преподобный Феодор Студит

Поучение 95111. В неделю девятую. О том, чтобы с послушанием, с верою и от души быть усердным на всякое служение.

Братия и Отцы! Убоявшись осуждения скрывшего талант в землю, которому сказал Господь: «лукавый рабе и ленивый... подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и пришед Аз взял бых свое с лихвою» (Матф. 25, 26–27), я по нужде беседую с вами сими немногими словами. А вам, добрым торжникам, предлежит приводить сказанное в дело, что по благодати Божией вы и исполняете чрез доброе ваше повиновение. Впрочем есть между вами такие, которые не только не приумножают данного им, но и то, что имеют, готовы погубить. Кто же это такие? Это отказывающиеся от послушаний, и вместо всякого оправдания говорящие: «прости». Что ты говоришь, брат? Ты до смерти обещал послушание, а ныне отказываешься от служения, к которому ты по благодати Божией способен. Но ты говоришь: «Страшусь переплывать море.» Это от неверия: тамо боишися страха идеже несть страх. Если ты будешь уповать на послушание, то не только переплывешь море, но и обнаженным телом можешь перейти воду, подражая тому блаженному послушнику, который держась заповеди отца своего, не побоялся переплыть оную страшную реку (Нил), и переплывши, остался невредим, так что видящие это пришли в изумление. Послушание может укрощать и зверей; свидетельствует о сем тот послушник, который по повелению старца своего связал гиену. Послушание и над мертвыми чудодействует; и это показал Акакий, возгласивший из гроба. И для чего говорю то или другое? Сам Единородный Сын Божий «послушлив быв даже до смерти, смерти... крестныя» (Филип. 2, 8), совершил спасительное искупление мира. Таковые-то плоды послушания.

Хочешь ли теперь знать вред преслушания? Помысли об Адаме, который преслушав Бога, и вкусив запрещенного плода, ввел в мир смерть. Помысли о Сауле: и найдешь, что и он, преслушав Святого пророка Самуила, лишился вместе и царства и жизни на горах Гелвуйских. Кроме сего, вспомни еще о человеке Божием, который быв прельщен лжепророком, впал в грех преслушания, и растерзан львом. А что было с блаженным Апостолом Петром? По благоговению отказавшись от умовения ног Господом, не услышал ли он сего: «аще не умыю тебе, не имаше части со Мною» (Иоан. 13, 8)? Что было еще с тем братом, который преслушал Евфимия великого, отказавшись от послушания смотреть за скотом монастырским? За мнимоблагословныя отговорки, не овладел ли им тот час бес, и он упал на землю, источая пены? Таков суд над тем, кто отказывается от данного послушания и прекословит. Ибо всякий непокорный послушник воздвигает прекословие, Господь же праведно посылает на него немилостивого ангела. Так как «мнози едино тело есмы... а по единому друг другу уди» (Рим. 12, 5) и один занимает место глаза, а другой уха, иной место носа, а другой языка, один место руки, а другой ноги; и если члены будут действовать, не как должно, но бесчинно начнут спорить, т, е. глаз захочет слышать, ухо обонять, нос разговаривать, язык осязать и рука ходить, то не расстроится ли весь состав тела? И если это так, то каждый пусть исполняет свое служение, и какое дарование принял от Бога, пусть употребляет к пользе братства, помышляя в уме своем, что все наше в руке Божией, – и что не всякий, кто по морю плавает, там непременно и находит смерть, а кто живет на суше, там непременно и умирает; но как определил Благий Бог наш, еще до сотворения мира, всему и время, и место, и образ, так и наступает кончина каждого. Это я сказал не столько ради тех, о которых идет речь, ибо я их уже принял за послушание, но и ради всех слушающих, дабы они были внимательны и обеты, которые давали пред Богом и избранными Его Ангелами, исполняли всеми силами, и не противились, хотя бы повелеваемое грозило смертию; ибо так заповедают отцы, и прежде всех Василий Великий. Живя таким образом, мы не умрем в грехе, но будем живы в правде, и получим царство небесное, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава, с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

111

Переведено с еллиногреч. См. Патрологию, том. 99, стр. 672.



Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Вам может быть интересно:

1. Огласительные поучения и завещание – Поучение 93 преподобный Феодор Студит

2. Великий пост. Духовные поучения – В Неделю пятую протоиерей Валентин Амфитеатров

3. К монаху Агафию – О том, что страждущие при жизни беспечностнои во время кончины, вместо того чтобы позаботиться о самих себе,прилагают старание о том,... преподобный Нил Синайский

4. Письма и статьи – РОЖДЕСТВЕHСКОЕ ПОСЛАHИЕ ЦЕРКВИ ОДЕССКОЙ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

5. Слова и речи – 389. Слово в великий пяток святитель Филарет Московский (Дроздов)

6. Нравственные поучения – Слово 32. Послание к иерею Сильвестру преподобный Максим Грек

7. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Образ Божий преподобный Исаак Сирин Ниневийский

8. Рецензия на книгу Дмитриевского "Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1: Τυπικά. Ч. 1. профессор Николай Фомич Красносельцев

9. Из Румелии – Акарнания. 25 июня 1865. Пятница. архимандрит Антонин (Капустин)

10. Отечник Проповедника – Зависть духовная игумен Марк (Лозинский)

Комментарии для сайта Cackle