блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 14

Иер.14:1. И бысть слово Господне ко Иеремии о бездождии.

Всякия вразумления делает Иудеям Господь, чтобы остановились в лукавом своем стремлении. Описывает же Пророк плачь и сетование, бывшия по причине бездождия. Сказует, что оскудели ис­точники, кладези и собрания дождевых вод. За сим последовало безплодие земли, и скоты, не толь­ко домашние, но и дикие, участвовали в злострадании. Ибо говорит:

Иер.14:5. И еленицы на ниве родиша, и оставиша,

яко «не бе травы». (Иер.:6) «Онагри сташа на камениях, браша в себе ветр яко змиеве». Так поступают и люди в жажде, дуновением ветра прохлаждая внутренний жар. Потом Пророк молится, напоминает общие всех грехи, и тем умилостивляет Бога. Ибо говорит:

«Тебе согрешихом» (Иер.:8) «ожидание Израилево», Ты спасаешь во «время скорби». От Тебя ожидают все милости.

«Вскую яко пришлец еси. на земли», и "яко" туземец «уклоняющея в виталище?» Слова: яко туземец, сирский толковник перевел: «яко путник»6. За

что презираешь нас, говорит Пророк, и уподоб­ляешься пришельцу, который небрежет о домах, в которых живет, как о чужих, и проходяще­му путнику, который не заботится о том, что встретит на пути.

Иер.14:9. Еда будеши якоже. человек спяй, или яко муж не могий спасти?

Кто спит, тот не слышит умоляющих, и кто одержим болезнию, тот не в состоянии заступиться. Пророк как бы так говорит: не медли оказать милость; потому что Ты и можешь, и бодрствуешь, и повсюду присущь, и ко всем близок. Сие и присовокупил он:

«Ты же в нас» «еси Господи, и имя Твое призвано бысть на нас, не забуди нас». Излагает же и ответ, данный Богом.

Иер.14:10. Возлюбиша подвизати нозе свои, и не упокоишася,

т.е. не остановились на пути лукавства. Ибо сие дают видеть и присовокупляемыя слова:

«И Бог не благопоспеши в них». Сказует же Пророк, что Бог воспомянет их неправды, и накажет их за то, что нечествовали. Бог и Про­року не повелевает приносить за них молитвы, и говорит, что не обратит внимания, на их пост, не приимет приносимых ими жертв, но предаст их голоду язве и избиению. Пророк, выслушав сие, пересказывает прорицания лжепророков, и го­ворит, что они предсказывают противное, обещают им мир и обилие благ. Но Владыка снова говорит Пророку, что они предсказывают ложь, не божественным служат словесам, и что они не орудия благодати, но говорят, что им угодно. Ибо сказует:

Иер.14:14. Ни заповедах им, ни глаголал есть к ним: понеже видения лжива, и гаданья, и волшеб­ства, и произволы сердца своего mии прорицают вам. Видениями

называет сны, «волшебствами -» птицегадание, гаданиями – демонския навождения, «произволами сердца» – обольщение помыслов. Потом самим лжепророкам угрожает смертию от болезни, и избиением на войне. Ибо говорит:

Иер.14:15. Смертию лютою умрут,

мечем и «гладом скончаются». С ними погибнуть и последовавшие словам их. Не удостоятся же погребения, потому что все одинаково подвергнутся одним и тем же бедствиям. Но Человеколюбец, предрекши горесть, снова убеждает воспользоваться врачествами покаяния. Ибо говорит:

Иер.14:17. Да изведут очи ваши слезы день и ночь,

по великости бедствий, какия постигнут вас. Про­рок описывает сии плачевныя события:

Иер.14:18. Аще изыду на поле, и се заклани мечем, и аще вниду во град, и се истаявшии гладом.

Присовокупляет к сему и бедствия плена.

«Яко Пророк и священник отъидоша в землю, еяже не ведяху». И блаженный Пророк Даниил, и божественный священник и Пророк Иезекииль, а кроме их и другие весьма многие священники уча­ствовали в сих горестных событиях; потому что Бог, промышляя и о нечестивых, послал в плен и Пророков, как бы неких законоучителей и на­ставников, чтобы Иудеи вовсе не уклонились в нечестие. Описав это, Пророк обращает речь свою к Богу.

(Иер.:19). Еда «отмещущ отвергл еси Иуду, и от»

«Cиона отступи душа Твоя?» Вместо: промышление Твое, Пророк человекообразно сказал: "душа Твоя", что бы яснее выразить пророчество. Сказует же, что нанесенная язва неисцельна, и присовокупляет, говоря так:

Иер.14:20. Познахом, Господи, грехи наша, и без­закония отец наших, яко согрешихом пред Тобою.

Иер.14:21. Престани ради имене Твоего,

т.е. перестань обременять нас бедствиями, и не на нас воззри, но на имя Твое, потому что Твоим назы­ваемся народом.

«Не погуби престола славы Твоея». Так наименовал Иерусалим. И Господь в священном Евангелии"", запрещая клятвы, сказал: не клянись «ни Иерусалимом, яко» престол «есть великаго Царя (»Мф"". 5, 35.). Ибо там являл Бог присутствие Свое. Напоминает же о завете Своем с отцами, о том, что нет никакой помощи от идолов, но что Он подает дождь нисходящий с неба, потому что не без правителя тварь. Ибо сие и выражает: (Иер.:22) и небо даст «влагу свою. Не Ты ли еси Господи?» и «пождем Тебе, Ты бо сотворил еси вся сия».

* * *

6

Так читается и в славянском переводе.


Комментарии для сайта Cackle