блаженный Феодорит Кирский

Изъяснение псалма 125-го.

«Песнь степеней». Кир, воцарившись, повелел всем Иудеям возвращаться в отечество, но многие по злонравию, и потому что во всем противились Божиим законам, не пожелали возвратиться. А все, которые заботились о благочестии предков и вожделевали служения закону, с охотою пускались в обратный путь. Сии то, видя собственное свое освобождение, изъявляют радость в настоящем псалме и молятся о том, чтобы и единоплеменники их получили также свободу.

Пс.125:1.   Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне.

«Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени». Речение: "яко" означает здесь усиление речи. Пророк говорит: ощутили мы великую радость, когда Бог положил конец наказанию, и даровал пленным свободу.

Пс.125:2.   тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»

«Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия». Преисполнившись радости, немедленно подвигли мы язык к песнопению. Слово: «веселия» Акила перевел: хвалы, а Симмах: благословения.

«Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними». А сие сделало нас у всех славными; потому что удивляются сему великому Божию делу – освобождению нашему от горькаго этого рабства. И мы взываем:

Пс.125:3.   Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.

«Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся». Странно было бы лишенным Божественнаго ведения удивляться явленному на нас человеколюбию, а нам сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию.

Пс.125:4.   Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.

«Возврати Господи пленение наше: яко потоки югом». Желают, чтобы и другие единоплеменники наслаждались благами, каких сподобились сами они, и умоляют общаго Владыку, и им даровать свободу, чтобы множество возвращающихся уподоблялось потоку. "Югом" же называя Иерусалим, Пророк дает сие название по местоположению. Так именуют его Иезекииль и Аввакум. Но пророческое слово указывает и на другое нечто. Южный ветер, будучи влажен, наполняет воздух облаками, приносит сильные дожди, и заставляя обыкновенно таять снег, наполняет потоки водами. Так повели, говорит Пророк, и нашим единоплеменникам, разсеянным повсюду, собраться, и подобно потоку устремиться в путь.

Пс.125:5.   Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

«Сеющии слезами радостию пожнут». Не напрасно приносим сии моления, но зная плоды слез. Ибо ввергающие семена со слезами веселятся, видя обильную жатву.

Пс.125:6.   С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.

«Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя». Грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя. Туже мысль Пророк выразил различно, желая разнообразием учения доставить большую пользу.



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Вам может быть интересно:

1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 124-го. блаженный Феодорит Кирский 408,2K 

2. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 123-го. блаженный Феодорит Кирский 408,2K 

3. Толковая Псалтирь – Псалом 125 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н) 336,4K 

4. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона – Глава 6 блаженный Феодорит Кирский 14,1K 

5. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона – Глава 5 блаженный Феодорит Кирский 14,1K 

6. Толкование на Псалмы – Псалом 125 епископ Палладий (Пьянков) 146,6K 

7. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 125 архиепископ Ириней (Клементьевский) 42,1K 

8. Толковая Псалтирь – Псалом 141 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н) 336,4K 

9. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 138 архиепископ Ириней (Клементьевский) 42,1K 

10. Беседы на Псалмы – Беседа 38 на псалом 128 святитель Иоанн Златоуст 186K 

Комментарии для сайта Cackle