная лекция в университете: "О значении византийских занятий в изучении средневековой истории" ("Записки Новороссийского Университета", т. XVI).



Во время заграничной командировки внимание его тоже было сосредоточено на византийских и славянских рукописях, о чем свидетельствуют его статьи в "Записках Новороссийского Университета" и "Журнале Министерства Народного Просвещения" за 1877–1879 гг. В этих же двух изданиях он и впоследствии помещал свои многочисленные исследования и рецензии. Среди них особое внимание обращают на себя работы по истории землевладения (к этому же разряду относится работа его о пронии; см. XXV, 445). Некоторые статьи Успенского посвящены русской истории и восточному вопросу. В 1891–1892 гг. он поместил в "Журнале Министерства Народного Просвещения" ряд весьма ценных "Очерков по истории византийской образованности", которые вышли и отдельной книгой. Читал ряд рефератов на археологических съездах. По его инициативе возник в Константинополе русский археологический институт, директором которого Успенский состоит с 1894 г.; он же основал при нем ученый печатный орган – "Известия русского археологического института в Константинополе", в котором также помещено несколько его исследований (например, о военном устройстве в Византии, о византийской табели о рангах, о церковных имуществах и т. п.) и отчетов о деятельности института. Из Константинополя Успенский совершил несколько археологических экскурсий, из которых особенно важна по своим результатам поездка в Сирию и Палестину.


Большой научный интерес представляют его недавние (1899 и 1900 гг.) раскопки в Болгарии. Как издатель памятников, Успенский также сделал немало. Кроме "Западного Новороссийского Университета", "Журнала Министерства Народного Просвещения" и "Известий Археологического Института", статьи Успенского помещались и в других изданиях ("Сборник в честь В.И. Ламанского", 1883; "Русская Историческая Библиотека", т. VIII; "Известия Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного Общества", 1885 и 1886; "Исторический Вестник", 1887; "Киевская Старина", 1889; "Летопись историко-филологического общества при Новороссийском университете", 1890, 1892 и 1894; "Помощь самообразованию", 1891; "Южный сборник в пользу пострадавших от неурожая", 1892; "Byzant. Zeitschrift", 1893; "Византийский Временник", 1894; "Записки Академии Наук", 1895; "Русская Мысль", 1897 и др.). В настоящем Словаре перу Успенского принадлежат статьи о Византии и несколько других. Отдельно напечатана им "История крестовых походов" (1900) в исторической коллекции, издаваемой Брокгаузом и Ефроном, под редакцией профессора Кареева и Лучицкого.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1890—1907

***

Успенский наибольшее внимание уделял внутренней истории Византии и византийско-славянским отношениям; развивал мысль о влиянии на социально-экономическое развитие Византии общественного строя славян, принесших с собой общинные порядки. Свободное крестьянское землевладение и славянская община сохранялись, по мнению Успенского, почти на всем протяжении существования империи. "Устойчивость" общины Успенский объяснял покровительством императорской власти, "охранявшей" общину от натиска крупных землевладельцев. Такая трактовка Успенским коренных вопросов византийской истории была связана с его буржуазно-консервативными взглядами, складывавшимися в период разложения старых общественных отношений в России, и идеалистическим мировоззрением, определившим его идейно-теоретических позиции: преувеличение значения церк. вопросов в истории, игнорирование классового характера государства и идеализация византийской монархии, православной церкви, резко отрицательное отношение к народным движениям и классовой борьбе, панславянской тенденции.М.: Советская  энциклопедия. 1973–1982. Том 14.