Толкование на пророка Аггея

Источник

Глава 1 * Глава 2

 

 

Кир, первый царь Персов, как скоро вступил на царство, провозгласил свободу пленным Иудеям, и, если кто хочет, дозволил им возвратиться в отечество и вновь создать Божий храм. Вняв сему, все те, которые были вскормлены словесами пророческими и знали о предреченном возвращении, охотно пошли, и поселясь в Иерусалиме, приступили к созиданию Божия храма. Но встретив к сему препятствия со стороны живших по соседству иноплеменников, особливо при Кировом сыне Камбизе, который, по наущению сих соседей, издал указ противный родительскому, принуждены были оставаться в бездействии. По прошествии же долгого времени воцаряется Дарий, сын Истаспов, и как Кир, дает повеление строить Божий храм. И Иудеи во второй год царствования Дария начали строение, а в шестой привели и к окончанию. Посему-то и фарисеи сказали Господу: «четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и Ты ли треми деньми воздвижеши ю» (Иоан. 2, 20)? Ибо Иудеи, начав строить при Кире, были остановлены в сем деле; потом, по смерти Кира, Камбиза и царствовавших после них магов, в шестой год царствования Дария строение достигло надлежащего конца. При сем царе сподобился пророчественной благодати богомудрый Аггей, и его-то устами Бог всяческих, как обвиняет Иудеев в том, что строение храма производят медлительно, так повелевает бывшему в то же время народоправителем Зоровавелю и архиерею Иисусу немедленно заняться храмозданием, и обещает, что соберет к Иерусалиму множество разных народов с великим обилием у них денег, и всех предаст там смерти, а богатство их предоставит Иудеям на издержки при построении. Таково содержание сего пророчества; точнейший же смысл оного увидим при подробном истолковании.

Глава 1

Агг.1:1. Во второе лето, при Дарии царе в шестый месяц, в первый месяца, бысть слово Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя.

До пленения, Пророки надписывали годы царей Иудиных и Израилевых, по возвращении же из плена, поскольку у Иудеев не было уже своих царей, божественный Аггей выставляет год царя персидского, и упоминает не только год, но и месяц и день, желая показать не только скорость построения, но и богатство щедрот, с каким Бог всяческих дает благословение Свое созидающим. Ибо вскоре за сим повелевает Иудеям сделать сравнение, что́ было у них до построения, и что́ оказалось по окончании оного, и на опыте дознать, в каком недостатке всего необходимого находились они, отлагая попечение о храме, и сколько всякого добра стали иметь у себя, приложив старание о построении храма. Сказанное же: «рукою Пророка» будем понимать: чрез Аггея.

Агг.1:2. Сице глаголет Господь Вседержитель: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень.

Агг.1:3. И бысть слово Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя:

Агг.1:4. Аще время убо вам есть жити в домех ваших истесанных, храм же сей запусте?

Иереем великим божественному Писанию обычно называть архиерея. Посему, когда Иисус был архиереем и Зоровавель народоправителем, Бог пред ними, как бы пред некими судиями, обвиняет народ чрез Пророка, и говорит: смотрите, сколько самого усильного попечения прилагают они о домах своих, не только строят, но и украшают их, а дома Божия, ради Которого все они участвуют в общем их спасении, не хотят строить, утверждая, что время не благоприятствует созиданию.

Агг.1:5. И ныне еще глаголет Господь Вседержитель: устройте сердца ваша в пути ваши.

Водитесь здравым помыслом, будьте судиями своих начинаний, и дознайте, сколько разности между ревностию о божественном и нерадением. Потом говорит, что, расточая много семян, собирали они весьма мало плодов, от чего всегда терпят голод и жажду, и никогда не насыщаются, но живут в нищете и бедствуют, так что не имеют у себя и необходимой одежды. Ибо говорит Пророк:

Агг.1:6. Облекостеся и несогрестеся в них: и собирали мзды, собра во влагалище дираво.

Кроме самих владельцев, живущие трудами рук своих, обыкши брать плату и сберегать добытое трудом, расточая собираемое, ни малой пользы не получали от многих трудов своих. Потом снова повелевает Бог водиться целомудренным помыслом, предпочесть всему попечение о Божием храме, идти на вершины гор, осененных лесом, и рубить дерева пригодные для строения, обещая им содействовать и соделать их славными. Напоминает же им о прежней скудости, чтобы знали они, какая награда бывает за нерадивость.

Агг.1:9. Призресте на многа, и быша мала, и внесосте я в храм, и отдунух я.

Ожидая пожать много плодов, обманулись вы в надежде, собрав не много, и тем не воспользовались; потому что рассыпал Я это из самых влагалищ.

Агг.1:10. Сего ради удержится небо от росы, и земля оскудит изношения своя.

Агг.1:11. И наведу меч на землю, и на горы, и на пшеницу, и на елей, и на вся, елика износит земля: и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их.

Как вы не радите о служении Мне, и много прилагаете забот о своих домах; так и Я воспрещу облакам орошать землю, и земле повелю стать бесплодною; карательную же силу, как некий меч, обращу не на плоды только земные, но и на возделывающих землю людей; с ними понесет наказание и скот их, созданный им на служение. Бог всяческих угрожает соделать это за нерадение о доме Божием, не потому что имеет в нем нужду (Творец всех вещей не имеет нужды и в небе, создал же все по единому человеколюбию); но о них самих радея, о спасении их промышляя, повелевает, чтобы создан был храм, чтобы они, во храме исполняя закон, и извлекали из сего пользу, и совершали законное богослужение, пока, по слову Апостола, не придет Наследник (Рим. 8, 17). Ибо, по вочеловечении нашего Спасителя, с явлением нового завета, приял конец завет ветхий, и «закон пестун» (Гал. 2, 2), указав нам премудрого Учителя, уступил Ему место; потому что состоявшие под его пестунством не стали уже иметь нужду в первоначальном его водительстве. Но возвратимся к следующему по порядку в сем пророчестве. Зоровавель, первосвященник Иисус и пасомый ими народ, выслушав сии угрозы, исполнились страха, и повиновались изреченному Пророком. Человеколюбивый же Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает чрез Пророка:

Агг.1:13. Аз есмь с вами, глаголет Господь.

Не теряйте мужества, потому что Я – ваш содейственник и помощник.

Агг.1:14. И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иудова, и дух Иисуса Иоседекова иерея великаго, и дух прочиих всех людей: и внидоша и творяху дела в храме Господа Вседержителя Бога своего .

Глава 2

Агг.2:1. В двадесять четвертый день месяца шестаго.

Из сего ясно дознаем, что, решившись на доброе, вскоре получаем Божию помощь. Ибо и они, склонившись на лучшее, воспользовались Божиим соизволением, и Божественная благодать соделала их ревностнейшими, и «в двадесять четвертый день месяца» положили начало храмозданию, выслушав пророчество в новомесячие. Потом Владыка в седьмой месяц снова повелевает Пророку передать им следующие слова:

Агг.2:3. Кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней; и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами?

Помня прежнюю славу храма и прежнее его великолепие, как можете равнодушно видеть его в таком запустении, если только найдутся между вами прожившие от того времени до ныне?

Агг.2:4. И ныне укрепляйся Зоровавелю, глаголет Господь, и укрепляйся Иисусе сыне Иоседеков, иерею великий, и да укрепляются вси людие земли, и творите: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель.

Агг.2:6. И слово Мое, еже завещах с вами, егда исходисте из земли Египетския, и Дух Мой настоит посреде вас.

Отложив всякую леность и боязнь, приимите подаваемую вам крепость, веруя, что Я в законоположении пребываю с вами, и что промышляет о вас благодать всесвятого Духа. И поскольку препятствием служило многое, и бедность и недостаток необходимого, и набеги соседей; то не без причины присовокупляет:

Агг.2:7–8. Еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки, и приидут избранныя всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель.

Предвозвещает сие о Гоге и Магоге, которым, когда вознамерились они со многими народами ополчиться против Иерусалима, попустил это Бог, и соделал, что вооружась друг на друга, друг другом они были истреблены, богатство же их отдал Господь храмоздателям. И успокаивая слух внимающих сему, продолжает:

Агг.2:9. Мое сребро, и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель.

Не чужое Себе присвояю, но Свое снова восприемлю; по щедрости Я дал им богатство; и поскольку не познали они Щедродателя, то законно лишаю их даров.

Агг.2:10. И велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель.

Пророк сказует, что храм сей будет славнее, не по величине, и красоте здания, но потому, как истреблены будут языческие народы; ибо с разнесшеюся повсюду молвою открылось могущество Бога всяческих. Потому событие сие Пророк называет потрясением неба, земли и моря, так как все приведены в изумление, и чудом сим побуждены к песнопению не только живущие на суше, но и местом жительства избравшие острова, а сверх того и невидимые Силы, для которых удобопроходимы эфир и самое небо.

«И на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию». Не только прекращу человеческие брани, но дарую им и божественный мир, который принесет спасение душам. Такова будет награда храмоздателям.

Потом в девятый месяц Пророк приемлет от Бога всяческих повеление вопросить священников: одежды, освященной священною жертвою, достаточно ли к тому, чтобы освятить прикасающееся, например или хлеб, или вино, или елей, или что-либо подобное? И когда священники дали отрицательный ответ; снова повелено ему спросить: оскверняется ли одежда, коснувшаяся чего-нибудь нечистого? А на утвердительный ответ священников Пророку дано повеление сказать следующее:

Агг.2:15. Сице людие сии, и сице язык сей предо Мною, глаголет Господь, и сице вся дела рук их, и иже аще приближится тамо, осквернится.

Как освященная одежда не может освящать прикасающегося к ней, но сама оскверняется от прикосновения к тому, что́ по закону не чисто: так и народ сей по злонравию не получает никакой пользы от того, что́ свято, но оскорбляет это, покушаясь прикасаться к сему злочестиво. Потом Пророк открывает и причины сего.

«За приятия их утренняя, поболят от лица лукавств своих, и ненавидесте во вратех обличающих». С рассветом утра не подумали вы ни о чем добром, но заботились о худых прибытках; неприязненно же были расположены к обличителям вашего лукавства, которые, стоя во вратах, входящим и исходящим предлагали словеса Божии. Но теперь во всей точности рассмотрите, в каком положении были вы, когда не заботились о строении храма, и какой был у вас недостаток необходимого. Положив на сохранение двадцать мер ячменя, едва находили вы половину, и надеясь из точила добыть пятьдесят мер вина, находили только двадцать. Различно вразумлял Я вас, посылая и неурожаи, и тлетворные ветры, и град; но вы, по великости жестокосердия своего, и не почувствовали вразумления. Поэтому, вспомнив о сем, заметьте, какой будет у вас урожай после того, как начали строение храма. Ибо такое подам вам обилие необходимого, что и самых мер не будете знать на гумне, с благословением снабжу вас и сочными плодами, умножу сбор и плодов древесных, а сверх того сдержу и то слово, которое предрек тебе, Зоровавель, о Гоге и Магоге.

Агг.2:23. И превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадники, и взыдут кони и всадницы их кийждо во оружии на брата своего.

Не требующую трудов доставлю вам победу. Доведя народы до безумия и до помешательства в уме, вооружу друг против друга, и все до одного будут истреблены даже и с конями. Сие же:

Агг.2:22. еще единою Аз потрясу небом и землею и морем и сушею,

не просто изрек Бог, но напоминает сим благодеяние, оказанное в нашествие Сеннахиримово; потому что, предав внезапной гибели Сеннахиримово воинство, всю землю и море исполнил страшным о сем повествованием.

Агг.2:24. В той день, глаголет Господь Вседержитель: прииму тя Зоровавелю Салафиилев рабе Мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель.

Не упоминая здесь об Иисусе, упоминает об одном только Зоровавеле; потому что речь идет о войнах и военачальстве, о делах же военных заботился он один. Посему сказует Бог: в тот день, по истреблении оных народов, тебя, Зоровавель, избранного Мною в раба и служителя, соделаю славным и знаменитым, и употребив тебя как некую печать, и народу доставлю чрез тебя всякую безопасность; потому что печать, приложенная к дверям и сундукам, приводит в безопасность влагаемое. Так истолкование пророчества приведено нами к концу. Но я дивлюсь безумию Аполлинария, который предпринял столь ясно предсказанному придавать противный сему смысл, и говорить, что ополчения Гога и Магога еще не было, но будет при кончине века сего. Премудрый этот муж не обратил внимания на непрерывную связь пророчества, а именно, что непосредственно за предсказанием о поражении Гога и Магога присовокуплено у Пророка: «в той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя Зоровавелю рабе Мой, глаголет Господь,» и так далее. Посему если Аполлинарий в сложенных им баснях вымышляет другого какого Зоровавеля, который будет в те времена; то пусть толкование его и остается для нас совершенною баснею. Если же разумеется тот один Зоровавель, который правил народом по возвращении из плена, то при нем истреблено воинство оных языческих народов, и после сего истребления Зоровавель сделался славным и знаменитым. Аполлинарию же должно было принять во внимание и то, что замедление в созидании храма прикрывавшим бедностью Господь всяческих обещал собрать народы сии и их богатства отдать на расходы при храмоздании, почему и присовокупил: «Мое сребро и Мое злато, и велия будет слава храма сего последняя паче первыя». Но оставив Аполлинария с его суесловием, будем держаться истины и умолять человеколюбивого нашего Владыку, чтобы и нам даровал мир, и мир душевный, да во всем Ему угождая и Его пользуясь помощью, избегнем наветов невидимых врагов, и пожив по Его божественным законам, сподобимся обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу и со Святым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Аггея. 66-77 с.

Комментарии для сайта Cackle