преподобный Феодор Студит

Поучение 5159. В пяток второй недели. О единомыслии и любви, и о том, чтобы мужественно претерпевать труды добродетели, дабы получить небесное царство.

Братия и Отцы! Радуюсь я смиренный, видя ваше мирное состояние и преуспеяние, особенно в единомыслии и любви, которую имеете между собою, и то, что вы терпеливо проводите время поста. Делаете же вы так ради спасения душ ваших и ради благой надежды на вечную жизнь. Ибо из всех добродетелей нет лучше мира и единомыслия среди общества братий. И это есть плод воздержания; и где появится и обрящется воздержание, там всякое зло и лукавство исчезает; так и теперь между нами исчезли нестроение, бесчиние, прекословие, клевета, ослушание, гордость и всякое другое зло. Тем из вас, братие, которые тщательны, пусть будет известно, что они не только себе приносят пользу, но и прочих братий возбуждают к добру добрым примером, который подают другим, за что получат от Бога великое воздаяние; а те, которые производят соблазны, бывают виновниками себе жесточайших мук за то, что подают собою худой пример. Так опять бывают други Божии, споспешники святых Ангелов и наследники благословения те, которые наставляют словом и побуждают братий к добродетели по Богу. О дабы всегда находиться нам в таком похвальном состоянии и устроении! Итак, пусть не перестает и никогда не оскудевает в нас любовь Божия; ибо Христос говорит: «возлюбиши Господа Бога твоего от всея души твоея, и от всего сердца твоего... и всем помышлением твоим» (Лук. 10, 27). Если кто так возлюбит Бога, тот никогда не насыщается любви Его, не утомляется, не ленится, но еще прибавляет теплоту к теплоте, усердием возжигает усердие, созидая и возращая в сердце своем восхождения добродетелей, преуспевая и приходя от силы в силу духовную; и это постоянно и всегда.

Не видите ли, как мирские люди, ради тленных дел день и ночь трудятся и подвергаются злостраданиям? Не видите ли, как здесь перед нами строющие корабль всякий день работают, трудятся и отнюдь не имеют покоя? Для чего же это, и по какой причине? Дабы приобресть какие-нибудь средства к содержанию себя и своих домашних. А мы ради стяжания божественного богатства, ради получения царства небесного, ради наслаждения оными вечными благами, ради избавления от оных бесконечных казней вечного мучения, ужели не перенесем труд и злострадание со всякою радостию и усердием? Ей, братие, поистине, если придет время, и самую кровь нашу прольем за Имя и любовь Христову. Итак, умоляю вас, станем мужественно, упованием радуясь, в скорби терпя, претерпевая в молитве, пении, стихословии и чтении, дабы чрез таковое делание сосредоточить нам ум свой в Боге и в себе, и избавить его от неполезных помышлений; потому что праздность и леность причины всякого худого дела, а делание и тщательность охраняют от сего ум наш.

Сверх всего позаботимся о послушании; каждый пусть исполняет свое служение без ропота и со страхом Божиим; дела наши да совершаются чинно, без смущения и с благоговением; возлюбим успокоение брата нашего; будем иметь ревность ко всему, что полезно и содействует спасению душ наших. Кроме сего будем еще молить Бога о братиях наших, которые в разных местах проходят свои послушания, чтобы покрыл их Бог; об них я болезную и забочусь, потому что их нет со мною, и я не вижу, как они живут. Помолитесь и о мне смиренном, чтобы устам моим дано было слово пользы, и я проводил жительство правое и православное, дабы с вашею любовию и мне, малейшему и низшему, обрести спасение души, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

59

См. Патрол. том. 99-й, стр. 586.



Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в неделю 2 по Пятидесятнице митрополит Никанор (Клементьевский)

2. The City of God – The City of God (Book XX) блаженный Аврелий Августин

3. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 136. б) Как догматико-полемик в трех книгах против Евномия. Содержание первой и второй из них. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Слезы схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Отечник Проповедника – Имя Божие игумен Марк (Лозинский)

6. Начало греко-болгарской распри и возрождения болгарской народности Николай Иванович Петров

7. Nota bene к моей полемике с профессором Н. Н. Глубоковским профессор Николай Александрович Заозерский

8. Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных профессор Василий Александрович Соколов

9. Ветхозаветные священные книги и вавилонско-ассирийские памятники клинообразного письма профессор Иван Степанович Якимов

10. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Соблазн преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Комментарии для сайта Cackle