Требуются волонтёры

блаженный Феодорит Кирский

Глава 44

 

Человеколюбивый Владыка чрез служителя сво­его Пророка снова предлагает увещание страждущим непокорностию Иудеям. И сперва напоминает о бедствиях, постигших Иудею за беззаконие прежних ея жителей, а потом укоряет Иудеев современных Пророку, как отважившихся на по­добное и навлекающих на себя Божий гнев. Ибо говорит:

(Иер.:7). Вот «вы творите злобы велики на души своя, еже извещи вам мужи и жены, младенца и ссущаго от среды Иуды, да не останется ни един от» "вас", (Иер.:8) «разгневати Мя в делех рук ваших, кадити богом инем в земли египетстей, в нюже приидосте жити тамо, да изсечени будете, и в проклятие да будете, и на укоризну во всех языцех земли». Напоминает же им, что было в свежей еще у них памяти, те злыя дела, на которыя отваживались их отцы, цари и сильные, и те бедствия всякаго рода, какия постигли их за это; а к сему присовокупляет угрозу, именуя себя Господом сил и Богом Израилевым, чтобы устыдились и убоялись они, услышав о величии власти, и дознав Божию попечительность о предках.

Иер.44:11. Се Аз приставляю лице Мое на вы в

"зло". Негодующим свойственно смотреть грозно, обращать внимательный взор; и надолго остана­вливать его на раздраживших. Посему и Бог угрозу Свою выражает человекообразно, и говорит: «приставляю лице Мое на вы в зло, еже погубити» всю Иудею. Потом сказует, что преда­ны будут голоду и мечу, подвергнутся совершен­ному истреблению, будут в клятву, в погибель, в проклятиe, в укоризну, потерпят тоже, что терпели осажденные в Иерусалим. Никто из них не спасется бегством, никто не возвратится в землю Иудину. Но все это не устрашило сих жалких, и безмерно жалких, людей. Напротив того все, и мужи и жены, особенно же эти Вавилоняне, громко вопяли: несносны нам слова твои. А что всего хуже, признавая даже их божественными, открыто им прекословили. Ибо говорили:

(Иер.:16). Слово, «еже глаголал еси к нам во имя Господне, не послушаем тебе», (Иер.:17) «яко творяще сотворим всякое слово, еже изыдет из уст наших, кадити царице небесней, и возливати ей» «возлияния, яко же сотворихом мы, и отцы наши, и цари наши, и князи наши во градех Иудиных», на распутиях иерусалимских. «Царицею небесною» называют Афродиту, которую и Еллины именуют Ураниею. Говорят же, что, делая это в сытость наслаждались они благами; а оставив служение ей, преданы были войне и голоду. Потом и жены безстыдно вопияли:

Иер.44:19. Егда кадихом мы царице небесней, и

«возливахом ей возлияния, еда без мужей наших творихом ей опресноки, и возливахом ей возлияния»? Дело нечестиво, но сказанное истинно; потому что и выше в объясненном уже нами Бог всяческих изрек: «еда не видиши, что сии творят?» "сынове их" «собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному» (Iep. 7, 17. 18). Пророк дал всем такой ответ: за сие именно суеверие и за сию идольскую прелесть. Владыка Бог и наложил на вас наказания всякаго рода. Ибо таковы плоды преступления закона. Но вы, и видя плоды сии, с неистовством пре­дались сей прелести.

Иер.44:25. Пребысте

во исповеданиях ваших, «и творяще сотвористе обеты» ваши. (Иер.:26). Обаче «слы­шите слово Господне: се Аз кляхся именем Моим великим, рече Господь Бог, аще будет ктому имя Мое призываемо во устех всего Иуды, еже рещи: жив Господь, во всей земли египетстей». Клятва cия снова дала видеть, что Поклявшийся ничего не имеет выше Себя. Угрожает Господь живущим в Египте Иудеям ко­нечною гибелью; ибо сие выразил сказанным теперь; но с сим согласно и последующее за тем; потому что угрожает им голодом и мечем, а избежавшим сего переселением.

Иер.44:28. И уведят

все «ocmaвшии Иудины, преселившиися» в «землю египетску, слово чие пребу­дет, Мое, или их». Из самых событий дознают истину слов Моих.

Иер.44:29. И сие вам знамение, глаголет Господь: яко посещу Аз на вы на месте сем

во злая, «да уведите яко воистину исполнятся словеса Моя на вас во злая». Действительное событие докажет истину слов сих. Ибо как предал Я Седекию царю вавилонскому: так фараона Bафрия, к которому бежите вы, предам Навуходоносору. Вафрием же называет фараона, показывая тем, что таково было собственное его имя, а именование: фараон означало царский сан. Так и мы своих царей называем: Тиверий кесарь и Клавдий кесарь; одно из сих имен есть собственное, а другое свойственно царскому сану.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle