блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

 Изьяснение 111Изьяснение 112Изьяснение 113 

Изъяснение псалма 112-го.

«Аллилуия». Другая песнь, написанная также нам на пользу, и возбуждающая людей к песнопению Благодетеля.

Пс.112:1.   Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.

Пс.112:2.   Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.

«Хвалите отроцы Господа». Отроками называет здесь Пророк не юных, как предполагали иные, но рабов. Ибо так перевели и Акила, и Симмах, и Феодотион; да и в еврейском сказано: «авди»; а тоже и у сирскаго переводчика. И слово: «хвалите» в еврейском читается: «аллилуия»: откуда явствует, что «аллилуия» толкуется: «хвалите Господа».

«Хвалите имя Господне». «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Вам, как рабам и получившим бытие от Бога, говорит Пророк, надлежит песнословить имя Его, хотя не знаете естества; потому что имеет безначальное и вечное благословение и благохваление. Сие означают слова: «от века и до века». Должны же и мы возносить Ему, как Творцу, благодарственную песнь.

Пс.112:3.   От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.

«От восток солнца до запад хвально имя Господне». Псалом предвозвещает Боговедение, сообщенное язычникам по вочеловечении Единороднаго. Ибо древле Бог всяческих песнословим был даже не всеми Иудеями, а только не многими живущими благочестиво. Но по рождении от Девы, и по спасительном страдании, «во всю землю изыде вещание» проповедников истины, «и в концы вселенныя глаголы их» (Псал. 18, 5), и наполнилась «вся земля ведения» Господня, «яко же вода многа» для покрытия морей (Авв. 2, 14). Сие Бог всяческих изрек устами и другаго Пророка: «несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фимiам приносится имени Моему, и жертва чиста» (Мал. 1, 10–11). Согласно с сим предрекает и сие духовное сладкопение.

Пс.112:4.   Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.

«Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его». Все народы дознали, что Он есть Вышний и Бог, Создатель всех, песнословимый небесными Ангелами.

Пс.112:5.   Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте.

Пс.112:6.   Приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю.

«Кто яко Господь Бог наш?» Божественное Писание многократно повторяет сие. И блаженный Моисей говорит: «кто подобен Тебе в бозех Господи, кто подобен Тебе? прославлен во Святых» (Исх. 15, 11); и блаженный Давид сказал: «кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих» (Пс. 88, 7)? И еще: «яко кто Бог разве Господа? Или кто Бог разве Бога нашего» (Псал. 17, 32)? Из всех сих изречений дознаем, что Бог всяческих несравним, и что никакое существо не может сравняться с Божиим естеством, или силою, или деятельностию.

«На высоких живый», «И на смиренныя призираяй на небеси и на земли». Ибо почитаемый живущим на небесах все назирает, и ничего существующаго не оставляет без Своего о том попечения.

Пс.112:7.   Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего.

Пс.112:8.   Чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его.

«Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога»: «Посадити его с князи, с князи людей Своих». Сие изрекла и блаженная Анна, слагая Богу благодарственную песнь (1Цар. 2, 8). Сие же, как видим, и всегда творит Бог всяческих; так блаженнаго Давида, бывшаго пастырем, соделал царем; так Иосифа, впадшаго в рабство, посадил на царский престол; так Моисея, бывшаго пастырем овец, соделал народоправителем людей Своих, и поставил в Бога Фараону; так народы, порабощенные нищете нечестия и седящие на гноище греха, сподобил благ дарованных Израилю; так естество человеческое, ниспадшее на самое дно смерти, восприял, возвел и посадил «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Ефес. 1, 21).

Пс.112:9.   Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!

«Вселяяй неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуюся». И сие можно также видеть совершившимся на людях. Ибо и Сарру, и Ревекку, и Рахиль, и Анну, и Сампсонову матерь, и Елисавету, бывших безплодными, соделал матерями чад. В более же собственном и истинном смысле можно видеть сие на Церкви; потому что ее, древле неплодную и безчадную, соделал матерью веселящеюся о безчисленных чадах, по пророчеству, в котором сказано: «возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (Ис. 54, 1).


 Изьяснение 111Изьяснение 112Изьяснение 113 


Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского