Сборник «Огласительные поучения» состоит из 95-ти наставлений, произнесенных прп. Феодором Студитом перед братией монастыря. Эти поучения являются частью его огласительного наследия, которое традиционно делится на «Великое оглашение» и «Малое оглашение».
В поучениях охватывается широкий круг тем:
1) основы монашеского подвига (поучения 1, 13, 47 и др.): призывы к постоянной борьбе со страстями, к умерщвлению плотских похотей и воздержанию;
2) добродетели и их стяжание (поучения 6, 11, 14, 23 и др.). Особое внимание уделяется послушанию игумену и старцам, смирению, любви, терпению в скорбях и благодарению;
3) общинная жизнь (поучения 1, 27, 39, 76 и др.): наставления о единомыслии и мире среди братии, о важности выполнения монастырских послушаний со страхом Божиим и о недопустимости предосудительных бесед;
4) покаяние и исповедь (поучения 2, 17 и др.). Прп. Феодор подчеркивает значение искренней исповеди помыслов как пути к очищению души;
5) литургическая жизнь и церковный год (поучения 40, 57, 69-71 и др.). Наставления приурочены к важнейшим церковным праздникам (Рождество, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница) и периодам поста, раскрывая их духовный смысл и призывая к достойному участию в таинствах;
6) эсхатологические размышления (поучения 3, 18 и др.): напоминание о смерти и грядущем Страшном Суде;
7) исповеднический дух (поучения 8, 55 и др.). В наставлениях звучат слова поддержки и укрепления для верующих, стойко переносящих гонения, напоминая о мученическом венце.
Данное издание представляет собой русский перевод 95 поучений, выполненный в Оптиной Пустыни в 1872 году. Переводчики опирались на новогреческое издание, широко используемое в восточных монастырях, которое в свою очередь было переведено на славянский язык прп. Паисием Величковским.
Поучение 24. Об окормлении словесных овец Христовых.
Братия и отцы! Может ли кормчий быть покойным, когда он на море, управляет кораблем и наблюдает за ветрами, или добрый пастырь, когда увидит, что идут волки похищать овец. Никоим образом; но оба бодрствуют, бывают внимательны, пекутся и смотрят, и ходят вокруг, туда и сюда, дабы спасти корабль от волн, а овец от волков. Так трудится и предстоятель душ и пастырь словесных овец, и даже еще более, насколько выше его начальство, и важнее потеря или спасение. Посему и я, смиренный трепещу, боюсь, стеню и скорблю, видя трудность настоятельства и неудобство к исправлению обязанности. Ибо по истине трудно быть руководителем душ и наставлять людей. Что с нами встречается и случается повседневно, вы это знаете, хотя бы и не говорить о сем: ибо как вам не видать в общежитии восстающей бури и скал во глубине, когда веют ветры лукавства, и воздвигаются бесчиния в братстве чрез безумнейших, нерадивейших и ленивейших? Если кто сделается в служении своем не усерден, в послушании прекословен, к повиновению непреклонен, самочинен и неподчинен, и чрез содействие бесов найдет место и время удобное для своего отступничества, – ибо князь мира сего исполняет желания покоряющихся ему: – тогда, пришедши в такое состояние, он не только себя, но и другого брата делает отступником. О беда, беда! Что с нами? Что делается? Как побеждает бес? Как мы посрамляем наших святых Ангелов хранителей? Как избираем жребий диавола, на посрамление великого Бога, нашего доброго Пастыря, Который крестом и смертию Своею даровал нам спасение? Как увидим лице Его? Как перенесем гнев Его? Не превосходит ли наше зло все муки, на которые мы будем осуждены, которым подвергнемся для вечного наказания мы, окаянные, скотоподобные, бедные и исполненные зла. Другие восхищают царство небесное, а нас похищает льстец. Иные совершают дела мучеников, а мы осуждаемся за падение в отступничество. Другие возносятся на небеса, а мы низвергаемся в преисподнюю земли. Иные полагают в сердцах своих восхождение добродетелей, а мы устрояем нисхождение к погибели нашей. Ежели мы не обратимся когда-либо, ежели не воспрянем, ежели не скажем пророческое слово: «сердце наше привлекл еси... сердце наше привлекл еси» (Песн. 4, 9)! Ей, прошу вас, понудить себя, воздвигнем себя; избегая вин ко греху, потщимся совершать боголепное и преподобное: послушание без рассуждения и повиновение, тщательность в делах наших, благопокорливость со смиренномудрием, чтобы все открывать чрез исповедь, и тотчас же, как только диавол внушит нам лукавые помыслы, противоречить ему и говорить: «иди за мною, сатана» (Мф.16, 23): влечет ли он нас к похоти плотской, или побуждает к отступничеству, или ввергает в уныние, или пленяет нас нетерпеливостию, или уловляет неверием; ибо всегда расставляет свои тенета, сети и мрежи, и подает снеди и смертоносныя зелия; никогда не знает покоя, не спит, не ест, не пьет, и никакого не имеет другого дела, как только день и ночь старается о погибели душ наших. Посему единственная и главная помощь против него состоит в том, чтобы укреплять себя исповедью, при помощи и заступлении Божием. Итак, не будем лениться и подвергаться падениям. Хотя и велика его сила к погублению, хотя и коварен он по разнообразию злобы, хотя и беспощаден по естеству и изобретатель нашей погибели, однако не будем бояться его. Ибо с того времени, как Христос и Бог наш принял плоть и стал человеком, он потерял свою крепость и силу. Воспоем же: «врагу оскудеша оружия в конец» (Пс. 9, 7); ибо Господь, победивший его, дал нам власть наступать на главу его. Укрепляясь верою мы не сочтем его и за ничтожную птицу; но будем его, как гада, попирать о Христе Боге нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
