Толкование на Пророка Наума
«Толкование на пророка Наума» входит в состав «Толкования на 12 малых пророков», написанного блж. Феодоритом Кирским в 30-40-х гг. V в. по просьбе друзей. Он использует типологический метод толкования и уделяет достаточное внимание уточнению хронологии жизни пророка.
Комментарий представляет собой последовательное изложение всех 3-х глав Книги пророка Наума.
Блж. Феодорит акцентирует внимание на теме Божьего суда и справедливости. Он объясняет, что наказание Ниневии является проявлением Божьей праведности и ответом на грехи народа, включая угнетение и насилие. Пророк Наум, по мнению блж. Феодорита, служит голосом утешения для израильтян, обещая им освобождение от угнетателей и восстановление мира.
Ниневитяне, убоявшись Божьей угрозы, проповеданной им богомудрым Ионою, прибегли к усердному покаянию, и обрели себе спасение; вместо угрожавшей им конечной гибели сподобились Божия человеколюбия. Но, по прошествии немного времени, забыли о сей неизреченной милости, возвратившись же к прежним порокам, совершили тысячи новых беззаконий, и осмелились идти с воинством на Израиля. Фелгафелласар и Саламанасар, поработив десять колен, отвели их в плен; а Сеннахирим, ополчившись против Иудеи, иные города взял приступом, против же Иерусалима послав войско, подвиг язык на самого Бога всяческих. Но невидимо единым Ангелом многие тысячи мгновенно были преданы смерти; и сам царь их, избежав сей кары, и став провозвестником от Бога постигшей казни (для сего и дал ему Бог спастись здравым), в царских своих чертогах приемлет смертельный удар от рожденных им: а в скором последствии времени, по перенесения царского престола в Вавилон, весь род царей сих угас; город Ниневия разорен и предан конечному запустению. Сию гибель Ниневии предсказывает блаженный Пророк Наум, прияв силу Божия Духа, и предвещаемым научает, что Владыка Бог не оставляет ничего без своего о том попечения и промышления, но по справедливому Своему определенно у каждого требует отчета во всем, что сделано им в жизни. Посему-то нечествовавшего Израиля предал ассириянам; ассириян же, которые с Израилем поступали зверски и обходились жестоко, подверг также многим наказаниям чрез другие народы; потому что, не Божию служа изволению, пошли они с воинством на Израиля, но руководствуясь высокомерием и дерзостью и покушаясь на всех распространить свое владычество. Попустил же им Бог всяческих предприятие свое привести в исполнение, наказуя чрез них Израиля. Но чтобы не думали они, будто бы преуспели в этом собственною своею силою, после того, как покорили все другие города, у самых оград Иерусалимских многие тысячи предал смерти. Сии предречения заключает в себе пророчество блаженного Наума. Но время уже приступить к истолкованию самых речений.