Сочинение «Против иконоборцев семь глав» было написано прп. Феодором Студитом во время его заключения за иконопочитание в Воните в 816-819 гг.

Трактат состоит из 7-ми отдельных глав, каждая из которых посвящена разбору и опровержению конкретного иконоборческого аргумента:

1) против обвинений в обоготворении икон. Прп. Феодор отделяет идолопоклонство (поклонение сотворенному как Богу) от иконопочитания. Он утверждает, что христиане поклоняются не материалу иконы, а Лицу, изображенному на ней – Христу, Богородице или святым. Честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз. Воплотившийся Бог Слово, принявший человеческую плоть, описуем по Своему человеческому естеству;

2) об отсутствии прямого упоминания икон в Евангелии. Прп. Феодор объясняет, что не все истины изложены в Священном Писании прямо, некоторые подразумеваются косвенно. Он приводит примеры из Евангелия (например, эпизод с дидрахмой и кесаревым динарием), показывая, что концепция «образа» личности, связанного с самим лицом, присуща даже повседневной жизни и, тем более, духовному измерению;

3) о преимуществе образа Креста над образом человека. Автор опровергает идею о том, что раз на небесах нет изображения человека, а есть образ Креста, то только Кресту и следует поклоняться. Он объясняет, что Бог предначертал и Крест, и образ человека (в Адаме) до Воплощения. Почитание Креста и образа Христа проистекает не из их небесного или изначального вида, а из искупительного подвига Христа, освятившего Крест и человеческую плоть.

4) об использовании священником Креста, а не иконы. Прп. Феодор разъясняет, что священник, будучи «образом Христа», в Таинствах сам является посредником и потому пользуется «образом Креста», который по своему смыслу тождественен образу Христа как орудию спасения, а не замещает собой икону;

5) о прогнании страстей и демонов Крестом, а не иконой. Автор различает внешний, чувственный образ Креста и внутренний, духовный «крест», который несет каждый верующий, распиная свои страсти. Оба вида «креста» – внешний знак и внутреннее духовное действие – имеют спасительную силу, и одно не исключает другого;

6) опровержение цитаты «то, что почитается, неописуемо». Прп. Феодор объясняет, что это возражение строится на непонимании многозначности слова «почитаемое». Отцы Церкви, говоря о «неописуемом», имели в виду Божественную природу Христа, а не Его человеческую природу, которая вполне описуема и почитаема;

7) опровержение цитаты «если кто поклоняется творению... тот идолопоклонствует». Данное изречение свт. Григория Богослова было направлено против ариан. Поклонение иконе возносится единому Лицу Христа, не смешивая Его Божественную и человеческую природы.

* Название сочинения на греческом языке: Κατα εικονομάχων κεφάλαια επτά.

* Название сочинения на латинском языке: Adversus iconomachos capita septem.


Источник: Творения : в 3 т. / Преподобный Феодор Студит. - Москва : Сибирская благозвонница, 2010. - (Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Нравственно-аскетические творения; Догматико-полемические творения; Слова; Литургико-канонические творения - 2011. - 863 с. / Против иконоборцев семь глав. 358-366 с. ISBN 978-5-91362-435-2

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное