Источник

Поучение 94109. В неделю восьмую. О памяти смертной и о девстве.

Братия и Отцы! Всему определено и отделено свое время; ибо одно время – для сеяния, а другое для жатвы; одно время – для мира, а другое для войны, иное время – для делания, и иное время для оставления дел и успокоения. Для душевного же спасения прилично всякое время, и на всякий день оно бывает для нас благоприятным, только бы мы сего хотели. Итак, будем всегда удобоподвижны к добру, исполняя на деле сказанное: «не слышателие... закона праведни пред Богом, но творцы закона сии оправдятся» (Рим. 2, 13). Когда найдет на нас невидимая брань, будем всеми силами сопротивляться ей, и при помощи Божией отгоним бесовские помыслы; ибо на сколько они в нас замедляются, на столько нас и умерщвляют. Если предстоит духовная жатва, будем усердно жать, собирая в вечные житницы пощения, бдения, коленопреклонения, и другие духовные делания, да не взалчем во веки. Всегда время – молитв, время слез, время примирения и мира, время прощения грехов, и время восхищать царство небесное. Итак, чего же мы ждем? Для чего прилагаем грехи к грехам? Зачем прельщаем и обманываем сами себя, отлагая день за день исправление душ наших? Не преходит ли образ мира сего? Не умирает ли каждодневно бесчисленное множество? Сияющие гробы не выставляют ли, так сказать, на позор несчастный род человеческий110? Не похищает ли земля тела, как однородныя с нею? Или мы одни останемся в сей жизни бессмертными? Не видим ли какое множество братий наших отошло отсюда? Где наши блаженные отцы? Где братия по духу и по плоти? Где наши одноземцы, сожительствовавшие нам, други и соучастники в псалмопении? Не осталось ли одно воспоминовение о их содружестве, а самих уж нет? Мне кажется, мы забываем, что обещали. Ибо когда настанет смерть кого-либо брата или отца, мы тотчас приходим в память, умиление, сетование, и к исправлению: а как пройдет немного времени, забываем о своем обещании жить в умилении и слезах. Святые Божии делали не так как мы, которые то плачем, то смеемся; но во всю жизнь свою памятовали о смерти, и ежедневно умирали и апостольски распинали себя (Гал. 6, 14), и умирали ежедневно произволением пред Богом, живя блаженною и вечною жизнию. Не страшит ли нас притча десяти дев, о которых говорит Евангелие: «се, Жених грядет, исходите в сретение Его». И мудрые встретили Его с горящими светильниками, и вошли с женихом Христом на брачный пир; юродивые же девы опоздали прийти: и так как, не имея добрых дел, взывали говоря: Господи, Господи! отверзи и нам дверь милости Твоей, но Господь сказал им в ответ: «аминь, аминь, – т. е. истинно, – глаголю вам, не вем вам». Потом прибавляет: «бдите убо, яко не весте дне ни часа оного» (Мф.25:6, 12, 13). Посему будем бодрствовать и возбуждать дремлющие и ленивые души наши к плачу, умилению, покаянию, к очищению, чистоте и просвещению, дабы не пришла внезапно смерть, и не затворили бы двери нам; и тогда никто не отверзет, или не подаст нам помощи. Таким образом все мы благовременно потщимся приготовлять на исход души дела, которые любит Бог: ленивый пусть будет усерден, преслушник – благопокорен, тщеславный и гордый пусть смирится; жестокосердый да смягчится и будет кроток; не имеющий слез да понуждается к плачу; неисповедующий грехов своих пусть исповедуется; праздный пусть трудится; все во всем будем исправляться. Еще скажем и то, чтобы пристрастный к женщинам и юношам не разговаривал с таковыми лицами, ибо от сего возжигается греховный огнь. Послушаем и слов Писания: «ввяжет ли кто огнь недра, риз же своих не сожжет ли? Или ходити кто будет на углиях огненных, ног же не сожжеть ли?» (Прит. 6, 27–28). Тоже будет и с тем, если бы кто вшел к жене мужатей, или деве, или к инокине, или вдове, которые обещались иметь женихом Господа славы. Впрочем это я сказал о тех, которые скитаются тут и там, и желают жить по мирски, и изыскивают извинения грехам своим. Не помните ли что говорит Господь? «Аще око твое... соблазнят тя, изми е» (Мф.5, 29); вот Его заповедь. А вам одно скажу: «должны... мы сильнии немощи немощных носити» (Рим. 15, 1), и послужить образом и примером в исполнении добрых дел, каковыми по благодати Христовой вы и являетесь, дабы воспользовать непокорных и прекословных. И да будете по милости Божией более искусными, дабы спастись вам, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

109

См. Патрологию, том. 99, стр. 680.

110

Исправл. с Латин.


Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Комментарии для сайта Cackle