блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Софонию

Глава 1 2 3

 

 

После благочестивого и боголюбивого царя Езекии, воцарившийся сын его Манассия дошел до крайнего предела нечестия, а также сделал, что и народ совратился в беззаконие и служение идолам. Сын же его Амон, царствовав не многое время, последовал злочестию отца, но не поревновал его покаянию. Он также, как и отец, обучал народ всякого рода порокам. Рожденный им треблаженный Иосия возлюбил путь прямо противоположный их пути; преуспевал во всяком благочестии и во всякой добродетели, служение Богу предпочитая всему в совокупности. При нем составил пророчество богомудрый Софония. Да и божественный Иеремия начал пророчествовать в тринадцатый год его царствования. Предсказывает же сей чудный Пророк о том, что́ будет с Иерусалимом и коленом Иудиным. Предвозвещает скорби и соседственным с Иудеями иноплеменникам, и предрекает конечную гибель Ассириянам. Потом предвозвещает возвращение народа Божия и будущее по Владычнем вочеловечении спасение всех народов. Таково вкратце содержание пророчества. Начинается же пророчество так:

Глава 1

Соф.1:1. Слово Господне, еже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Амоня царя Иудина.

Соф.1:2. Оскудением да оскудеют вся от лица земли, глаголет Господь:

Соф.1:3. Да оскудеет человек и скоти, да оскудеют птицы небесныя и рыбы морския.

И доказывая справедливость пророчества, присовокупляет Пророк:

и да изнемогут нечестивии, и изъиму беззаконныя от лица земли, глаголет Господь.

За нечестие и беззаконие людей истреблю и то, что́ для людей создано и на их сотворено потребу, то есть, роды бессловесных. Так как им на служение сотворил Я и птиц, и рыб и скот; то с ними вместе погублю и сие. Ибо не будет в этом потребности, когда не станет пользующихся. И показывая, чем раздражен и на что гневается, присовокупляет:

Соф.1:4–5. И простру руку Мою на Иуду, и на вся живущия в Иерусалиме: и изъиму от места сего имена Ваалова, и имена жреческа со жерцами, и покланяющихся на покровех воинству небесному.

Исчислением грехов доказана справедливость наказаний. Но и наказание исполнено человеколюбия; потому что Бог обещает избавление от заблуждения и забвение не только служения идолам, но и самого наименования их. «Воинством» же "небесным" назвал сонм небесных светил; потому что им, желая лучше их видеть, приносили жертвы на кровлях домов.

И кленущихся Господем, и кленущихся царем своим (χατά Μελχμ),

Соф.1:6. и уклоняющихся от Господа, и не ищущих Господа, и не придержащихся Господа.

Иный спросит, может быть: почему Бог устами другого Пророка заповедует отъять «от уст мерзости» Вааловы, клясться же повелевает так: «живет Господь во истине» (Иер. 4:1, 2); а здесь угрожает наказанием кленущихся Господем. Но не трудно найти и скорое решение вопроса. Ибо сказано о клянущихся Господом и о клянущихся царем своим. А царем (Μελχμ) назывался аммонитский идол, как находим и у других Пророков, и в третьей книге Царств. Сказано: «и хождаше Соломон в след Астарта мерзости Сидонския, и в след царя их, идола сынов Аммоних» (3Цар. 11,5). Посему наказанием угрожает Бог тем, которые клянутся вместе и истинным Богом и Господом, и идолами; а поэтому согласны между собою пророчества. В одном говорит Бог: «аще отимеши мерзости Вааловы от уст твоих, и кленешися, живет Господь, во истине» (Иер. 4, 1); а здесь укоряет тех, которые наружно показывают, что служат Богу, предпочитают же служение идолам. Так, после угрозы скорбным срасстворяет угрозу увещанием, чтобы не совратились в тягчайшие пороки, отчаявшись в спасении.

Соф.1:7. Убойтеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень, яко уготова Господь жертву Свою, и освяти званныя Своя.

"Жертвами" пророческое слово называет многократно и избиение беззаконных; а сие найти можно и у других Пророков, и у Богомудрого Иезекииля. "Званными" же именует врагов. Сказал Пророк: "освяти", вместо: определил. Так и устами Исаии говорит: «освященни суть: и Аз веду их» (Ис. 13, 3), то есть, на это определены. А как действительно святое отделяется и отлучается от скверного, так и определенных понести наказание, как отделенных на сие самим Богом всяческих, называет освященными. Так и жертвою наименовал не в точном значении слова. Так и слово: "анафема", имеет двоякий смысл; ибо означается оным не только посвящаемое Богу, но и отчуждаемое от Бога.

Соф.1:8. И будет, в день жертвы Господни, и отмщу на князи, и на дом царский, и на вся оболченныя во одеяния чуждая:

Соф.1:9. И отмщу яве на вся предвратныя в день той, исполняющия храм Господа Бога своего нечестием и лестию.

Поелику определение о наказании произнесено во дни Иосии, царя богочестивого, и царь сей не подлежал ответственности в этом, но дети и потомки его, жив беззаконно, понесли наказание за дела, на какие отважились; то справедливо сказал: "отмщу" не на царя, но «на дом царский и на князи». Под «одеяниями» же "чуждыми," по словам некоторых, разумеется приобретенное хищением и любостяжательностию, а по словам иных, делаемое по крайнему непотребству; потому что и мужи, живя беззаконно, облекаются в одежды женские, и жены, преданные похотливости, носят одежды мужские. Но мне кажется, что слово пророческое даст разуметь и нечто другое. Закон запрещает одежды тканые из льна и шерсти (Втор. 22, 11). Вероятно же, что величавшиеся богатством и преданные роскоши в одежде подражали соседним народам, и на льняных хитонах делали вокруг какие-нибудь разновидные и излишние украшения из шерсти багряного цвета; а сие прямо было противно божественному законоположению. Посему Бог угрожает и им и тем, которые с нечестием и лестию входят в божественный храм. А словом: "лесть" Пророк дает разуметь, что, по видимости, имели они благочестие, в тайне же любили служение идолам. За сии-то ваши беззакония, сказано в пророчестве,

Соф.1:10. Будет в день он, глаголет Господь, глас вопля от врат избодающих и плачь от вторых, и сотрение велие от холмов.

Когда враги разобьют городскую стену и отворят врата; тогда с восклицанием и воплем побежите укрыться в стенах святилища. Когда же и врата храма станут также отперты для врагов; предадитесь плачу и будете поражаемы. И если некоторые из вас займут вершины гор, или войдут в высокие домы, то подвергнутся той же гибели.

Соф.1:11. Плачите живущии в посеченней, яко уподобишася вси людие Ханаану, и потребишася вси величающиися сребром.

«Посеченным» пророк назвал Иерусалим, по причин постигшего его бедствия, и повелевает его оплакивать, потому что опустел жителями. поелику поревновали нечестию Хананеев; то претерпели и конечную гибель подобно Хананеям; и нимало не помогло им богатство.

Соф.1:12. И будет в той день, изыщу Иерусалима со светильником,

то есть, никто из подлежащих наказанию не избежит казни; но всех предам на заклание. Выражено же это иносказательно, и образ речи взят с тех, которые употребляют светильник при отыскивании чего-либо потерянного, и не выпускают его из рук, пока не найдут.

и отмщу на мужи не родящия о стражбах своих,

«Стражбами» называет установленное законом, что закон повелевал хранить.

глаголющия в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити.

Здесь осуждает отвергающих промысл, осмеливающихся говорить, что все случайно, утверждающих, что Бог всяческих и не благотворит, и не наказывает. Им Пророк угрожает расхищением, истреблением домов и бесплодностью трудов. Ибо говорит:

Соф.1:13. И созиждут жилища, и не имут подойти в них, и насадят винограды, и не имут пити вина их.

И чтобы не подумали, что наказание будет отложено, присовокупил:

Соф.1:14. Яко близ день Господень великий, близ и скор зело,

Пророк назвал день великим, потому что подвергнутся в оный не какому либо легкому вразумлению, но решительному наказанию. Потом, чтобы привести слушателей в больший страх, описывает самый тот день.

глас дне Господня, горек и жесток учинися.

Соф.1:15–16. Силен день гнева, день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля на грады твердыя, и на углы высокия.

«Углами высокими» называет Пророк башни; "трубами" же и "воплем" наименовал нашествие врагов; «тмою, мраком, облаком» и "мглою" – приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло и день ясен; но все покажется исполненным мрака. И поясняя сие, Пророк присовокупил:

Соф.1:17. И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи,

Потом показал и причину:

зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна:

то есть, не удостоятся и того, что́ установлено законом; не будет им и погребения.

Соф.1:18. и сребро и злато их не возможет изъяти их в день гнева Господня; потому что огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущия на земли.

И богатство не поможет богатым; потому что не получат за деньги избавления от бедствий, но, как огнем каким, истреблены будут Божиим гневом, который населяющих землю подвергнет внезапной гибели. Так угрожает им горестями, а потом предлагает увещание прибегнуть к покаянию.

Глава 2

Соф.2:1. Соберитеся, и свяжитеся язык ненаказанный,

Соф.2:2. прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу ярости Господни.

Иные, не поняв сего места, слово: «свяжитеся», перевели: вместе умоляйте; но в большей части списков читается: «свяжитеся». В слове сем подразумевается врачевание посредством врачебных составов и перевязок, понимаемое в смысле переносном. Ибо мы находим сие и у Богомудрого Исаии. Показывая неисцелимость язв народа иудейского, взывает он: «несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания» (Ис. 1, 6). Посему, «свяжитеся», говорит Пророк, врачебными составами и перевязками покаяния, вы неведущие доброго и необучившиеся сему, предварите «лице Его во исповедании» (Псал. 92, 2), чтобы подобно весенним цветам не изгибнуть и вам, когда постигнет вас Божий гнев.

Соф.2:3. Взыщите Господа вси смирении земли

Обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего – персть, и взыщите Создателя, богато оделившего вас столькими благами. Потом учит Пророк, каким способом можно взыскать Бога:

суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я.

Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную, и примите за правило следовать сему до конца; ибо сие значит: «отвещайте я». Потом Пророк показывает и плод от сего.

яко да покрыетеся в день гнева Господня.

Соф.2:4. Зане Газа расхищена будет, и Аскалон во исчезновение будет: и Азот в полудни отвержется, и Аккарон искоренится.

Если приступите к упомянутому выше покаянию, то вы приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия.

Соф.2:5. Горе живущим на ужи морстем, пришелцы Критстии: слово Господне на вас Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища:

Соф.2:6. И будет Крит пажить стадам, и ограда овцам. Ужем морским

называет Пророк приморскую страну; потому что "ужем" в Божественном Писании называется участок, по обычаю ужем вымеривать землю и отделять каждому должную часть. Посему, так как Филистимлян, ведущих род от Ханаана, оставил Бог в приморской стране, как бы некую часть наследства отделив им землю сию; то Пророк назвал их «ужем морским», а переселившихся с Крита – «пришельцами;» потому что, как вероятно, в приморские города приходили некоторые из Крита, и поселялись там. Посему и "Ханааном", и «ужем морским», и "Критом," и «пришельцами Критскими» Пророк наименовал приморские земли в Палестине, которым угрожал запустением.

Соф.2:7. И будешь уже морское оставшим дому Иудина: на них пожируют в домех Аскалоних, к вечеру витати имут от лица сынов Иудиных: яко присети их Господь Бог их, и возврати плен их.

Это пришло в исполнение по возвращении из плена; ибо в книгах Маккавейских находим, что Ионафан и Симон, овладев Газою, Аскалоном и Птоломаидою, подчинили их своей власти. Точное же и непререкаемое исполнение пророчества можно видеть по вознесении Спасителя нашего и после проповеди святых Апостолов; ибо они, изшедши из Иудеи, превитали в городах сих "к вечеру", то есть, прежде скончания вечера, когда Бог всяческих призрел на язычников, и освободил их от горького рабства и плена. После сего Пророк произносит приговор на Моавитян и Аммонитян; потому что они, будучи в сродстве с Израилем и ведя род от Лота, радовались бедствиям народа Божия, и изрекали хулы на Бога всяческих, будто бы Иудеи не получили от Него никакой помощи. Потому говорит Бог:

Соф.2:8. Слышах поношения Моавля, и укоризны сынов Аммоних, о нихже поношаху людем Моим, и величахуся на пределы Моя.

Соф.2:9. Сего ради живу Аз, глаголет Господь сил Бог Израилев: зане Моав яко Содома будет, и сыновс Аммона яко Гоморра, и Дамаск оставлен яко стог гуменный, и разорен вовек: и прочии людей Моих расхитят я, и оставшии языка Моего наследят их.

Соф.2:10. Сие им за досаждение их, зане поносиша и возвеличишася на люди Господа Вседержителя.

Моавитяне и Аммонитяне имели своих царей, а Дамаск царствовал над всею Сириею; но все они низложены Вавилонянами; одним только Иудеям Бог всяческих даровал возвращение чрез персидского Кира. Они снова пришли в цветущее состояние, возвратили себе прежнюю власть, и содержали в страхе все оные народы; Иудеи владели землею сих народов, и они не в силах были противиться Иудеям. Посему-то Божие слово предвозвещает, что Моавитяне и Аммонитяне будут преданы конечному разорению, и Дамаск уподобится оставленному на гумне стогу. Сие-то потерпели они в нашествие Халдеев. И о "Дамаске" говорит Пророк, что «будет разорен во век», потому что с сего времени на все последующее время утратит у себя царскую власть, не будет более обладать покорными ему народами; но сделается данником прежде царствовавших Вавилонян, Персов, Македонян, и ныне царствующих Римлян. Однако же и здесь пророчество прияло точное исполнение чрез священных Апостолов и их преемников – святых. Ибо их и Божественный Апостол нарек "останком". Представив пророчества, ясно возглашающее: «аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется» (Рим. 9.27). Апостол толкует оное, говоря: «тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть» (Рим.11, 5.). Тоже вещает Владыка и устами блаженного Софонии: «и оставшии языка Моего наследят их». Потом истолковывает это яснее.

Соф.2:11. Явится Господь на них и потребит вся боги языков земных: и поклонятся Ему кийждо от места своего, вси острови язычестии.

Слова сии не дают места бесстыдному возражению Иудеев. Если скажут они что, по возвращении из Вавилона, многие из язычников, уверовав в Бога всяческих, в иерусалимском храме совершали законное служение; то ясно изобличены будут во лжи своей. Пророческое слово говорит, что «поклонятся Ему кийждо от места своего». А сие делается не по закону, но по евангельскому учению; потому что закон всех собирал в оный единый храм; Господь же в евангелии говорит Самаряныне: аминь, аминь, сказываю тебе «жено, яко грядет час, егда» не в Иерусалиме и не на этом месте, но на всяком месте «поклонятся Отцу» (Иоан. 4, 21–23). Тоже взывает и Богомудрый Софония: «явится Господь на них», то есть, на всех упомянутых прежде иноплеменниках, Филистимлянах, Моавитянах, Аммонитянах, жителях Дамаска, и на всех прочих народах, «и потребит вся боги языков земных, и поклонятся Ему кийждо от места своего вси острови язычестии», то есть, города не только находящиеся на твердой земле и приморские, но и те, которые среди моря. К сему присовокупляет Пророк:

Соф.2:12. И вы мурини язвени оружием Моим будете.

Означает же словом сим полчище демонов, сокрушенное приражением спасительного креста, и поражение Божиею карою людей, очерненных в душе и богоборных. Так, предвозвестив спасение язычников, Пророк обращает речь к последовательности исторических событий, и угрожает гибелью Ассириянам, потому что Ниневия не понесла еще наказания.

Соф.2:13–14. И прострет руку Свою на север, и погубит Ассирианина, и положит Ниневию во исчезновение безводно яко пустыню: Пожируют посреде ея стада, и вси зверие земнии, и хамелеоны, и ежеве во гнездах ея вогнездятся: и зверие возвыют в разселинах ея, и вранове во вратехь ея, зане кедр возношение ея.

Признаками запустения служит все пред сим сказанное: и пастбища стад, и поселение разных зверей, и гнезда воронов. Но все это, говорит Пророк, потерпит Ниневия за высокомерие души; потому что высокомерие ее уподоблялось кедру. Потом, яснее изображая сие, Пророк присовокупляет:

Соф.2:15. Сей град презорливый,

то есть, всякий город и всякое царство почитавший ничтожным и малым,

живяй на уповании,

думавший, что никогда не потерпит ничего скорбного,

глаголяй в сердцы своем: аз есмь, и несть по мне еще:

Потом, посмеиваясь над Ниневиею, говорит:

како бысть во исчезновение, пажить зверем?

и что́ бывает обыкновенно,

Всяк мимоходяй сквозе его позвиждет, и воздвигнет руце свои.

потому что у людей в обычае при постигших сверх чаяния несчастиях свистать и поднимать вверх руки. Так, предсказав о Ниневии, Пророк обращается снова к Иерусалиму.

Глава 3

Соф.3:1. О светлый и избавленный граде, голубице!

Подлинно слез и сетования достоин город, который в счастии был знаменит и славен, неоднократно спасаем Богом всяческих, и изобиловал духовными дарованиями. Ибо предполагаю, что Пророк в именовании «голубицею» дает разуметь, или это самое, или благолепие и красоту города; потому что и голубь животное красивое. А вероятно Пророк выразил и то, что, как голубь охотнее селится в домах стоящих отдельно, так и вы Иерусалимляне, когда живете благочестиво, усердно посещаете посвященный Богу храм. Потом Пророк описывает прегрешения; и во первых непослушание:

Соф.3:2. Не услыша гласа,

потом грубость нрава:

неприят наказания,

сверх того неверие:

на Господа не упова, и к Богу своему не приближися

а после сего зверство и несправедливость князей:

Соф.3:3. Цари его в нем яко львы рыкающе,

беззаконие и насилие судей:

судии его яко волцы аравийстии, не оставляху наутро

лживость и безбожие прорицателей:

Соф.3:4. Пророцы его ветроносцы, мужи презорливи,

(ибо пророками называет лжепророков); потом нечестие и гнусную жизнь священников:

священницы его сквернят святая, и нечествуют в закон.

Но когда, говорит Пророк, на все это отваживаются в Иерусалиме,

Соф.3:5. Господь праведен посреде его, и не имать сотворити неправды: утро утро даст суд Свой в свет: и не укрыся, и не весть неправды во истязании, ниже в распри обиды.

Скоро Господь наложит наказание на тех, которые отважились сделать столько худого; ибо словами: "утро утро", Пророк выразил скорость; и словом: "во свет "– то, что совершится сие явно, а не тайно. И соделает сие Господь, низлагая дерзость неправды, и не попуская ей превозмогать до конца.

Соф.3:6. В растление низложих величавыя, изчезоша углы их: опустошу пути их весма, еже непроходити: изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити.

Как здания связываются углами, так власть опирается на успех в делах. Посему, предавая растлению живущих горделиво, высоту их низложу на землю; так что память о них не перейдет к потомкам, и города их предам совершенному запустению. После таких угроз Человеколюбец снова увещевает и советует убояться сказанного и принять сей приличный для них урок – избегнуть угрожающей гибели, какую породило беззаконие, не медлить и не отлагать, но скорее принести покаяние. Ибо говорит:

Соф.3:7. Готовися, утреннюй,

в скорости принеси покаяние.

истле все листвие их.

Не бойся Ассириян, которых множество поразил Я у врат твоих; потому что и «листвие их», то есть, избегших сего наказания, предам Вавилонянам.

Соф.3:8. Сего ради потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего во свидетельство: зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев ярости Моея: зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля.

Не думай, что нерадею о делах человеческих; но жди, и увидишь, что востану, разсужу правдиво, сокрушу неправедные царства, и Моею ревностию, как бы неким огнем, очищу вселенную. И еще яснее представляя сие, присовокупил:

Соф.3:9. Яко тогда обращу к людем язык в род их, еже призывати всем имя Господне, работати Ему под игом единем.

Акила, Феодотион и Симмах перевели это яснее; и Акила и Феодотион говорят: тогда ко всем народам обращу избранные уста, а Симмах: тогда обращу к народам чистые уста; чистыми же устами называет уста именующие не богов, но Бога. Подобное сему изрек Бог и устами Исаии: «языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир» (Ис. 32, 4): и еще: «и ясен будет язык гугнивых» (Ис. 35, 6). Посему, оные народы, обученные многобожию, обратит и соделает избранными и чистыми, так что все призовут имя Господне, и все народы поработают Господу «под игом единем». И даже

Соф.3:10. От конец рек ефиопских, прииму молящия Мя: сыны разсеянных принесут жертвы Мне.

Обитающие на крайних пределах земли, приняв учение всюду рассеянных Мною проповедников, принесут Мне жертву хвалы. Так перевел и Симмах: от концов рек ефиопских, молясь Мне чада рассеянных Мною принесут Мне дар; то есть, став чадами рассеянных Мною во все народы проповедников благочестия, принесут Мне духовные дары.

Соф.3:11. В день он не имаши постыдитися от всех начинаний твоих, имиже нечествовал еси в Мя: яко тогда отъиму от тебе укоризны досаждения твоего, и ктому не имаши приложити величатися на горе святей Моей.

Когда совершится сие, и язычники сподобятся спасения, тогда и вы, живущие в Иерусалиме, верою прияв спасение, освободитесь от прежнего злочестия, не будете презирать заповедей Моих и величаться ветхозаветным храмом. А поелику не все Иудеи вняли в последствии евангельскому учению; то и сие ясно предсказывает Пророк.

Соф.3:12–13. И оставлю в тебе люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни. Останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и необрящется во устех их язык льстив: зане тии пожируют, и угнездятся, и не будет устрашаяй их.

И сие ясно указует нам на лик апостольский, ублажая Который, Владыка сказал: «блажени кротции, яко тии наследят землю» (Матф. 5, 5); и еще: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Их-то и и блаженный Софония называет людьми «кроткими и смиренными»: потому что не таковы Израильтяне, но «людие буии и немудри» (Втор. 32, 6.), и по словам другого Пророка: «жила железна выя» их и «чело их медяно» (Ис. 48, 4). Сих-то свободных от неправды Пророк называет имеющими язык чуждый льсти. Посему, приобретши себе такой народ вместо злонравного, дерзкого, и злочестивого,

Соф.3:14. Радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля.

Бог соделал тебя чистою от идолов, и освободил от служения губительным демонам.

Соф.3:16. Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои.

Соф.3:17. Господь Бог твой в тебе, Сильный спасет тя: наведет на тя веселие и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника.

Соф.3:18. И соберу сотреныя твоя:

Знаю, что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному; потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас; ибо «больши сея любве, – говорит Господь, – никто же может показать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. 17, 13); и еще: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 16). Потом Пророк угрожает и тем, которые поносили тогда Иерусалим, и которые в последствии на тоже самое осмелились против проповедников истины; потому что пророчество имеет двоякий смысл.

горе, кто приимет нань поношение.

Соф.3:19. Се Аз сотворю в тебе Мене ради, глаголет Господь, во время оно, и спасу утисненную и отриновенную прииму, и положу я в похваление, и имениты по всей земли, и непостыдятся

Соф.3:20. Во время оно, егда добро вам сотворю, и во время егда прииму вы: зане дам вы имениты и в похваление во всех людех земли, внегда возвращати Ми пленение ваше пред вами, глаголет Господь.

Спасение человеков зависит от одного Божия человеколюбия; потому что не в награду правды приобретаем оное, но оно – дар Божией благости. Посему говорит Владыка: "Мене ради" и спасу, и прииму, и бывшую Мне чуждою усвою Себе, и соделаю ее именитою и у всех славною, освобожу от прежнего стыда, и прежних пленников и рабов учиню свободными и Моими домашними. Сие же, как сказал я, даровал и возвратившимся тогда из Вавилона, и после сего дарует всем человекам; потому что порабощенные древле диаволу, избавившись от оного горького рабства, забыв прелесть многобожия, стали мы своими Богу, сделавшись именитыми, по сему пророчеству, у Греков и варваров, и «бывшие иногда далече» стали "близ", по слову божественного Апостола (Ефес. 2, 13).

Поэтому и нам надлежит покориться апостольскому увещанию, ясно взывающему: «свободою, ею же Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся» (Гал. 5, 1). Ибо таким образом освободимся от горького властительства мучителева, и, служа нашему Владыке, сподобимся царства небесного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу и со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Наума блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аггея святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на пророка Софонию блаженный Иероним Стридонский

4. Толкование на книгу святого пророка Авдия епископ Палладий (Пьянков)

5. Толкование на пророка Иеремию святитель Иоанн Златоуст

6. Книга пророка Авдия преподобный Ефрем Сирин

7. Омилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

8. Толкование на книгу Песнь песней I, 4 и VIII, 5 священномученик Дионисий Александрийский

9. Толкование на послание к Филимону святитель Феофан Затворник

10. О пророке Ионе священномученик Зенон Веронский

Комментарии для сайта Cackle