преподобный Феодор Студит

Поучение 5260. В неделю вторую поста. О том, чтобы с кротостию и в мире проводить дни поста в уповании вечной жизни.

Братия и Отцы! Пост – доброе дело, но если ему сопутствуют подобающие ему: мир, доброе произволение, благопокорливость, кротость, сострадательность и другие исправления добродетелей. Но что вымышляет и что делает диавол, враг и наветник нашего спасения? Он влагает в постников все противное, и подущает их быть дерзкими и прекословными, жестокими, гневливыми, яростными, тщеславными, завистливыми и срамословами. Какая же у него цель? Дабы этими страстями причинить им больший вред и тщету, вместо пользы, какую они хотят получить от поста. Но мы будем познавать его умышления и козни, будем проводить святые дни сии и всегда мирно и тихо, с кротостию и в безмолвии, каждый терпя с любовию других, зная, что таковый пост угоден и приятен Богу. Если же мы не будем иметь сказанного, то какой бы труд мы ни понесли, он потерянный, и мы понапрасну подвергаемся злостраданиям. Впрочем поститься нам необходимо, потому что пост иссушает тело, а душу укрепляет и обновляет: «елико бо внешний наш человек тлеет, толико, – по слову Апостола: внутренний обновляется день от дне» (2Кор. 4, 16); и легкое, кратковременной печали нашея, многое множество вечныя славы соделовает нам на небесах. Так размышляя, и представляя награды и будущее воздаяние, будем с долготерпением пребывать в подвигах добродетелей, «благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя и престави в царство Сына любве Своея» (Кол. 1, 12, 13). Не причащаемся ли мы каждый день пречистого Его Тела и Крови? А что может быть сладостнее Святого Причащения? Оно дарует вечную жизнь тем, которые причащаются с чистою совестию. Не беседуем ли мы каждый день и каждую ночь с Божественным Давидом и с прочими Св. Отцами и светилами нашей Св. Церкви? Какое другое может быть для души утешение больше сего? Не отлучились ли мы и не удалились ли от содружества с прелестным миром и от сродников наших по плоти ради Господа? Что другое может быть блаженнее и выше сего? «Яко наше... житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, по действу еже возмогати Ему и покорити себе всяческая» (Фил. 3, 20, 21). Посему будем, братие мои, радоваться и веселиться, презирая и попирая всякую злую похоть плоти. "Всяка бо плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный: изше трава и цвет ея отпаде: дело же добродетели пребывает во веки» (1Петр. 1, 24. 25). «Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет, – как говорит писание, – благодушествует ли кто? да поет» (Иак. 5, 13). Искушается ли кто от злой греховной страсти (ибо диавол никогда не перестает бороть нас), да потерпит, слыша говорящего: «блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1, 12). «Аще сия весте, – сказал Господь, – блажени есте, аще творите я» (Иоан. 13, 17) Ему слава во веки. Аминь.

* * *

60

См. Патрол. том. 99-й, стр. 577.



Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Вам может быть интересно:

1. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Пример схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Народная и обыденная латынь на древнем западе, в частности у христиан профессор Александр Иванович Садов

3. Для клира и народа – Предисловие Иван Георгиевич Айвазов

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 143. Он – епископ. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Отечник Проповедника – Ложь игумен Марк (Лозинский)

6. Письма и статьи – О ДУХОВHОЙ РАДОСТИ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

7. Разбор мнений так называемой высшей критики о ветхозаветной истории профессор Фёдор Герасимович Елеонский

8. Письма – 390. На все воля Божия преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Вопрос о подлинности правил Сардикийского собора (343 г.) в современной западной литературе профессор Анатолий Алексеевич Спасский

10. О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ святитель Гурий (Карпов)

Комментарии для сайта Cackle