Аннотация Источник

Аннотация АВ

Эпистолярное наследие прп. Феодора Студита охватывает период около 30-ти лет (786-826 гг.), при этом значительная часть посланий была написана во время его третьей ссылки (815-820 гг.). Первоначально полное собрание писем насчитывало не менее 849 посланий, однако многие из них утрачены.

Круг адресатов прп. Феодора был обширен: от монахов Студийского монастыря и других обителей, духовенства, родственников и друзей до высокопоставленных государственных и церковных деятелей, включая императоров и патриархов. Большая часть писем посвящена ключевым церковным проблемам того времени: михианской схизме и иконоборческому кризису начала IX века.

Сохранившиеся письма можно разделить на 6 основных категорий:

1. Открытые письма. Адресованы общинам мужских и женских монастырей (около 40), а также иконоборцам. Некоторые из них (10 писем: 381, 382, 406, 410, 433, 457, 473, 480, 488, 503) по своей сути являются огласительными поучениями.

2. Догматические и нравственные письма. Посвящены вопросам веры и христианской этики.

3. Утешительные письма. Написаны по случаю смерти детей или других родственников адресатов.

4. Письма, обращенные к монахам, отказавшимся от данного ими обета.

5. Письма высокопоставленным лицам. Включают послания императорам и папам.

6. Личные письма. Адресованы друзьям, знакомым, ученикам и сострадальцам в гонениях. Составляют наибольшую часть собрания.

В ряде писем прп. Феодор, как и в своих трактатах, углубляется в вопросы описуемости (изобразимости) Иисуса Христа на иконах и внутреннего характера поклонения святым образам.

Представленный сборник разделен на 3 книги (562 письма). Важно отметить, что подлинность 3-х писем (557-559) вызывает сомнения. Письмо 549, адресованное монаху Мефодию и содержащее 17 канонических вопросов и ответов, ошибочно приписано свт. Никифору Константинопольскому в Алфавитной синтагме иером. Матфея Властаря.

Письма характеризуют аскетическую, пастырскую и общественную деятельность прп. Феодора Студита. Они отражают его борьбу за свободу Церкви, точное соблюдение канонов, противостояние беззаконному царскому браку и защиту иконопочитания. Письма также раскрывают его деятельность как игумена, организатора и руководителя Студийской киновии. Они отечески назидают в делах веры, наполнены пламенной любовью к монашеству и содержат драгоценные указания для ищущих спасения.

С художественной точки зрения, письма преподобного Феодора Студита считаются одним из лучших памятников византийской эпистолографии, являясь не только бесценным источником сведений о церковно-политической жизни Византии конца VIII – начала IX вв., но и живым свидетельством веры перед лицом гонений.

*Название сочинения на греческом языке: Ἐπιστολαί.

Послание 139(327). Ему же

Возлюбленное чадо, ты подробно оповестил нас о том, что произошло, а кроме того, еще и X. известил нас об этом устно. Но что бы ни случилось, мы должны благодарить Господа и, по возможности, оказывать материальную помощь братьям нашим. Поэтому все золото, какое X. собрал путем милостыни и какое было здесь у меня, я отослал тебе, оставив немного на свои нужды. Окажи помощь нуждающимся в ней, в соответствии с данными мною X. распоряжениями; ведь для этого благий Бог наш и сохранил тебя на свободе.

Найди верного брата и пошли с ним письмо десяти братиям, а если не сможешь, пошли хоть милостыню. Я, в свою очередь, уже послал им письмо, с которым отправил δ274. Кроме того, когда сочтешь полезным, сообщи о себе и через другое лицо, из наших ли или из чужих; и я, если сочту благовременным, напишу.

Ведь не следует из страха перед царями молчать, когда должно говорить. «Если кто поколеблется, – говорит Писание, – не благоволит к тому душа Моя» (Евр.10:38). Отвергая это, царь запрещает учить и даже вообще разговаривать. Но мы не можем молчать о том, что слышали и знаем, ибо хотя мы и грешны, однако признаем себя учениками тех, кто сказал: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» (Деян.4:19).

Мы стараемся обезопасить себя от возможных слухов. Впрочем, если в этом нет необходимости, мы не станем соблюдать осторожность, принимая посылаемое тобой. Посылай же опять, когда следует, ибо если ты не присылаешь писем более двух недель, у нас возникают сомнения; а в противном случае – мы спокойны. Да будет Христос со духом твоим, чадо. Молись обо мне так же горячо, как и я о тебе.

* * *

Примечания


Источник: Послания / Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, [6] с.; Кн. 2. - 503 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle