блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

 

 

Телесные очи созданы для того, чтобы им быть судиями наружного вида и цветов, и когда здоровы, судят правильно и весьма верно, а в болезненном состоянии погрешают против своего долга, и во многом нарушают справедливость, потому что или вовсе не видят, или, в одном усматривая другое, свойство видимого не различают верно. Душевное же зрение, как телесным очам сообщает сказанную нами действенность, так получило от Создателя и другую силу, по которой, не только различает наружный вид, цвет, запах, вкус и другие подобные качества, но судит слова и помыслы, отличает злочестивых от благочестивых, познает различие между божественными и человеческими и, одним словом, по слову мудрого Соломона, «разумеет притчу и темное слово» и «речения премудрых и гадания» (Притч. 1, 6). Но все это различает, когда благоустроено и свободно от неверия, когда же омрачено таковым туманом, с ним бывает то же, что и с телесными очами, и оно видит одно вместо другого или совершенно не видит, по причине овладевшей страсти. Впавши в этот недуг, иные предпринимали обвинять божественное Писание, особенно же пророческие предвещания, как покрытые неясностью. Им справедливо может сказать богомудрый Павел: «аще ли же есть покровено блоговествование наше, в гибнущих есть покровено» (2Кор. 4, 3); ибо «премудрость глаголем в совершенных» (1Кор. 2, 6). Согласно с сим и то, что Владыка и Спаситель наш сказал святым Апостолам: «вам дано есть разумети тайны царствия, онем же не дано есть» (Матф. 13, 11); и показывая причину сего, немедленно присовокупляет Господь: «яко видяще не видят, и слышаще не разумеют» (Матф. 13, 13), потому что они добровольно навлекают на себя облако неведения: «внегда же обратятся» ко Господу, как говорит божественный Апостол, «взимается покрывало» (2Кор. 3, 16). Посему не для всех неясно божественное, а только для тех, которые слепотствуют по своей воле. Но им надлежало бы обратить внимание и уразуметь, что все драгоценное не легко достается людям. И жемчужину скрывает в себе морская глубина; а также и цвет царской багряницы, и золотоносные и среброносные жилы, не на поверхности земли, а сокрыты в недрах ее. Да и в домах дрогоценнейшее в имуществе храним внутри в кладовых, приложив к дверям цепи, запоры, печати. И из намерений свих более важные обыкновенно объявляем искреннейшим друзьям, а не просто всем. Но божественное всего нами сказанного досточестнее, и в такой же мере превосходнее, в какой невидимое выше видимого, мысленное выше чувственного, пребывающее выше мимо текущего. Поэтому надлежит почтить сие большим хранением, и говоря Владычним словом, не метать «бисера пред свиниями» (Матф. 7, 6). И действительно приобретение того, что у всех под руками, удобно пренебрегается; a приобретаемое с трудом превожделенно и весьма любезно.

Сверх сего к сказанному должно присовокупить еще и то, что предречения божественных Пророков заключают в себе обвинение беззакония иудеев, а язычникам возвещают обетование благ, и пророчеству необходимо надлежало быть прикровенным, чтобы иудеи, обычно порабощенные зависти, осмелившись злоумышленно отвратить от других обетованные им блага, не уничтожили самых книг, в которых оные изображены. А что и сие служило причиною кажущейся неясности, свидетельствуют о том самые события, потому что в древности действительно оставалось сие невнятным для иудеев, чтобы сохранилась преданная письмени память о благословении язычников. Когда же пророчество пришло в исполнение, и за письменами последовали самые дела; тогда предвещания Пророков сделались ясными и внятными, потому что читающее пророческие книги находят истолкование в самых событиях. Посему никто, особливо же из питомцев благочестия, да не дерзнет укорять Божественного Духа за неясность словес Его; а напротив того, желая уразуметь священные словеса, да взывает с богомудрым Давидом: «открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18). Ибо, конечно, получит просимое, кто просит знания сего на пользу себе. И мы, принося моление сие Владыке, Который, по слову божественного Давида, «умудряет слепцы» (Пс. 145, 8), а по слову блаженного Исаии, тех, «иже во тме, и иже во мгле» (Ис. 29, 18), осмелимся приступить к истолкованию богомудрого Иезекииля, постараемся исследовать, сколько возможно для нас, глубину сего пророчества, и извлекаемую из сего общую пользу предложит всем благочестивым. Итак, прежде истолкования изложим вкратце содержание.

Пророк сей начал пророчествовать в пятый год пленения Иоакимова, или Иехониина. Пленение же сие, по мнению некоторых, было не первое, но для Иерусалима третье, для колена Иудина четвертое, а для всего Израиля шестое. Ибо первый Феглаффеласар отвел в плен большую часть десяти колен. Второй Саламанасар, поработив жителей Самарии и окрестных городов, удалился с ними. Третий Сеннахирим, как осаждал прочие города Иудейские и многих пленников отвел в преселение, так, с великим злочестием вознамерившись ополчиться против Иерусалима, понес воздаяние за богохульство, и погубив воинство, пораженное Божиею карою, с немногими возвратился в отечество. После сего четвертый Навуходоносор, воцарившийся в третье лето царствования Иоакима, сына Иосина, с многочисленным воинством пришел в Иудею; и, взяв многие таланты золота и серебра, немалое число пленников из царского рода и несколько священных сосудов, возвратился оттуда, наложив дань на царя. По прошествии же немногого времени Иоаким не захотел платить обещанную дань; и Навуходоносор, в одиннадцатое лето его царствования, и в восьмое – своего владычества, снова ополчается на Иерусалим, умерщвляет Иоакима, повелевает бросить его со стены, и долгое время оставляет не погребенным, всех же чиновных взяв в плен и над оставшимися поставив царем Иоакима, называемого и Иехониею (а был он сын Иоакима), ушел в Вавилон. Когда же прошло три месяца с немногими днями, узнав, что Иоаким возмутился, снова приходит, и связав его, уводит с немалою толпою пленников, а царем поставляет дядю его, брата первого Иоакима, сына Иосина, Матфанию, иначе Седекию, обязав его клятвою, что сохранит к нему приязнь и будет в свое время платить дань. Но поелику он также нарушил клятву, не захотел платить дани, не сохранил и приязни, а убежал к египтянам, то Навуходоносор, собрав большое войско, пришел снова и, овладев городом и пленив жителей, сжег царский дворец, Божий храм, и все великолепные здания, и всех тех, которые не погибли от голода и избежали вражеского меча, отвел пленниками; не только все сосуды, сделанные из серебра и золота, но и столпы, устроенные из меди и все прочее перенес в Вавилон. Посему пленение Иехониино, по мнению некоторых, было не первое, но для Иерусалима третье. И о сем дают нам знать четвертая книга царств, книга Паралипоменон и божественный Пророк Даниил. Ибо так начинает он и пророчество: «в лето третие царства Иоакима царя Иудина, прииде Навуходоносор царь вавилонский на Иерусалим, и воеваше нань. И даде Господь в руце его Иоакима царя Иудина, и от части сосудов храма Божия» (Дан. 1:1, 2), и чрез несколько слов продолжает: «и рече царь ко Асфанезу старейшине евнухов своих ввести от сынов плена» сынов Израилевых «и от племене царска» (Дан. 1:3). Посему первое иерусалимское пленение было в третий год царствования Иоакимова, а это был первый год царствования Навуходоносорова. И о сем извещает нас тот же Пророк, говоря так: «в лето второе царства Навуходоносорова, coниe виде» (Дан. 2, 1). А второе пленение, как сказал я, было в одиннадцатый год царствования Иоакимова, и в восьмой – владычества Навуходоносорова. Третье же – в первый год царствования Иехонии, сына Иоакимова, и в девятый владычества Навуходоносорова. И о сем ясно дает нам знать блаженный Пророк Иеремия; и кто хочет сличить годы, тому не трудно в ясности дознать сие у оного Пророка. Посему Иезекииль начал пророчествование в пятый год пленения Иоакима, именуемого и Иехониею, и это был пятый также год царствования Седекии, который был вместо Иехонии поставлен царем Иудейским. Дан.

Двенадцатью годами прежде Иезекииля начал пророчество свое Даниил. В одни и те же годы пророчествовали в Вавилоне Даниил и Иезекииль, а в Иудее Иеремия, Софония и Урия, сын Самеев. Последние старше опять не только Иезекииля, но и Даниила, потому что блаженный Иеремия начал пророчество в тринадцатый год царствования Иосии, и о Софонии говорится, что пророчествовал он при царе Иосии, Уpия же, сын Самеев, пророчествовав и предвозвестив скорби при первом Иоакиме, несправедливо претерпел смерть, умерщвленный сим царем. Посему из пророчествовавших во время плена божественный Иезекииль был последний Пророк. Аггей же, Захария и Малахия пророчествовали уже по возвращении из плена. Видит же Пророк сей божественные откровения, исполненные страха и ужаса, предвозвещает конечную гибель, не только иудеев, но также тирян и сидонян и других иноплеменников, моавитян, аммонитян, идумеев и сверх того египтян. Предрекает же и освобождение иудеев от плена, построение Божия храма и весьма многое другое, что соблюдем до подробного истолкования, чтобы не распространяться много в изложении содержания. Итак, с помощью сего Пророка, призвав его Бога ниспослать нам дарование ведения, приступим к самому истолкованию.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аввакума святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на пророка Аггея преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

4. Толкование на пророка Иеремию святитель Иоанн Златоуст

5. Толкование на книгу святого пророка Аввакума епископ Палладий (Пьянков)

6. Толкования на книгу пророка Даниила священномученик Ипполит Римский

7. Книга пророка Иеремии преподобный Ефрем Сирин

8. Толкование на книгу Песнь песней I, 4 и VIII, 5 священномученик Дионисий Александрийский

9. Книга пророка Иезекииля профессор Павел Александрович Юнгеров

10. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова святитель Григорий Нисский

Комментарии для сайта Cackle