Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

блаженный Феодорит Кирский

Глава 15

На сие ответствует опять Господь:

Иер.15:1. Аще станут Моисей и Симуил пред лицем Моим, несть душа Моя к

ним. А сим утешает Пророка. Не думай, говорит, что тебя пре-

зирая, не приемлю твоего предстательства. Не внял "бы" Я моленно и тех, которые совершили столько чудес. Упомянул же о них, и как о древнейших, и как об умолявших Его нередко за народ. Ибо великий Моисей, когда Бог, по слиянии тельца, сказал: «остави Мя, и возъярився гневом на ня по­треблю их» (Исх. 32, 10.), принес усерднейшую молитву, и умилостивил Владыку к согрешившим. Тоже самое сделал и Самуил, и во время жатвы низвел обильнейший дождь. Потом повелевает Бог Пророку отпустить предстоящий народ, и говорит:

Иер.15:2. Аще рекут к Тебе: камо изыдем? речеши к ним: сия глаголет Господь

«иже к смерти», «к смерти: и иже к мечу, к мечу: и иже к гладу, к гладу и иже к пленению, к пленению». Сим четырем бедствиям подвергну их. А сверх того умершие сделаются пищею зверям и птицам.

Иер.15:4. И предам их во утеснение всем царствам

"земным". Предсказывает и то, что будет по возвращении, события при царях македонских, ко­нечную гибель, какую нанесут им Римляне. Потом дает видеть, что первое бдствие постигнет их за нечестие, на какое отважился Манассия. Но не как судия неправедный, не за чужия вины наказывает, подвергает, же предреченным бдствиям, как соучаствовавших в сем нечестии и добровольно содействовавших лукавому царю.

Иер.15:5. Кто умилосердится к тебе Иерусалиме? и кто поскорбит

о «тебе, или кто» пойдет «молити о мире тебе?» то есть: всякий человек увидит, что нотерпел ты справедливо. Ибо у людей, когда

видят наказуемым кого либо из живущих край­не порочно, в обычае, не только не скорбтеь о нем, но даже радоваться с теми, которые терпли от него обиды, и избавлены от его лукавства.

Иер.15:6. Ты

оставил "Мя еси", глаголет «Господь: вспять пошел еси». Что сделал, то и потерпишь. A сие вспять "пошел еси" Пророк сказал в смы­сли: будешь унижен.

«И простру руку Мою на тя, и убью тя, и ктому не пощажу их». Не окажу боле прежняго долготерпения. Потом показывая, что принужден нака­зать против воли, как был с состраданием го­ворит:

Иер.15:7. Во вратех людей Моих обезчадеша, по­губите людей Моих злобами своими, и не обратишася.

Сами на себя навлекли погибель, не захотев оставить лукавства. Сказует же, что по причине избиения мужей умножились вдовицы, и опять по той же причине матери лишились детей. Ибо го­ворит:

Иер.15:8. Наведох на матерь юношей бедность о полудне, навергох на ню внезапу страх и трепет.

(Иер.:9). «Праздна бысть родившая седмь, оскуде душа ея». В разных чертах изображает бедствие, чтобы вразумить жестокосердых и убедить их оставить прежнее нечестие.

«Зайде ей солнце еще среди полудне». У плачущих и свет именуется тьмою. Сказав это и подобное тому, Пророк сетует и плачет.

(Иер.:10). Горе «мне, мати, Вскую мя родила еси мужа прительнаго, и судимого по всей земли»? И я не сделал пользы, и мне никто не оказал ея. "Сила" «моя оскуде от кленущих мя». Вместо: не сделал я пользы, сирский толковник перевел: "не заях"7. Посему Пророк говорит, ни у кого я не занимал я ни кому не давал в заем; однакоже приобрел многих врагов, которые непрестанно злословят и проклинают; потому что советы всего чаще рождают обыкновенно упорство. По греческому же пере­воду должно понимать так: достоин я плача, напрасно родившись в жизнь сию, потому что ни для кого не был полезен, и сам от других ни чем не воспользовался, принимаю только клятвы от слышащих cии пророчества.

Иер.15:11. Буди,

Господи, «исправляющым им: аще не притекох к Тебе во время озлобления их, и» во «время скорби их во благая на врага», то есть, услыши, как проклинают они; я нередко возсылал к Тебе моления о них. Потом Пророк опять гово­рит от лица Божия.

Иер.15:12. Еда познается железо?

и «одеяние медяно, крепость Твоя». (Иер.:13). «И сокровиша, Твоя в расхи­щение дом измену, за вся грехи твоя, во всех пределех твоих». Не надейтесь ни на медные, ни на железные доспехи; потому что все ваши богатства отдам врагам, и это будет возданием за грехи ваши. Присовокупляет же к сему и пленение. Про­рок, предсказав сие, подвергается опасности от тех, которые с неудовольствием слышат это, и покушаются предать его смерти; потому умоляет Бога всяческих, и говорит:

Иер.15:15. Воспомяни мя,

Господи, «и посети мя», и «защити мя от гонящих мя», т.е. не предай ме­ня гонителям моим, потому что невинный освобож­дается.

«Не в долготерпение Твое восприими мя;» а по некоторым спискам: повергни меня, т.е. водясь непамятозлобием, отлагая наказание обидчиков, пе­чалишь Ты нас обиженных.

«Веждь, яко приях Тебе ради поношение от отвергающих словеса Твоя». За Тебя, Владыка, впал я в настоящия скорби; Твои слова возвещая, сделался неприязненным.

Иер.15:16. Скончай их, и будет слово Твое мне в радость и в веселее сердца моего, яко призвано есть имя Твое на мне.

Поелику думают, что пред­сказываю лживо, обещанием же лжепророков внимают как истинным; то подтверди слова мои делами, и тем утешь меня. Потом Пророк говорит, что не участвовал ни в трапезе, ни в смехе их,но всему предпочитал страх Божий, и не переставал печалиться о лукавстве их и о наказании, им угрожающем. Но Владыка утешает его и немед­ленно говорит:

Иер.15:19. Аще обратишися, возставлю

тя, «и пред лицем моим станеши: и аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши». Не малая награда хранится у Меня тебе, подъявшему этот труд. Ибо, если обратишь кого из заблуждающих­ся, то будешь иметь великое предо Мною дерзновение. Сие означают слова: «пред лицем Моим ста­неши». И если исправишь кого из нечестивых, "и" убедишь избрать для себя лучшее, то уподобишься устам Моим. Ибо, как Я сотворил все сущее словом, так и ты словом делателей греха обра­тишь к добродетели. И снова обещает Бог Про­року непрепобедимость и непреодолимость, и напоминает об обещаниях данных в начале.

* * *

7

Так читается и в славянском переводе.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle